Янус определяет сознание Будды 68 страница



Сари (sārī) — название древней игры, похожей на шахматы в Индии.[2478]

Сергей — мужское русское личное имя, возводимое к древнему римскому родовому Sergius, ведущему родословную от троянцев и имеющему этрусские корни. Они зовутся так же, как и их предки: Sergestusque domus tenet a quo Sergia nomen.[2479]

В. В. Колесов: «Каждый цвет воспринимался [русскими] конкретно [предметно] чувственно, по своей типичной вещи (как признак в отношении к денотату [обозначаемому предмету]):

Руд — коричнево красный (руда),

Редр — красно-малиновый (редька),

Рыс — красно-желтый (рысь),

Рус — желтовато-коричневый (заяц русак) и т. п.

То же касается любого цвета; так, виды серого сохранили номинации [именования] сер, зекр — голубовато-серый (очи), сив — темно-серый с сединой (борода), дик — темно-серый (зверь), голуб — светло-серый (оперенье птиц), модр — желтовато-голубой (полевой цветок), пелес — серовато-бурый, полов — желтовато-серый (туча, шерсть, старая солома), сед — грязно-белый и пр. — также по соответствующим «вещам».[2480]

В языке коми слово сер значит: узор, расцветка, рябь, уменье, обычай, нрав, лад.[2481]

Римское плебейское родовое имя Caesius[2482] значит серо-голубой, голубоглазый, сероглазый.[2483] Такого цвета были и знамена Красса.

«Цветом туник-рубах офицеров республики бывал безупречно белый (albus), но также красный. Постоянное использование небесно-голубого цвета для туник в описаниях офицеров следует, вероятно, расценивать как признак формы командиров какого-то уровня, по крайней мере, во времена Мария и Цезаря. Римляне считали все светло-голубое, или лазурное (caeruleus), признаком небесных божеств. Раненый Эней, запечатленный на знаменитых художественных росписях из г. Помпеи, носит безрукавную тунику такого цвета, и также голубую zona militaris[2484] вокруг панциря. Но еще более интересно изображение римского офицера, нарисованного в доме Веттиев в г. Помпеи, цвета одежды которого, похоже, параллельны облачению так называемого трибуна с алтаря Агенобарба. Мы можем отмечать ту же самую тунику голубого цвета; такой же короткий офицерский меч, или parazonium[2485], с ножнами, раскрашенный желтым и белым; такой же плащ, или paludamentum в багровых тонах; одинаковый панцирь, где кираса золотая, а верхняя часть с cardiophylax (нагрудник[2486]) — голубая и снабжена медальоном с горгоной в центре. Subarmale (поддоспешник) продолжается двумя рядами белых птериг, как на алтаре Агенобарба. Единственная разница в одеянии — наличие белых cothurni[2487] на ногах. Если художники писали Энея и Агамемнона с римских tribuni, или командиров legions, голубой цвет мог служить признаком их высокого звания».[2488]

М. Р. Фасмер: «Серебро́, срiбло́, блр. серебро́, др.-русск. сьребро, болг. сребро́, сербохорв. срѐбро, словен. srebrọ̑, чеш. stříbro, слвц. striebro, польск. srebro, в.-луж. slěbro, н.-луж. slobro, slabro, полаб. srebrǘ. Праслав. *sьrebro, ср. лит. sidãbras "серебро", лтш. sidrabs, sudrabs, др.-прусск. sirablan, вин. ед., гот. silubr "серебро", д.-в.-н. silabar, ср.-в.-н., нов.-в.-н. Silber. Слово засвидетельствовано только в балто-слав. и герм. По всей вероятности, древнее заимств. из какого-нибудь вост. языка.

Cирота, укр. сирота, блр. сiрота, др.-русск., ст.-слав. сиръ, болг. сирота, сербохорв. сирота, словен. sirota, чеш., слвц. siry "сиротливый, осиротевший", польск. sierota, в.-луж., н.-луж. sуrоtа. Праслав. *sirъ родственно лит. seirys "вдовец", seire "вдова", авест. sаe- "сиротливый, осиротелый"».

