СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ



Глма 6

«отрешенной рассудочности» «гармоническую цельность внутрен­него умозрения» (1, 189), католическая Церковь— это второе, про­изводное от древнеримской культуры начало европейской цивили­зации — стала искать лишь внешнего единства верующих вместо единства духовного, что и призваны были обеспечить присвоенная римскому папе светская власть и убеждение в его непогрешимости. Таким образом, «единомыслие западных христиан должно было ограж­даться внешним авторитетом иерархии» (с. 270).

Киреевский делает вывод о том, что отпадение римской Церкви от православной стало главной причиной последующей реформации, которая «поставила ту же Церковь перед судом того же логического разума, ею самою возвышенного над общим сознанием Церкви Все­ленской» (1, 190). Однажды поставив «свой силлогизм выше живого сознания всего христианства» (с. 270), римская Церковь тем самым благословила «преобладание рассудочности над другими деятель-ностями духа» (1, 193), что закономерно привело к тому, что в эпоху Реформации «вместо одного внешнего авторитета, равно обязатель­ного для всех, основанием веры сделалось личное убеждение каж­дого» (с. 271). Таким образом, делает вывод Киреевский, закономерным следствием односторонней рассудочности католицизма, отвергшего соборный разум Вселенской Церкви, стало то, что сначала «разви­лась... схоластическая философия внутри веры, потом реформация в вере и, наконец, философия вне веры. Первые рационалисты были схоластики; их потомство называется гегельянцами» (с. 270).

Закономерность развития западного мышления, по мысли Киреевского, состоит в том, что человеческий разум, однажды «полу­чив одинаковые права с божественным откровением, сначала служит основанием религии, а потом заменяет ее собою» (с. 269). Но вина за такой результат западного просвещения, увлекшего человека к безве­рию, лежит не на протестантизме, а на католическом Риме, который, «имея уже истину и составляя живую часть живой церкви, созна­тельно и преднамеренно от нее откололся» (с. 272).

По мнению Киреевского, рационалистическое мышление Запада исчерпало себя в философских системах Шеллинга и Гегеля. «То направление к рациональному самомышлению, — пишет он, — которое началось на Западе около времен Реформации... достигло... последнего всевмещающего вывода, далее которого ум европейского человека уже не может стремиться, не изменив совершенно своего основного направления. Ибо когда человек отвергает всякий авторитет,

635


Раздел VIII    ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX

кроме своего отвлеченного мышления, то может ли он идти далее того воззрения, где все бытие мира является ему прозрачной диа­лектикой его собственного разума, а его разум — самосознанием всемирного бытия? Очевидно, что здесь конечная цель, которую только может предположить себе отвлеченный разум, отделенный от других познавательных сил...» (с. 268).

Итак, в представлении Киреевского, «Европа высказалась вполне. В девятнадцатом веке она... докончила круг своего развития, начав­шийся в девятом» (1, 181). Следует отметить в связи с этим, что Ки­реевский, как и до него Филофей, так и после него К. Н. Леонтьев связывал начало европейской культуры с отпадением Рима от вселен­ского православия. Вывод Киреевского следующий: «Западная фи­лософия теперь находится в том положении, что ни далее идти по своему отвлеченно-рациональному пути она уже не может, ибо сознала односторонность отвлеченной рациональности; ни проложить себе новую дорогу не в состоянии, ибо вся сила ее заключалась в развитии именно этой отвлеченной рациональности» (1, 198).

Именно рационалистический характер западного мышления привел к торжеству естественного человека, обладающего неот­чуждаемыми правами его естества. «Раздробив цельность духа на части и отделенному логическому мышлению предоставив высшее сознание истины, — пишет Киреевский, — человек в глубине своего самосознания оторвался от всякой связи с действительностью и сам явился на земле существом отвлеченным, как зритель в театре, рав­но способный всему сочувствовать, все одинаково любить, ко всему стремиться под условием только, чтобы физическая личность его ни от чего не страдала и не беспокоилась. Ибо только от одной физи­ческой личности не мог он отрешиться своею логическою отвлечен­ностью» (с. 286).

По мнению Киреевского, закономерное развитие западного мыш­ления, прошедшего через «эпохи неверия сомневающегося», «фанати­ческого», наконец, «равнодушно рассуждающего», привело к осозна­нию «внутренней пустоты, требующей живого убеждения, которое бы связывало человека с человеком не холодным согласием в отвлеченных убеждениях, не наружною связью внешних выгод, но внутренним со­чувствием цельного бытия (выделено мною. — Е. Т.), одною любо­вью, одним разумом и одним стремлением проникнутого» (с. 285).

Совершенно иной, высший тип мышления, полагает Киреевский, сформировался в восточной патристике, к трудам представителей

636


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!