Янус определяет сознание Будды 69 страница



Махакала[2519] в махаяне охранник и защитник учения Будды (дхармапала). Чаще всего он изображается тёмно-синего или чёрного цвета и имеет угрожающий вид. В тибетском буддизме Махакала — гневный аспект Авалокитешвары. Махакала стал особенно популярен среди последователей тибетского ордена Сакья.

Ламы поступали точно так же, как в свое время проповедники христианства в разных странах средневековой Европы, объявлявшие тех или иных языческих богов христианскими святыми.[2520]

«Дух, избравший шамана, дает ему духов-помощников, которые остаются с ним связанными до конца его дней. Они являются на его призыв, охраняют его от враждебных духов и от духов-помощников враждебных ему шаманов. Зато за малейшие проступки шамана (напр., зато, что шаман не шьет себе новую одежду, не делает нового бубна, выпускает из рук колотушку во время камлания, перепутывает слова призываний и т. д.) жестоко его наказывают. От духов зависит сила и значение шамана. Без них шаман ничто; даже больше того, без их защиты и помощи он предоставлен всецело власти враждебных духов. Эти враждебные духи, которых он побеждал с помощью своих духов, изгоняя их из больных, или отнимая похищенные ими души больных и т. д., мстят ему».[2521]

Бушх (или Булх?) это Балх (Бактры) из имени которого выводятся русские волх, Волхов, волхвы и волки. Ныне столица провинции Балх называется Мазари-Шариф и является четвёртым по величине городом Афганистана.[2522] Тюркоязычность мам сыграла свою роль для части потомства невозвращенцев. Осевшие на Волге их потомки остались в истории как булгары.[2523] Затем часть их, слившись с остатками фракийцев на Балканах, дошли до нас как болгары (българи).[2524] Другая часть, оставшаяся на Волге ныне именуется чувашами. Арабские писатели упоминают, между прочими булгарскими товарами, о коврах.[2525]

В предании о Чингизе видим рассказ об ауспициях-птицегаданиях римского вождя-авгура. Видны в предании и орел легиона, и военная присяга императору.

Вариант имени Чингиз у тюрок: Тенгиз (море, большая вода), у грузин: თენგიზ. Соединение клекота с движением в небе к последнему морю задача для орлов, а не людей. Орлы в широком смысле слова — название, применяемое к представителям подсемейства орлиных (Aquilinae) семейства ястребиных (Accipitridae). Кроме того, так называют крупных хищных птиц, имеющих сходство с представителями вышеуказанной группы птиц, то есть, имеющими орлиный облик.

Клекот ястребиных различен, закономерности его видов для разных случаев не исследованы. Зато в них разбирались авгуры-птицегадатели, но не смыслил Гай Фурин.

В узбекском Тенгсиз также имеет прямо противоположные значения: бесподобный, несравненный, беспримерный, но и: низкий, недостойный; в казахском: море — теңiз. Смыслов — без дна. Как в латинском se res.

Н. М. Пржевальский рассказывает, что в Ордосе, более чем где-либо, сохраняется память о Чингис-хане. Интересны народные легенды о встрече Чингис-хана с русским и о будущем его воскресении.

«Однажды Чингис-хан, охотясь в горах Муни-ула, встретился с русским охотником. «Давно ли ты охотишься и много ли убил?» спросил Чингис-хан русского. — Охочусь я уже много лет, а убил только одного волка. — «Как так?» воскликнул завоеватель. «За это время я убил уже несколько сот зверей». — «Но мой волк был особенный», отвечает русский. «Он ежедневно съедал по десяти других животных и, убив его, я сделал больше пользы, нежели ты». — «Если так, то ты молодец», заключил Чингис-хан. «Пойдем в мою юрту, я подарю тебе, что хочешь».[2526]

Серые остались в памяти своих потомков повсеместно в Центральной Азии:

«— Ушел я из Афганистана только потому, что уже давно считал, что Абдурахман-хан царствует незаконно. Мой отец присягал Шир-Али-хану и научил меня любить и уважать память этого государя, который был замечательным человеком. Он, как инглизы говорят, был рыцарь и весь народ нашего Кефиристана, откуда я уроженец, очень любили его. По смерти Шир Али вступил Абдурахман-хан, а наследный принц Исаак-хан бежал в Россию…

— Скажите хан, заинтересовался я, что это за страна, которую вы назвали… Кефиристан, кажется?