Корень, который мы видим в латинском ser- очень древний и общий для латинского и греческого языков: ϝρέω (теку). К нему возводят не только русское срать, но и русские же река и речь. Русская срань равна итальянскому stronzo.

Считается также, что распространенное среди русских имя Иван пришло в славянские языки из греческого ᾽Ιωάννης. Греческое имя выводят из еврейского יוחנן‎ Йоханан, будет помилован, Яхве (Б-г) пожалел, Яхве (Б-г) смилостивился, Яхве (Б-г) помиловал. Имя как бы намекает, что ребенок поздний, в Риме таких называли Луций или Люцифер.

Однако в греческом и русском имени можно увидеть не только мутное еврейское словосочетание с запрещенным у евреев именем Б-га, которым неловко называть новорожденного сына. Видится в нем и латинское Янус.

Помпоний Мела:[2489] «Далее, вплоть до горы, выступающей в море и называемой Табис, тянется обширная местность, опасная из-за диких животных. Вдали от этой [горы] начинается Тавр. В промежутке живут серы, народ весьма справедливый и известный своей торговлей, которую он осуществляет заочно, оставляя в безлюдных местах товары».[2490]

Римские невозвращенцы, мужики, мыслившие по-римски на языках италиков, не только построили Шёлковый путь, но и оседлали его: Плиний Старший упоминает серов (сернов, серреев) среди жителей Восточного Приазовья.[2491]

«За этой страной, на самом севере, в одном из самых дальних мест, где море заканчивается, лежит в нем в глубине материка огромный город, называемый Тины, из которого в Баргиазу через Бактры везут шерсть, пряжу и тонкий серикский хлопок по суше, а в Лимирику — наоборот, по Гангу. До этой Тины добраться нелегко: ведь редко кто из нее приходит, [да и тех] немного. Лежит [это] место под самой Малой Медведицей, говорят же, что граничит с частями Понта и Каспийского моря, поворачивающими [от своего обычного курса], лежащее возле которого Меотийское болото изливается в Океан».[2492]

Название Тхина, Θῖνα, потом повторяет Клавдий Птолемей.[2493] Сейчас его выводят от названия династии Цинь. Но можно понять Θῖνα как производное от латинских finis (конец) и finum (нечистоты). Да и направление на эту Тину-Фину в перипле указано определенное: на север от Каспия, Поляная звезда это α Малой Медведицы.

Рассказав о полевой бане римлян, Сервий рассуждает о слове finis у Вергилия в Энеиде:

«Стих 213. Ставят котлы на песке.

Ими пользовались не для варки мяса, а для мытья. Ведь в героические времена не ели вареного мяса…

Стих 223. Кончился пир.

Предел (finis) либо повествования, либо дня. Ведь несколько ниже следует: Благочестивый Эней, от забот и дум не сомкнувший / Глаз во всю ночь [305–306] [Эней в течение ночи, обдумывая многое…] — и надо отметить, что Вергилий не всегда называет восход и закат дня, но или дает нам самим возможность догадаться об этом, как здесь, или обозначает время соответствующими обстоятельствами. Ведь в том, чтобы называть не все, и состоит и поэтическая красота. Отсюда и слова Горация в «Искусстве поэзии»: «Не старайся передавать слово в слово, как точный переводчик»… Или [это предел (finis)] либо пира, либо голода, либо несчастья, после чего Юпитер воздвигся на небе, дабы увидеть Ливию [Африку], «…с высоты эфира Юпитер» [223], — по-видимому Вергилий строит эту композицию сознательно, ибо, поместив Юпитера в вышине, вместе с Венерой, он обозначает, что благодаря женщине возможно случиться удаче. Итак, поскольку Эней будет Дидоной взят в соправители царства в связи с их браком, сцена Юпитера с Венерой предвещает это событие. Надо также обратить внимание на то, что Вергилий очень проницательно замечает, что Венера выглядит грустной в разговоре с Юпитером. И этим он указывает, что конец жены Дидоны будет несчастным, потому что Дидона покончит жизнь самоубийством. А изображая, как Меркурий, по приказанию Юпитера, спускается с запада, то есть в самую глубь земли, он этим указывает, что хотя любовь и возникнет, но продлится она недолго. Ведь то же самое говорят и ученые: «Когда Венера находится в созвездии Девы, рождается женщина, умеющая сострадать». И Вергилий потому изображает Венеру в облике Девы-охотницы, которая встречается с сыном, что впоследствии Эней убедится в сострадании царицы и во время охоты вступит с ней в связь. А эфир называется «высшим». Это присущий ему постоянный эпитет, потому что эфир выше всего»…[2494]

