Янус определяет сознание Будды 65 страница



Мимы, жизнь которых напоминала цыганскую, были образцовыми создателями спроса на новые товары, особенно дорогие предметы роскоши. Их маркетинг был совершенен для своего времени. Маркетинг (рынкоделанье) — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Сейчас господствует точка зрения, что маркетинг — философия бизнеса (суть торговли, — Д. Н.), определенный угол зрения на рынок.[2372]

Заманчива связь тогаты–тохары–цыгане.

Англичане называют их Gypsies (от Egyptians — египтяне), испанцы — Gitanos (также от Egiptanos — египтяне), французы — Bohémiens (богемцы, чехи), Gitans (искажённое испанское Gitanos) или Tsiganes (заимствование от греческого — τσιγγάνοι, цинга́ни), немцы — Zigeuner, итальянцы — Zingari, голландцы — Zigeuners, венгры — Cigány или Fáraók népe (фараоново племя), грузины — ბოშები (бошеби) , финны — mustalaiset (чёрные), казахи — сығандар, лезгины — къарачияр (лицемеры, притворщики»); баски — Ijitoak; албанцы — Jevgjit (египтяне); евреи — צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте; персы — کولی (коли́); литовцы — Čigonai; болгары — Цигани; эстонцы — mustlased (от must — чёрный). В настоящее время всё бо́льшее распространение в различных языках получают этнонимы от самоназвания части цыган, рома́ (англ. Roma, чеш. Romové, фин. romanit и др.). Землями, откуда начинается их распространение по миру считают Пенджаб, Раджастхан и Гуджарату.[2373] Различные исследователи приблизительно определяют исход так называемых «протоцыганских» групп VI–X веками н. э. По самой популярной версии, основанной на анализе заимствованных слов в языках цыган, предки современных цыган провели около 400 лет в Персии, прежде чем ветвь ромов продвинулась западнее, на территорию Византии. Они и явились предками европейских цыган: ромов, кале, синти, мануш. Часть мигрантов осталась на Ближнем Востоке (предки домов). Существует мнение, что ещё одна ветвь прошла в Палестину и через неё в Египет. Среднеазиатские цыгане, или люли, то они, как иногда образно говорят, являются двоюродными или даже троюродными братьями цыган европейских. Так, среднеазиатское цыганское население, на протяжении столетий вбирая в себя различные потоки мигрантов из Пенджаба (в том числе группы белуджей), исторически было неоднородным.[2374]

Язык цыган повсеместно одинаков. Разница только в наречиях и том запасе новых, чужеземных слов, которые они усваивали в каждой стране. Здесь, наряду со словами санскритскими, (ближайшими по родству с языком цыган) на каждом шагу встречаются слова греческие, румынские, турецкие, армянские, итальянские, немецкие, польские, русские и др.[2375]

Цыгане Европы являются потомками цыган, проживавших в Византии. Цыгане жили и в центре империи, и на её окраинах и там же большая часть этих цыган приняла христианство. В ряде мест их вожакам были даны привилегии. Не похоже, чтобы цыгане вызывали какой-то особенный интерес или воспринимались как маргинальная или криминальная группа. Цыгане упоминаются как мастера по работе с металлом, изготовители конской сбруи, шорники, гадатели (в Византии это была обычная профессия), дрессировщики (причём в самых ранних источниках — заклинатели змей, и только в более поздних — дрессировщики медведей). Самым распространённым ремеслом, по всей видимости, были всё же артистическое и кузнечное, упоминаются целые деревни цыган-кузнецов.[2376]

Неслучайны дошедшие до нас следы, связывающие цыган с Египтом. Из Александрии в Индию после убийства Клеопатры должны были перебраться много египтян.

