СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С ХОМЯКОВ



Глмаб

которой и призывает обратиться философ, так как «для нас, воспи­танных вне римского и протестантского влияния», односторонне рациональный способ мышления не может быть удовлетворитель­ным (с. 287). По его мнению, «писатели Восточной Церкви, не увле­каясь в односторонность силлогистических построений, держались постоянно той полноты и цельности умозрения, которые составля­ют отличительный признак Христианского любомудрия» (1, 198). Главная особенность православного мышления состоит, в пред­ставлении Киреевского, в том, что оно стремится «самый разум поднять выше своего обыкновенного уровня — стремится самый источник разумения, самый способ мышления возвысить до сочувственного согласия с верою» (с. 288).

Первым условием для такого «возвышения разума» к божествен­ной истине является со-участие, своего рода симфония всех по­знающих способностей человеческого духа: необходимо, пишет Киреевский, собрать «в одну неделимую цельность все свои отдель­ные силы, которые в обыкновенном положении человека находятся в состоянии разрозненности и противоречия; чтобы он не признавал своей отвлеченной логической способности за единственный орган разумения истины; чтобы голос восторженного чувства, не согла­шенный с другими силами духа, он не почитал безошибочным ука­занием правды; чтобы внушения отдельного эстетического смысла независимо от развития других понятий он не считал верным путево­дителем для разумения высшего мироустройства; даже чтобы господ­ствующую любовь своего сердца отдельно от других требований духа он не почитал за непогрешимую руководительницу к постижению высшего блага; но чтобы постоянно искал в глубине души того внутрен­него корня разумения, где все отдельные силы сливаются в одно живое и цельное зрение ума (выделено мною. — Е. Т.)» (с. 289).

Процесс познания состоит, таким образом, не в плетении беско­нечной цепи логических умозаключений, но в том, чтобы найти «в глу­бине души живое общее средоточие для всех отдельных сил разума (выделено мною. — Е. Т.), сокрытое от обыкновенного состояния духа человеческого, но достижимое для ищущего и одно достойное пости­гать высшую истину». Киреевский убежден в том, что «свободное раз­витие естественных законов разума не может быть вредно для веры православно мыслящего». Православно верующий, по его мнению, зна-ст, что «для цельной истины нужна цельность разума, и искание этой Цельности составляет постоянную задачу его мышления» (с. 289-290).

637


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIV

Православное мышление, как уже отмечалось, в представлении Киреевского, является более высокой степенью мышления, находясь на которой «православно верующий... может понять все системы мышления, исходящие из низших степеней разума, и видеть их огра­ниченность и вместе относительную истинность...» (с. 290). Верующий разум всегда сознает, «истина божественная не обнимается сообра­жениями обыкновенного разума и требует высшего, духовного зре­ния, которое приобретается не наружною ученостью, но внутрен­нею цельностью бытия». Поэтому, убежден Киреевский, истинное духовно верное познание возможно лишь при условии «чистой цельной жизни», которая является ручательством за «цельность разума». Духовное знание приобретается «по мере внутреннего стремления к нравственной высоте и цельности (выделено мною. — Е. Т.) и исчезает вместе с этим стремлением.46 Истинное знание не носит характера, «отвлеченного» от нравственности чело­века, но есть всегда верующее знание, которое только и позволяет восстановить «существенную личность человека в ее первозданной неделимости».47

Таким образом, обосновываемая Киреевским концепция веру­ющего разума включала в себя также и восточно-христианский идеал цельной личности, противопоставляемый человеку западной куль­туры, находящемуся в состоянии распада духовных сил. Западный человек не ищет «центр духовного бытия» и «не понимает той живой совокупности высших умственных сил, где ни одна не движется без сочувствия других; того равновесия внутренней жизни, которое отли­чает даже самые наружные движения человека, воспитанного в обыч­ных преданиях Православного мира...» (1, 201). Русский же человек, полагает Киреевский, «каждое важное и неважное дело свое всегда связывал непосредственно с высшим понятием ума и с глубочайшим средоточием сердца» (1, 211). На этом основании философ делает вывод о том, что «раздвоение и цельность... будут последним выраже­нием Западноевропейской и Древнерусской образованности» (1,218).

Киреевский призывает к тому, чтобы «вырвавшись из-под гнета рассудочных систем европейского любомудрия, Русский образован­ный человек в глубине особенного, недоступного для Западных по­нятий, живого, цельного умозрения Святых Отцов Церкви» нашел

46 Киреевский И. В. Поли. собр. соч. М., 1861. Т. 2. С. 327.

47 Там же. С. 336-337.

638


1


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 168; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!