— Эта страна недалеко от границы — верст сто пятьдесят будет. Но Кефиристаном называли прежде все страны около Пянжда с обеих сторон. Кефиристан, это значит страна неверных, от слова кефир — неверный, т. е. не мусульманин. Говорят, давно в этих местах жили наши предки, которые происходили от воинов великого Искандера. Когда царство Искандера после его смерти распалось, то пришли из далекого запада христианские муллы и стали обращать всех в свою веру. Весь народ был уже христианским, когда пришли сюда арабы-магометане. И долго еще люди нашей страны считались кейфирами, т. е. неверными. Да и теперь, правда сказать, там хорошего мусульманина можно очень редко встретить».[2527]

Последним из классических филологов, собравшим известное о серых в античности был А. Херрманн.[2528] Сейчас его данные значительно устарели.

Я постарался в этой книге дополнить их, используя смежные данные других ученых.

Вот данные о происхождении русских, с которых начинается быль моего народа. Их донесли тайджинеринцы, а записал Пржевальский по пути на озеро Лоб-нор:

«Жил где-то в пещере святой лама, проводивший время в молитве. К этому месту прикочевала семья номадов, состоящая из матери и дочери. Дочь, пасшая скот, случайно наткнулась на пещеру, в которой лежал больной лама. Добрая девушка стала приносить ему пищу, ухаживать за ним, и когда он выздоровел, то из благодарности женился на ней. Когда царь той страны узнал, что лама нарушил свой обет безбрачия, он послал войско, чтобы убить ламу. Увидав войско, святой нарвал метелок тростника, понатыкал их вокруг своего жилища, и все метелки превратились в солдат. Три раза царь посылал свое войско, но войско ламы все увеличивалось, так как каждый солдат натыкал метелок, которые в свою очередь делались солдатами. Наконец царь должен был отступиться. Лама однакож, не пожелал оставаться на земле и улетел на небо в верхнее отверстие своей юрты вместе с дымом очага, оставив жену правительницей сотворенного им народа, от которого и произошли русские. У них тело белое и волосы русые, потому что метелки тростника светлые».[2529]

Следует оговориться, что туземцы почти всех иностранцев называют русскими или общим именем ян-гуйза. Немногие умеют различать именно русских и тогда говорят: орос-хун, то есть русский человек».[2530]

Ян-гуйза, 洋鬼子, дословно переводится как заморский черт, причем первый иероглиф ян, имея в основе знак барана (羊), значит безбрежные воды, океан.[2531] Иероглиф 鬼[子], также не прост: русский перевод его словом черт выглядит для современного читателя невинно. Для китайского же уха он очень неприличный: смущает китайских студенток.

Странные ниши-норы-пещеры весьма распространены в китайском Туркестане:

«Дальше кусты и рощи по речке поредели, ущелье перешло в долину. На одном из ее склонов я заметил странные углубления вроде небольших пещерок и ниш, которые тянулись друг над другом в несколько ярусов на протяжении сотни шагов.

— Что это, тоже зимовки? — удивился я; Лобсын засмеялся.

— Таких нор в Джаире много найдешь, но никто в них не живет.

— Кто же вырыл их? Люди или звери?

— Кто их знает. Камень какой-то гнилой, должно быть. В норах он рассыпается, если потрогать его, а ветер выметает мелочь. В таких норах бараны и козы зимой от пурги укрываются.

Я рассматривал с удивлением эти странные впадины в желто-розовом камне склона. Они походили на ячеи, которые жуки выгрызают в старом дереве, но были гораздо больше. В одних человек мог свободно сидеть, в других даже стоять сгорбившись. Иногда две или три ниши находились рядом, разделенные только каменным столбиком, а в глубине соединялись, и человек мог бы расположиться на ночлег, вытянувшись во всю длину. И всего удивительнее было то, что на самом склоне в трещинах камня укрепились мелкие кустики, пучки травы, какие-то цветочки, а в нишах их совершенно не было. Нельзя было поверить, что ни люди не вырубили, ни животные не вырыли эти норы в сплошном твердом камне».[2532]

