Янус определяет сознание Будды 67 страница



Дао, 道 — главное понятие даосизма. В буддизме синонимом дао является шуньята, божественная пустота. Раннекитайский буддист Дао-шень, считающийся одним из основоположников дзэн, отождествлял дао с Буддой. Иероглиф Дао состоит из двух частей: шоу — голова и цзоу — идти. Китайские переводчики, зная, что Дао для китайского народа значит то же, что Логос для греческого, первую строку Евангелия от Иоанна перевели так: «В начале был Путь (Дао)».[2439]

«Следует отметить совершенно уникальную роль женщин в движении «Небесных наставников». Мать Чжан Лу, внука Чжан Даолина, была видным священнослужителем при дворе Вэй; многие женщины сыграли важную роль и на более поздних этапах этого и других даосских движений (так, Вэй Хуацунь — матриарх школы Шанцин также была «виночерпием» «Небесных наставников»).

Дети вступали в общину в возрасте семи лет. По этому случаю составлялся документ на их имя, гласивший: «Я изначально имел пневму (ци) Лао-цзюня в моем теле, но еще не был в состоянии отличить ее. Поэтому ныне я прибегаю к даосскому наставнику (имярек), дабы получить «Священный Реестр для чад одного Небесного военачальника»). Этот реестр (лу) содержал имена и атрибуты одного или нескольких божественных покровителей («генералов») и его подчиненных и солдат, т. е. вышеупомянутые «духовные армии» округов. Этих генералов и их армии якобы можно было вызвать заклинаниями и визуализацией (причем они рассматривались в качестве проекций сил повелевающей ими личности). Считалось, что они создаются из «трех пневм», появившихся в процессе развертывания Дао, и ни в коем случае не являются духами умерших. «Небесные наставники» провозглашали почитание лишь «чистых прежденёбесных (сянь тянь) духов», категорически запрещая популярные в народе культы «умерших героев» и духов мертвых:

Детей после данного посвящения называли «новичками реестра» (лу шэн), и они должны были выполнять 5 заповедей: «не убивать, не воровать, не прелюбодействовать, не пить вина и не лгать». Они также должны были использовать «обретенные» духовные силы для помощи «Небесному наставнику» в лечении людей. Им запрещалось поклоняться предкам и домашним богам (за исключением особых дней) или частным образом молиться каким-либо иным божествам».[2440]

Иначе было на Западе, где проповедь буддизма на греческом языке из Иудеи не породила ничего похожего на знаменитый знак Дао, Сути, в виде двух переплетений в круге. В Иудее эта проповедь явила образ мучительно умирающего на кресте мима.[2441] Впрочем, знак Дао мы можем видеть на щитах римских полевых армий IV века.[2442]

«Римская армия, состоявшая еще в III в. главным образом из крестьян, в IV в. окончательно превратилась в армию наемников. Императоры уже со времен смут не доверяли легионерам и окружали себя варварской кавалерией. Это военное устройство было закреплено в царствование Диоклетиана и Константина I. В сущности, императоры вернулись к военной системе эллинистических военных монархий. В конце IV в. Феодосий I пересилил значительное количество варваров с их семьями на территорию империи; так началось легальное проникновение варваров в Галлию и Паннонию. Варвары становились не только офицерами, но и командующими армиями и постепенно сосредоточили в своих руках фактическую власть. Даже вооружение римской армии варваризировалось и уже мало походило на оружие, которым латинские легионы покорили средиземноморские страны. Изменился также боевой порядок; солдаты нападали на врагов с диким рычанием, заимствованным у германцев. Вместо орлов появилось изображение дракона, надутого воздухом, прикрепленного к древку копья, о котором, как о знаке дьявольском, писал Пруденций».[2443]

Такого крокодила-дракона (draco) видим на изображении всадника из сарматских вспомогательных войск второй половины II века. Его неримский вид впечатляет: «На теле воина красная татуировка, а лицо покрыто красной и черной раскраской. Чешуйчатый панцирь доходит почти до колен человека, а выполненные с помощью той же техники, но прикрепленные отдельно рукава достигают локтя. Железные чешуйки пришивались к кожаной основе и помещались с расчетом перекрывать друг друга. Достигающие лодыжек сапоги сделаны из козлиной кожи и перевязаны кожаными ремешками, проходящими под подошвой и охватывающими лодыжку.

