Центральное место Христа в Божьем мирозданье



О.Габриэль Аморт.

Вступление

Когда кардинал Уго Полетти, папский викарий римской епархии, неожиданно дал мне полномочия экзорциста, я и не подразумевал, какой огромный мир откроется для моей деятельности и как много людей будут пользоваться моими услугами. Более того, это задание было сперва поручено мне, чтобы я служил помощником о. Candido Amantini, увлеченному и очень известному экзорцисту, который собирал в Риме на La Scala Santa (на Святой Лестнице) нуждающихся в помощи со всей Италии, и часто даже из-за границы. Для меня это стало настоящей благодатью. Никто не становится экзорцистом по собственному желанию, иначе можно встретить огромные трудности и совершить неизбежные ошибки, несущие вред верующим. Думаю, что о. Candido был единственным экзорцистом в мире, имеющим 36-летний опыт в этом служении. Лучшего наставника не могло и быть, я очень благодарен ему за терпение, с которым он ввел меня в это совершенно новое для меня служение.

Во время моего служения экзорцистом я также открыл для себя, что в Италии немного экзорцистов, а подготовленных к этой деятельности, вообще очень мало. Еще хуже дело обстоит в других странах. Я должен был благословлять приезжающих из Франции, Австрии, Германии, Швейцарии, Испании, Англии, где, по словам тех, кто ко мне обращался, им не удалось найти экзорциста. Что это, небрежность епископов и священников? Настоящее неверие в необходимость и эффективность такого служения? В любом случае я чувствовал, что начинаю совершать свое апостольство среди особо страдающих, которых никто не понимает: ни домашние, ни врачи, ни священники.

Сегодня в католическом мире духовное попечительство в этой области совсем заброшено. Раньше так не было, и должен признать, что в некоторых протестантских конфессиях изгнание злых духов происходит часто и эффективно. В каждом кафедральном соборе должен быть свой экзорцист, также, как и свой назначенный исповедник. И тем больше должно быть экзорцистов, чем больше в них нуждаются большие приходы и санктуарии.

Кроме того, что экзорцистов мало, к ним еще и плохо относятся, с ними борются, им трудно найти место, где они могли бы совершать свое служение. Мы знаем, что одержимые демоном иногда кричат. Этого достаточно для того, чтобы настоятель монашеской общины или настоятель прихода отказал экзорцисту в помещении. Спокойная жизнь без шума и суматохи куда больше ценится, чем любовь, исцеляющая одержимых.

Автор этих строк также должен был пройти свой крестный путь, хотя и не в такой степени, как другие экзорцисты, более достойные и ценимые. Призываю поразмыслить на эту тему всех епископов, которые иногда мало обращают внимания на подобные вопросы. А ведь речь идет о служении, вверенном исключительно им: только они могут его исполнять, или назначать экзорцистов.

Как была написана эта книга? Идея родилась, благодаря желанию поделиться с заинтересованными людьми плодами многолетнего и богатого опыта, опыта, больше отца Кандидо (Candido Amantini), чем моего. Я намереваюсь помочь прежде всего экзорцистам и всем священникам. Как врач терапевт должен знать какого пациента к какому специалисту направить (лору, ортопеду, неврологу…), кто в чьей помощи нуждается, точно также и священник должен знать хотя бы минимум, чтобы сориентироваться, нуждается ли тот или иной человек в помощи экзорциста, или нет.

И еще одна причина, по которой многие священники советовали мне написать эту книгу. Ритуал экзорцизма, среди прочих многочисленных правил, предписывает экзорцистам, изучать различные полезные труды достойных доверия авторов.

Однако, когда мы начинаем искать серьезную литературу, касающуюся этой темы, то мало что можем найти. Вот три книги: первая C. Balducci “Il diavolo” (дьявол), Casale Monferrato 1988; она полезна, но в основном это только теория, где рассматриваются ошибки и недостатки. Там нет практической части. Автор является демонологом, а не экзорцистом. Вторая книга – это книга экзорциста M. La Grua pt. “La preghiera di liberazione” (молитва об освобождении), Palermo 1985. Эта книга написана для групп Обновления в Духе Святом, чтобы дать их молитвам об освобождении правильное направление. Заслуживает упоминания также книга, написанная R. Allegriego pt. “Cronista all`inferno” (репортер в аду), Milano 1990. Это не систематическая работа, а собрание интервью, рассказывающих о чрезвычайных случаях. Разумеется, они правдивы и серьезно описаны, но автор в основном обращает внимание на наиболее тяжелые случаи, и не упоминает о проявлениях рядового характера, а ведь экзорцист должен всегда обращать на них внимание.

