СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ
Глава t
славянофилами и, в частности, Хомяковым, писавшим, что «вера православная» есть то «основание, на котором воздвигнется прочное здание русского просвещения» (с. 242).
Россия и Запад сравнивались славянофилами и как два различных правовых мира. Если Чаадаев утверждал, по сути, неправовой характер русской культуры, то его оппоненты впервые попытались найти отличительные черты правовых культур России и Запада.
По мнению Киреевского, господствующий характер «общежительных» отношений Древней Руси —«естественных, простых, единодушных», — обусловил то, что «законы, выражающие эти отношения, не могли иметь характер искусственной формальности», как это было на Западе. Эти законы, источником которых являлись «бытовое предание» и внутреннее христианское «убеждение», должны были «в своем духе, в своем составе и в своих применениях носить характер более внутренней, чем внешней правды, предпочитая очевидность существенной справедливости — буквальному смыслу формы; святость предания — логическому выводу; нравственность требования— внешней пользе» (1, 207). Таким образом, сам характер отношений определял приоритет нравственности над правом, «внутренней справедливости» над «внешнею формальностью» и требовал нравственной оправданности закона. «Русской земле, — отмечает в связи с этим Хомяков, — была чужда идея какой бы то ни было отвлеченной правды, не истекающей из правды христианской, или идея правды, противоречащая чувству любви» (с. 235).
|
|
Главной особенностью «Римско-Западной» юриспруденции Киреевский считал ее формализм: она «отвлеченно выводит логические заключения из каждого законного условия, говоря: форма— это самый закон, — и старается все формы связать в одну разумную систему, где бы каждая часть, по отвлеченно-умственной необходимости, правильно развивалась из целого, и все вместе составляло не только разумное дело, но самый написанный разум» (1, 207).
Для древнерусской правовой культуры, по мнению славянофилов, был характерен приоритет над законом обычного права, которое, как полагал Киреевский, «вырастая из жизни, совершенно чуждаюсь развития отвлеченно-логического». Именно правовой обычай являлся в Древней Руси источником законодательства, и такая «социологическая», по своей сути, модель «законотворчества» рассматривалась славянофилами как правовой идеал: «Закон в России, — пишет в связи
651
Раздел VIH ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1 в
с этим Киреевский, — не изобретался предварительно какими-нибудь учеными юрисконсультами; не обсуживался глубокомысленно и красноречиво в каком-нибудь законодательном собрании, и не падал потом как снег на голову, посреди всей удивленной толпы граждан, ломая у них какой-нибудь уже заведенный порядок отношений. Закон в России не сочинялся, но обыкновенно только записывался на бумагу уже после того, как он сам собою образовался в понятиях народа и мало-помалу, вынужденный необходимостью вещей, взошел в народные нравы и народный быт» (1, 207-208).
|
|
Хомяков подчеркивал необходимость соответствия положительного закона нравственному идеалу общества. «В законе положительном — пишет он, — государство определяет... постоянно свою среднюю нравственную высоту, ниже которой стоят многие его члены (что доказывается преступным нарушением самых мудрых законов) и выше которых всегда стоят некоторые (что доказывается последующим усовершенствованием закона)... Закон, слишком низкий для него, оскорбляя его нравственность, оставляется без внимания;
слишком высокий не понят и остается без исполнения» (с. 229). Мысль Хомякова о необходимости соответствия положительного закона исторически меняющемуся нравственному идеалу общества, как и его суждение об антихристианском характере свойственного западной правовой культуре «обоготворения политического общества», впоследствии получат обсуждение в философии права П. И. Новго-родцева.
|
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В своем дальнейшем развитии русская политическая и правовая мысль обращалась к тем проблемам и вариантам их решения, которые были предложены представителями «Золотого века» русской культуры. Этот постоянно ведущийся диалог обеспечивал преемственность и новизну в обсуждении ключевых проблем теории и философии права.
652
р„кпмечдуемые источники и исследования
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!