Рекомендуемые источники и исследования
Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России (любое издание).
Карамзин Н.М. Историческое похвальное слово Екатерине II (любое издание).
Киреевский И. В. О необходимости и возможности новых начал для философии (любое издание).
Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (любое издание).
Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997.
Пестель П. И. Русская Правда (любое издание).
Сперанский М. М. Руководство к познанию законов / отв. ред. И. Д. Оси-пов. СПб., 2002.
Сперанский М. М. Основания российского права / публ. и коммент. Е. В. Тимошиной // Правоведение. 2001. № 3-4.
Сперанский М. М. Четыре беседы с наследником престола / публ. Д. И. Лу-ковской, С. С. Гречишкина// Правоведение. 1997. № 4.
Хомяков А. С. Аристотель и всемирная выставка (любое издание).
Хомяков А. С. Мнение иностранцев о России (любое издание).
Хомяков А. С. Мнение русских об иностранцах (любое издание).
Хомяков А. С. По поводу статьи И. В. Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (любое издание).
Чаадаев П. Я. Поли. собр. соч. и избр. письма. В 2 т. М., 1991.
* * *
Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М., 1912.
Благова Т. И. Родоначальники славянофильства: Алексей Хомяков и Иван Киреевский. М., 1995.
ЕрмашовД. В., Ширинянц А. А. У истоков российского консерватизма:
Н. М. Карамзин. М., 1999.
Завитневич В. Алексей Степанович Хомяков. В 2 т. М., 1902-1913.
|
|
Зорин А. Г. Кормя двуглавого орла... Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII — первой трети XIX в. М., 2001.
Луковская Д. И., Гречишкин С. С., Ячменев Ю. В. Константин Алексеевич Неволин // Неволин К. А. Энциклопедия законоведения. СПб., 1997.
Пивоваров Ю. «Гений блага» // Пивоваров Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX — первой трети XX столетия. М.,1997.
Тимошина Е. В. Рукописное наследие М. М. Сперанского как источник исследования его правового мировоззрения // Правоведение. 2001. № 3.
653
Раздел IX
ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ
ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
ВВЕДЕНИЕ
Этот период в истории русской политической и правовой мысли наиболее ярко представлен консервативным (Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, К. П. Победоносцев) и либерально-консервативным (Б. Н. Чичерин, В. С. Соловьев) направлениями. Поставленная славянофилами проблема национальной «самобытности» России, ее политико-правовой культуры, получила дальнейшее обсуждение в так называемом пореформенном консерватизме, сформировавшемся как реакция на либеральные реформы Александра Пив этом смысле являющемся второй «волной» отечественного консерватизма. В спор западников и славянофилов, имеющий «вечный» характер в истории русской мысли, на стороне первых включился выдающийся русский философ В. С. Соловьев, на стороне вторых — Н. Я. Данилевский, разработавший теорию культурно-исторических типов, и К. Н. Леонтьев — создатель концепции «византизма». «Охранительная» политика Александра III во многом определялась влиянием на монарха обер-прокурора Синода, профессора гражданского права К. П. Победоносцева, преподававшего будущему императору, как, впрочем, и его сыну — последнему российскому императору Николаю II, науку «законоведения».
|
|
Развитие теоретической науки о праве, связанное в предыдущем периоде с именами М. М. Сперанского и его ученика К. А. Неволина, получило дальнейший толчок благодаря реформам 60-х годов, обусловившим практическую необходимость в систематизации стремительно растущего законодательного материала. Преимущественно позитивистский характер российского правоведения в этот период (как и науки в целом) вызывал резкую критику как со стороны выдающегося русского ученого-правоведа Б. Н. Чичерина, так и со стороны В. С. Соловьева — создателя оригинальной философии всеединства. Их труды подготовили возникновение в начале
|
|
654
Глава! |
Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ |
XX в. направления «возрожденного естественного права» в России, а идеи В. С. Соловьева оказали определяющее влияние на развитие русской философской и правовой мысли в XX в.
ГЛАВА 1. Н. Я. ДАНИЛЕВСКИЙ
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) родился в Орловской губернии в семье кавалерийского генерала и участника Отечественной войны 1812г. Окончил Царскосельский лицей и естественный факультет Санкт-Петербургского университета, получив ученую степень магистра ботаники. Летом 1849 г., находясь в экспедиции, был арестован по обвинению в участии в заговоре М. В. Петра-шевского и пропаганде социалистических идей Фурье. После стодневного заключения в Петропавловской крепости Данилевского освободили по решению следственной комиссии, которая не нашла в его увлечении экономическими аспектами учения Фурье ничего революционного. Всю свою жизнь Данилевский провел в научных экспедициях, изучая флору черноземной полосы России и состояние рыбного промысла. Однако не естественнонаучные исследования принесли Данилевскому мировую известность, но его главный труд «Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому», вышедший отдельным изданием в 1871 г. Ф. М. Достоевский охарактеризовал это произведение как «настольную книгу для всех Русских»;' Н. Н. Страхов — как «катехизис славянофильства»;2 по мнению К. Н. Леонтьева, Данилевский «дал нам нечто вроде научной основы для избрания дальнейшего самобытного исторического пути».3 Книга Данилевского вызвала обширную полемику, в которой приняли участие многие выдающиеся деятели русской культуры: Н. Н. Страхов, Ф. И. Тют-^в, Н. И. Кареев, В. С. Соловьев, В. В. Розанов, П. А. Сорокин и др. Дискуссия вокруг идей Данилевского продолжается и по сей день,
|
|
'Достоевский Ф. М. Письма. Т. 2. М.; Л., 1930. С. 176.
2 Страхов Н. Н. Жизнь и труды Н. Я. Данилевского // Данилевский Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995. С. XXVIII. — Далее ссылки на это изда-"ие даются в тексте главы.
3 Леонтьев К. Н. Собр. соч. Т. 7. СПб., 1913. С. 324.
655
Раздел IX ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
как в отечественной науке, так и в западной, которая присвоила мыслителю титул «тоталитарный философ», «русский Макиавелли». Столь пристальный интерес к творчеству Данилевского, противоречивость его оценок могут быть объяснены тем, что мыслителю удалось в известном смысле осуществить идею А. С. Пушкина о том, что история России, никогда не имевшей «ничего общего с Европой», «требует другой мысли, другой формулы, чем мысли и формулы, выведенные из истории Запада».4 Эту «формулу» самобытности
России и славянства и предложил Данилевский в своем труде «Россия и Европа».
Дата добавления: 2019-09-08; просмотров: 186; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!