Для марксистской теории характерно рассмотрение права в тесной связи с государством, которое не только формирует, но и поддерживает право в процессе его реализации.



Марксистская теория права, несомненно, оказала существенное влияние на развитие материалистического понимания права. Вместе с тем апологетическое отношение к данной теории как единственно верной и непогрешимой должно быть преодолено, хотя многие выводы марксистского учения о праве, как и государстве, и в современных условиях сохраняют свое значение.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования, - государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, - подчеркивал Демокрит, - стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон – только свидетельство их собственной добродетели»[13].

Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему – это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

 Положительное значение естественно-правовой теории состоит в следующем:

во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;

во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право;

в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.

Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Психологическая теория, родоначальником которой является Л.И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на:

а) переживание позитивного права, установленного государством:

б) переживание интуитивного, личного права.

Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы- психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

Историческая школа права , которую в начале ХIХ века развивали выдающиеся немецкие юристы – Гуго, Пухта, Савиньи явилась противовесом естественно-договорной теории понимания права.

Историческая школа, опираясь на реальные процессы формирования права в средневековой Европе из обычного права, утверждала, что главное в этих процессах – самоорганизационные начала, спонтанное, стихийное развитие. Примерно также как развивается национальный дух, язык, утверждали сторонники исторической школы права. Историческая школа, используя принцип историзма, связывала право с более глубокими этнокультурными пластами, с самоорганизационной природой права, его эволюцией.

Хотя в концепциях этой школы получили гиперболизацию представления о самоорганизации права, о решающей роли национальных традиций, духовных начал, отрицать значение этой школы в утверждении эволюционного характера содержания и форм права было бы ошибочным.

Патримониальная теория (А. Галлер).

Автором ее считается швейцарский общественный деятель ХIХ в. А. Галлер, который на основе фактов европейской истории считал, что причиной возникновения государства стало утверждение права собственности на землю (патримониум). Опираясь на право владения землей, государственная власть распространяется на проживающих на ней людей.

В современных условиях получили распространение еще ряд оригинальных взглядов на проблему правогенеза (происхождения права):

регулятивная теория поддерживается азиатскими научными кругами, которые усматривают принципиальную причину возникновения права в необходимости установления и поддержания порядка, единого для всех членов общества в условиях усложнения их жизнедеятельности, прежде всего, для урегулирования земледельческого и сельскохозяйственного производства;

антропологическая теория (Н.Рулан) отстаивает неоднородность происхождения права и возможность сосуществования наряду с правом от имени государства множества правовых систем отдельных сообществ (Н.Рулан);

либертарно-юридическая теория (В.С. Нерсесянц) исходит из того, что право и государство, существующие с самого начала как две взаимосвязанные составные части единого способа, порядка и формы бытия, возникают для признания, утверждения и защиты свободы;

дифференциационная теория (Т.В. Кашанина) основана на тезисе о правовой специализации, которая, в свою очередь, должна способствовать достижению в обществе согласования индивидуальных интересов людей и установлению стабильности в их поведении и т.п.

Контрольные вопросы:

В чем суть основных этапов развития первобытного общества?

Как регулировались отношения в первобытном обществе?

Раскройте основные причины возникновения государства и права.

Каково содержание основных теорий происхождения государства и права?

Литература:

1. Алексеев В.Б., Першиц А.И. История первобытного общества: учебник. 5-е изд.М.: Высшая школа, 2001. 318 с.

2. Аннерс Э. История европейского права. М.: Наука, 1994. 397 с.

3. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, ИНФРА-М, НОРМА,1998. 624 с.

4. Венгеров А.Б. Значение археологии для юридической науки // Сов. гос. право. 1993. № 3. С. 28-36.

5. Грачев Н.И. Происхождение суверенитета. Верховная власть в мировоззрении и практике государственного строительства традиционного общества. Монография. М.: Зерцало-М, 2009. 320 с.

6. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права: учебное пособие.4-е изд., перераб и доп. М.: Проспект, 2017. 304 с.

7. Ленин В.И. О государстве. М.: Политиздат, 1969.24 с.

8. Шептплин А.А. Теория мононорматики в дискуссии о происхождении права: PROETCONTRA// Государство и право. 2017. С. 90-93.

9. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. - М.: Политиздат, 1986. 639 с.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 265; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!