Формационный подход к типологии государств



До недавнего времени формационный подход признавался в нашей стране в качестве единственно возможного и научного, поскольку выражал марксистское отношение к вопросу о типе государства.

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимается взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису.

Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства материальных благ.

В структуре каждой формации выделялись экономический базис и надстройка. Базис (или производственные отношения) — это совокупность общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ (главными среди них являются отношения собственности на средства производства), над которыми возвышается надстройка в виде общественных идей и учреждений, в том числе политических и правовых теорий и исторически определенных типов государства и права. 

Согласно марксистской типологии государства четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое – каждое со своим набором признаков.

Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате социальных революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Таким образом, понятием типа государства охватываются общие, наиболее существенные признаки, характерные для всех государств одной и той же социально-экономической формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, классовой сущности и социального назначения. Тип государства с марксистско-ленинских позиций есть совокупность тесно взаимосвязанных черт государства, соответствующих определенной классовой структуре общества, которая в свою очередь обусловлена экономическим базисом общества.

Уяснение «исторического типа государства» позволяет ответить на три принципиальных вопроса:

1. Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство?

2. Орудием какого класса оно является?

3. Каково социальное назначение данного государства?

Рабовладельческий, феодальный, буржуазный типы согласно марксизму-ленинизму охватываются единым понятием эксплуататорского государства. В качестве противоположности указанным типам государства классики марксизма рассматривали государство нового, социалистического типа, которое характеризовали как «государство не в собственном смысле» или «полугосударство». Если буржуазное государство – последний тип эксплуататорского государства – подлежит революционному слому, то социалистическое государство – исторически последний тип государства вообще – постепенно «засыпает», «отмирает».

Рассматривая формационный подход к типологии государства в историческом плане, нельзя не заметить, что марксистской трактовке этих вопросов принадлежит значительная роль в научном объяснении возникновения и развития рабовладельческого и феодального типов государств. Верно, она характеризовала также буржуазный тип государства, соответствовавший состоянию общественного развития средины ХIХ столетия, когда завершалось формирование промышленного, так называемого «свободного» капитализма со свойственным ему основным классовым противостоянием буржуазии и пролетариата, и в последующих условиях обострения классовой борьбы, относительного и абсолютного обнищания пролетариата, его первых политических выступлений и использования буржуазией государства для подавления трудящихся. Наглядным примером может служить Парижская Коммуна.

Такое соответствие марксистского подхода к государству и его типологии реальному ходу истории продолжалось вплоть до победы Октябрьской социалистической революции, которая сама может быть объяснена как подтверждение данной теории.

С точки зрения традиционно толкуемой догматизированной формационной теории рабовладельческое государство – это первый исторический тип государства, возникший в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявший собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.

Экономический базис рабовладельческого общества составляют полная собственность рабовладельцев не только на орудия и средства, но и на работников производства – рабов. Рабовладельческая собственность является первой формой частной собственности. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

В соответствии с традиционной трактовкой формационной теории феодальное государство – является вторым историческим типом государства. Это особая политическая организация класса феодалов. Экономический базис феодального государств, основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян и необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их трудом на собственников земли – феодалов.

Феодальное государство, опять же с позиций марксистского формационного подхода, есть орудие организованного насилия над крепостными крестьянами, орган диктатуры феодалов, важнейшее средство охраны, укрепления и развития феодального экономического базиса. В диктатуре класса феодалов заключается сущность феодального государства. Политическая власть в феодальном обществе, его политическая организация – ни что иное как атрибуты феодального землевладения. Такими они были на всех этапах развития феодального общества.

Буржуазное государство – третий исторический тип государства, предусматриваемый формационной типологией государств. Как надстройка над экономическим базисом оно закрепляет и защищает буржуазный экономический строй. Капиталистическое государство охраняет условия буржуазной эксплуатации, и прежде всего его основу – частную собственность на орудия и средства производства. Независимо от своей формы оно выступает как орудие господства капитала над трудом. Суть этого типа государства состоит в том, что оно представляет собой диктатуру буржуазии, комитет, управляющий ее общими делами, машину в руках капиталистов, чтобы держать в подчинении рабочий класс и другие трудящиеся классы и слои.

Наконец, еще один исторический тип государства, выделяемый в рамках формационной теории, о которой идет речь, - социалистическое государство.

Социалистическое государство апологизируется в формационном подходе, утверждается, что оно представляет собой высший и последний исторический тип государства. Марксистская формационная теория государства определяла его сущность как организацию политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководств обществом в условиях строительства социализма и коммунизма, орудие защиты революционных завоеваний народа.

Согласно формационной теории в отличие от перечисленных исторических типов государств социалистическое государство обнаруживает свою сущность в следующих принципиальных чертах.

Во-первых, экономическую базу социалистического государства составляют общественные социалистические формы собственности и социалистическая система хозяйства. Все перечисленные выше типы государств основывались на частной собственности.

Во-вторых, социалистическое государство с момента своего рождения становится орудием уничтожения всякой эксплуатации и причин ее порождающих.

В-третьих, социалистическое государство имеет гораздо более широкую социальную базу, чем любое эксплуататорское государство. В социалистическом обществе в противоположность досоциалистическим государствам управляют не представители привилегированного эксплуататорского меньшинства, а трудящиеся массы.

По существу, утверждает формационная теория, социалистическое государство уже не есть государство в собственном смысле, ибо оно не является орудием власти эксплуататорского меньшинства над трудящимися классами. Фактически оно «полугосударство», выражающее волю и интересы абсолютного большинства членов общества, рабочего класса и всех других трудящихся. В будущем коммунистическом обществе оно отомрет, уступив место коммунистическому общественному самоуправлению.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых «переходных» («промежуточных») государств.

Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному). Другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же, наиболее естественен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!