Янус определяет сознание Будды 64 страница



Китайские нефритовые поделки (очень дорогие в Китае) заполонили Рим времен Плиния благодаря мимам и людям других свободных занятий.

Это может значить только одно: грабеж Китая шел с большим размахом: движение по Шелковому пути было значительным. Перевалка через Индию награбленного в Китае имела много особенностей, скрытых от глаз посторонних.[2338]

Жизнь Плиния совпала с бедствиями, обрушившимися на Китай.

Правления Чэн-ди и Пин-ди были ознаменованы соперничеством между женами императоров и отсутствием явного наследника. Слабость императоров дошла до того, что Чэн-ди в угоду новой наложнице велел умертвить сыновей от других женщин. Смерть обоих императоров наступила неожиданно и породила множество слухов.

Чэн-ди (51 до н. э. —7 до н. э.)[2339] — двенадцатый император династии Хань в Китае, правил с 33 до н. э. до 7 до н. э. Сын императора Юань-ди и императрицы Ван. Его погубили две женщины-мима.

«Историки оценивают правление Чэн-ди как период деградации империи, когда коррупция достигла чудовищных размеров, а бунты стали подниматься по всей стране. Хотя в исторических сочинениях говорится, что император полностью подчинялся своей матери и дядям семейства Ван, данное мнение является преувеличенным. Жена императора Сю не могла родить детей. Так же не было детей у первой любимой наложницы Бин. Он взял себе в наложницы двух сестёр-танцовщиц, мимов, Чжао Фэйянь[2340] и Чжао Хэдэ[2341]. Сестрицы Чжао вступили в сложные дворцовые интриги, к ним плохо относилась вдовствующая императрица Ван. Точно так же не было детей у следующей фаворитки, наложницы Ли. В 9 до н. э., когда вопрос о наследии стал остро, наследником стал сын его брата Лю Кана — Синь, ставший вскоре императором Ай-ди; его мать при этом сделала огромные подарки вдовствующей императрице Ван. Когда император внезапно умер, ничего не осталось делать, как возвести Ай-ди на трон. Когда императрица Ван организовала следствие в гаремах покойного императора, выяснилось, что у него было два ребёнка от других наложниц в 12 до н. э. и в 11 до н. э., но оба были убиты практически сразу после рождения по указанию сестёр Чжао. Император умер в результате передозировки афродизиака, который ему дала Чжао Хэдэ».[2342]

Не лучшие римские нравы проникли на вершину власти Китая. Оборотничество пришлых женщин было в Китае диковинным и непривычным. Оно нашло свое противоречивое отражение в китайской литературе.[2343]

После смерти Пин-ди (Лю Кан, император 1 до н. э. — 6 н. э.) регентом был назначен его тесть Ван Ман, принадлежавший к могущественному клану Ванов. Ван Ман предпринял попытку спасти государство преобразованиями. Он принял титул императора и попытался привлечь на свою сторону беднейшие слои населения. Стремясь ограничить частное земле- и рабовладение, Ван Ман настроил против себя верхушку общества. Экономические реформы, призванные покрыть огромные расходы на боевые действия против хунну, не приносили ощутимых плодов:

«Бывает в жизни, что ничтожные причины влекут за собой большие последствия. В 3 г. китайский чиновник арестовал Гу-гюя, владетеля Заднего Чеши. Последний пробовал спастись при помощи взятки, но безуспешно. Зная, что ему грозит долгая тюрьма и смерть, он рискнул и убежал к хуннам. Вместе с ним передался хуннам Танду, офицер китайской службы, по происхождению хунн. Он боялся Ван Мана, с приспешниками которого у него были личные счеты. Шань-юй принял было перебежчиков, но по настоянию Ван Мана выдал их китайскому послу. При этом он просил пощадить Гугуя и Танду, но оба были обезглавлены. Отношения между шань-юем и правителем были испорчены. Несмотря на это, был подтвержден старый договор, гласивший: "Отныне впредь Хань и Хунну будут составлять один Дом; из рода в род не будут ни обманывать друг друга, ни нападать друг на друга. Если случится воровство, то взаимно извещать и производить казнь и вознаграждение, при набегах неприятелей взаимно вспомоществовать войском. Кто из них прежде нарушит договор, да воспримет кару от Неба и потомство его из рода в род да постраждет под сею клятвою". К этому договору теперь было добавлено, что хунны не должны принимать перебегающих к ним китайцев, усуней, жителей Западного края и уханей.[2344] Сверх того, шань-юю было предложено называться односложным именем, так как в Китае Ван Ман запретил двусложные имена. Учжулю-шань-юй не стал спорить и свое личное имя Нанчжиясы изменил на Чжи».[2345]