В этой книге я постараюсь заполнить некоторые пробелы и представить затронутую здесь проблему с разных точек зрения. Поэтому настоящая книга написана в сокращении, ее цель – найти как можно больше читателей. В следующих книгах я планирую больше углубить данную тему, и надеюсь, что другие авторы также займутся этой проблемой со знанием дела и ответственностью, чтобы она была освещена как можно лучше, так, как это было в прошедших веках, и в настоящее время встречается в протестантских Церквях.

Для начала я хотел бы заметить, что не задержусь над доказательством тех истин, которые, я думаю, приняты повсеместно, и их знают все: существование злых духов, возможность дьявольской одержимости, а также власть изгонять злых духов, данная Христом тем, кто верит в Евангелие. Это истины откровения, четко описанные в Священном Писании, глубоко изученные богословами, их неустанно проповедуют и напоминают предстоятели Церкви. Я думаю, что такие истины уже достаточно были рассмотрены в книгах других авторов. Мне бы хотелось пойти дальше и задержаться над малоизвестным, а именно, над практическими предложениями, которые могут стать полезными как экзорцистам, так и тем, кто ищет подробную информацию, касающуюся этой темы. Прошу простить меня за некоторые повторения основных понятий.

Пусть Пресвятая Дева, Неприятельница сатаны с первых страниц истории спасения (Бытие 3,15) и до полного ее свершения (Откр.12), соединенная со Своим Сыном в борьбе с дьяволом, ведущей к победе и сокрушающей его голову, благословит настоящую книгу – плод изнурительного труда, который я совершаю, доверяя Ее поддержке и опеке.

Хочу добавить несколько замечаний к расширенному изданию этой книги. Я не предвидел, что тираж разойдется так быстро, и потребуется ее переиздавать. Думаю, это не только подтверждает интерес к затронутой проблеме, но говорит о недостатке католической литературы, которая бы полностью раскрывала тему экзорцизма. Такая ситуация не только в Италии, но во всем католическом мире. Я считаю, этот факт о многом говорит, и все это очень плачевно. Мы видим необъяснимое отсутствие интереса к данному вопросу, или, может быть, настоящее неверие в эти истины.

Спасибо за многочисленные благодарности, за выражения признания, особенно от экзорцистов. Особенно дорога была мне похвала моего «учителя» о. Кандидо Амантини (о.Candido Amantini), который признал, что в моей книге верно изложены его поучения. Никаких критических замечаний, которые бы требовали корректировки или внесения изменений, я не получал, поэтому в новом издании я развил только те мысли, которые считал важными для представления полной картины обсуждаемого вопроса. Думаю также, что люди, или группы людей, о которых я говорю в книге, поняли истинную цель моих замечаний, и не обиделись. Благодаря возможности издать эту книгу, я хочу служить широкому кругу читателей, также, как своей деятельностью хочу каждый день помогать всем тем, кто жаждет воспользоваться моим служением экзорциста.

За все благодарю Господа. Молю, чтобы Он позволил мне написать дополнение к этой книге по случаю ее десятого издания (1993 года). Должен признаться, что в течении последних двух лет многое изменилось: вышли важные документы епископов, увеличилось число экзорцистов, многие епископы проводят экзорцизм, к моим книгам добавились новые работы. Можно заметить, что к данной теме стали относиться более серьезно. Я не приписываю себе по этому поводу никаких заслуг, но только подтверждаю факты.

В конце хочу от всего сердца вспомнить о. Кандидо Амантини, которого Господь призвал к Себе для награды 22 сентября 1992 года. Это был день его именин. Собратьям, которые поздравляли его, он сказал: «Я просил святого Кандидо, чтобы он сделал мне сегодня подарок».

О. Кандидо родился в 1914 году. В возрасте 16 лет вступил в орден Пасионистов. Как профессор Священного Писания и моральной теологии, нес, прежде всего, служение экзорциста в течение 36 лет. Каждое утро он принимал по 60-80 человек, скрывая усталость за приветливой улыбкой. Советы, которые он давал, часто были вдохновлены свыше. О. Пио так говорил о нем: «о. Кандидо – священник по сердцу Божьему».

Настоящая книга, недостатки которой – исключительно вина автора, является свидетельством опыта о. Кандидо, в области экзорцизма. Он трудился только для блага нуждающихся, и это одна из причин, по которой я написал эту книгу. Я очень обрадовался, когда о. Кандидо Амантини сказал о моей верности его богатому опыту.

О. Габриель Аморт

 

 

Центральное место Христа в Божьем мирозданье

 

Сначала сатана был ангелом, сотворенным Богом, но из-за своего падения, стал злым духом. Но нельзя говорить о нем и об экзорцистах без предварительного объяснения, по крайней мере, в сокращенном виде, некоторых основных понятий и истин о Божьем деле сотворения. Наверно, я не скажу ничего нового, но, по крайней мере, дам возможность какому-нибудь читателю по-другому посмотреть на представленную тему.