Штандарт, называемый draco, с корпусом в виде ветрового конуса подпадает под описание Арриана: «сшитые вместе куски крашеного материала». Отдельные части покрыты шелком. Кинжал крепится на бедре с помощью двух пар крылышек с кожаными ремешками, то есть типичным для воинов-сарматов способом. На ременной сбруе лошади серебряные phalerae (бляхи,[2444] — Д. Н.). Ношение «скифской плетки» (нагайки, — Д. Н.) являлось прерогативой всадников кочевой конницы, этот обычай прижился также и в римской армии. В случае возникновения потребности подкрепить силы, сарматы иногда пили кровь своих коней; традиция эта у степных жителей по-прежнему сохранялась и в Средние века».[2445]

Преобразились и римские военные пояса cingulum. Слово цынга, обозначающее в русском языке худосочную болезнь или порчу и разложенье крови, имеет неясное происхождение. М. Ю. Позднев рассказывал, что у римлян очень распространенной была подагра, о чем писал Гораций. Еще в XIX веке благородными болезнями считались мигрень и подагра. В России XVIII века считалась благородной болезнью цинга.[2446]

«Наборные пояса широко бытовали в средневековое время от Подунавья до Тихого океана.[2447] В эту эпоху по поясу нельзя было судить об этнической принадлежности его обладателя как это было, например, в скифское время, когда наличие пояса с мечом указывало не только на скифское происхождение, но и на родоплеменную принадлежность.[2448] В средневековье пояс в значительной мере служил, как это принято считать, знаком социальной принадлежности. И надо согласиться с мнением, что быстрые изменения поясных наборов, происходившие в последней четверти I тыс. н. э. на внушительной территории Старого Света, «теснее связаны с судьбами государственных объединений, чем с судьбами отдельных племён».[2449]

«В бассейне Среднего Енисея рано сложилась и длительное время функционировала одна из крупнейших горно-металлургических областей на территории СССР.[2450] Её продукция — десятки тысяч бронзовых изделий, значительная часть которых относится к тагарской культуре.[2451] На памятниках данного периода типологически выделяются две группы бронз: традиционные тагарские, генетически связанные с инвентарём предшествующего периода, и хуннских типов (поясные пряжки, ложечковидные застёжки и т.д.), широко распространённые в это время во всём поясе азиатских степей. Основные районы их распространения, кроме Среднего Енисея, — Забайкалье, Монголия и Ордос».[2452]

Рспространение так называемых тагарских блях с изображениями оленей делится по своеобразию на две области: западную (Причерноморье, Северный Кавказ, Передняя Азия) и восточную (Минусинская котловина, Западная Сибирь, Саяно-Алтай и Центральная Азия, Восточный Казахстан и Средняя Азия и т. д.).[2453]

В год рождения автора этой книги, 1969-ый, произошел диалог его учителя В. С. Дурова с его учителем А. И. Доватуром. Вот как о нем вспоминает мой учитель:

«Я чувствовал себя опять учеником и не стеснялся задавать вопросы. Помниться, я спросил, кто такие упомянутые Геродианом серы, и был сильно удивлен, узнав, что это, по всей видимости, китайцы».[2454]

Тех, в ком, как упомянуто в начале этой книги, китайцы видят предков русских, русские, как и весь западный мир, видели в 1969 году китайцев. Однако разница между русскими и китайцами слишком разительна, чтобы не узнавать самих себя. Происхождение самого молодого из великих народов, русского, до сего времени считается загадкой, хотя давно очевидно, что он появляется в раннее средневековье.

Любопытный отзыв на публикацию глав этой книги в ЖЖ: «Больше всего напрягает меня предположение Новокшонова о римских корнях тохаров, от этого предположения в гробу вздрагивают Георгий Иванович Вернадский, который искал намёки на родство тохаров с предками русских».[2455]

Восточных славян обычно подразделяют на три основных группы: русские, белорусы и украинцы (малороссы). С этнографической и языковой точек зрения такое деление восточных славян на три ветви неудовлетворительно. Можно говорить о двух русских народах: севернорусском (окающий говор) и южнорусском (акающий говор). Обе названные русские народности резко отличаются друг от друга типом жилища, одежды и другими особенностями быта. Различия подробно рассмотрел Д. К. Зеленин. Он же отметил распространенность у всех восточных славян сермяги, у русских известной также под тюркским именем зипун, у белорусов и украинцев свита, сiрак.[2456]