В фино-угрских языках присутствует то же неразличение звуков r и l, что есть в китайском и отмечено в раннем санскрите.[2495] Есть и другие особенности:

«Между прочим, в языке Обдорян есть одна особенность, которая замечается во всех северно-сибирских поселениях. Многие из природных Обдорян произносят вместо ш — с., а вместо ж — з.; иногда наоборот: например, узе наси присли (уже наши пришли), беднязки плохо зивут, поймал ерса (ерша). Точно также затрудняет их ч: посол к цорту, а некоторых р, л: то и дьё (то и дело), тли любля (три рубля). Вследствии этого язык коренного Обдорянина напоминает какое-то детское сюсюкание. Это сюсюкание идет по всему северу Сибири, постепенно усиливаясь по направлению к востоку: в Обдорске оно еще слабо и осмеивается большинством, в Туруханском крае (по реке Енисею) оно сильнее, и наконец в Колымском крае (крайний северо-восток Сибири) достигает полного господства. Объясняется это явление, вероятнее всего, влиянием инородческих языков. Остяки, по крайней мере, сюсюкают и, вообще, их говор имеет какой-то слюнявый характер».[2496]

Уход населения из Южной Сибири подтверждает то, что оставшееся даже разучилось делать глиняную посуду. Окончательный исход оттуда светловолосых и голубоглазых людей произошел до VII века.[2497] До прихода славян и движения гуннов в Венгрию финно-венгры занимали обширные земли от Балтики и Дона до Урала. Один из доживших до сего дня угорских народов: ханты, самоназванные ханти, хантэ (северные), хантах, кантэк, кантэх, кантага-ех, канта-ях, канты-ях (восточные); южные называли себя хандэ. В XI–ХV вв. хантов, как и манси, русские источники называли югрой, в XVI в. появился термин остяк.[2498]

Угры — обобщающее название родственных по языку народов — зауральских манси и хантов, дунайских венгров (мадьяр). Говорят на угорских языках финно-угорской группы. Финны-югра разбирались в грибах.

«Изредка, при отсутствии водки, певец для большего воодушевления съедает перед началом пения несколько мухоморов 7–14–21,[2499] т. е. число кратное семи: от них он просто приходит в исступление и походит на бесноватого.[2500] Тогда всю ночь на пролет диким голосом распевает он былины, даже и давно, казалось, забытые, а утром в изнеможении падает на лавку. Мало тронутые его беспомощным состоянием, слушатели бывают довольны, что услышали песни своих отцов, пропетые с таким чувством.

Древнее происхождение былин доказывается и их старым языком, — целые обороты теперь совершенно непонятны Остякам и передаются на память, — и значительной чистотой самого языка сравнительно с настоящим разговорным. Былины поются под аккомпанемент домбры:

В большом городе Сонгхуше[2501] мы проживали.

На краю того города какой крепконогий в коленях (муж) вырос?

Князь Сонгхуш, сильный богатырь, мой отец, здесь вырос.

На 7 концов земли сватать косатых девиц за хороший выкуп он ходил.

После его походов во многие страны, на священной, опущенной Богом, земле

Едва осталась площадь суши и воды (им неизведанная).

…………………..

С семи концов земли он взял в жены семь девиц.

И от семи девиц, семи жен ни от одной

У него не родилось ни сына, мужа-богатыря, держащего лук в руке, привычной к луку,

Ни дочери-девицы, держащей иглу и работающей концами пальцев.