Очень часто мы по привычке неверно понимаем дело сотворения, и ошибаемся в очередности событий. Мы думаем, что в один прекрасный день Бог создал ангелов. Потом испытал их, непонятно даже как, но в результате этого ангелы разделились на добрых и злых духов: ангелы были награждены жизнью на небе, а злые духи низвергнуты в ад. Потом, в другой день, как принято думать, Бог создал мир, царство минералов, растений, животных и, наконец, человека. Адам и Ева согрешили, потому что послушались сатану, а не Бога. Тогда Бог подумал о том, чтобы послать Своего Сына, и таким образом спасти всех людей.

Но не этому учат Священное Писание и Отцы Церкви. Понимая таким образом мир ангелов и мир сотворенный, мы исключаем их связь со Христом. Между тем следует внимательно прочитать вступление к Евангелию от Иоанна и два христологических гимна, которыми начинаются Послания св. Павла к Ефесянам и Колоссянам. Христос – Первенец, рожденный прежде всякой твари, все Им и для Него создано. Никакого обоснования не имеют теологические рассуждения, задающие вопрос: «пришел бы Христос в мир, если бы Адам не согрешил?». Христос – это центр всего творения. В Нем находят полноту все созданное, как небесное (ангелы), так и земное (люди и весь мир). Правильно говорят, что после грехопадения наших прародителей пришествие Христа в мир приобрело особенное значение: Он пришел, как Спаситель. Сущность Его миссии в пасхальной тайне: через смерть на кресте, Христос примирил с Богом все сотворенное – на небе и на земле.

От этого христоцентричного истолкования зависит роль каждого творения. И поэтому мы не можем здесь не упомянуть роль Девы Марии. Если Первенец, рожденный прежде всякой твари – Воплощенное Слово, то Бог не мог не подумать, прежде чем создать все остальное, о Той, в ком Воплощение должно было совершиться. Отсюда Ее единственная в своем роде связь с Пресвятой Троицей.

Следует также рассмотреть влияние и власть Христа над ангелами и злыми духами. Относительно ангелов некоторые богословы считают, что они были допущены к счастливому созерцанию Бога только благодаря побеждающей силе тайны креста Христова. Многие Отцы Церкви интересно рассуждают на эту тему. Например, у св. Афанасия мы читаем, что ангелы также благодарны Крови Христовой за свое спасение. Когда же речь идет о демонах, то в Евангелиях мы находим многочисленные предостережения на эту тему: Христос Своим крестом разрушил царство дьявола и положил начало царству Божьему. Бесноватые из страны Гергесинской кричали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Матф. 8,29). Здесь ясно указана сила дьявола, которая будет частично обезврежена Христом, хотя и не совсем уничтожена. Дьявол будет иметь силу и дальше, пока спасение не совершится в полноте, когда клеветник братий наших не будет низвержен (Откр. 12,10). Для глубокого размышления и понимания роли Марии, Неприятельницы сатаны с самого начала истории спасения, рекомендую прочитать прекрасную книгу о. Кандидо Амантини «Il mistero di Maria» (Тайна Марии), Neapol 1971.

В свете центрального места Христа в деле сотворения, можно ясно увидеть план Божий, в котором все вещи были весьма хорошо созданы через Него и для Него. Можно также увидеть деятельность дьявола, врага, искусителя, клеветника, с чьей подачи в сотворенный мир пришло зло, страдание, грех и смерть. Можно увидеть обновление замысла Божьего, которое совершил Христос, пролив Свою кровь на кресте.

Ясно можно увидеть силу дьявола. Иисус называет его князь мира сего (Иоанн 14,30); св. Павел говорит о нем, как о боге века сего (2Кор. 4,4); св. Иоанн говорит, что весь мир лежит во зле (1Иоанн. 5,19), понимая под словом мир все то, что противостоит Богу. Сатана был самым прекрасным созданием среди ангелов, а стал самым ужасным из злых духов и их предводителем. Злые духи также связаны между собой четкой иерархией и сохраняют звания, которые имели, будучи ангелами: Престолы, Господства, Власти…. Однако эта иерархия основана на рабстве, а не на любви, как у тех ангелов, чьим предводителем является св. Архангел Михаил.

Также очень четко можно увидеть дело Христа, Который низложил царство сатаны, и основал царство Божье. Поэтому особенное значение имеют события, когда Иисус освобождает одержимых: когда св. Петр говорит Корнелию о спасительном деле Христа, он не приводит в пример других чудес, только подчеркивает, что Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом (Деяния 10,38). Понятно, почему первым повелением, которое дал Иисус Апостолам, было повеление изгонять бесов (Матф. 10,1). Такую власть имеют все верующие: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов» (Марк 16,17). Таким образом Иисус возвращает и обновляет Божий порядок, уничтоженный восстанием некоторых ангелов и грехом прародителей.