Зараза гражданской войны дошла до Китая. Смутное было время. «В конце правления Ван Мана некий Лу Фан, уроженец округа Аньдин, объявил себя правнуком императора У-ди, поднял восстание на территории сегодняшней провинции Ганьсу, и получил мандат на управление западными землями. Шаньюй сюнну принял посольство Лу Фана и признал его законным потомком династии Хань и императором Китая. В 29 году Ли Син и Минь Кань, контролировавшие весь север тогдашнего Китая — округа Уюань, Шофан, Динсян, Юньчжун, Яньмэнь — приняли предложение шаньюя «возвратить Лу Фана в ханьские земли в качестве императора» и признали его верховную власть. В 36 году Лу Фан был вынужден бежать к сюнну в результате раскола среди своих приближённых, в 40 году вернулся в Китай, покаялся в своих ошибках и был назначен ваном в Дай (север Шаньси). Почувствовав, что император Гуан-у не доверяет ему, Лу Фан вновь поднял восстание и в 40–41 годах был выведен хуннами вместе с женой и детьми «за укрепленную линию». Более десяти лет вслед за этим — до самой смерти — он жил «среди сюнну». Таким образом, около 10 лет сюнну официально признавали императором Хань марионеточного авантюриста, находившегося под их полным контролем».[2346]

Представление о внешнем виде военных отрядов разного рода удальцов этого времени в Китае у нас хорошее:

Раскопки в Янцзявань дали богатый материал: 583 фигурки конников и 1965 скульптур пеших воинов. Размеры фигурок всадников одинаковы, а лошадок — различны. Среди последних отмечены статуэтки высотой 68 см. Они окрашены в черный, белый и красный цвета. Чепрак, узда, другие части сбруи покрыты богатым растительным орнаментом. Встречаются также фигурки лошадок высотой 50 см, окрашенные в более светлые тона, в остальном они полностью идентичны более крупным скульптуркам. Фигурки всадников выполнены с использованием зеленой, красной, белой и коричневой красок; защитный доспех окрашен черным цветом, причем пластинки панциря и их соединения выделены с помощью белой и красной красок:

«Обращает внимание тщательная и детальная проработка изображений. Позы людей естественны и живы. Возможно, в сравнении с глиняными скульптурами из мавзолея Цинь Шихуана погребальная пластика из Янцзявань кажется более статичной, лишенной индивидуальных характеристик. Некоторые кони изображены статично, другие — с задранной вверх головой, с оскаленными зубами. Сочетание тревожного красного цвета халата всадника с черным цветом лошади создает ощущение напряженности, которое усиливается контрастом белого (кант и чепрак) на темном фоне».[2347]

Правая рука воинов изображает нечто похожее на римское военное приветствие.

40% фигурок изображены в железных панцирях. В это время железо в Китае большая редкость. Зато севернее, в Сибири, по берегам Енисея, современники-племена раннего железного века добились в его производстве больших успехов.[2348] «Все сделанные из железа предметы состоят из чистого железа, без примеси иных металлов. Естественно, все они содержат небольшие дозы угля и кремня[2349]. Чтобы доказать чистоту этого вида железа с помощью количественного анализа, один нож раннего периода подвергли анализу, и оказалось, что в 100 частях содержится 99,43 части железа, т. е. это превосходное сортовое железо, которое хорошо поддается ковке».[2350] Подобной чистоты (98%) сумели через несколько веков добиться создатели знаменитой железной Кутубовой колонны в Дели (высота 7, 2 м.). Надпись на санскрите письмом брахми указывает, что колонна была изготовлена в правление Чандрагупты II (376–415), императора династии Гуптов, правивших большей частью северной Индии из Бихара. Колонну венчала статуя человека-орла Гаруды[2351].[2352]

