ГЛАВА 5. ЗАПАДНИЧЕСТВО: П. Я. ЧААДАЕВ



Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) закончил Московский университет, участвовал в Отечественной войне 1812г., в составе лейб-гвардии был в заграничном походе русской армии, имел боевые награды. Как и многие в его поколении, был членом масонской ложи В 1821 г. он подает в отставку и посвящает свою жизнь занятиям философией.

Восемь «Философических писем» (1828-1830) являются главным произведением Чаадаева, послужившим толчком к формированию западничества и славянофильства. Эти письма долгое время ходили по рукам, пока первое из них и единственное опубликованное при жизни мыслителя не было помещено в 1836 г. в журнале «Телескоп». В итоге цензор был отправлен в отставку, журнал закрыт, а его изда­тель Н. И. Надеждин отправлен в ссылку. Над Чаадаевым же по при­чине приписанного ему «помешательства рассудка» был установлен полицейский и врачебный надзор. Нигилистические оценки России, характерные для «Философических писем» и вызвавшие негатив­ную общественную реакцию, были несколько смягчены Чаадаевым в «Апологии сумасшедшего» (1837).

Итак, именно с Чаадаева принято начинать историю русского западничества. Однако исследователь русской мысли Г. Флоровский в связи с этим отмечает, что «первым (западником. — Е. Т.) назвать его можно только в непрямом смысле, — в его поколении все были западниками, часто просто западными людьми. И западником он был своеобразным. Это было религиозное западничество. Магистраль же русского западничества уходит уже и в те годы в атеизм... и пози­


тивизм...».


34


 


Западная культура как воплощение социальной идеи христианства

Главная тема «Философических писем» Чаадаева— филосо­фия истории. В отличие от последующих западников Чаадаев не разделял просветительскую теорию прогресса и отзывался о ней исключительно с иронией: «Все это удивительное сплетение времен, —-

34 Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 247.

616


ЗАПАДНИЧЕСТВО: П. Я. ЧААДАЕВ

Глава!

пишет мыслитель, — она объясняет своей любимой теорией естест­венного развития человеческого духа, без всяких следов провиде­ния (выделено мною. — Е. Т.), без влияния какой бы то ни было причины, кроме механической силы человеческой природы. С точки зрения этой теории, человеческий разум, как известно, не более, чем ком снега, растущий по мере того, как его катят. Впрочем, она или усматривает повсюду прогресс и естественное совершенствование, присущее, по ее мнению, человеческому существу, или же она нахо­дит какое-то бессмысленное и беспричинное движение».35 Главный недостаток светских, прогрессистских интерпретаций истории, по мне­нию Чаадаева, состоит в том, что они всегда видят «во всем... чело­века и только человека (выделено мною. — Е. Т.)» с «воображае­мым свойством непременного совершенствования» (с. 395, 332).

Чаадаев же был убежден в том, что в истории действует божест­венный промысел, провидение, «властвующее в веках и ведущее человеческий род к его конечному назначению» (с. 392). Таким обра­зом, философия истории Чаадаева предстает как вариант концепции христианского провиденциализма, имеющий, однако, свои сущест­венные особенности. Первой такой особенностью является пред­ставление о возможности земного осуществления Царства Божия, что и является, по его мнению, целью истории. «В мире христиан­ском, — убежден Чаадаев, — все должно непременно способство­вать установлению совершенного строя на земле», Царства Божье­го, которое и «составляет конечное назначение человеческого рода» (с. 332-333).

Именно в стремлении к «водворению Царства Божьего на земле» (с. 321) Чаадаев и усматривает главную социальную идею христиан­ства. Мыслитель пишет в связи с этим: «Если вы не желаете согла­ситься ни с необходимостью, ни с возможностью царства Божьего на земле как с целью и конечной фазой развития общества, вы не сможете также допустить этого развития; вы возвращаетесь в замк­нутый круг, некогда поглотивший все древние цивилизации и кото­рый еще неизбежно поглотит все человеческое общество целиком, "одобно Риму, самому совершенному его выражению в дохристиан­ский период. Вернуться в этой точке зрения означает не больше не меньше как отречься от христианства...» (с. 477).