Поэтому мы должны понимать, что зло, страдание и ад (т.е. вечное мучение, которое никогда не закончится) не созданы Богом.

Однажды о. Кандидо изгонял демона. Под конец экзорцизма он обратился к нему с насмешкой: «Убирайся отсюда! Бог приготовил тебе прекрасное, хорошо нагретое жилище!». Демон ответил ему: «Ты ничего не понимаешь. Это не Бог создал ад. Мы сами его создали. Он о нем даже не думал». Когда я в подобной ситуации спросил демона, желая узнать, принимал ли он участие в создании ада, то услышал в ответ: «Мы все внесли свой вклад».

Центральное место Христа в деле сотворения и обновления сотворенного, совершенного благодаря Искуплению – это основа для понимания Божьего замысла и цели человека. Правда, ангелы и люди были созданы по своей природе свободными и разумными. Когда я слышу, что кто-то говорит, путая всеведение Божье с предопределением, что Бог заранее знает, кто спасется, а кто будет осужден, и поэтому все усилия напрасны, я обычно напоминаю такому человеку четыре истины, записанные в Священном Писании: 1. Бог хочет, чтобы все люди спаслись; 2. Никто не предназначен для осуждения; 3. Иисус умер за всех людей; 4. Каждый получает благодать, необходимую для спасения.

Та истина, что Христос является центром мирозданья и всей истории, говорит нам, что, только веруя во Имя Его, мы можем побеждать и избавляться от рук врага нашего спасения – дьявола.

Когда молитва экзорцизма подходит к концу, если речь идет о тяжелом случае, то есть о полной одержимости злым духом, обычно я читаю христологичный гимн из Послания св. Павла к Филиппийцам (Фил. 2,6-11). Когда я дохожу до слов: «Дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних», я преклоняю колени, становятся на колени также все присутствующие и всегда принуждаю встать на колени одержимого. Это важная минута, она производит сильное впечатление на окружающих. Я убежден, что тогда сонмы ангелов находятся рядом с нами и тоже преклоняют колени перед именем Иисуса.

 

Сила сатаны

 

Тема настоящей книги касается практической стороны вопроса и не позволяет мне глубоко затронуть его теологический аспект, который имеет большое значение. Я коснусь его только поверхностно, так, как я делал это в предыдущей главе. Правда такова, что только экзорцист с большой буквы, такой, как о. Кандидо, привыкший за 36 лет разговаривать с демонами и обладающий глубокими познаниями в области теологии, знающий Библию, может обсуждать темы, которые раньше теология особо не рассматривала, например, грех взбунтовавшихся ангелов. Бог сотворил все согласно монолитному плану, поэтому каждая часть этого плана влияет позитивно или негативно на все целое. Теология будет неполной и непонятной до тех пор, пока в полноте своей не раскроется истина, говорящая о мире ангелов. Теология, которая не принимает во внимание дьявола, хромает и никогда не сможет понять и оценить важность Искупления.

Я начал свои размышления от Христа – центра всего сотворенного. Ибо Им создано все, что на небесах (ангелы) и что на земле (мир, воспринимаемый чувствами, во главе которого стоит человек). Прекрасно было бы говорить только о Христе, но это не отразило бы всей истины, заключенной в Его учении и деятельности. Не познав Его правду в полноте, мы никогда не смогли бы Его понять. Священное Писание говорит нам о Царстве Божьем, и оно же говорит о царстве дьявола; о силе Бога, Единого Создателя и Господа мирозданья, и в то же время о силе тьмы; о детях Божьих и о детях дьявола. Нельзя понять Искупления, совершенного Христом, не беря в расчет разрушительного действия дьявола.

Сатана, как ангел, был самым совершенным творением, какое только создали руки Божьи. Он был наделен властью над другими ангелами, и ему казалось, что он имеет власть над всем, что создал Бог. В действительности он не понимал Божьего плана. Монолитный план сотворения в полноте своей предвидел Личность Христа. Поэтому сатана и взбунтовался. Он хотел быть первым, и самым совершенным творением, центром созданного мира, даже вопреки замыслам Бога. Он стремится любой ценой господствовать в мире (весь мир лежит во зле – 1 Иоанн 5,19) и подчинить себе человека, отбросив указания, которые дал ему Бог. Ему удалось это в случае с нашими прародителями Адамом и Евой. Он также рассчитывал, что при поддержке «третьей части ангелов», которая, согласно Откровению, пошла за ним восстав против Бога, ему удастся также получить власть над всеми людьми и всем сотворенным миром.