И. В. Куклина: «Упоминание Птолемеем города Исседона в Серике не свидетельствует о локализации исседонов на Тибете, — такое ошибочное толкование вызвано неправильным представлением о том, что Серика тождественна Китаю, тогда как она на самом деле охватывала районы Восточного Туркестана и Северо-Западного Китая, т. е. как раз районы Семиречья, оз. Иссык-Куль и северного Притяньшанья».[2457]

«Отголоски сношений восточных Славян с Балтийскими слышны в русских былинах, например о Дюке (лат. dux, вождь, — Д. Н.) Степановиче:

Снаряжался Дюк Степанович, княжеский сын,

Из славного, богатого Волынь-города,

Из тоя Индеюшки богатыя,

Снаряжался во стольно-Киев град.

Дюк восхваляет свой город, и князь Владимир посылает в эту Индеюшку и в город Волынь своих оценщиков — Дюково имение описывать и оценивать; богатства нашлось множество чрезмерное. Богатая Индеюшка не должна нас смущать; это вообще какая-то баснословная страна, да уже в 58 г. до Р. Х. к Римлянам в Галлии прибыли купцы из Индии (ex India, ex Indicis aequoribus), то есть, купцы из Виндии, земли Виндов, Венедов, Венетов».[2458]

В первой половине I века шелководство пришло в Хотан, «носивший в старинное время санскритское название Кустана и известный китайцам еще 1000 лет назад. Хотан посещал Марко Поло. Известный буддийский паломник Фа-Сянь описал (IV в.) Хотан как изумительный город, где процветал культ Будды».[2459]

Производить шелк очень просто, этому можно научить женщин. Личинка шелкопряда живет на листьях шелковицы. В первые тридцать дней жизни, превращаясь в гусеницу, она съедает листьев, в двадцать раз более ее веса. Поэтому для выращивания шелкопряда серы высаживали большие плантации шелковицы. Тысячи шелкопрядов выращивали на подносах. Когда гусеница окукливалась и кокон созревал, бабочку убивали горячим паром. Коконы заливали кипятком, очищая от серицина (шёлковый клей, альбуминоидное протеиновое тело от вываривания бабочек; порошок без цвета и запаха, растворим в горячей воде): после этого волокна разматывали, получая более или менее тонкую нить: от шести-семи волокон для самой тонкой до двадцати пяти для более грубой. Длина нити, из которой сплетен кокон достигает 1200–1500 метров нити. Из одного кг коконов можно получить 100 г. шелка-сырца. Женщин требовалось много.

«После размотки коконов остаются куколки шелкопряда. Высушенные куколки служат ценным кормом для пушных зверей (лисиц, куниц, соболей, и крыс, — Д. Н.): 1 кг их заменяет 2,5 кг живого мяса. Жир куколок пригоден для варки мыла, а получаемые при этом жмыхи служат кормом для сельскохозяйственных животных».[2460]

Некрашеный шелк — серый. Шелковые ткани вместе с китайскими поделками лишь на одном Алтае найдены в курганах Шибе, Катанды, Каракола и Яконура.[2461]

С I-го века шелк стал важным товаром международной торговли.[2462] В Риме, в первые века нашей эры, существовал особый шёлковый рынок. Шелк делали шелковые люди, серы, seres. Серые римские лагерники опять совершили трудовой подвиг.

«Шелк, появившийся на Западе после открытия Шелкового пути, вызвал у современников восхищение. Бесчисленные караваны доставляли шелк из далекой Серики. В 125 году Дионисий Периегет писал: «Серы… собирая пестрые цветы в пустынной окраине, изготовляют одежды искусные, знаменитые окраской, подобные цветам луговой травы, не напрасно бы с этим и труд пауков состязался». Греческому автору вторит китайский автор трактата Жемчужный лес в Саду закона, VII век: «Когда западные иноземцы видят многоцветную шелковую ткань, то они не верят, что она произведена из нитей, которые выделяют шелкопряды, питающиеся листьями»:[2463]

По мнению Харада Ёсито, ткань sericae — это гладкая шелковая ткань, изготовленная в Сичуе (букв. Западная граница, район Ганьсу и Шэньси). В тех же краях находим главнейшие памятники зрелого буддийского искусства:[2464]