«И Птолемеи угнетали и эксплуатировали трудовое (коренное, — Д. Н.) население страны. Но богатства Египта, как правило, расходовались внутри страны, а правящая верхушка, завися в известной степени от отношения к ней населения, была в какой-то мере заинтересована в защите и охране его экономических интересов. Для Рима же Египет был завоеванной страной, страной богатой, с важным стратегическим положением и после Африки основной житницей империи. Все, что выкачивалось из страны, отправлялось почти без остатка в Рим на удовлетворение нужд централизованного государства и, что очень существенно, без какой бы то ни было компенсации. Зерновой флот отправлялся в обратный путь пустым, но, чтобы сохранить его на плаву, его загружали балластом. В отличие от слабых, занятых внутренними распрями последних Птолемеев Рим был могучей державой, располагавшей необходимой силой, чтобы диктовать свою волю. Единственное, что могло ограничить его аппетиты, — это необходимость соблюдать указание, сформулированное императором Тиберием: «Хороший пастух стрижет своих овец, а не сдирает с них шкуру». Дело не только в том, что эксплуатация сверх меры могла истощить страну. Египет мог стать добычей узурпатора, а укрепившийся в этой ключевой провинции претендент на трон мог поставить столицу перед угрозой голода и тем самым получал прекрасный плацдарм для захвата империи»:[2377]

Жестокая эксплуатация, память о независимости, унижение, разнородный этнический состав, в котором даже пришлые иудеи стояли выше коренных,[2378] выполняя роль, которую они играли на Украине до ее воссоединения с Россией, все это гнало в эмиграцию египтян.[2379] «Иудейская община Египта не умерла естественной смертью. Она погибла в буре восстания, которое к концу царствования Траяна подняли против римской власти иудеи Кирены, Египта и Месопотамии».[2380]

Но это будет через сто с лишком лет, а сначала путей для бегства было два: юг и восток. В Нубию египтяне проникли уже давно.[2381] Как мне сообщил В. Солкин, уход египтян в Индию никто не изучал.[2382]

После захвата Египта Октавианом выезд за границу египтянам был усложнен. Это является безусловным доказательством того, что бегство стало повальным.[2383]

«Антоний и Клеопатра, погибшие в борьбе за мировое господство, в греческом мире были Дионисом и Афродитой, а в Египте — вечно живущей Изидой и Озирисом или Сераписом. Антоний и Клеопатра создавали эллинистический вариант всемирной монархии в противовес римской монархии Октавиана. Претензии на мировое господство содержались также и в именах и прозвищах их детей: мальчики носили имена Александр и Птолемей, а маленькие Александр и Клеопатра получили прозвища Солнце (Гелиос) и Луна (Селена), главных символов любого восточного пантеона».[2384]

«Почти одновременно с Клеопатрой, в 31 или 30 году, умер и Петубаст, сын верховного жреца Пшерени-Птаха и Та-Имхотеп, вымоленный ими у благого бога Имхотепа, который сжалился над их слезами и явился во сне. Так сошли со сцены две династии — царей Египта и верховных жрецов в Мемфисе».[2385]

Одним из имен Творца, распространенном в столице Египта Мемфисе, было Птах, Бог по ту сторону творения, Тот, Кто в вечности, Бог Сам в Себе, Творец за пределами Своего творения. Слово птах распространенная составляющая египетских имен.[2386] Согласно столичному преданию от этого Птаха произошли восемь других Птахов, носящих разные имена богов в разных городах. Бог Птах творит сердцем и языком:

«И была дана жизнь миролюбивому, и была дана смерть преступнику, и были созданы всякие работы и всякие искусства, труды рук, хождение ног, движения всех членов согласно этому приказанию, задуманному сердцем и выраженному языком и творящему назначение всех вещей... И он родил богов, он создал города, он основал номы, он поставил богов в их святилища, он учредил их жертвы, он основал их храмы, он создал их тела по желанию их сердец. И вошли боги в свои тела из всякого дерева, из всякого камня, из всякой глины, из всяких вещей, которые на нем росли и в которых они приняли свои образы. И собрались вокруг него все боги и их Ка». Изображали Птаха мужчиной с посохом, закутанным в одеяние. Его жену, дочь Ра, изображали с головой львицы и рогами коровы. Сына Птаха и Сохмет, покровителя растительности звали Нефертум. Его знаком был лотос, цветок жизни, бессмертия и воскресения. С лотосом связана легенда о сотворении мира, согласно которой солнечное дитя, осветившее землю, пребывавшую во мраке, появилось из распустившегося цветка лотоса. Сам лотос вырос на поднявшемся из первобытного хаоса холме «над великим озером».[2387]