Бог никогда не отрекается от Своих творений. Поэтому даже сатана и падшие ангелы, хоть и отделились от Бога, и дальше сохраняют свою власть и иерархию (престолы, господства, власти…), даже если используют это для зла. Святой Августин не преувеличивает, когда утверждает, что, если бы Бог позволил сатане делать, что ему хочется, «никто бы из нас не остался в живых». Не имея возможности лишить нас жизни, дьявол старается сделать нас своими сторонниками, чтобы мы, также, как и он, противостали Богу.

В этой перспективе мы должны видеть дело Спасителя. Иисус пришел, чтобы разрушить дела дьявола (1Иоанн. 3,8), чтобы избавить человека от рабства сатаны и основать Царство Божье. Во время между первым пришествием Христа и вторым, триумфальным пришествием Христа, как Судьи, злой дух хочет захватить как можно больше людей. Это война, которую он ведет, как безумец, зная, что уже побежден, зная, что не много ему остается времени (Откр. 12,12). Поэтому св. Павел говорит нам со всей откровенностью, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Ефес. 6, 12).

Хочу особенно подчеркнуть, что Священное Писание всегда говорит об ангелах и злых духах (здесь я в основном говорю о сатане), как о духовных сущностях, и вместе с тем, это личности, наделенные разумом, волей, свободные и предприимчивые. Совершенно заблуждаются те современные богословы, которые отождествляют сатану с абстрактной идеей зла: это ересь, которая явно противоречит Священному Писанию, учению Отцов Церкви и учительской миссии Церкви. Речь идет об истинах, в которых раньше никто не сомневался, хотя для них никогда не формулировали догматических определений. За одним исключением. На IV Латеранском Соборе утверждалось, что «Дьявол и другие злые духи были сотворены Богом добрыми по своей природе, но сами себя сделали злыми».

Кто отрицает сатану, тот отрицает также и грех, и совершенно не понимает дела, совершенного Христом.

Нужно ясно сказать, что Иисус победил сатану, принеся Самого Себя в жертву, и перед этим возвестив Свое учение: «Если же Я перстом Божьим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Лука 11,20). Иисус сильнее, Он связал сатану (Марк 3,27), отнял его царство, которое, разделившись само в себе, не смогло устоять (Марк 3,26). Иисус отвечает тем, кто предостерегает Его, что Ирод хочет Его убить: «Пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра и в третий день кончу» (Лука 13,32). Иисус дает Апостолам власть изгонять злых духов. Потом распространяет эту власть на других семьдесят учеников, и наконец дает ее всем, кто уверует в Него.

В Деяниях Апостолов автор пишет, что Апостолы начали изгонять бесов после сошествия Святого Духа; точно также будет поступать христиане. Жившие в первые века христианства Отцы Церкви, такие, как св. Юстин и св. Иреней, явно показывают нам, что христианское учение говорит о дьяволе, и о власти, изгоняющей дьявола. После них пришли другие теологи, в их числе Тертуллиан и Ориген. Достаточно перечислить этих четырех авторов, чтобы устыдить многих современных богословов, которые фактически не верят в дьявола и совсем о нем не говорят.

II Ватиканский Собор ясно напомнил незыблемое учение Церкви о дьяволе. В продолжении всей истории человечества идет суровая борьба против сил тьмы. Эта борьба началась у истоков мира и не закончится до последнего дня (Душепастырская Конст. о Церкви в современном мире Gaudium et spes, 37); Человек, которого Бог создал праведным, поддавшись искушению дьявола, уже в начале истории злоупотребил своей свободой, противостав Богу и пожелав достичь своей цели без Него. (…) Часто отказываясь признать Бога своей первопричиной, разрушает соответствующее отношение к своей последней участи (там же, 13). Бог (…) постановил войти в историю человечества новым, завершающим образом, послав Своего Сына в нашем теле, чтобы через Него освободить людей от власти тьмы и сатаны (Декрет о миссионерской деятельности Церкви Ad gentes, 3). Не понимают дела Христова те, кто отвергает существование дьявола и его активной деятельности. Также не понимают они значения спасительной смерти Христа. Ссылаясь на Библейские тексты, II Ватиканский Собор учит: Сын Божий Своей смертью и воскресением вырвал нас из-под власти сатаны (Конст. о святой литургии Sacrosanctum Concilium, 6). Мир (…) был спасен через Христа, распятого и воскресшего после лишения дьявола его силы (Душепастырская конст. о Церкви в современном мире Gaudium et spes, 2).