Еще де-Гроот отмечал, что китайцы «имеют тенденцию к отождествлению имен с их носителями, тенденцию, проявляющуюся бок-о-бок с их засвидетельствованной множеством фактов неспособностью ясно различать изображения и символы от тех реальностей, выражением которых они являются в сознании».[2533]

Ян — китайская разновидность фамилии Баранов, имеет явное сходство с именем Янус; китайская фамилия Лю, значит то же, что и латинский Луций (lux, свет). Эти данные наталкивают на размышления, которым нет развития при существующей ныне хронологии китайской истории.[2534]

Пржевальский: «По словам туземцев, встарину на площади между Хотаном, Аксу и Лоб-нором лежало 23 города и 360 селений, ныне не существующих. Находились любители откапывать древние поселения; уверяли, будто находили там золото, серебро и драгоценные камни. Замечательнее всего то, что там встречалось битое стекло, доказательство, что изобретение его древнее, нежели мы думаем. Попадалась и одежда, но от соприкосновения она рассыпалась в прах.

Жители Черчена тоже занимались раскопками, в особенности после бурь, когда ветер производит передвижение песков и оголяет некоторые местности. При раскопках городов попадались склепы и в них гробы с набальзамированными телами, хорошо сохранившимися. Мужчины очень большого роста и с длинными волосами, женщины с одной или двумя косами. Однажды открыт был склеп с 12-ю мужчинами в сидячем положении. В другой раз найдена в была в гробу молодая девушка, у которой глаза были закрыты золотым кружевом,[2535] а голова от подбородка к темени обведена золотой пластинкою. Длинная шерстяная одежда, уже истлевшая, имела на груди украшения в виде нескольких тонких золотых звездочек. Вместе с человеческими трупами в могилах попадались кости лошадей и баранов».[2536]

Поразительный, необъяснимый до сего дня факт — у юэчжей-кочевников в самом начале I века китайцы отмечают появление городов. До того «побывавший в 129 г. до н. э. при дворе правителя Большого Юэчжи, даже его столицу назвал не городом (чэн), а ставкой кочевого правителя (тин). Города-ставки пяти сихоу (князей) находились все в той же многоименной земле Бактрии-Дася-Тохаристана к югу от реки Гуйшуй-Сырдарьи. У усуней и юэчжей, издревле живших в тесном соседстве в Ганьсунском коридоре, название высшего титула знатности было одинаковым — сихоу. Это позволяет предположить сходство их языков и этническое родство:

Усуньский титул сихоу сопоставим с высшим Ханьским титулом знатности ван (князь). Многие ученые идентифицируют его с тюркским титулом ябгу и в переводах заменяют им, тем самым как бы предрешая вопрос о тюркском происхождении юэчжей. Но это вряд ли правомочно, так как вопрос об этническом происхождении юэчжей и кушан остается спорным».[2537] Наравне с ябгу «на монетах Кушана (Герая) употреблен греческий титул «тиран», сопоставляемый с этрусским turan — господин».[2538]

К концу I в. до н. э. численность усуней исчисляют в 630 тыс. человек.[2539]

В названии усунь, 烏孫, видится замечательная игра смыслов. С одной стороны это латинское однообразное –us в именах в сочетании со словом sūn, xùn, sùn, внук, внучок, сын сына. Но если читать по смыслу иероглифов, то по-китайски это: внуки (черного) ворона.

«Родоначальник казахского Старшего жуза по имени Мән (Мәніс), известный как «старец Уйсын» (Сокровенное сказание монголов) имел четырех сыновей, которых звали Қойілдір, Қоғам, Майқы и Мүкрейіл, и вся родословная Старшего жуза казахов, по существу, является родословной их прямых потомков по мужской линии. Уйсыном его звали как главного бия и ру-аксакала (главу) племени Уйсын (кит. усунь, монг. хушин). Происходил он из древнего уйсунского рода Ұзынсақал Ыба-Райым (монг. Баарын). Ұзынсақал означает длиннобородый, в германских языках — лангобард».[2540]