Прическа Остяков в старину была довольно оригинальная и отчасти сходная с прической древних Мадьяр. Они стригли или брили волосы спереди, а сзади заплетали их в косы, вероятно в две, как оно еще поныне водится в северной части Березовского округа. Вооружение героев состояло из кольчуги (тагар, тахр, тет; вогульск. Jунтыптаул’), меча (атта-кеg’е, нар), лука (jогот) и стрел (н’от). Иногда присоединялся топор (таjем) и дубинка из лиственничного или елового дерева (ныр нанк, ныр хут)».[2502]

Согласно мировоззрению хантов и манси, лицо — это знак души.[2503] В. Н. Чернецов считал, что угры-савыры (по его мнению, это был их этноним) жили в степном и лесостепном Прииртышье, откуда и ушли частично на север, где смешались с аборигенным населением, а частично на запад, где в дальнейшем сформировались древневенгерские, или мадьярские, племена. Он считал, что термины мось-мис (духи, родственные фратрии Мось) — манси-мадьяр происходят от одного корня. В Приобье археологи нашли много наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литьё. Манси и соседние народы достигли успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Известны были им и доспехи. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси уже в древности использовали лодки-долблёнки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.[2504]

У коми-зырян есть легенда, согласно которой, они (коми-зыряне) произошли от лягушек.[2505]

В прессе появились сообщения, что «по Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). А генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2–3 единицам: генетически они одинаковы». Положение женщин у прежних Остяков было сходно с тем, которое мы встречаем у древних Славян.[2506]

Первое значительное произведение А. С. Пушкина начинает читаться иначе, чем раньше:

Но вдруг пред витязем пещера;

В пещере свет. Он прямо к ней

Идет под дремлющие своды,

Ровесники самой природы.

Вошел с уныньем: что же зрит?

В пещере старец; ясный вид,

Спокойный взор, брада седая;

Лампада перед ним горит;

За древней книгой он сидит,

Ее внимательно читая.

"Добро пожаловать, мой сын! -—

Сказал с улыбкой он Руслану. —

Уж двадцать лет я здесь один

Во мраке старой жизни вяну;

Но наконец дождался дня,

Давно предвиденного мною.

Мы вместе сведены судьбою;

Садись и выслушай меня.

Руслан, лишился ты Людмилы;

Твой твердый дух теряет силы;

Но зла промчится быстрый миг:

На время рок тебя постиг.

С надеждой, верою веселой

Иди на все, не унывай;

Вперед! мечом и грудью смелой

Свой путь на полночь пробивай.[2507]

Направление на полночь это направление на север. Мудрый Финн является, по словам А. Ф. Воейкова, ангелом-хранителем Руслана. Воейков задал важный вопрос:

«В Илиаде Юнона и Минерва ищут погибели троян за то, что Парид отдал Венере яблоко; Венера защищает троян потому, что Эней, сын ее, и Парид, любимец, — трояне. В Энеиде Юнона продолжает гнать род Ламедонта и желает погубить флот Энеев потому, что ей хочется вручить скипетр вселенной Карфагену, а Зевес обещал Венере сделать потомков Энеевых обладателями света. В Мильтоновом раю сатана из зависти ищет погубить Адама и Евву. В Виландовой поэме судьба Оберона, царя волшебников, и супруги его, царицы волшебниц, тесно соединена с участью рыцаря поэмы и его возлюбленной. Желательно было бы и нам знать, почему Наина, примчавшись к Черномору, говорит ему:

Тайный рок соединяет

Теперь нас общею враждой;

Тебе опасность угрожает,

Нависла туча над тобой;

И голос оскорбленной чести

Меня к отмщению зовет.»[2508]

Семейная история русского народа до сих пор остается мутной.