35 Чаадаев П. Я. Полн. собр. соч и избр. письма. Т. 1. М., 1991. С. 394.— Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.

617


Раздел УШ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ Х1

в.

Соответственно, по мысли Чаадаева, только через участие в созидании Царства Божьего на земле, что соответствует целям божественного провидения, народ может стать субъектом истории В представлении философа, местом действия божественного про­мысла является исключительно западноевропейская культура а европейские народы — единственные субъекты исторического процесса. «История» же нехристианских и неевропейских народов предстает для мыслителя в виде «нелепых отступлений от божеских и человеческих истин», неспособных «низвести небо на землю» (с. 333). Таким образом, второй особенностью философии истории Чаадаева является западническая интерпретация концепции христианского провиденциализма. Как отмечает в связи с этим В. В. Зеньковский, Запад для Чаадаева есть «то историческое бытие, в котором и осу­ществляется с наибольшей силой Промысел».36

На мировоззрение Чаадаева оказал влияние французский консер­ватизм, в частности, один из главных его представителей Ж. де Местр, который писал, что «в Европе все общественное устройство полно­стью покоится на кресте»; именно благодаря христианству «образо­валась великая европейская семья».37 В известной степени повторяя суждение французского традиционалиста, Чаадаев также убежден в том, что «народы Европы имеют общее лицо, семейное сходство». «...Еще сравнительно недавно вся Европа носила название Христи­анского мира и слово это значилось в публичном праве» (с. 327). Таким образом, в представлении мыслителя, Европа есть прежде всего культура, воспитанная христианством: «Все народы Евро­пы, — пишет Чаадаев, — подвигаясь из века в век, шли рука об руку... Вспомните, что в течение пятнадцати веков (т. е. до Реформации. — Е. Т.) у них был только один язык при обращении к Богу, только один нравственный авторитет, только одно убеждение... После этого ясно, что... та сфера, в которой живут европейцы и которая одна лишь может привести род человеческий к его конечному назначению, есть результат влияния, произведенного на них религией...». «...Там (на Западе. — Е. Т.) все совершило христианство» (с. 334),— делает вывод Чаадаев. Даже после церковной Реформации и французской революции «Европа... еще остается христианским миром, что бы она ни делала»(с. 402).


618


36 Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1, ч. 1. С. 178.

37 Местр Ж., де. Рассуждения о Франции. М., 1997. С. 73.


ЗАПАДНИЧЕСТВО: П. Я. ЧААДАЕВ

Более того, по мысли философа, «...в европейском обществе, как оно сейчас сложилось... царство Божие в известном смысле... действительно осуществлено (выделено мною. —Е. Т.), потому что общество это содержит себе начало бесконечного прогресса и обла­дает в зародыше и элементах всем необходимым для его окончатель­ного водворения в будущем на земле» (с. 336).

История европейских народов воспринимается Чаадаевым как | своего рода проповедь о Христе. «Ничего не понимают в христиан­стве те, — пишет мыслитель, — которые не замечают в его чисто исторической стороне, составляющей столь существенную часть вероучения, что в ней до некоторой степени заключается вся фило­софия христианства, так как именно здесь обнаруживается, что оно сделало для людей и что ему предстоит сделать для них в будущем» (с.332).

Чаадаев полагает, что в отличие от всех других культур, кото­рые, по его мнению, служили «одной лишь телесной природе чело­века» (с. 408), только европейская культура обладает способностью к «реальному и бесконечному прогрессу» (с. 400). В европейской культуре, убежден мыслитель, «находится элемент устойчивости и истинного прогресса, отличающий его от всякой другой социальной системы мира» (с. 403). По его мнению, главный источник способ­ности европейской культуры к бесконечному совершенствова­нию заключается именно в христианстве. «Одно только христиан­ское общество, — пишет Чаадаев, — действительно руководимо интересами мысли и души. В этом и состоит способность к усовер­шенствованию новых народов, в этом и заключается тайна их ци­вилизации... И этот интерес никогда не может быть удовлетворен До конца; он беспределен; поэтому христианские народы должны постоянно идти вперед... Никогда, нет, никогда не остановится и не погибнет мысль, которая должна подчинить себе мир... (выделено мною. — Е. Т.)» (с. 409).

