Соотношение законов нравственного и общественного



Неволин обращается к традиционной для русской философии права проблеме соотношения права и нравственности, трактуя ее как соотношение двух видов законов: нравственного и общественного, или соответственно внутреннего и внешнего. «Правило, по кото­рому должна происходить деятельность существ нравственных, если они не хотят отказаться от своего нравственного достоинства... на­зывается законом нравственным. Правило, по которому должны поступать нравственные существа в обществе, если они не хотят отказаться от самой жизни общественной, может быть названо... зако­ном общественным» (с. 43).

Необходимость существования двух видов законов объясняется Неволиным свойствами человеческого общения: «Общение меж­ду людьми, по самой двойственности их природы, есть двоякого рода:

во-первых, внутреннее, по мыслям, чувствованиям, желаниям; но, во-вторых, внутреннее общение между людьми, не переставая быть внутренним, в то же время делается по необходимости и внешним...». Соответственно существуют и два вида обществ: внутреннее и внешнее, при этом «важнейшее место между разными видами внеш­него общества принадлежит в роде человеческом государству». Оче­видно, не без влияния Гегеля Неволин полагает, что государство есть союз, в котором «высшие цели жизни человеческой получают для себя средоточие и по возможности полное удовлетворение, и притом необходимым и прочным образом» (с. 45).

По мнению ученого, «закон, которым определяются и охраня­ются права и обязанности лиц в обществе, есть прежде всего внут­ренний, т. е. который открывается каждому непосредственно его ра­зумом и охраняется в своем действии одной совестью». Однако «права и обязанности, признанные во внешнем обществе, и именно в государстве, определяются и охраняются законом также внешним, т- е. признанным в этом внешнем обществе, выраженным во внеш­них знаках и огражденным в своем действии внешней силой» (с. 46).

Неволин справедливо полагает, что «для руководства людей в их общественной жизни одного внутреннего закона недостаточ­но». Необходимость существования внешнего, общественного, за­кона, во-первых, объясняется тем, что разум, с помощью которого человек познает нравственный закон, может быть недостаточно об­разован, а потому «требования закона внутреннего... могут быть...

603


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX и

не довольно ясными». В этом случае «надобно, чтобы закон внешний выразил прямо и вразумительно эти требования». Во-вторых, общест­венный закон раскрывает общие требования закона нравственного «в их частностях и приноровительно к особенным обстоятельствам и случаям, дабы люди для своих действий имели определительнейшие не подлежащие сомнению или перетолкованию правила». Наконец, в-третьих, внешний закон устанавливает «внешние меры, при кото­рых или совсем было бы невозможно человеку обнаруживать во внеш­ности свою злую волю и быть вредным для общества, или, в крайнем случае, последствия злых его деяний опять вскоре уничтожались бы с восстановлением нарушенных прав в их прежней силе и важности» (с. 46—47). Соответственно, нравственный смысл общественного закона, в представлении Неволина, состоит в том, чтобы не допу­скать крайних проявлений злой воли человека. Таким образом, закон, по мнению ученого, требует от человека «минимальной» степени нравственного состояния.

Предложенное мыслителем понимание соотношения положи­тельного и нравственного законов является вполне традиционным для русской философии права: его можно найти уже у митрополита Иларио-на, а впоследствии оно станет частью философии права В. С. Соло­вьева. Очевидно, сходство размышлений объясняется в данном случае их общим источником: христианским учением о законе и Благодати.

Происхождение общественных законов

«Положительное законодательство», действующее в определенном государстве, по мысли Неволина, состоит из двух частей: «Мы разли­чаем во всяком законодательстве, — пишет ученый, — две составные части: часть, которая может быть познана непосредственно умом и сама по себе имеет обязательную силу, независимо от общественного постановления, — законы естественные; часть, которая познается не иначе, как из самого законодательства, действующего в государстве, и только потому имеет обязательную силу, что она установлена госу­дарством, — законы чисто положительные». При этом естественные законы рассматриваются Неволиным в качестве «всеобщей и необ­ходимой стороны законодательства», положительные — в качестве «случайной и ограниченной»; естественные законы в их совокупно­сти образуют, в представлении ученого, идею законодательства,

604


Гм*а4


К. А. НЕВОЛИН



 


положительные — «служат ее проявлением» (с. 49). Естественные законы, как и любые законы, являются формой, в которой в качестве содержания заключены «вечные начала божественной правды».