Сатана, побежденный Христом, борется с Его последователями. Борьба против сил тьмы (…) будет продолжаться до последнего дня, согласно словам Господа (там же, 37). В настоящее время каждый человек находится в состоянии войны, потому что земная жизнь – это испытание его верности Богу. Постараемся тогда во всем угождать Господу и облечемся во всеоружие Божье, чтобы мы могли противостать нападкам дьявольским и устоять в день злой (…). Потому что, прежде чем мы будем царствовать с прославленным Христом, «всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2 Кор. 5,10). И в конце мира «изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения»(Иоанн 5,29; Матф. 25,46) (Догматическая Конст. о Церкви Lumen gentium, 48).

Хотя борьба с сатаной касается людей всех эпох, без сомнения, в какие-то определенные времена истории сила дьявола чувствуется сильней, по крайней мере в общественной жизни, где совершаются многочисленные грехи. Я изучал падение Римской Империи, и смог подробно узнать насколько велико было моральное разложение в ту эпоху. Правдивым и Боговдохновенным свидетельством тому является Послание св. Павла к Римлянам. В нашем веке действие злого духа подтверждают практический материализм и потребительство, которые отравляют Западный мир, а также использование средств массовой информации для зла (хотя сами по себе СМИ – добрая вещь).

Думаю, что предсказание этой особенной атаки злого духа получил папа Леон XIII, когда видел видение. Мы вернемся к нему в конце этой главы.

Каким образом сатана противостоит Богу и Спасителю? Он жаждет для себя чести, принадлежащей только Господу Богу и хочет вероломно подражать христианским институтам. Против Воплощенного Слова, которое искупило человека, ставши человеком, сатана использует идольский культ секса, который превращает тело человека в орудие греха. Кроме того, подражая культу Бога, дьявол имеет свои храмы, свой культ, людей, посвященных ему (часто повязанных кровавым ритуалом), своих почитателей и тех, кто проповедует его обещания. Как Христос дал особенную власть Своим Апостолам и их преемникам, желая принести благо душам и телам, также и дьявол дает особенную власть своим последователям, чтобы привести к падению души и подвергнуть многим болезням тела. Мы еще вернемся к обсуждению этой власти, когда будем говорить о вреде, которое несет колдовство. И еще одно замечание, касающееся темы, которая требует широкого объяснения. Если отрицание существования дьявола является заблуждением, точно также, по общепринятому мнению, заблуждаются те, кто говорит, что существуют другие силы или духовные сущности, о которых ничего не говорится в Священном Писании. Эти сущности – всего лишь вымысел спиритов, любителей эзотерики и оккультизма, или верящих в реинкарнацию и «блуждание душ». Нет никаких добрых духов, кроме ангелов, и никаких злых духов, кроме дьяволов. Души умерших сразу идут в рай или в ад, или в чистилище, как подтвердил Собор Лионский и Собор Флоренский. Умершие, которые приходят во время спиритических сеансов или души умерших, которые подселяются в живых людей, чтобы их мучить, являются демонами. Очень редкие исключения, которые допускает Бог, только подтверждают эту истину. Однако следует признать, что в этой области еще не поставлена точка. Сам о. Ля Груа, рассказывая о том, что он пережил в своей работе с душами, которые были подвержены власти злого духа, выдвинул предположение, объясняющее этот вопрос. Повторяю, это область, которая еще требует глубокого изучения; я планирую заняться этим в будущем.

Некоторые люди удивляются тому, что злой дух может искушать человека или вообще захватить его тело (душу никогда, разве только человек сам отдаст ему душу добровольно) через одержимость или мучения. Здесь можно вспомнить, что об этом говорит Откровение (12,7-9; 13): И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним. (…) Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужского пола. Жена, облеченная в солнце, которая родила Иисуса (ясно, что здесь говорится о Пресвятой Деве). Все усилия дракона оказались напрасными. И рассвирепел дракон на жену и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божьи и имеющими свидетельство Иисуса Христа.

Из многочисленных докладов Иоанна Павла II о сатане, я привожу один фрагмент от 24 мая 1987 года. Во время посещения Санктуария св. Архангела Михаила папа сказал: Эта борьба против злого духа, которую ведет св. Архангел Михаил, продолжается также и сегодня, потому что злой дух все еще живет и действует в мире. Разумеется, зло, которое от него исходит, беспорядок, который встречаем в обществе, хаос и внутренний разлом человека, являющегося его жертвой – все это не только следствия первородного греха, но также результат подлой и мрачной деятельности дьявола.

В последнем предложении явно говорится о поражении змея Богом. Об этом же говорит Книга Бытия (3,15): И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову. Находится ли сатана уже в аду? Когда произошла война между ангелами и злыми духами? На эти вопросы нельзя ответить, не беря во внимание двух факторов: пребывание в аду – это больше состояние, чем место. Ангелы и злые духи – сущности чисто духовные, поэтому понятие места по отношению к ним имеет другое значение, нежели по отношению к нам. То же самое можно сказать о времени: измерение времени для духов и для нас проходит совершенно по-разному.