Имя Наина выводят из еврейского Невинная. Однако его можно вывести и из санскрита. Шлока — древнеиндийский санскритский стихотворный размер. Состоит из тридцати двух слогов. Представляет собой двустишие со строчками по 16 слогов, каждая из которых в свою очередь состоит из двух полу-строк по восемь слогов каждая. Шлоками написаны Махабхарата, Бхагавата-пурана, Нараяниям, Брахма-самхита и многие другие.[2509] Существует следующая шлока на санскрите, относящаяся к Духу: «Наинам чиданти саштрани» (Его нельзя убить никаким оружием). «Наинам даханти павака» (Никакой огонь не может сжечь Его).[2510] Храм богини-матери Дурги Наины в Керале[2511] — место всегдашнего столпотворения паломников.[2512] Согласно легенде, супруга Шивы сожгла себя. Слово Naina значит глаза Сати.[2513] О Шиве-Дионисе, в которого играл Антоний, сказано выше.

Nayana: 1) образ жизни; 2) разумное поведение; 3) глаз.[2514]

Дальнейшая история русского народа, вплоть до создания Киевской Руси, описана неудовлетворительно.[2515] Армянский средневековый источник, инок Магакия, пишет о землях, занятых потомками серов:

«На этом пространстве живут 43 народа, которые на варварском языке называются Хуж и Дуж (армянские слова неизвестного происхождения), т. е. народы, живущие отдельно. Главный из этих народов называется Бушх (или Булх?), а другой Тугары, которые, по моему мнению, и есть Татары.

От самих Татар мы слышали, что они из туркестанской родины своей перешли в какую-то восточную страну, где они долго жили в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны. У них не было никакого богослужения, а были какие-то войлочные идолы, которые они и до сих пор переносят с собою для различных волшебств и гаданий. В то же время они удивлялись солнцу, как какой-то божественной силе. Когда они изнурены были этой жалкой и бедственной жизнью, их осенила внезапно здравая мысль: они призвали себе на помощь Бога, Творца неба и земли и дали ему великий обет — пребывать вечно в исполнении его повелений. Тогда по повелению Бога, явился им ангел в виде орла златокрылого, и, говоря на их языке, призвал к себе начальника, которого звали Чангыз. Этот последний пошел и остановился перед ангелом в виде орла, на расстоянии брошенной стрелы. Тогда орел сообщил им на их языке все повеления Божии. Вот, эти божественные законы, которые они на своем языке называют ясак: во-первых, любить друг друга; во-вторых непрелюбодействовать; не красть; не лжесвидетельствовать; не быть предателями; почитать старых и нищих; и если найдется между ними кто либо нарушающий эти заповеди, таковых предавать смерти».

Казаки называли словом ясак дань Белому царю.

Из уточнений К. П. Патканова[2516] к труду Магакии из других армянских источников следует, что до принятия ислама татары и монголы были буддистами. Христине ошибочно считали их идолопоклонниками из-за почитания теми гигантских статуй Будд Шакьямуни и Майтрейи, малую часть от которых до сих пор можно видеть в Азии. Христиане уподобляли и сейчас уподобляют буддистов себе.

Патканов: «Я нигде не мог отыскать предание о златокрылом орле, явившимся Чингизу. В статье Доржи Банзарова О происхождении слова Чингиз, говорится: «Монголы и китайцы рассказывают, что имя Чингиз взято из крика одной птицы». По мнению Рашид-эддина и других мусульманских писателей, имя Чингиз было дано Темучину шаманом Кукджу, известным более под названием бут-тенгри, образ Божий. В Старом Монгольском сказании и Чингизе, он назван Тъбтенгери, что, по мнению О. Палладия, должно означать восходящий на небо».[2517]

У монголов главой 99 Тенгри называется Дархан Гуджир-тенгри — бог-кузнец, отождествляемый с Махакалой; верховным Тенгри является и Дзаягачи-тенгри. Багатур-тенгри осмысливается как защитник людей, бог храбрости, вселяющий мужество в воинов, начальник небесных войск, вооружённый стальным мечом; он столь могуч, что сокрушает скалы, а весьма сходный с ним Хисага-тенгри считается защитником души и имущества человека, дающим победу в бою, выступающим в облике вооружённого всадника.[2518]


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!