Название камня нефрит сейчас выводят из греческого νεφρός, почка. Однако правдоподобнее увидеть в этом слове распространеннейшее египетское nefer, хороший, красивый, чудесный. Тогда получает разгадку загадка А. Е. Ферсмана о происхождении нефритовых орудий в прибрежных становищах Байкала, на затерянных островах Карибского моря, у маори Новой Зеландии.[2388]

Война с Антонием и Клеопатрой оформлялась не только как политический конфликт, но и как война римских и египетских богов, в которой первые одерживают победу:

Цезарь Август ведет на врага италийское войско,

Римский народ, и отцов, и великих богов, и пенатов;

Вот он, ликуя, стоит на высокой корме, и двойное

Пламя объемлет чело, звездой осененное отчей.

Здесь и Агриппа — к нему благосклонны и ветры и боги —

Радостно рати ведет, и вокруг висков его гордо

Блещет ростральный венок — за морские сраженья награда.

Варварской мощью силен и оружьем пестрым Антоний,

Берега алой Зари и далеких племен победитель:

В битву привел он Египет, Восток и от края вселенной

Бактров; с ним приплыла — о нечестье! — жена-египтянка.

В бой устремились враги, и, носами трехзубыми взрыта,

Веслами вся взметена, покрылась пеной пучина.

Дальше от берега мчат корабли; ты сказал бы — поплыли

Горы навстречу горам иль Циклады сдвинулись с места —

Так толпятся мужи на кормах, громадных, как башни,

Копий летучий металл и на древках горящую паклю

Мечут, и кровью опять обагряются нивы Нептуна.

Войску знак подает царица египетским систром

И за спиной у себя не видит змей ядовитых.

Чудища-боги идут и псоглавый Анубис с оружьем

Против Нептуна на бой и Венеры, против Минервы.

В гуще сражения Марс, из железа кован, ярится,

Мрачные Диры парят над бойцами в эфире высоком,

В рваной одежде своей, ликуя, Распря блуждает,

Ходит следом за ней с бичом кровавым Беллона.

Сверху взирая на бой, Аполлон Актийский сгибает

Лук свой, и в страхе пред ним обращается в бегство Египет,

Следом инды бегут и арабы из Савского царства.

Вот и царица сама призывает попутные ветры,

Все паруса распустить и ослабить снасти готова.

Как побледнела она среди сечи в предчувствии смерти,

Как уносили ее дуновенья япигского ветра, —

Выковал все огнемощный кузнец. А напротив горюет

Нил: одежды свои на груди распахнул он широкой,

Кличет сынов побежденных к себе на лазурное лоно.

Здесь же, с триумфом тройным вступивший в стены столицы,

Цезарь исполнить спешит свой обет богам италийским,

Триста по Риму всему освящая храмов огромных.

Улицы вкруг ликованьем полны и плеском ладоней,

В каждом святилище хор матрон и жертвенник в каждом,

Пред алтарем тельцы на земле в изобилье простерты.

Сидя у входа во храм Аполлона лучистого. Цезарь

Разных племен разбирает дары и над гордою дверью

Вешает их; вереницей идут побежденные длинной, —

Столько же разных одежд и оружья, сколько наречий.

Здесь и номадов народ, и не знающих пояса афров

Мульцибер изобразил, гелонов, карийцев, лелегов

С луками; тут и Евфрат, укротивший бурные воды,

Рейн двурогий. Аракс, над собой мостов не терпящий,

Даги, морины идут, дальше всех живущие смертных.

