Янус определяет сознание Будды 70 страница



Торговля для тогонов была прибыльным делом и ставила хана на равную ступень с правителями сопредельных государств. Купцы-тогоны не только посредничали в торговле, но и вывозили на рынок продукцию ремесленников и скотоводов. «Основным занятием населения было скотоводство с ярко выраженным коневодческим направлением...» Разводили яков и метисных пегих лошадей для торговли с соседними народами. Разведение яков тогоны заимствовали у местного населения и распространили среди населения горно-степных районов Центральной Азии, с которым поддерживали широкие этнокультурные связи.

Ко времени выхода тибетской империи на мировую арену (VII–IX вв.) Тогонский каганат переживал период упадка.[2551] Тогоны = усуни?

Тибетцы искали выхода к просторам Центральной Азии и флангового обхвата территории Танской империи через область Куку-нор. И тогоны оказали тибетцам кратковременное, но отчаянное сопротивление. Они были опытными, закаленными воинами и большей частью сражались в конном строю. Однако в конце VIII в. тогоны-аши были окончательно покорены».[2552]

«Не может быть никаких сомнений, что многие наскальные рисунки в Западном Тибете относятся к добуддийскому периоду и, как показал А. Г. Франке, тесно связаны со сказанием о Гесэре. То же можно сказать о наскальных изображениях, найденных в Южной Сибири,[2553] Монголии и Русском Туркестане».[2554]

Нехитрому римскому приспособлению, Т-образным деревянным вилам (furca, бурка, перс. barak шерстяное покрывало), на которые лагерники вешали свои пожитки при переходах и которые использовались для установки палаток, их тюркские отпрыски нашли новое назначение. Ю. Н. Рерих увидел упоминание этих вил в частушке-басне Ригведы:

Конским хвостом тогда [ты] стал, о Индра,

Когда копьем пронзил тебя [дракон] бог единый;

Ты добыл скот, добыл сому, о герой,

Освободил течение семи потоков.[2555]

«Бунчук, или значок командующего (уйгурский или монгольский tu γ (лат. корни teg- или tug-)), состоящий из конского хвоста, подвешенного под перекрестье копья или навершия, хорошо известен из военной истории османов и среднеазиатских тюрок и монголов. От них его заимствовала русская армия. Этот бунчук обычно возил за начальником особый значковый, или tu γč i . Воздвигнуть или поставить tu γ означало начало войны или набега. Белое знамя (č a γ antu γ или s ü lde) Чингисхана, который сделался, согласно преданию, гением-хранителем народа, до недавнего прошлого чествовалось в одном из хошунов на северо-западе Монголии и в Ордосе.[2556] То же поверие бытует у кочевых племен Северо-Восточного Тибета, где среди голоков, сохранивших многое из кочевой древности, за командиром отряда, идущего в набег, возят копье, значительно длиннее обычного копья кочевников, которым вооружены отдельные всадники. Под навершием копья прикрепляется пучок конских волос или освященный кусок материи (в этом сказывается влияние буддизма). Такое копье почитается обиталищем гения-хранителя войны». Изображения лопастных знамен и стилизованных бунчуков встречаются на фресках Кызыла и Муртека в Синьцзяне (VI–VIII вв. н. э.)».[2557]

Более опытные бойцы всегда придумывают, как нагрузить малозначащим в бою, но важным на привале барахлом менее опытных в случае внезапного нападения неприятеля бойцов. Через века за европейскими лыцарями тоже ходили с поклажей и знаменами их пажи и оруженосцы:

«Семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за начальными уроками под родительским кровом дворянство, по заведенному обычаю, отсылало своих детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось в дружбе или родстве. Их советы и пример составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честью для себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образование сына.

Расставаясь с сыном, иногда на долгие годы, отец благословлял его и высказывал при этом свои последние наставления. Они заключаются в следующем извлечении Маршанжи из разных авторов:

"Любезный сын, — говорил поседевший в честной службе старый дворянин, — полно быть домоседом, пора поступить тебе в школу подвигов, ибо всякий молодой дворянин покидает родительский кров, чтобы получить доброе воспитание в чужой семье и сделаться сведущим во всяком учении; но, Бога ради, храни честь; помни, что ты сын и не обесчести рода нашего; будь храбр и скромен везде и со всеми, потому что хвала в устах хвастуна есть хула; кто во всем полагается на Бога, того и взыщет Бог. Я припоминаю слова одного пустынника, который меня поучал; он говорил мне: гордость, если бы она была во мне, истребила бы все, хотя бы я обладал всеми царствами Александра, хотя бы был мудр, как Соломон, и храбр, как троянский герой Гектор. В собраниях говори последним и первым бейся в бою; хвали заслуги твоих собратьев: рыцарь умалчивающий о доблестях собрата — грабитель его.

Любезный сын, еще прошу тебя — будь кроток и добр к низшим; они возблагодарят тебя сторицей против высших, получающих все, как должное им по праву; низший почтен будет твоей обходительностью и сделает тебя повсюду именитым и славным"».[2558]

Происхождение русского слова вила-вилы туманно. Латинское vilis значит дешевый, простой. В языке русской армии слово вилы означает изматывающую работу.

Описывая народы к Западу от Китая от Бактрии до Парфии Сыма Цянь сообщает, «что все их люди с глубокими глазами и густыми бородами». Таким образом, он добавил к отмеченным ранее Чжан Цянем отличиям народов царств этого края по образу жизни (оседлый, кочевой) еще и различия по языкам, не назвав, однако, ни одного языка конкретно. Он определил эти народы как европеоидные, впервые сформулировав их расово-этнический признак — «глубокие глаза и густые бороды». Это определение европеоидов, повторенное Бань Гу в описании Давань в Хань шу, закрепилось в китайских историях на многие века.[2559]

Европеоидами были динлины, ди (лат. di, боги), китайских источников. «Многие китайские императоры имели орлиный профиль и пышную бороду. В Троецарствии точно так описаны многие герои, а один из них, рыжебородый Сунь Цюань, даже носил прозвище "голубоглазый отрок"».[2560]

 

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!