СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ
Глава 6
В понятии соборности можно выделить два аспекта: 1) онтологический — соборность как единство людей, находящихся с Богом и ДРУ1' Щ>УГOM в общении взаимной любви; 2) гносеологический — соборность как условие и вместе с тем результат познания божественной истины.
Понятие соборности в онтологическом смысле призвано было показать возможность гармоничного согласия индивидуальной свободы и общественного единства. Хомяков полагает, что такая возможность существует только в обществе верующих — в Церкви. Внимание Хомякова привлекло одно суждение Киреевского: «Церковь всегда оставалась вне государства и его мирских отношений... как недосягаемый светлый идеал, к которому они должны стремиться и который не смешивался с их земными пружинами». Развивая эту мысль. Хомяков приходит к пониманию того, что идеальный принцип социального бытия имеет сверхэмпирическую природу и присутствует исключительно в жизни Церкви.
Понятие соборности, положенное Хомяковым в основу своего учения, есть третий атрибут Церкви в христианском Символе веры. Слово «соборный» является русским переводом греческого слова «кафолический». В католической традиции это слово переводилось как «повсеместный, всемирный, всеохватный». В восточно-христианской традиции понятие кафоличности, т. е. соборности. Церкви связывалось не с ее внешним распространением, не с эмпирической множественностью лиц, входящих в Церковь, а с ее внутренней истинностью, обусловленной присутствием в ней Христа. Как пишет Хомяков, «не численностью верующих и не видимым их собранием образуется Церковь, но самой связью, объединяющей их» (1994,2,172). Эта связь верующих, поясняет Хомяков, «есть сам Христос» (1994,2, 171), «начало взаимной любви в Иисусе Христе» (1994, 2, 175-176). Учение Хомякова стало, пожалуй, первым опытом раскрытия понятия соборности Церкви.
|
|
Понятие соборности раскрывается Хомяковым традиционно через оппозиции. По мнению философа, есть три типа единства, только одно из которых является совершенным, истинным — соборным. Различия между ними выражаются прежде всего в типе связи между элементами единства. В первом типе единства связь между его элементами отсутствует либо носит номинальный характер. Таким Для Хомякова является протестантизм. Во втором — связь между элементами единства носит жесткий, сковывающий их свободу характер,
643
Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
примером чего является католичество. Только в истинной, православной Церкви существует подлинно соборное единство, сочетающее взаимосвязанность элементов и их свободное самостоятельное существование. «...Единство... совершенно условное, у протестантов состоит только в арифметическом итоге известного числа отдельных личностей... а у римлян — только в стройности движений подданных полудуховного государства». В отличие от них «мы... исповедуем Церковь единую и свободную (выделено мною. — Е. Т.)» (1994, 2, 88). Таким образом, делает вывод Хомяков, католицизм есть «единство внешнее, отвергающее свободу, и потому недействительное»; протестантизм есть «свобода внешняя, не дающая единства, а потому также недействительная»; в истинной Церкви единство есть не что иное, как «согласие личных свобод» (1994, 2, 183).
|
|
Итак, специфику соборного единства характеризует его связь со свободой. В истинной Церкви, по мысли Хомякова, происходит синтез свободы личности и единства целого. При этом свобода человека трактуется Хомяковым не как свобода выбора, — в таком варианте она не может служить началом, созидающим единство. Свобода понимается мыслителем как свобода самоосуществления в Богообщении, как обусловленная верой, жизнью в Церкви «бытийная стратегия человека» (С. С. Хоружий).
Жизнь в Церкви, подчеркивает Хомяков, не лишает человека свободы. Напротив, по мысли философа, «человек находит в Церкви не чуждое что-либо себе. Он находит в ней самого себя, но себя не в бессилии своего духовного одиночества, а в силе своего духовного, искреннего единения со своими братьями, со своим Спасителем (выделено мною. — Е. Т.). Он... находит в ней то, что есть совершенного в нем самом, — Божественное вдохновение, постоянно теряющееся в грубой нечистоте каждого отдельного существования. Это очищение совершается непобедимою силою взаимной любви христиан в Иисусе Христе, ибо эта любовь есть Дух Божий» (1994, 2, 87). Таким образом, по мысли Хомякова, для каждого человека бытие в Церкви необходимо предстает как бытие в общении с Богом и другими людьми, входящими в Церковь. И только в таком со-бытии и осуществляется человеческая свобода как свобода самореализации в Богообщении. «Заключите человека в его личной отдельности, — пишет Хомяков, — разорвите связь, соединяющую всех христиан в одну живую индивидуальность... и вы заодно порвете связь, соединяющую христиан со Св. Писанием» (1994, 2, 116)-
|
|
644
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!