Римские невозвращенцы, люди Железного века, оказались среди людей века бронзы, китайцев:[2353]

«Панцири, представленные в Янцзявань, можно разделить на три типа. Пластинчатые панцири наиболее простой конструкции представляют собой доспех, предохранявший в основном грудь, живот и спину. Передок и спинка соединялись по бокам, верхние ремни крепились на плечах. Передок состоял из трех (реже четырех) ярусов прямоугольных пластин. Два верхних яруса образованы одинаковыми пластинами: в верхнем — пять-шесть, в нижнем — восемь-десять. Нижний ярус состоял из восьми-десяти прямоугольных пластин.

Доспехи второго типа имели более сложную конструкцию — они предохраняли также и плечи. Панцири этого типа по внешнему виду весьма напоминают доспехи, в которые были облачены воины глиняной армии Цин Шихуана. Эти доспехи напоминают безрукавку, доходящую до бедер, с вырезами по бокам внизу. Это также пластинчатые доспехи, но из пластин несколько меньших размеров. Передняя часть обычно состояла из четырех (реже пяти) ярусов пластин. Три верхних яруса жестко соединялись между собой, снаружи поперек туловища они дополнительно обвязывались веревочками. Нижний ярус, напоминавший по форме равнобедренную трапецию с широким основанием вверху, крепился подвижно, как и оплечья, состоявшие из трех рядов по пять-шесть пластин в каждом.

Третий тип доспехов представлен комбинированным панцирем: чешуйчатая рубашка-безрукавка, образованная из округлых, лепесткообразных пластинок, которые соединены таким образом, что спрямленный верхний край нижнего яруса перекрывается верхним ярусом. Этим достигалось усиление защитного слоя при сохранении гибкости доспеха. Нижняя часть, защищавшая бедра, образована из более крупных пластин почти квадратной формы, которые крепились подвижно, но не перекрывали друг друга. Для усиления с наружной стороны через отверстия в пластинах пропущены ряд вертикальных параллельных «косичек» из кожаных шнурков или конопляных веревочек. Аналогично крепились и пластинчатое оплечье, состоявшее из четырех ярусов пластин по шесть-семь в каждом. Как правило, имелось только одно левое оплечье.

Часть фигурок облачена, помимо доспехов в халаты. У некоторых воинов на спине изображены колчаны для стрел. У многих в левой руке щиты довольно больших размеров, которые по форме напоминают суженный в нижней части прямоугольник в фигурными вырезами по периметру. В Янцзявань не были обнаружены изображения шлемов, хотя этот элемент защитного вооружения известен по археологическим находкам и в Чжаньго, и в более ранние периоды.[2354] Кроме фигурок воинов были также найдены скульптурки танцоров и музыкантов.

Все фигурки изображены в головных уборах, которые можно разделить на два типа: 1) своеобразные шапочки-ушаночки, закрывающие полностью уши и часть щеки. Завязывались они на подбородке. Некоторые ушанки имеют «стеганый» козырек из небольших валиков, прикрывающий височные и лобную кости. Ушанки украшены орнаментом в виде сердечка над висками, в центре лобной части и на затылке (напоминают брови, — Д. Н.); 2) уборы, напоминающие головные платки. Обхватывая наподобие ленты лоб и виски, они прикрывали волосы, забранные в пучок на затылке. Эти головные уборы красно-коричневого и черного цветов покрыты геометрическим узором. Фигурки с подобными «лентами-платками» облачены в халаты красного цвета с белым поясом. На левом плече завязана широкая черная лента, которая наискось пересекает грудь и спину. С ленты свисают белые полосы.

Основная часть фигурок изображена в башмаках, напоминающих плетеную из соломы обувь. Некоторые статуэтки запечатлели людей в сапогах с коротним голенищем, с заостренными и слегка загнутыми вверх носками. На ногах одного из воинов (возможно, командир) сапоги с высоким голенищем, украшенные сплошь разноцветным растительным узором. Все одеяние этого воина отличается некоторой торжественностью. На нем комбинированный панцирь с одним, левым, оплечьем. Правая рука поднята прямо вверх, пальцы, за исключением указательного, сжаты в кулак. Левая рука опущена и слегка отставлена в сторону. Высота фигурки 48,5 см».[2355]

Вид императора этого войска действительно примечателен. Как и найденная в захоронении квадрига, нетипичная для ханьского времени. Изобретательность римских оружейников позволила в новых условиях сохранить троичное деление республиканской армии на молодых, бывалых и стариков. Железное оружие и римский опыт давал подобным отрядам лопатников[2356] в ушанках преимущество перед китайцами. Китайские хроники о происходившем подтверждают правило, что историю пишет победитель.