Откровение говорит нам, что злые духи были низвержены на землю; их последнее наказание еще не наступило, хотя необратимый выбор, который отделил ангелов от злых духов, уже совершился. Демоны все еще обладают властью, с дозволения Бога, хотя им немного осталось времени. Поэтому они кричат Иисусу: «Пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Матф. 8,29). Иисус – единственный Судья, и Он присоединит к Себе Свое мистическое тело. Именно так следует понимать слова св. Павла: «Разве не знаете, что мы будем судить ангелов?» (1 Кор. 6,3). Для того, чтобы сохранить свою временную власть, злые духи, которыми был одержим человек из Гадаринской страны, обратившись к Иисусу, просили Его, чтобы Он не велел им идти в бездну, но позволил им войти в стадо свиней (Лука 8, 31-32). Когда злой дух выходит из человека и идет в ад, это становится для него, как бы последней смертью. Поэтому он избегает этого, как только может. Но он должен будет заплатить за страдания людей необъятным вечным наказанием. Св. Петр очень понятно объясняет, что последний приговор злым духам еще не оглашен: «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2 Петра 2,4). Ангелы также получат увеличение славы за добро, которое они нам делали, поэтому очень полезно прибегать к ним и призывать их на помощь.

Какой вред может принести сатана людям, пока они живут? Трудно найти работы, которые освещали бы эту проблему, хотя бы потому, что не хватает общего словарного запаса. Поэтому я постараюсь максимально уточнять значение понятий, которыми буду пользоваться в этой книге.

Существует обычное действие злого духа, которое направлено на всех людей: это искушение злом. Даже Сам Иисус согласился принять человеческую участь, и позволил сатане искушать Себя. Не буду сейчас подробно рассматривать эту деятельность злого духа, не потому что она маловажна, а потому, что моя цель – показать чрезвычайные действия дьявола, которые Бог позволяет ему совершать только в определенных случаях. Эти чрезвычайные действия можно поделить на пять разных форм, которые я постараюсь сейчас объяснить.

1. Физические страдания, которые причиняет дьявол извне. Здесь идет речь о явлениях, которые мы встречаем, читая биографии многих святых. Мы знаем, что св. Павел Креста, Арский пастырь, отец Пио и многие другие были биты, их бичевали и били палкой злые духи. Я не задержусь на этой форме деятельности дьявола, потому что в подобных случаях никогда не было внутреннего влияния дьявола на человека, которого он мучил, и не нужно было совершать молитвы экзорцизма. В крайнем случае, достаточно было горячей молитвы людей, которые знали, что происходит с человеком, испытывающим страдания. Я бы скорее хотел остановиться на остальных четырех формах, которые непосредственно интересуют экзорцистов.

2. Дьявольская одержимость. Это невыразимое мучение. Такое происходит, если злой дух овладевает телом (не душой) человека и велит ему что-либо делать или говорить по-своему усмотрению. Жертва не может ничему сопротивляться и не несет моральной ответственности. Чаще всего эта форма выступает в сверхъестественных проявлениях, похожих на те, что показаны в фильме «Экзорцист», или выражается в ярких симптомах, перечисленных также в Ритуале: говорении на иных языках, чрезвычайной силой, рассказах о тайных делах. В Евангелиях показательным примером является одержимый из Гадаринской страны. Но нужно четко уяснить, что существует много видов дьявольской одержимости. Они отличаются друг от друга тяжестью состояния и симптомами. Среди многочисленных случаев, с которыми я встречался, был и такой, когда люди с полной одержимостью, во время молитвы экзорцизма оставались совершенно немыми и неподвижными. Я мог бы привести разные примеры одержимости, с разными симптомами.

3. Мучение, насылаемое дьяволом. Это разного рода страдания и болезни, как легкие, так и очень серьезные, которые, однако не связаны с одержимостью, не лишают сознания, не заставляют совершать поступки или произносить слова, за которые нельзя привлечь к ответственности. Вот несколько Библейских примеров. Иов не был одержим дьяволом, но дьявол страшно в него ударил. Иов потерял детей, имущество, здоровье. Скорченная женщина и глухонемой, которых исцелил Иисус, не были полностью одержимы дьяволом, но воздействие злого духа спровоцировало у них физические болезни. Св. Павел однозначно не был одержимым, но испытал на себе мучения, насылаемые злым духом, которые отразились на физическом здоровье: «И чтоб я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтоб я не превозносился» (2 Кор. 12,7). Здесь идет речь о физическом страдании. Нет сомнения, что причиной этого страдания, было некое деяние злого духа.