Естественные законы как идея законодательства и положительные законы как воплощение этой идеи не могут, по мысли Неволина, существовать отдельно друг от друга: «В действительности, — утверж­дает ученый, — ни одна из поименованных частей не может суще­ствовать отдельно от другой... первая (как всеобщее) без второй (как особенного) есть голое понятие без полноты жизни; вторая (как осо­бенное) без первой (как всеобщего) есть только хаотическое смеше­ние разных случайностей без всякой внутренней связи, без твердого основания, без вечного и неизменяемого достоинства» (с. 49). Таким образом. Неволин преодолевает классический дуализм естествен­ного и позитивного закона, характерный для естественно-правовой философии XVIII в.

Воплощение идеи законодательства в положительных законах, во-первых, зависит «от особенного характера народа, степени его развития, исторических отношений к другим народам, вообще от действия причин временных и местных». Во-вторых, воплощение «общих неизменных начал правды» в законодательстве зависит от особенностей регулируемых отношений. Наконец, в-третьих, «веч­ные начала правды в государстве прилагаются еще к отдельным, единичным случаям жизни, чтобы данный случай получил оконча­тельное решение» (с. 49).

Общая идея законодательства, полагает Неволин, «при своем переходе в мир явлений необходимо подлежит всем условиям про­странства и времени и представляется в таком же разнообразии за­конодательств, как разнообразно все существующее в пространстве и времени». Ее постепенное раскрытие в истории обусловливает различия в законодательстве различных народов. При этом, подчер­кивает ученый, каждый народ при осуществлении идеи законода­тельства «имеет свое особое назначение; раскрывши одну ее сторо-"У, он передает свой труд другому счастливейшему. Целая идея законодательства осуществляется только в целой их совокупности» (с. 49-50).

Происхождение законодательства, согласно Неволину, определя­ется «началом необходимости», действующим помимо воли и созна-чия людей, и «началом произвола», т. е. влиянием сознательно-воле­вой деятельности человека (с. 50). Под влиянием Ш. Л. Монтескье

605


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ

Неволин приходит к выводу о том, что происхождение и развитие законов обусловлены несколькими «видами необходимости» или факторами.

1. Необходимость физическая. — «Вещество, над образованием которого трудится законодатель, — поясняет свою мысль Неволин, _ составляет природа— природа человека и природа внешняя... Но имея дело с природой... люди необходимо должны сообразоваться с неизменными ее законами. В особенности большое влияние на дух и постепенное развитие законодательств имеют свойство племени... свойство земли... ее величина... положение относительно других стран, климат...».

2. Необходимость нравственная. — «На сердце человека, _ убежден ученый, —напечатлены заповеди Божественные, и при всех своих действиях он стремится поставить себя в соответствие с их требованиями».

3. Необходимость национально-культурная. —«Существует,— полагает Неволин как сторонник исторической школы права, — не­обходимое отношение между всеми направлениями деятельности народной. Каждое из них имеет влияние на каждое другое. Таким образом, под влиянием особенной религии, наук, искусств, занятий и т. д. раскрывается и особенное законодательство».

4. Необходимость историческая. — «Жизнь каждого народа, — повторяет Неволин мысли Савиньи, — развивается в необходимом порядке; напрасно захотел бы кто-нибудь перешагнуть свое время. Настоящее состояние народа всегда находится в теснейшей связи с прошедшим; напрасно захотел бы кто-нибудь вдруг отказаться от всего своего прошедшего».

5. Необходимость всемирно-историческая. — «Каждый на­род, — убежден ученый, — участвует своим особенным образом в осуществлении идеи человечества, имеет при этом деле свою осо­бенную задачу, — он должен выполнить ее непременно».

6. Необходимость логическая. — «Как между всеми частями одного и того же узаконения... находится необходимое соотноше­ние, так и между всеми частями законодательства находится по­добное соответствие»,— полагает Неволин (с. 50-51).

Различное соотношение «начал необходимости» и «начал про­извола» в процессе исторического происхождения законодательства обусловливает различия в его формах и содержании.

Образование права с точки зрения его «форм» рассматривается Неволиным в духе исторической школы. «Сначала законодательство

606


Глава 4


К. А. НЕВОЛИН



 


образуется посредством обычаев, путем бессознательной деятель­ности. У народов в первом возрасте их жизни разум бывает слаб и весьма беден понятиями», — воспроизводит Неволин мысли Савиньи. Затем «по мере успехов образованности разум начинает... восприни­мать свои права, и люди более и более привыкают действовать с со­знанием». Вместо обычаев «являются законы как непосредственные постановления власти общественной, хотя и обычаи не совсем теря­ют свою... силу». Вместе с тем вследствие специализации челове­ческой деятельности появляется особое сословие юристов, которые «возводя в сознание народа постановления, образовавшиеся путем обычая или путем закона, собирая и излагая их в порядке более или менее правильном, объясняя, дополняя их, исследуя их причины, указывая средства к их улучшению, участвуют в законодательстве теоретически и практически» (с. 52-53).

