СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ
Глава 6
Соборность как синтез личной свободы и единства целого, по мысли Хомякова, может быть достигнута только через взаимность любви, связывающей членов Церкви. Мыслитель пишет в связи с этим: католицизм «...есть противная природе тирания. Протестантство есть беззаконный бунт... Но где же единство без самовластия? Где свобода без бунта? И то и другое находится в древнем, непрерывающемся, не изменившемся Предании Церкви. Там единство, облеченное большею властью, чем деспотизм Ватикана: ибо оно основано на силе взаимной любви. Там свобода, более независимая, чем безначалие протестантства: ибо ею правит смирение взаимной любви» (1994,2,284). Таким образом, соборность есть основанный на взаимной любви синтез личной свободы и единства целого.
Этот синтез достигается благодаря действию в человеке божественной благодати, первый дар которой и есть любовь. «Церковь, — пишет Хомяков, — не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божьей благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати... Единство же Церкви не мнимое; не иносказательное, но истинное и существенное, как единство многочисленных членов в теле живом» (1994, 2, 6). Свобода и единство предстают как дары божественной благодати, потому для Хомякова «вся история Церкви есть история просвещенной благодатью человеческой свободы, свидетельствующей о Божественной истине» (1994, 2,190).
|
|
Следовательно, по мысли Хомякова, соборность имеет благодатную и сверхэмпирическую природу и не является качеством эмпирической социальной реальности. Соборность — особый порядок бытия, созидаемый действием в верующих божественной благодати. Соборность можно также определить как преображенную божественной благодатью реальность. Соборность есть живой опыт, свидетельство синергийного действия божественной благодати и человеческой свободы, богочеловеческая реальность. Эта реальность, пишет Хомяков, «не может заключаться ни в деятельности разобщенных между собою личностей, ни в их случайном согласии (мечта реформаторов), ни в рабском отношении к чему-либо внешнему (безумие римлян):
она заключается только во внутреннем единении человеческой Объективности с реальною объективностью (выделено мною. — д- Т.)... живого мира, в том святом единстве, закон которого есть... ни что-либо изобретенное человеком, а Божественная реальность — сам Бог в откровении взаимной любви: это Церковь» (1994, 2, 157).
645
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в
Соборность, как уже отмечалось, имеет в учении Хомякова и гносеологический аспект. В данном аспекте соборность выступает как условие познания божественной истины. «Мы были бы недостойны познать ее (истину. — Е. Т.), если бы не имели свободы-мы были бы неспособны познать ее, если бы не держались в единстве, силою нравственного закона... Мысль всей Церкви образуется гармоническим слиянием мыслей личных, просвещенных Божественной благодатью. Но и личная мысль не простая рефлексия анализирующего и рационализирующего духа; в ней всецело проявляется нравственное существо. Она приемлет научение не только словом но всею полнотою церковной жизни» (1994, 2, 181).
|
|
Бытие в Церкви как бытие в единстве и любви с другими людьми открывает человеку возможность бесконечного познания божественной реальности. «...Слова, — пишет Хомяков, — которыми выражаются понятия о мире Божественном, могут быть понятны только для того, чья собственная жизнь находится в согласии с реальностью этого мира. Если самые эти понятия недоступны человеческой мысли, пребывающей в уединении своей личной немощи и порочности, а постигаются только Духом Божиим, который открывает их нравственному единству христианского общества; то естественно, что и слова, служащие им выражением, представляются в своем реальном смысле только тому, чья жизнь составляет живую принадлежность организма Церкви (1994, 2, 185). Таким образом, Хомяков утверждает соборную природу знания божественной истины, открывающейся человеку только в меру его стремления к нравственному совершенству. «Ясность разумения, — пишет Хомяков, — поставляется в зависимость от закона нравственного. Общение любви не только полезно, но вполне необходимо для постижения истины, и постижение истины на ней зиждется и без нее невозможно. Недоступная для отдельного мышления, истина доступна только совокупности мышлений, связанных любовью» (1, 283). «Знание истины даруется лишь взаимной любви», — таков вывод Хомякова (1994, 2, 279).
|
|
Хомяков дает следующее определение соборному единству Церкви: «Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, единство, которому основанием служит не научный рационализм и не произвольная условность учреждения, а нравственный закон взаимной любви и молитвы, единство, в котором... все равно призываются быть участниками и сотрудниками в общем деле, словом, единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, — таково единство Церкви» (1994, 2, 191).
646
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!