Видит все это Эней, материнскому радуясь дару,

И, хоть не ведает сам на щите отчеканенных судеб,

Славу потомков своих и дела на плечо поднимает.[2389]

Мемфис, Менфе, Мембе и др. (копт.) — древнеегипетский город, располагавшийся на рубеже Верхнего и Нижнего Египта, на западном берегу Нила.

Название города Мумбаи производят от Мумба или Маха-Амба, имени местной индусской богини Мумба Деви и Аи, что значит мать на языке маратхи народа Коли-Голи-Гели,[2390] проживающего в штатах Раджастане, Химачал-Прадеш, Гуджарате, Махараштре, Уттар-Прадеш, Гоа и Ариане. Самоназвание египтян Ке́ми (копт. Kὴμε). Превращение египетского Мембе в нынешнее Мумбаи допускаю.[2391]

С происхождением и древностью народа Гели-Коли ясности нет. О языке маратхи, на котором говорит более 73 млн человек, главном языке штата Махараштра, известно больше. Древнейшее свидетельство письменного маратхи на гигантской статуе в городе Шравана-Белангола на юге Индии. Надпись повествует о царе Гангарайя (Ganga Raje), оплатившем сооружение статуи, а также о его военачальнике Чамундарайя (Chavundaray), руководившем постройкой.[2392] В маратхи насчитали 42 говора.[2393] Основные диалекты деши и конкани.[2394]

«Словарный состав египетского языка беспрерывно изменялся. Интересные наблюдения относительно прироста словаря сделал А. Эрман: например, из 106 корней на w — 59 встречается уже в староегипетском языке, 25 было добавлено в среднеегипетском языке и 18 — в Новом царстве. Коптский язык начинает терять это богатство древнеегипетской лексики: из 106 корней на w в нем остается лишь 35».[2395] Беженцам обычно также свойственно терять богатство своего языка.

В Египте почитали коров — коровьи рога с солнечным диском посередине — головной убор Исиды. Почитают коров и в Индии.

«Мы поплыли по чудному широкому руслу Ганга. По берегам и на островках видно множество крокодилов, греющихся на солнце. Они нажираются трупами индусов, ежедневно бросаемых в святую реку, что, как известно, считается у этого народа вернейшим способом препровождения души в Рай».[2396]

С. И. Ходжаш: «Культ бога-крокодила был распространен в Египте с раннего времени: «Он (Собек) тот, из ног которого выходит Нил». Собеку подчинены все рыбы, поэтому он помогал в рыбной ловле и покровительствовал рыбакам. Он следил за пернатой дичью, обитавшей в нильских зарослях, помогал охотникам.[2397] В гимне Собеку времен Среднего царства бога называют «владыкой рыбной ловли». Собеку приписывается изобретение сети. Когда Ра понадобилось изловить сыновей Хора, прячущихся в воде, он обратился к крокодилу: «Пусть приведут Собека, владыку болотной страны, для того, чтобы он поймал их в сеть, и он нашел их…» Тогда Собек, владыка болотной страны, сказал: «Я искал их и нашел их под моими пальцами на берегу воды. Я поймал их сетью!»

Представление о Ниле как источнике сил природы способствовало сближению Собека с божествами плодородия Мином, Нилом — Хапи, Таурт — гиппопотамом. Собек называется «владыкой поля», «господином зелени», «творящим существующее», «великим, кто идет впереди Хапи».

Хор выступает как истребитель крокодилов. На многочисленных магических стеллах, предотвращающих укусы змей, скорпионов и крокодилов, Хор в образе человека с локоном юности изображается попирающим крокодилов. В образе крокодила Хор собирает части тела Осириса для того, чтобы соединить их вместе. Крокодил воспринимался как мститель. В потустороннем царстве он истребляет грешников, на земле наказывает живых. В древнеегипетской сказке о фараоне Хуфу и чародее рассказывается об изготовленном из воска крокодиле, который был брошен в воду, по приказу чародея превратился в настоящее животное в семь локтей длиной и утащил соблазнителя чужой жены.

