Теологическая (божественная) теория  (А. Аврелий, Ф.Аквинский).



 Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана (неотомизм). Теория божественного происхождения государства (теологическая) — одна из самых, ранних, уходящая в глубокую древность, теорий представлена в нескольких различающихся вариантах. Так, мифологическая версия этой теории рассматривает обретение людьми государственности по воле богов, обстоятельства такого обретения различаются в различных цивилизационных вариантах (месопотамском, древнеегипетском, древнегреческом и др.)

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций.                                      А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

Ярким представителем и одним из главных разработчиков божественной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (Х111 в.). Центральной идеей является утверждение о том, что право создано богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Мы находим такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы и законы Ману, а также в исламском праве. Так, в законах Хаммурапи констатируется, что Хаммурапи, вавилонский царь, утвердил правду и справедливость по всей стране, когда бог Мардук внушил ему даровать справедливость и достойное управление людям земли.

Фома Аквинский эту идею развил в стройное учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальная формы). Во главе иерархии стоит бог, духовный мир возглавляется папой как наместником бога на земле.

По тому же иерархическому принципу организовано и общество; подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.

Соответствующее подчинение есть и в системе законов.

Ф.Аквинский разделил их на четыре вида:

- вечный закон – это сам божественный разум, управляющий миром;

- естественный закон – это отражение вечного закона человеческим разумом; к нему относятся закон общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода;

- человеческий закон – это позитивное право или действующее феодальное право, выражающее требования естественного закона, подкрепленные санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный;

- божественный закон – это Библия. Этот закон необходим из-за несовершенства человеческого разума люди сами не могут прийти к единому представлению о правде, и Библия должна помочь им в этом.

      Последователи Аквинского – неотомисты – пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения.

На другом полюсе, в рамках материалистического подхода разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества; классовый характер права; жесткая зависимость права от государства; обеспеченность его принудительной силой государства.

Согласно взглядам К.Маркса и Ф.Энгельса, право рассматривается как часть надстройки над экономическим базисом общества. Будучи обусловлено материальными условиями жизни, оно оказывает на них обратное воздействие. Главное в праве основоположники марксизма видели в его классовой сущности. В «Манифесте Коммунистической партии» они утверждали, что буржуазное право (и вместе с тем право вообще), есть возведенная в закон воля господствующего в данном обществе класса. Объясняя механизм образования права, Маркс и Энгельс писали: «Помимо того, что господствующие при данных отношениях индивиды должны конституировать свою силу в виде государства, они должны придать своей воле, обусловленной этими определенными отношениями, всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона – выражение, содержание которого всегда дается отношениями этого класса…»[12].


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 563; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!