Ван Ман оправдывал свои преобразования возвращением к старым китайским устоям. Но в провинциях уже орудовали шайки, главари которых присваивали себе императорский титул. На китайцев привычка римских невозвращенцев называть себя рексами, царями, наверное, производила сильное впечатление. «Самые дерзкие из бандитов, называвшие себя краснобровыми, вошли в императорскую столицу. Ван Ман был пленен, обезглавлен, а его тело изрублено на куски. Как отмечали хронисты, голодные поедали друг друга. Убитых насчитывалось несколько сот тысяч. Столица превратилась в развалины:

Ван Ман освободил преступников из тюрем и послал их биться с повстанцами, но преступники разбежались. Повстанцы разрыли могилы семьи Ван Мана и сожгли гробы. Вспыхнули девять построенных им храмов, дворец, императорская школа; зарево освещало весь город. Повстанцы ворвались в город через северные ворота. Сторонники узурпатора отчетливо понимали, что дело их проиграно, но никто не соглашался на сдачу. Ожесточение влекло их к оружию, и уличные бои продолжались до тех пор, пока у ванмановцев не иссякли стрелы. Только один Ван Ман не понимал того, что творилось вокруг. Глядя на зарево пожара, отражавшегося в великолепных прудах Цзянтай, видя израненных соратников и слыша крики своих врагов, он говорил только: "Небо облекло меня властью, разве могут причинить мне вред ханьские солдаты?" Наконец повстанцы ворвались во дворец; в рукопашных схватках пали последние защитники. Красавица из гарема указала, где скрывается Ван Ман, и толпа устремилась туда. Ван Ман был немедленно убит».[2357]

Сейчас подобные события именуют революцией, государственным переворотом; римляне использовали словосочетание res nova, новое дело.

«К началу 25 г. краснобровые разбили войска Гэн ши и летом 25 г. вступили в Чанъань. На императорский престол ими был возведён пастух Лю Пэн-цзы. В начале 27 г. в битве при Сяоди (западнее Лояна) краснобровые потерпели серьёзное поражение от войск представителя аристократической знати Лю Сю, принявшего в 25 г. титул ханьского императора под именем Гуан У-ди; через несколько месяцев почти вся армия краснобровых вместе с Лю Пэн-цзы сдалась Гуан У-ди. Остатки краснобровых были уничтожены летом 27 г.».[2358]

В результате победы краснобровых в 25 году императору Юсь Ханю удалось вернуть власть фамилии Лю. Хотя на первых порах на престолонаследие претендовали разные лица, восстановленная династия Хань просуществовала до 220 года под названием Поздней (Хоу) или Восточной (Дун) Хань. Прежняя столица после периода восстаний находилась в развалинах, и императоры вместо её восстановления предпочли перебраться в Лоян, где в 68 г. был основан первый в Китае буддийский храм, Баймасы.

Храму Белой Лошади[2359] покровительствовал император Мин-ди. По сообщению Хоу Ханьшу, поводом к основанию храма стал приснившийся императору сон о прибывшем с запада исполинском божестве, от которого исходил свет. Решив по совету сановников, что речь идёт о Будде, император снарядил посольство в Индию, которое вернулось в Лоян со статуей Гаутамы и Сутрой из 42 глав. По возвращении посольства император распорядился основать буддийский храм. Своё название он получил от белой лошади, на которой в Китай прибыли буддийские святыни. Храм многократно перестраивался. Храмовые строения раскинулись на территории 13 га в 12 км к востоку от современного города Лоян».[2360]

Эта статуя должна была быть обычным гандхарским Буддой, напоминающим Аполлона, римлянина.[2361] Прибытие кумира было обставлено торжественно, как римский триумф.