Одержимость сегодня очень редко встречается, но мы, экзорцисты, сталкиваемся со многими людьми, которым злой дух причинил большой вред – испортил здоровье, лишил материальных благ, работы, рассорил с близкими…. Распознать в этом случае причины болезней и страданий (то есть узнать, является ли причиной злой дух или нет) и исцелить человека не легче, чем распознать и исцелить явную одержимость. Их сила может быть другой, но их также трудно распознать, и также требуется время для исцеления.

4. Дьявольская мания. Здесь речь идет о неожиданных приступах, которые иногда становятся хроническими, маниакальных мыслях, часто нелепых, от которых, однако, жертва не в состоянии освободиться. Поэтому человек, страдающий чем-либо похожим находится в состоянии хронического изнеможения, отчаяния, думает о самоубийстве. Почти всегда такая мания влияет на сон и на сновидения. Кто-нибудь скажет мне, что это симптомы болезни, и здесь необходимо лечение у психиатра. Также, как и всем остальным проявлениям можно найти объяснение с точки зрения психиатрии, парапсихологии и т.д. Однако бывают случаи, совершенно выходящие за рамки научных исследований, когда становятся видимыми действия некоего злого духа и его присутствия. Разницу можно увидеть, только в процессе обучения и практики.

5. Нападения дьявола. Это нападения злого духа на дома, предметы, животных. Я не хочу говорить сейчас об этом способе дьявольского воздействия, вернусь к нему в следующих главах книги. А сейчас я только объясню, что значит понятие «нападение»: я не отношу его к людям, к которым можно применить другие термины, определяющие действия злого духа: одержимость, мучения, мания.

Как мы можем защититься от вышеперечисленных видов зла? Сразу отвечу, хотя думаю, что этого правила недостаточно. Итак, согласно Ритуалу, молитвы экзорцизма необходимы только в случае настоящей одержимости злым духом. В действительности же мы, экзорцисты, занимаемся всеми случаями, где только есть подозрение на влияния злого духа. Если речь идет о других случаях, не являющихся одержимостью, то здесь достаточно общих средств, дающих благодать: молитва, таинства, милостыня, ревностная христианская жизнь, прощение обид, постоянное обращение ко Христу, Пресвятой Деве, ангелам и святым. Над последним советом хотел бы немного задержаться. С большой радостью заканчиваю главу о сатане, противнике Христа, размышлением об ангелах. Они наши большие союзники, которым мы многим обязаны. Сегодня большой ошибкой является то, что о них так мало говорят. Каждый из нас имеет своего Ангела Хранителя, верного друга, который неустанно заботится о нас с того момента, как мы были зачаты и до самой смерти. Он хранит наши души и тела, а мы чаще всего о нем не думаем. Мы знаем, что каждый народ имеет своего личного ангела, и наверно у каждой общины тоже есть свой ангел. Может быть ангел есть и у каждой семьи, хотя этого мы точно не знаем. Однако знаем, что ангелы очень многочисленны и стремятся делать нам добро, тем более, что злые духи стараются нам вредить.

Священное Писание часто говорит нам об ангелах, которым Бог поручает разные задания. Мы знаем имя князя ангелов – св. Михаил. У ангелов также существует иерархия, основанная на любви и управляемая Божьим законом, «чьей волей есть наш мир», как говорил Данте Алигьери. Мы знаем также имена двух других архангелов: Гавриил и Рафаил. Один из апокрифов рассказывает нам о четвертом – Урииле. На основе Священного Писания, мы можем поделить ангелов на девять хоров: Начальства, Господства, Власти, Престолы, Силы, Ангелы, Архангелы, Херувимы, Серафимы. Разве верующий человек, живущий в присутствии Пресвятой Троицы, и даже имеющий Ее в себе, который уверен, что о нем всегда заботится Мать самого Бога и может рассчитывать на непрестанную помощь ангелов и святых, разве такой верующий человек может чувствовать себя одиноким или притесняемым злом? В жизни верующего человека всегда есть страдание, потому что это дорога креста, нашего спасения, но не должно быть места для грусти и удрученности. Верующий человек всегда готов свидетельствовать о надежде, которая поддерживает его (1 Петра 3,15).

Разумеется, верующий человек должен быть верным Богу и бояться греха. У нас есть чудесное средство, в котором мы черпаем силу. Св. Иоанн, не сомневаясь, утверждает: «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога не грешит, но рожденный от Бога хранит себя и лукавый не прикасается к нему» (1 Иоанн. 5,18). Если наша слабость иногда приводит нас к падению, мы должны сразу подняться и воспользоваться этим прекрасным средством, данным нам Божьим милосердием: искренно сожалеть о грехах и рассказать о них на святой исповеди.

 

Дополнения


Дата добавления: 2019-09-13; просмотров: 140; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!