СЛАВЯНОФИЛЬСТВО: И. В. КИРЕЕВСКИЙ, А. С. ХОМЯКОВ



Глава 6

Различия между органическим, «живым», и «мертвым» об­ществом раскрываются Хомяковым через характерные для славянофиль­ства оппозиции. Так, органическое общество предстает как «истинное братство», члены которого связаны узами взаимной любви, в про­тивоположность внешнему объединению людей в общество посред­ством «условного договора». «Внутренней правде» — главному принципу регулирования правовых отношений между людьми в орга­ническом обществе — Хомяков противопоставляет «внешнюю правду» «мертвого» общества, которая «довольствуется освящением и охранением условных и случайных отношений между людьми» (с. 201). Внутренняя правда предстает как «признанная самим чело­веком нравственная обязанность», существо внешней — во внешнем же принуждении. Единство органического общества достигается благодаря общему согласию и единодушию, единство внешнего обще­ства— благодаря формальному численному большинству (1, 161). Различным образом понимается и свобода. Для органического обще­ства характерна «положительная свобода», примирение свободы каждого с единством целого, для его противоположности — «отрица­тельная свобода», проявляющаяся в бунте и разномыслии. Именно таким «мертвенным» обществом предстает для Хомякова обще­ство Запада. С ним полностью согласен и Киреевский: «На Западе все отношения общественные основаны на условии... Вне условия нет отношений правильных, но является произвол, который в пра­вительственном классе называется самовластием, в управляемом — свободою. Но и в том, и в другом случае этот произвол доказывает не развитие внутренней жизни, а развитие внешней, формальной... Поэтому общественный договор не есть изобретение энциклопеди­стов, но действительный идеал, к которому стремились без сознания, а теперь стремятся с сознанием все Западные общества, под влиянием рационального элемента, перевесившего элемент христианский».50

Историческим примером такого органического общества являлась Для Хомякова, как, впрочем, и других славянофилов, крестьянская община — «лучшая форма общежительности» (1994, 1,517). Хомя­ков убежден в уникальности этой формы социального общения, не­известной на Западе: «Мыслители западные вертятся в безысход­ном кругу, потому только что идея общины им недоступна. Они не могут идти никак дальше ассоциации...» (1, 50). Если общественные

50 Киреевский И. В. Поли. собр. соч. М., 1861. Т. 1. С. 195-196.

641


Раздел VIII ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ

союзы на Западе основаны на договоре и подчинены формальности римского права, то община — традиционная для России форма орга­низации сельского населения — «на естественном и нравственном братстве и внутренней правде». Благодаря общинному быту в России «развились общежительные добродетели... которым... ничего равного не представляла еще история мира». К таким добродетелям Хомяков относит «благородное смирение, кротость, соединенная с крепостью духа, неистощимое терпение, способность к самопожертвованию правда на общем суде... твердость семейных уз и верность преда­нию...» (с. 231-232). Итак, крестьянская община, отношения в которой регулируются не юридическими формами, но внутренней, нравствен­ной правдой, являлась для славянофилов социальным идеалом. «Славянская сельская община, русский мир... лучший, святейший остаток народной старины, которому должна была бы подражать и завидовать вся остальная Европа»,— утверждает Хомяков (3, 117).

Однако понятие соборности, впоследствии развитое Хомяко­вым, не относится ни к общине, ни к любому другому исторически конкретному обществу, в котором начала соборности не могут иметь совершенного воплощения, но относится исключительно к Церкви. Однако уже и на этом этапе философ полемизирует с Киреевским, полагавшим, что «христианское учение выражалось в чистоте и пол­ноте во всем объеме общественного и частного быта древнерусского». По мнению Хомякова, «не было ни одного народа, ни одной земли, ни одного государства в мире, которому такую похвалу можно бы было приписать хотя приблизительно» (с. 209).

Учение о соборности Церкви было развито Хомяковым в его богословских трудах 50-х годов и является своего рода дополнени­ем разработанной Киреевским концепции верующего разума. Для Хомякова это была новая попытка разрешить проблему гармониза­ции отношений между личностью и социальным целым, а также определить условия приобщения человека к божественной истине. Как уже отмечалось, концепция соборности не имела своей целью объяснить бытие общества вообще или какого-либо исторически конкретного общественного союза, но призвана была показать су­щественные черты Церкви как онтологического единства верующих. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что соборность в понимании Хо­мякова не есть некий недостижимый человеком идеал, соборность — есть реальный опыт жизни человека в Церкви, способ со-бытия всех верующих во Христа.

642


Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!