В латинском языке есть многозначное междометие, которое кричали и в горе и в радости — Io![2362] Осталось оно и в русском — Ё моё!

Буддисты в тех местах будут долбить камни более 400 лет, оставив более 100 тысяч изображений разнокалиберных будд. В пещере предписаний драконьих врат найдены рецепты, из которых видна роль, которую заиграла в китайской медицине конопля:

«В нем говорится, что подверженную аллергии (пораженную аллергией) поверхность следует промывать водой, прокипяченной с ветками ивы; от дизентерии следует пить сок конопли, сваренный с машем (золотистой фасолью) на пустой желудок; при свище рекомендуется прижигание точек акупунктуры, а воскурительным материалом являются кротон и мокса, или сера и мокса».[2363]

Примечание переводчика: «мокса (медиц.) — небольшие прижигательные цилиндрики, приготовляемые из расщепленного льна, хлопчатой бумаги, трута и т. п., приставляются к коже и зажигаются с верхнего конца. Ныне способ этот оставлен. Самое слово М. японского происхождения и означает крапиву. М. состоит из клетчатки обыкновенного чернобыльника (Artemisia vulgaris latifolia), которая свертывается в маленькие цилиндрики, прикладывается к коже и медленно сжигается. Moxibustion — прижигание точек акупунктуры; мокса (японское moe kusa, жгучая трава; син. игнипунктура) метод рефлекторной терапии, основанный на прижигании или прогревании кожи в биологически активных точках (обычно сигаретами из сухой полыни); применяется, напр., при лечении функциональных нарушений нервной системы, аллергических заболеваний; иногда сочетается с иглоукалыванием».

По свидетельству В. И. Даля сок из конопли это обычная русская приправа к каше.[2364] Есть множество свидетельств излечения рака и других заболеваний при помощи конопли.[2365]

Считается, что затем китайское государство усилилось до такой степени, что нанесло решительные поражения кочевникам и предприняло попытки утвердиться в Средней Азии. Ханьский, полагаю, буддистский отряд во главе с Гань Ином добрался до Междуречья. Солдаты Бань Чао, как считается, достигли Каспийского моря. Так далеко на запад китайские войска больше не зайдут до танского периода. Можно подумать, что китайцы пытались выйти к Дону.[2366] Однако путь вдоль Каспия на север нелегок. Впоследствии этот путь долго не могла пройти Русская императорская армия.[2367]

Данность: в I в. н. э. гражданские войны, в чем-то подобные римским, потрясли Китай.

«Хунну усилились. Шань-юй Юй восстановил мощь империи Модэ. Когда посол нового императора предложил Юю возобновить договор, заключенный Хуханье в 47 г. до н. э., шань-юй возразил, что времена переменились: тогда Хунну было слабо, а Китай силен, сейчас же хунны заняли все пограничные места и восстановили границу, установленную первыми шань-юями. Гибель Ван Мана шань-юй также приписывал своему вмешательству и на основании этого от возобновления договора категорически отказался. Борьба между степью и городом была неизбежна, перипетии же ее составляли содержание новой эпохи. Обе стороны собрали все средства для войны — от длинного копья и тугого самострела до острого языка дипломата и шелковых нарядов для подкупа вельможных наложниц.

Хуннский шань-юй оказал поддержку краснобровым. Благодаря позиции хуннов, вождь повстанцев Лю Пэн-цзы и его полководец Фань Чун одержали полную победу. В 27 г. столица снова была взята и император Гэн-ши убит, но его младший троюродный брат Лю Сю, возглавив своих сторонников, разбил Лю Пэн-цзы, принял императорский титул Гуан Уди и основал новую династию — Восточную (или Позднюю, или Младшую) Хань».[2368]

Война — самое доходное предприятие для торговца и мима. На запрещенных военных поставках из Германии в Россию во время Крымской войны нажил свое состояние Генрих Шлиман, чтобы воплотить мечту детства: открыть легендарную Трою.[2369] Как установил Л. С. Клейн, в поэмах Гомера не случаянно взятый ахейцами троянский город называется двумя именами: Троя и Илион.[2370] Шлиман раскопал Илион, Вилусу хеттских текстов. Троя находилась где-то в нынешней Сирии-Палестине и еще не раскопана.[2371]


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!