Ворон считается одной из самых умных птиц и содержится в домашних условиях в качестве домашнего животного.[2541] Вообще ворон стремится быть поближе к людям.[2542] «В Европе распространен от севера Норвегии, Швеции, Финляндии, севера России на юг до Португалии, Пиренеев, Италии, зап. Греции, Болгарии, Румынии, Чёрного моря, Кавказа. На восток через Западную, среднюю и Восточную Сибирь, где северная граница ареала за некоторым исключением проходит по побережью, ворон распространён до Анадыря, Чукотского полуострова, Камчатки, Сахалина и Курильских островов. На юге ареал включает Северную Африку, Аравию, Израиль, Сирию, Месопотамию, Иран, Афганистан, Белуджистан, северо-западную Индию, Гималаи, Тибет и Монголию, на запад до Кобдо и Лоб-Нора. Распространён также в Гренландии и Северной Америке.

Ворон один из крупнейших представителей отряда Воробьинообразные. Полёт ворона больше похож на полёт хищной птицы, чем на полёт других врановых. Может образовывать гибриды с пустынным вороном (Corvus ruficollis). Ворон — всеяден как крыса и человек, поэтому рацион ворона разнообразен. Главное место в питании занимает падаль, которой ворон кормится на свалках и у скотобоен. Охотятся вороны, кроме того, в степях, граничащих с лесом, на горных пастбищах, по предгорьям, на морских и речных побережьях. В перечисленных угодьях ворон питается падалью (трупами домашних животных и домашних птиц), насекомоядными млекопитающими и грызунами, яйцами, птенцами и взрослыми птицами, рыбой, различными беспозвоночными животными (насекомыми, в частности жуками, моллюсками, морскими ежами и т. д.). Наряду с падалью важную роль в пищевом режиме этой птицы играют грызуны, в частности полёвки и особенно обыкновенная полёвка (встречаемость в погадках — 35%), а также мелкие птицы (41%), яйца птиц (25%), насекомые (28%) и особенно майские жуки».[2543]

Ворон, corvus, κόραξ — птица Аполлона и небольшое созвездие южного полушария неба, расположенное между созвездиями Девы и Гидры. Созвездие видимо в широтах от +66° до −90°. В столице Великобритании в Тауэре живут прирученные вороны.

Н. Я. Бичурин (Иакинф): «Усунь есть название владения, которое с третьего века до Р. Х. до шестого по Р. Х. занимало земли на северной стороне Небесных гор от Тэмурту-нора на восток до уезда Суй-лай-хань. Китайская история называет усуньский народ одним из племен народа Сэ, в древности населявшего Авганистан. Усуньцы, служа Китаю в войнах против монголов, наконец так обессилели, что в VI столетии принуждены были удалиться из своих земель в Луковые горы (Памир), и там совершенно потерялись. Это потомки сэйков (саков или скифов, по-кит. Сэ)».[2544]

Временная ошибка точно такая же и по тем же причинам как у Страбона и Юстина в отношении тохар. Подобно тому, как русских солдат называли в Афганистане шурави (советские), а чеченских, грузинских, казахских и еврейских промышленников именовали за пределами распавшегося СССР Russians, русскими. Более славное имя народа переходит на прародителей в истории потомков.

«К III–IV вв. нашей эры племенной союз усуней выступает как классовое общество с сильными патриархальными пережитками и наследственной властью гуньмо».[2545] Имя усунь исчезает со страниц китайских хроник в V–VI вв., когда на политическую арену выдвигаются тюргеши, карлуки, тюрки.

«P. Pelliot и L. Ηambis определили общее происхождение древних Усуней с Сары-Усунями у кыргызов, узбекскими ушунями и уйшунями, и уйсынами казахского старшего жуза».[2546]

Н. М. Пржевальский описал явно родственное усуням племя далды недалеко от Синина в провинции Ганьсу. Тогда далды жили отчасти в городах, отчасти в деревнях, смешанно с китайцами. Мужчины похожи на китайцев типом, прической, одеждой, а вот женщины совершенно отличаются от китаянок в особенности головными убором. Последний состоит из большого кокошника с бахромою спереди, закрывающею лоб. «Язык далды состоит из смеси монгольских, тангутских и собственных слов, вера буддийская. По характеру — далды трудолюбивы и нравава веселого. О происхождении этого народа рассказывают следующую легенду: Чингис-хан, во время пребывания своего в Ордосе, имел отличного коня, на котором он в одни сутки ездил на Куку-нор для охоты за зверями. Однажды он взял с собою какого-то богатыря, который заблудился и остался на жительство близ Синина. От него-то и пошли далды, которых ордосцы называют цаган-монгол, то есть белый монгол».[2547] В тюркских (киргизском) далда значит прикрытие, укрытие, защиту, убежище. Трудящиеся, скотоводы, народ по-монгольски arad, араты;[2548] это слово стоит сравнить с латинским arator, земледелец.

