Республиканский политический идеал



Государство, полагает Пестель, образуется вследствие естест­венного разделения членов гражданского общества на повелевающих — правительство и повинующихся — народ, связанных друг с дру­гом взаимными правами и обязанностями. Такое разделение, по его мнению, «неизбежно потому, что происходит от природы человече­ской, а следовательно, везде существует и существовать должно». Обязанность правительства состоит в том, чтобы «избирать луч­шие средства для доставления в государстве благоденствия всем и каждому». До тех пор пока правительство выполняет эту обязанность, оно имеет право требовать от народа повиновения. Народ, в свою очередь, имеет право «требовать от правительства, чтобы оно не­пременно стремилось к общественному и частному благоденствию

28 Декабристы: Отрывки из источников. М.; Л., 1926. С. 441.

29 Там же. С. 433, 439.

590


П. И. ПЕСТЕЛЬ

Глава •

и только бы то повелевало, что истинно к сей цели ведет и без чего не могла бы оная быть достигнута». Такое равновесие взаимных прав и обязанностей правительства и народа является условием благопо­лучия государства; при нарушении равновесия государство впадает в «болезненное и насильственное» состояние.30

Необходимо подчеркнуть, что право рассматривается Пестелем как «последствие обязанности». «Первоначальная обязанность» чело­века, которая «всем прочим обязанностям служит источником», состоит в «сохранении своего бытия», что доказывается, по мнению Пестеля, «естественным разумом» и «законом христианским». Все права чело­века есть лишь служебные средства для исполнения его обязан­ностей. Право же «без предварительной обязанности есть ничто, не значит ничего и признаваемо должно быть только насилием или зло-

властием» (с. 3-4).

Цель государства — «возможное благоденствие всех и каждо­го» — обусловливает существование трех видов обязанностей, ис­полнение которых ведет «к благоденствию». Во-первых, Пестель выделяет религиозные обязанности — обязанности человека по отношению к Богу и Церкви. Это «первейшие и непременнейшие» обязанности, содержание которых известно человеку из Священного Писания и с которыми «все постановления государственные должны быть в связи и согласии». Второй вид обязанностей — естествен­ные, которые вытекают из законов природы и «нужд естественных». Законы государства должны быть «в таком же согласии с неизмен­ными законами природы, как и со святыми законами веры». Нако­нец, третий вид обязанностей — государственные обязанности. Главнейшая из них состоит в том, что «все государственные поста­новления должны стремиться единственно к благоденствию граж­данского общества», при этом «всякое действие, сему благоденствию противное или ему вредящее, признаваемо должно быть преступле­нием» (с.4-5).

Пестель устанавливает определенные «правила» выполнения этой обязанности правительством и народом. Во-первых, «всякое ^емление в государстве к доставлению оному благоденствия должно "ьггь согласно с законами духовными и законами естественными». Во-вторых, «благоденствие общественное должно считаться важнее

30 Пестель П. И. Русская Правда. СПб., 1906. С. 2-3. - Далее ссылки на это издание даются в тексте главы.

591


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX

благоденствия частного». В-третьих, благоденствие одного человека не должно наносить вреда благоденствию другого (с. 5).

Если правительство, полагает Пестель, существует для блага народа, то народ существует «для собственного своего блага и для выполнения воли Всевышнего, призвавшего людей на сей земле про­славлять его имя, быть добродетельными и счастливыми». На этом основании Пестель делает вывод о том, что «народ российский не

есть принадлежность или собственность какого-либо лица или се­мейства» (с. 6).

Несоответствие существующей в России формы правления сформулированным Пестелем «коренным понятиям», на которых, по его мнению, должно быть основано «всякое благоустроенное го­сударство», позволяет мыслителю охарактеризовать современную ему систему правления как зловластие или даже разъяренное зло-властие. Поскольку «прежняя верховная власть довольно уже дока­зала враждебные свои чувства против народа русского», необходимо заменить ее таким устройством, которое было бы основано «на одних только точных и справедливых законах и не предоставляло бы ничего личному самовластью» (с. 8).

Цель «совершенного преобразования государственного порядка» может быть достигнута только путем учреждения Верховного прав­ления как временного органа, который будет действовать на период после уничтожения в России монархии и до созыва «представитель­ного собора». Временное Верховное правление должно было прийти к власти в результате военного переворота с немедленной ликвида­цией монархии и физическим уничтожением всех членов царской фамилии во избежание реставрации этой формы правления в будущем. Верховное правление планировалось учредить сроком на десять-пятнадцать лет, в течение которых в России должен быть осущест­влен переход к республиканской форме правления. На этот период Верховное правление как временный орган революционной дикта­туры обладает всей полнотой власти. Предположительно Верховное правление должно было состоять из пяти директоров — лидеров декабристского движения, возглавляемых верховным диктатором, на роль которого претендовал сам Пестель.