«Там, где мастер не связан требованиями канона — в фигурах стражей и процессиях донаторов (дарителей) — обнаруживается такое совершенное знание человеческого тела, которое прямо перекликается с искусством античной Европы, превосходя его иногда силой экспрессии и уменьем компоновки. Сходство с античной скульптурой усиливается еще и тем обстоятельством, что мастер не ставит себе других задач, кроме отображения прямой выразительности человеческого тела в его простейших проявлениях».[2465]

Слово serika дало название распространенной на востоке Украины, в Полтавской и Харьковской губерниях женской повседневной одежде: дерга, джерга, жерга. Эта понева (кусок материи в 160 см ширины и 90 см длины) делается из трех кусков иногда неокрашенной шерсти. Подвязанная на талии поясом, она закрывает нижнюю часть туловища женщины сзади, оставляя спереди просвет, который обычно прикрывают передником.[2466]

Для того, чтобы изготавливать из серой шелковой пряжи много крашеных тканей, женщин и детей требуется еще больше. Увеличение населения сопровождалось увеличением популяции грызунов. Через несколько веков истощение почв превратит Таримский бассейн в основном в пустыню. Жители уйдут на север. С. Гедин записал: «По преданиям, несколько сот лет тому назад, далеко на Юго-Востоке (глядя из района Урумчи, — Д. Н.) жил языческий народ под владычеством Атти-Куш-Падишаха; святые имамы отправились туда для распространения Ислама, но так как народ не хотел принять новое учение, то имамы послали на них проклятия и мщение неба: в течение нескольких дней с неба падал песок похоронивший и город и жителей». Многочисленные изделия из дерева, засохшие деревья и деревянные развалины обычные находки в брошенных селениях на Шелковом пути и ныне.[2467]

Л. С. Клейн: «Очагом серов был бассейн Тарима. Цейлонские послы описывали серов как обитавших за Гималаями, рослых, рыжеволосых и голубоглазых. По местности, времени и облику это, видимо, были те же условные тохары. Серы — явно не самоназвание, а кличка по основному предмету торговли: греч. σηρικόν от кит. sir, sirkek, шелк (из греческого термина, принятого за производный от этноса, вычленен этноним)».[2468]

«В монгольском тексте эпоса о Кэсаре находим тибетское название единорога (носорога) — серу (bse-ru)». «Много обычаев, связанных с царем Кэсаром (Гэсэром), существует среди нетибетских племен Северо-Восточного Тибета и пограничного района Ганьсу. Так, среди шара-уйгуров (называемых также «желтыми» уйгурами; кит. хуань си-фан)[2469] к югу от Ганьчжоу в провинции Ганьсу многие племенные обычаи прямо связаны с эпосом о Кэсаре.[2470] В этих племенах можно найти такие названия селений, как Кюркар, Кюрсер и Кюрнаг дэва (тиб. Sde-pa), что соответствует именам трех царей племен Хора. Белая полоса, нашиваемая на палатки шара-уйгуров, символизирует удар меча царя Кэсара (Hor-sbra-khra-ril). Божество gNam-thel dkar-po, упоминаемое в эпосе как божество-покровитель племен Хора, даже теперь почитается шара-уйгурами. Если кто-либо подъезжает к палатке шара-уйгуров на гнедом коне, то коня привязывают головой от палатки. Так делают, чтобы избежать опасности от боевого коня Кэсара, мудрого rTa-rkyan-rgod, неожиданно появляющегося и топчущего палатку. Среди шара-уйгуров существует обычай есть быстро, так как они говорят, что живут, постоянно опасаясь нападения царя Кэсара. Считается, что среди шара-уйгуров есть версия эпоса о Кэсаре, в которой царь Кэсар представлен как опасный и коварный враг. Так, память о старых племенных войнах между тибетцами и тюркскими племенами еще жива и является источником постоянного племенного антагонизма. (Шара-уйгуры живут к югу от Ганьчжоу, между Сучжоу и Ганьчжоу, а также между Шуаньчинь-цзу и оазисом Гаодай)».[2471]

Н. М. Пржевальский и в XX веке отмечает, что в бассейне Тарима население постоянно пополняют беженцы, и таримцы отличаются крайним разнообразием физиономий. Здесь можно встретить типы сартов, киргизов, тангутов. Иногда перед вами является чисто европейское лицо. В центре хозяйства таримцев: кендырь коноплевый:[2472]

«Эти дикари и сами по себе боялись нового человека, а тут появились гости, которых вели окольную дорогой и под конвоем; как же им было не смотреть на них подозрительно. Туземцы прямо не верили, чтобы можно было выносить трудности и лишения только ради того, чтобы посмотреть неведомые страны и собрать массу вещей ни на что, по мнению туземцев, ненужных.

