СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С ХОМЯКОВ



Глава 6

«самые полные ответы именно на те вопросы ума и сердца, которые всего более тревожат душу, обманутую последними результатами Западного самосознания» (1, 221).

8 3. Социальная философия А. С. Хомякова:

От общинности «Mipa» к соборности Церкви

Важнейшей частью теоретического наследия славянофилов является, конечно же, не апология крестьянской общины, присут­ствующая в трудах Хомякова 40-х годов, но его учение о соборно­сти, развитое философом уже в 50-е годы, когда в известной степени сгладилась острота славянофильских дискуссий. Следует подчерк­нуть, что это богословское по своей сути учение имело своим источ­ником важные социально-философские идеи мыслителя, развитые им в предшествующий период, т. е. в 40-е годы.

Главным принципом социальной философии Хомякова являлась идея общения, призванная объяснить свойства как общества в целом, так и отдельного человека. «...Общение слова, мысли, чувства,— пишет философ, — есть не только дело великой важности, но едва ли не лучшее достояние человека на земле».48 Общение трактуется Хомяковым как деятельность человека, в которой проявляется не одна какая-либо сторона его личности, но в которой со-участвуют все его душевные способности: «Общение, — пишет философ, — заключа­ется не в простом размене понятий, не в... размене услуг, не в сухом уважении к чужому праву... но в живом размене не понятий одних, но чувств, в общении воли, в разделении не только горя, но и радости жизненной».49

С одной стороны, общение есть необходимое условие форми­рования и развития, точнее говоря, самого существования челове­ческой личности: «Животворные способности разума, — пишет Хомяков, — живут и крепнут только в дружеском общении мысля­щих существ... отрешенный от жизненного общения единичный ум

"Хомяков А. С. По поводу статьи И. В. Киреевского «О характере просве­щения Европы и о его отношении к просвещению России» // Благова Т. И. Родона­чальники славянофильства... С. 198. — Далее ссылки на это произведение даются в тексте главы.

49 Хомяков А. С. Полн. собр. соч. М., 1900. Т. 1. С. 98. — Далее ссылки на это издание даются в тексте главы: первая цифра в скобках означает номер тома, вто­рая — страницы.

639


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX я

бессилен и бесплоден... только от общения жизненного может он получить силу и плодотворное развитие» (1, 88). С другой стороны общение между личностями есть конституирующий принцип целостности общественного организма: «В обществе здоровом и цельном, — пишет в связи с этим Хомяков, — всякое движение мысли есть уже деятельность: лица, связанные между собою живою орга­ническою цепью, невольно и постоянно действуют друг на друга; но для этого нужно, чтобы между ними была органическая связь. Раз­рушьте ее, и живое целое обратится в прах, и люди-пылинки стали чужды друг другу...» (с. 191).

Человек, в представлении философа, есть существо социаль­ное, которое «достигает своей нравственной цели только в обще­стве, где силы каждого принадлежат всем и силы всех каждому» (1994,1,470). По мысли Хомякова, человек должен преодолеть «мерт­венное одиночество эгоистического существования»: «Отделенная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиренный разлад... надобно, чтобы жизнь каждого была в полном согласии с жизнью всех... люди должны быть связаны со всем остальным организмом общества узами свободной и разумной любви» (1, 152). В поисках гармонии между личностью и обществом, освобождаю­щей социальный мир как от крайностей индивидуализма, так и от крайностей коллективизма, Хомяков призывает человека «принести в жертву самолюбие своей личности», что и позволит ему «проник­нуть в тайну жизни общей и соединиться с нею живым органиче­ским соединением» (1, 161, 174). В таком смирении эгоизма— путь к обретению человеком нравственной цельности. Таким образом, соци­альная философия Хомякова в этот период может быть охарактери­зована как преимущественно «социоцентристская» (С. С. Хоружий), отдающая приоритет обществу над личностью.

Общество, понимаемое как всеединство, — совершенное со­единение лиц, которое само также может быть рассмотрено как цельная личность и как единый организм, противопоставляется Хомяко­вым «мертвому», атомизированному обществу, члены которого свя­заны друг с другом внешними, формальными связями и участвуют в нем «внешней» стороной своей личности. Такой форме социаль­ности философ даже отказывает в праве называться обществом, это — «случайное скопление человеческих единиц, связанных или сбитых в одно целое внешними и случайными действователями», «числительное скопление бессвязных личностей» (1, 56).

640


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!