Психологическая теория (Л.И.Петражицкий, Фрезер, Г.Тард)



Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

Органическая теория (Платон, Г.Спенсер)

Органическая теория приравнивает государство к человеку и приписывает ему самостоятельную волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории, государство является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и отдельным человеком.

Идеи сопоставимости государства с человеческим организмом развивались еще в трудах древнегреческого философа Платона (429-347 гг. до н.э.). Наибольшее развитие они, а вместе с ними и органическая теория в целом, получили в конце Х1Х-начале ХХ вв.                                               Одним из наиболее видных сторонников органической теории происхождения государства был английский ученый-философ Герберт Спенсер (1820-1903). В настоящее время органическая теория хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.

Расовая теория (Ж. Гобино, Ф.Ницше)

Эта теория рассматривает в качестве основных предпосылок возникновения и развития государства деление общества по расовому признаку. Согласно этой теории в мире существуют «высшие» расы, которые призваны господствовать и «низшие», которым самой природой предназначено находиться в подчинении у высших рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.

Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века – в период расцвета колониализма, и в первой половине ХХ века – в период появления в Европе фашизма.

Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как якобы «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

Марксистская теория (экономическая, классовой борьбы) (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин)

Основоположники данной теории К.Маркс и Ф.Энгельс разработали концепцию происхождения государства и права, опираясь на материалистическое понимание истории и идею классовой борьбы. Непосредственным материалом, который подвергся с их стороны серьезной переработке и обобщению, стали этнографические работы Л.Моргана, Дж. Мак-Леннана и И.Баховена.

К.Маркс и Ф.Энгельс полагали, что в основе общественного развития лежит экономика, производственные отношения.                                                       По мере изменения системы хозяйства меняются и другие общественные отношения. Энгельс дает периодизацию первобытной истории, исходя из уровня производительных сил: дикость (преимущественное присвоение готовых продуктов природы), варварство (развитие скотоводства и земледелия), цивилизация (развитие промышленности).

Ключевыми моментами истории, по Энгельсу, стали выделение из родовой общины семьи, появление частной собственности и классов. Господство частной собственности обусловило социальную дифференциацию, разделение бывших общинников на класс эксплуататоров и класс эксплуатируемых.

Государство возникает как механизм, призванный поддерживать систему хозяйств, основанную на эксплуатации одних классов другими. Государство, согласно классическому марксизму, есть продукт раскола общества на антагонистические классы. В факте существования и функционирования государства проявляется закон классовой борьбы, а само государство, согласно Марксу и Энгельсу, есть выражение классовой диктатуры.

Помимо перечисленных концепций происхождения государства имеются иные учения и теории, в основном обращающие внимание на специфические формы процесса государственности среди различных народов и в разных регионах мира. Уже их названия определяют направленность исследований: водная (ирригационная), патримониальная, инцестная, кризисная, демографическая, диффузионная, культовая и другие.

Теории происхождения права по-разному определяют причины и условия, в которых происходило возникновение права. Иногда трудно обнаружить отличия концепций правогенеза (происхождения права) от одноименных теорий политогенеза. Но есть теории, касающиеся только зарождения правового регулирования и его социально-правовых оснований.


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!