Поскольку «Россия должна иметь залог в том, что временное Верховное правление будет действовать для одного только блага России и для всевозможного усовершенствования положения», постоль­ку необходимо «издание Русской Правды в виде наказа Верховному

592


Глава)


П. И. ПЕСТЕЛЬ



правлению». Таким образом. Русская Правда, в определении Пестеля, есть «верховная Всероссийская грамота, определяющая все перемены, в государстве последовать имеющие, все предметы, уничтожению и ниспровержению подлежащие, и, наконец, коренные правила, дол­женствующие служить неизменным руководством при сооружении нового государственного порядка». При этом временное Верховное правление «обязано новый государственный порядок, Русскою Прав­дой определенный, ввести и устроить, а народ обязан сему введе­нию не только не противиться, но и усердно всеми силами содейст­вовать» (с. 9-11).

Прежде всего Пестель считает необходимым уничтожить со­словное деление общества, объединив «весь российский народ» в одно «гражданское» сословие: «все люди в государстве должны непременно быть перед законом совершенно равны и всякое поста­новление, нарушающее сие равенство всех перед законом, есть не­стерпимое зловластие, долженствующее непременно быть уничто­женным» (с. 60). Дворянство призывалось Пестелем к тому, чтобы «навеки отречься от гнусного преимущества обладать другими людь­ми». В случае возможного сопротивления некоторых, по прогнозам Пестеля немногочисленных, «злосовестных» дворян мерам времен­ного Верховного правления, направленным «к уничтожению рабства и крепостного состояния», таковые злодеи должны были быть «не­медленно взяты под стражу и подвергнуты строжайшему наказанию» как «враги отечества и изменники против первоначального права

гражданского» (с. 66).

Предоставляя всем российским гражданам в равной мере личные, политические и экономические права, Пестель вместе с тем считал необходимым установить в государстве систему «тайных розысков, или шпионства» (с. 111). Правительственному надзору подлежали «книгопродавцы, типографии, театральные представления и обра­щение книг, журналов, мелких сочинений и листков» (с. 114). Кроме того, он считал необходимым запретить «всякие частные общества, с постоянной целью учреждаемые, как открытые, так и тайные, по­тому что первые бесполезны, а вторые вредны». Для того чтобы из­гладить из народной памяти все воспоминания о прежнем порядке, Пестель, очевидно, используя опыт Французской революции, пола­гает «весьма полезным» установить новые «народные празднества», которые служили бы «усилению народного духа и укреплению граждан­ской связи». В «Русской Правде» вводится также запрет для частных

593


Раздел УШ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в

лиц учреждать пансионы или иные учебные заведения, так как к свя­щенной обязанности воспитания юных умов призывается исключи­тельно правительство путем учреждения государственных учебных заведений (с. 237-238).

Составленный Пестелем проект Конституции, или Государственно­го Завета, который, очевидно, должно было обнародовать временное Верховное правление, предусматривал разделение верховной власти на законодательную, исполнительную и блюстительную. Высшим органом первой должно было стать Народное вече, состоящее из на­родных представителей, избранных на пять лет, при этом пятая часть состава этого органа подлежала ежегодной ротации. Исполнительная власть была представлена Державной думой, которая должна была формироваться Народным вечем из числа кандидатов, предлагаемых губерниями. Она состояла из пяти избранных на пять лет членов, при этом «ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбо­ром». Блюстительная власть поручалась Верховному собору, который должен был состоять из 120 членов, именуемых боярами. Они назна­чались пожизненно и не могли принимать участия ни в законодатель­ной, ни в исполнительной власти. В компетенцию Верховного собора входило утверждение проектов законов, подготовленных Народным вечем. Однако при этом собор «не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное; после сего утверждения получает закон свою действительную силу». Собор назначает из своих членов по одному генерал-прокурору в каждое ми­нистерство и по одному генерал-губернатору в каждую область. Со­бор «удерживает в пределах законности Народное вече и Державную думу». В его функции входило также назначение главнокомандующих действующих армий, а также «начальство» над армией, когда она вы­ступает за пределы своего государства.3'


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 204; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!