Для продовольствия экспедиции конвой доставлял баранов, которых отбирали у туземцев даром. Денег, предложенных Пржевальским, ни за что не хотели брать. Впоследствии Пржевальский подарил жителям Лоб-нора сто рублей; на Тариме же окончательно было запрещено брать деньги, и местный ахун объявил, что у него нет бедных».[2473]

Упоминание серов появляется у латинских авторов впервые при Августе. Природными носителями латыни слово seres можно понять и в духе народной этимологии: se res, где se равно русской возвратной частице –ся при глаголах, с ее помощью в русском выражают залог страдания: вешаться, теряться, мучиться. Однако в словосочетании se res это личное местоимение при имени res, многозначительность которого в латыни примечательна: вешь, дело, обстоятельство, власть и т. д.

Самый простой перевод se res на русский: самодел, то есть Self, thing in itself, Ding an sich, chose en soi, cosa in sè.[2474] В бытовом языке народа до сих пор таких людей называют серые люди. С подачи Н. В. Гоголя[2475] в русской литературе появилось еще одно определение им: маленькие люди.[2476] Слово seres и его производные многозначительны и в латинском языке.

Корень ser- также имеет высокую продуктивность,[2477] которую сохранил и в русском языке, особенно языке простонародья.

Русское название серы возводят к праславянскому *sěra, которое связывают с лат. sērum сыворотка.

Слово серый есть во многих мудростях, записанных В. Далем:

«Серый, примесь черного, темного к белому; оттенки серого различны, но главных два: избура и изсиня: избурасерый, буросерый: серый волк, серый заяц, серое (некрашеное) сукно: изсинясерый, голубосерый: серые глаза, зола, пепел, серый конь; дикий, железистый, пепельный; близкий к сивый, сизый, седой.

Серая бумага, грязного цвета, самая простая, низкой руки. Серые нитки, суровые, небеленые. Серая погода, пасмурная, сумрачная.

Серый мужичек, серяк, серячек, простой, грубый, рабочий, черный, лапотник-лопатник. Серяк, серый заяц, русак.

Ему серая (либо пегая, саврасая) не ко двору приходится.

И серо, да сбойливо.

Мыло серо, да моет бело.

На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт (не волк) съел.

Серо, серо — да волюшка своя!

Сера, что свинья; а зла, что змея.

Есть в нем серой шерсти клок.

У меня хоть кафтан сер, да я за пазухой смел; а у тебя кафтан синь, да люди говорят: его скинь (я богаче, а ты продувной).

Что серо, то и волк.

Вали на серого, серый все свезет.

Серее волка на четверть.

Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.

Сер козел, сед козел, а все псиной несет.

На дворе серо. Все серо от пыли. Наше небо серо».

М. Р. Фасмер: «Укр. сíрий, др.-русск., русск.-цслав. сѣръ, болг. сер, се́рей "сало, жир", словен. sẹr, sẹ́rа "серый, белокурый", др.-чеш. šěrý, чеш., слвц. šerý, польск. szary, в.-луж. šěry, н.-луж. šеrу. Ввиду зап.-слав. š можно говорить только о праслав. *хоirо-. Последнее родственно герм. *haira-, ср. др.-исл. hárr серый, седой, англос. hár, д.-в.-н. hêr достойный, величественный, ирл. сiаr, темный. Серый, сед, седа, укр. сiдий, др.-русск. сдъ, также сдь, прилаг., с тем же знач., ст.-слав. сдъ, сербохорв. сиjед, сиjеда, сиjедо, словен. sed, sedа ж., чеш., слвц. sedy, sedivy, др.-чеш. sedivy, польск. szady, кашуб. sаdу, в.-луж. sedziwy, н.-луж. seziwy. Праслав. *хоidо- родственно *хоirо- (см. серый), образовано по аналогии *gnedъ, *bledъ (см. гнедой, бледный)».


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 158; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!