Живой крокодил, олицетворявший бога, был окружен поклонением и почитанием. Обнаружение крокодила, отвечавшего своими внешними признаками представлениям о боге Собеке, сопровождалось торжественным привозом животного к месту почитания и праздником. Священное животное обитало при храмах в специально сооруженных озерах и прудах. На берегу строили крытую загородку для отдыха крокодила на суше. За крокодилом ухаживали специальные жрецы. Крокодил так приручался к своим покровителям, что неотступно следовал за ними, позволял себя гладить, шел на зов и не причинял никакого вреда.

Крокодилов запрещалось истреблять, их подкармливали, избегали убивать даже при непосредственной угрозе. Крокодилы беспрепятственно хозяйничали в воде и прибрежных зарослях, хватая скот, а порой и людей. Иногда терпению жителей наступал конец и они объявляли войну крокодилам, чем вызывали гнев более ревностных почитателей Собека. Нередко убийство крокодила служило причиной вражды между жителями отдельных номов».[2398]

Собека почитали как на Руси собаку. В Египте к животным Анубиса псам, и к змеям-крокодилам отношение было серьезным. Под песками знаменитого некрополя Саккара в Египте найдены на глубине от 10 до 12 метров катакомбы. Изучение найденных там костей животных и их мумий показало, что в подземельях захоронены до 8 млн собак, а также многочисленные мумии кошек и шакалов. Паломники в храм Анубиса покупали щенков и оплачивали их бальзамирование (и их жизнь? — Д. Н.), либо приобретали уже готовые мумии, чтобы совершить приношение божеству и обратиться к нему с просьбой. Помимо катакомб Анубиса здесь также были расположены обширные кладбища быков, коров, павианов, ибисов, соколов и кошек. Захоронения постепенно прекратились в римское время.[2399]

О псах и псицах, собаках, кобелях (самцах) и суках (самках) написано много. К. Лоренц обосновал взгляд на происхождение собак от волков и от шакалов, подчёркивая противоположность различий между их поведением и повадками: «Нет другого животного, которое так кардинально изменило бы весь образ жизни, всю сферу своих интересов, стало бы до такой степени домашним, как собака».[2400] Для собаки остаться в одиночестве — самое страшное. Чем сильнее собака привязана к хозяевам, тем сильнее она переживает одиночество. Чрезмерная привязанность собаки к хозяевам часто обусловлена жизненным опытом — ранним отъёмом от матери или сильным испугом.[2401] До 60% бездомных и бродячих собак занимаются попрошайничеством.[2402]

Я подружился со щенком собаки в 6 лет. Кобель и эрдельтерьер, рожденный в Водолее был куплен родителями. Карай славно катал меня на санках и лыжах. Умел навывать Гимн Советского Союза и любил подпевать заставку программы «Время», умел нагавкивал число показанных ему пальцев. Был добряк, верен до туповатости, но любил подраться. Любил беззлобно гонять котов и кошек, а к тем из них, кто не убегал терял любопытство после недолгого удивления.

Помню поздними ленинградскими вечерами января-февраля я часто гулял с ним. Пока кобелина бегал по сугробам и делал свои дела, я залазил на высокую ледяную горку, ложился на спину и, вращаясь, медленно скатывался вниз, глядя в ночное зимнее небо, усыпанное знакомыми мне по именам созвездиями и звездами и рассекающим свод Млечным путем.

Трудноописуемый вострог от картины, наблюдаемой из тепла валенок, тулупа и песцового малахая, наполнял меня вместе с предчувствием, надеждой, уверенностью, что черное небо это лишь плодовый мешок, и когда я снова буду рожден, за ним мне откроются еще более удивительные вещи, спрятанные от моих глаз на время.

Потом Карай замерзал гулять, прибегал ко мне и показывал усыпанной и увалянной снегом мордой, что пора идти домой.

Карай умер от тоски, через год после того как меня забрали в армию. Читать письма и писем писать он не умел и не мог понять: почему я его больше не выгуливаю, не чешу ему за ухом, не треплю по холке. И где я? Куда я изчез?


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!