С точки зрения «содержания» Неволин, очевидно под влиянием Гегеля, выделяет пять ступеней последовательного развития идеи законодательства: семейство, род, гражданское общество, государ­ство, союз народов. «С каждой из этих ступеней, — полагает Нево­лин, — идея законодательства уясняется более и более, с каждой права и обязанности человека получают все более определенности и твердости». При этом в семейном и родовом обществах идея зако­нодательства раскрывается преимущественно под влиянием «нача­ла необходимости», «без особенного сознания в человеке»; в трех последующих — «при свете самосознания и посредством собствен­ной деятельности человека» (с. 56).

Отвергая договорную теорию происхождения государства, Не­волин подчеркивает, что «чувство любви натуральной», присущее чле­нам семейного союза, «не порождено каким-нибудь предшествую­щим размышлением; напротив, оно существует как нечто данное от природы» (с. 58). С происхождением родов начинается образование собственности (с. 60). Разрушение родового союза связано с тем, что его члены «делаются по отношению друг к другу нравственно-самостоятельными, особенными лицами». Следствием этого стано­вится образование гражданского общества, которое определяется Неволиным как «совокупность лиц самостоятельных, соединенных в одно общество для удовлетворения их частных потребностей об­щими силами» (с. 61). Затем гражданское общество переходит в го-^дарство. Индивидуальные цели каждого отдельного члена граж­данского общества, полагает Неволин, являются «ограниченными,

607


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 1 в

конечными»; истинное основание их бытия, убежден ученый, состав­ляет «цель нравственно-всеобщая, неограниченная, бесконечная». Соответственно государство определяется Неволиным как «союз лиц, которые при своих особенных целях признают целью своей дея­тельности еще цель нравственно-всеобщую — совокупность всех высших целей человеческого духа». С одной стороны, поясняет он свою мысль, в государстве «все особенные цели получают обшир­нейшее развитие»; а с другой — «члены этого союза поставляют средоточием своей деятельности не свое особенное благо, но всеобщее благо, благо целого» (с. 63). Далее государство становится членом союза народов: «Во взаимных между собой отношениях каждое го­сударство признает каждое другое самостоятельным и независимым, что и служит основанием их поведения по отношению друг к другу» (с. 65).

Неволин подчеркивает, что «каждый высший или последующий союз заключает в себе и все низшие или предшествующие», точно так же, как и «каждое низшее общество содержит в себе и все высшие, по крайней мере, в зародыше, почему и заменяет их собой, доколе они не явятся, раскрывая в себе такие права и обязанности, которые могут принадлежать только высшим видам жизни общественной». Более того, полагает ученый, «хотя низшие виды общества по вре­мени являются прежде высших, но внутренняя причина их бытия, заставляющая их непрерывно развиваться, заключается в последних, от которых только они и могут получить свое истинное, совершен­нейшее образование» (с. 65). Таким образом, согласно Неволину, идея законодательства последовательно раскрывает себя в общественных союзах и достигает своего полного, совершенного воплощения в государстве как члене союза народов.

В духе гегелевской философии права Неволин пишет о том, что государства постепенно приближаются к такому состоянию, в котором бы «их бытие вполне соответствовало бы их понятию» (с. 65). В госу­дарстве «все высшие цели жизни человеческой получают для себя средоточие и по возможности полное удовлетворение, и притом необ­ходимым и прочным образом». Соответственно верность человека союзу своего государства может быть названа «правдой по смыслу государства» (с. 45).

Неволин как ученик и последователь Савиньи уделяет большое внимание раскрытию взаимосвязи права и государства с «духом народа». «Принадлежа с самым рождением к этому нравственному

608


Гл<ча4


К. А. НЕВОЛИН



 


союзу (т. е. государству. — Е. Т.),— пишет ученый,— возрастая в нем, получая воспитание в его духе, будучи окружен им в своей жизни со всех сторон, человек исполняет его законы, как законы соб­ственного своего существа, не давая в себе и места какому-нибудь сомнению о том, должны ли быть они исполняемы; общий дух народа живет в каждом из лиц этого народа и непосредственно дает на­правление всем их действиям; все они мыслят, чувствуют, действуют в духе своего народа (выделено мною. —Е. Т.)» (с. 47). Точно также и форма правления государства, по мысли Неволина, никогда не бывает произведением человеческого произвола, но развивается «по необходимости из самого характера и духа народа» (с. 64).

Таким образом, делает вывод мыслитель, порядок жизни об­щественной, однажды возникший в виде семейного союза, непре­рывно совершенствуется и «раскрывает идею добра во всех ее на­правлениях и ее существование делает необходимостью» (с. 40).


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 198; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!