СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ



Глаеа 6

Мышления и восточно-христианской философии должна была,

по замыслу Киреевского, вырасти самобытная русская философия как более высокая ступень по сравнению с рассудочным просвеще­нием Запада (с. 292).

Концепция верующего разума и цельной личности, проти­вопоставляемая Киреевским «раздвоенной образованности Запада», относится к важнейшим составным частям философского наследия славянофилов.

Суть своей концепции верующего разума Киреевский сформули­ровал через характерные для славянофильства оппозиции: «...богословие на Западе приняло характер рассудочной отвлеченности, — в Право­славном мире оно сохранило внутреннюю цельность духа; там раздво­ение сил разума, — здесь стремление к их живой совокупности; там движение ума к истине посредством логического сцепления понятий, — здесь стремление к ней посредством внутреннего возвышения само­сознания к сердечной цельности и средоточию разума...» (1, 217).

Главная особенность западной культуры мышления, по мнению Киреевского, состоит в исключительном рационализме, т. е. в доми­нировании рационального познания над другими духовными способ­ностями человека. Неотъемлемой принадлежностью европейского просвещения является, в представлении славянофила, «...разрушив­ший его корни анализ, этот самодвижущийся нож разума, этот от­влеченный силлогизм, не признающий ничего, кроме себя и личного опыта, этот самовластвующий рассудок, или, как вернее сказать, эта логическая деятельность, отрешенная от всех других познаватель­ных сил человека (выделено мною. — Е. Т.), кроме самых грубых, самых первых чувственных данных, и на одних созидающая свои воздушные, диалектические построения» (1, 176-177).

Киреевский не только зафиксировал эту важнейшую особен­ность западной культуры, критике которой впоследствии посвятит свои труды В. С. Соловьев, но и предложил ей объяснение. Источ­ник отвлеченно-логического стиля западного мышления Киреевский, как, впрочем, и Хомяков, видит во влиянии на христианскую культуру Европы «древнеримской образованности», которую он рассматри­вает в качестве одной из трех стихий, создавших здание европей­ской цивилизации, наряду с католической Церковью и «возник­шей из завоеваний государственностью».

Характеризуя древнеримскую культуру, Киреевский пишет:

«—отличительный склад Римского ума заключался в том именно, что

633


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХПс

в нем наружная рассудочность брала перевес над внутреннею сущ­ностью вещей. Этот характер... представляет нам общественный и семейный быт Рима, логически... уродовавший... нравственные от­ношения людей по внешней букве случайно выразившегося зако­на... Тот же характер мы видим в... знаменитых законах Римских, где стройность внешней формальности доведена до столь изумительного логического совершенства, при изумительном тоже отсутствии внут­ренней справедливости. То же наружное сцепление мыслей за счет внутренней, живой полноты смысла представляет нам и религия Римская, за внешними обрядами почти забывшая их таинственное значение... Тот же характер рассудочного направления замечаем мы и в нравах Римских, где так высоко ценилась внешняя деятельность человека и так мало обращалось внимания на ее внутренней смысл... где личное логическое убеждение каждого было единственным ру­ководством его действий... Потому Римлянин не знал почти другой связи между людьми, кроме связи общего интереса... Одним словом, во всех особенностях Римского человека... видим мы одну общую черту, что наружная стройность его логических понятий была для него существеннее самой существенности и что внутреннее равнове­сие его бытия... сознавалось им единственно в равновесии рассудоч­ных понятий или внешней формальной деятельности» (1, 186-188).

Как полагает Киреевский, эта «особенность Римской физиономии» проникла в западное христианство. Вследствие этого «умственная жизнь» западных народов подверглась «непреодолимому влиянию оставшихся следов язычества, которые сообщили их мышлению рассу­дочный характер римской наружно логической отвлеченности» (с. 281). Уже труды первого западного учителя церкви, Блаженного Августина, представляли собой, по мнению Киреевского, «одну... неразрывно сомкнутую железную цепь силлогизмов» (1, 188-189).

В представлении философа, «эта Римская особенность, эта отор­ванная рассудочность, эта излишняя склонность к наружному сцепле­нию понятий» обусловила впоследствии отпадение западной Церкви от вселенской, православной. «Это предпочтение силлогизма пре­данию, — пишет Киреевский, — было даже единственным услови­ем отдельного и самостоятельного возникновения Рима. Ибо как могла бы римская Церковь оторваться иначе от Церкви Вселенской? Она отпала от нее только потому, что хотела ввести в веру новые догматы, неизвестные церковному преданию и порожденные случай­ным выводом логики западных авторов» (с. 270). Утратив вследствие

634


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!