Вместе с тем, очевидно, что представление Чаадаева о безгра­ничности нравственного совершенствования вступает в известное противоречие с его мечтой о возможности достижения совершенного ^циального строя, Царства Божия на земле, которое есть «оконча­тельное действие... предел и цель всего, последняя фаза человеческой "Рироды» (с. 440).

Европейская культура, кроме того, обладает, в представлении Чаадаева, способностью не только к бесконечному развитию, но и

619


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПКРВОЙ ПОЛОВИНЫ XR в

к территориальному распространению, ограниченному, правда пределами земного шара: «...земной шар... как бы охвачен Европой и новый мир, всплывший из океана, был ею заново пересоздан, а осталь­ные человеческие племена... ей подчинились...», —утверждает мысли­тель (с. 405).

«Душой» этого необратимо прогрессивного развития европей­ской цивилизации является, по мнению Чаадаева, католическая Церковь, под руководством которой европейские народы воплоща­ют в своей истории социальную идею христианства. «Чем больше размышляешь над действием, которое христианство оказывает на общество, — пишет мыслитель, — тем больше убеждаешься, что в общем плане Провидения западная церковь была создана в видах социального развития человечества, что вся ее история есть логи­ческое последствие вложенного в нее организующего начала» (с. 499). Папство, полагает он, «возникло по существу из истинного духа христи­анства, и сегодня оно, оставаясь постоянно видимым знаком единства, является еще и знаком воссоединения». А потому необходимо «признать за ним первенство над всеми христианскими обществами» (с. 414).

Итак, Чаадаев убежден в том, что европейская цивилизация «заключает в себе работу всех протекших веков», а потому и «буду­щие века... будут простым следствием этой цивилизации». «...Во всем мире, — пишет он, — остается лишь одна духовная сила. Поэтому все основные вопросы философии истории по необходимости заключены в вопросе о европейской цивилизации (выделено мпою.—Е. Т.)» (с. 407).

Очевидно, что в исторической схеме Чаадаева речь идет прежде всего о европейской культуре до эпохи Французской революции, которая для мыслителя есть закономерный итог «нелепой и безбож­ной философии восемнадцатого века», отклонившей ум европейского человека от его «законных путей». А потому, полагает Чаадаев, и в этом он сходится со славянофилами, следует «искать уроков... в старой Европе, где совершены были столь великие дела... где возникло столько великих мыслей...». Эта прежняя, добуржуазная, средневеко­вая Европа не имеет ничего общего с «новой Европой, столь жестоко терзаемой потугами некоего рождения, в смысле которого она сама не может отдать себе отчета» (с. 521).

Таким образом, своеобразие западничества Чаадаева заклю­чается в том, что оно не было тождественным либерализму, как это можно наблюдать у других представителей данного направления

620


ЗАПАДНИЧЕСТВО: П. Я. ЧААДАЕВ

Глава •

русской мысли. Ему, например, принадлежит такое высказывание:

«Русский либерал — бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это — солнце Запада» (с. 469), Чаадаев скептически относился к теоретическим основаниям либерализма, в частности, к теории общественного договора (с. 445), исходящей из гипотезы естественного состояния человека. По его мнению, когда «филосо­фия этим (изучением естественного состояния. — Е. Т.) занимается, то из философии человека она превращается в философию живот­ного и становится уже тем отделом естественной истории, который изучает нравы животных, главой о человеке в зоологии» (с. 468). Критическое отношение к либерализму дает Чаадаеву, как и впо­следствии консерватору К. Н. Леонтьеву, основания предсказывать будущую победу социализма, который «победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники» (с. 506).


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 970; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!