Многие из легенд далдов отличаются оригинальностью. Есть легенда, очень напоминающая легенду о построении Дидоною Карфагена:

«Во времена весьма давние пришел будто бы на границу Тибета какой-то ян-гуйза (европеец, заморский черт, — Д. Н.) с тем, чтобы пробраться внутрь страны, но его туда не пустили. Тогда он попросил, чтоб ему продали кусок земли, равный бычачьей шкуре. Тибетцы согласились на это, заключили формальное условие и взяли деньги. Ян-гуйза изрезал кожу на тонкие ремешки и обвел ими большое пространство земли, которое оспаривать у него никто не мог. С тех пор тибетцы стали бояться хитрых европейцев».

Эпос Лин-Гэсэр содержит богатые материалы об историческом прошлом Амдо и Куку-нора, об образе жизни местных жителей, тогонов-тогатых-серов:

«Страна Лин, откуда «происходил» Гэсэр,— это, по мнению тибетских авторов, район к югу от оз. Куку-нор, охватывающий верхнее течение р. Хуанхэ (Желтой реки). Из «Дэбтэр-чжамцо» явствует, что «весь район правобережья верховья реки Ма-чу… входил в состав владения Лин-Чже Гэсэр-чжалпо». Так начинается историческое повествование о прошлом «страны Желтой реки». Один из правых притоков Желтой реки в верховьях называется по-тибетски Сэр-чу (Желтая, или Золотая речка), в его долине живет племя Сэр-та (Золотая лошадь) неизвестного происхождения, входившее в состав голоков.[2549]

Согласно преданиям, в древности с Ляодунского полуострова в долину Желтой реки перекочевала часть племени муюн, названная позднее тогонами, или монголо-язычными хорами. В 312 г. из долины Желтой реки вслед за своими полудикими табунами пегих и гнедых скакунов направились в Куку-нор тогоны во главе со старейшиной Тогоном. Орда Тогона облюбовала горные долины Куку-нора и верхнего течения Желтой реки. Об этом сообщает предание местных племен, зафиксированное в Дэбтэр- чжамцо: «...Во времена Гэсэра стояло столь [много] хорских войск, что они сплошь покрывали и горы, и долины» страны Абчи-дугтанг, вблизи которой в «небесной» долине Лха-лун Юмдо — родина Гэсэра. Здесь не отмечен его титул «чжалпо», это немаловажный факт. По местному преданию племен Амдо, Гэсэр якобы в малолетстве был сослан в район Желтой реки своим дядей Цотоном, коварным изменником и преследователем героя (Может Гэсэр был самозванец вроде Е. И. Пугачева?[2550] — Д. Н.).

Потомки Тогона, как сказано в Дэбтэр-чжамцо, правили «своей прекрасной страной и подданными». Привилегированным сословием ханства стали старейшины и приближенные ханов. Сяньбийцы муюны были опорой хана, который эксплуатировал местные племена, вел частые войны с племенами дон-миняг, обитавшими в горных районах правобережья Желтой реки. В период своего могущества тогоны-тулухуны «совершали походы на север; в Восточном Туркестане захватили и разграбили Хотан, вели борьбу с Китаем».

Тогоны большей частью жили полуоседло и имели укрепленные поселения. За свою историю тогоны имели несколько столиц, ибо им приходилось восстанавливать их или строить новые после частых разрушительных войн. В городах дома в основном были глиняные, а крыши часто куполообразные. Развалины городов и укрепленных пунктов сохранились до сих пор. В городах были улицы ремесленников и купцов, к которым приезжали, как мы сейчас сказали бы, коллеги из различных стран. «Тогоны заняли ключевые позиции на торговых путях, ведущих из Китая и Тибета в Восточный Туркестан, что дало им на некоторое время возможность контролировать торговлю между Востоком и Западом».


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!