Раздел II . Теория государства



 

Глава 3. Понятие, сущность и типология государства

 

Определение понятия государства

 Государство – это властная, структурная, территориальная организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Применительно к современному государству, можно добавить, что эта политическая организация призвана выражать и защищать общесоциальные цели и интересы, функционировать и развиваться на правовой основе, использовать в необходимых случаях принудительную силу для обеспечения стабильности, осуществления государственной власти и укрепления правопорядка.

Термин «государство» ввел в оборот в ХVI веке Никколо Макиавелли (1469-1542).Сложность и многогранность государства как явления и понятия, с одной стороны, и субъективность ее восприятия различными авторами, с другой, объективно обусловливают возможность и неизбежность его многовариантного понимания и не менее разнообразного его толкования.

Трудности в определении понятия «государство» обусловливаются уже тем, что данным термином обозначаются самые разнообразные, в том числе не совпадающие явления. Этим термином, например, часто пользуются в самом широком смысле, для обозначения общества как такового, или же какой-то его особой формы. Подчас он применяется и в достаточно узком смысле, для обозначения государственного аппарата, субъектов федерации, а также отдельной нации, той или иной территории.

Понятие государства может употребляться в социологическом смысле, как некая социологическая общность, социальная реальность.

Понятие государства некоторыми учеными определяется как живой, естественный организм. Соответственно оно рассматривается как некая «форма социальной биологии». Представителями юридического нормативизма, например, Гансом Кельзеном (1881-1973) государство рассматривалось в юридическом смысле, как «нормативный порядок человеческого поведения»[14]

По-разному определялось государство и на различных этапах развития общества. Например, Аристотель (384-322 г до н.э.) определял государство как «самодавлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающихся, и ни от кого другого не зависящих».

Мыслитель времен Возрождения Никколо Макиавелли определял государство через «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов».

Английский философ ХVII века Томас Гоббс(1588-1679) – сторонник абсолютной власти государства как гаранта мира и реализации естественных прав определял его как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».

Английский философ-материалист Джон Локк (1632-1704) рассматривал государство как совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона.

Основоположниками марксизма-ленинизма определяли государство прежде всего как политическую организацию экономически господствующего класса, аппарат власти, посредством которого этот класс осуществляет свою диктатуру. В последующем, особенно в период перестройки этот подход заметно смягчается, насыщается общесоциальной тональностью. Оно начинает рассматриваться как единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

При определении понятия государства важно учитывать не только его классовые элементы и соответствующие признаки, но и внеклассовые, «общечеловеческие» признаки и черты. Узкоклассовый подход к определению понятия государства, а вместе с тем – и к его сущности, несомненно, является крайностью. Однако другой крайностью является и «общечеловеческий» подход к определению этого понятия. Отказываясь от одной – «чисто» классовой крайности осознанно или неосознанно авторы – приверженцы общечеловеческих ценностей и интересов впадают в другую, не менее искажающую реальную действительность крайность.В реальной жизни нет ни «чисто» классовых, ни «чисто» общечеловеческих государственных институтов, а, следовательно, - и соответствующих им определений понятия государства. Истина, как это нередко случается, находится где-то на «золотой» середине.

Понятие государства включает в себя характеристику его сущности , т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели.

Изучение сложной темы о сущности государства представляется логически последовательно начать с рассмотрения неразрывно взаимосвязанного с ней вопроса о политической власти. Но чтобы разобраться в проблеме политической власти, необходимо понять, что такое власть вообще, т.е. рассматривать власть как общесоциологическую категорию.

Известно, что политическая или – что во многом одно и то же – государственная власть - не единственный вид общественной власти. Власть присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей. Она характерна как для классового, так и бесклассового общества, как для общества в целом, так и различных составных его образований.

Соответственно принято различать виды социальной власти:

- власть рода, племени, общины;

- политическую (государственную);

- экономическую;

-  различных общественных объединений;

-  родительскую;

- церковную.

При всем многообразии взглядов на власть многим из представителей различных течений общественной мысли присуща ее характеристика как авторитета, обладающего возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле других людей.

Можно рассматривать власть в качестве отношения, двуединое содержание которого, с одной стороны, означает подчинение воле властвующего подвластного, с другой – следование подвластного воле властвующего.

Важно иметь в виду, что:

во-первых, отношения по поводу власти носят волевой характер;

во-вторых, неотъемлемым элементом содержания любой власти является принуждение, которое в зависимости от конкретно-исторической обстановки может приобретать разнообразное содержание и форму.

Власть есть средство функционирования любой социальной общности, проявляющееся как отношение подчинения входящих в это сообщество лиц единой руководящей в ней воле. С учетом сказанного власть обычно определяется как соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Политическая государственная власть – представляет собой особую разновидность общественной власти. Политика – это отношения между социальными группами по поводу государственной власти. Термин «политика» в переводе с греческого означает государственный, искусство управления государством, участие в делах государства. Термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и стоящие за ними понятия - синонимы.

Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии. Политическая сущность всякого вопроса заключается в его отношении к власти государства. Политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти в обществе.

В специальной юридической, философской и политологической литературе, наряду с признанием одними авторами тождества понятий политической и государственной власти, другие авторы выступают за различение этих категорий (Ф.М.Бурлацкий, Н.М.Кейзеров, Л.Т.Кривушин). Представители такого подхода понятие «политическая власть» употребляют в более широком смысле, нежели «государственная власть».По их мнению, политическая власть осуществляется не только государством, но и другими субъектами политической системы общества. Имеются в виду партии, массовые общественные организации, например профсоюзами.

  Однако нельзя забывать, что, в конечном счете, когда речь идет о политической власти все сводится к государству, к осуществляемой им власти. Поэтому еще раз подчеркнем, что политическая или государственная власть – это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована или санкционирована им, т.е. проводится от его имени, по его уполномочию и при его поддержке.

С учетом сказанного, наиболее приемлемым определением государства, по сравнению с ранее предложенными, было бы определение, в соответствии с которым оно рассматривается как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Классовое и общесоциальное в характеристике государства.

Соотношение классового и общесоциального в содержании государственной деятельности вызывает в литературе острые споры, поскольку в зависимости от этого зависит ответ на вопрос о сущности государства. Поэтому когда речь идет о понятии государства, то исходят из того, что оно включает в себя характеристику его сущности, т.е. главного, определяющего, устойчивого, закономерного в данном явлении, и социального назначения – служебной роли и исторической цели.

Политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности.

Но если вопрос о признаках государства не вызывает в литературе особых споров, то дискуссии о сущности государства имеют принципиальное значение.

 С позиций марксистского подхода подчеркивается, прежде всего, классовая сущность государства. К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры.

«Политическая власть в собственном смысле слова, - писали К.Маркс и Ф.Энгельс, - это организованное насилие одного класса для подавления другого».[15]

«Государство, - утверждал Ф.Энгельс, - есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим».[16]

Вслед за К.Марксом и Ф.Энгельсом В.И.Ленин также видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим». «Государство – считал он, - есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)»[17].

В сегодняшних научных трудах, в учебной литературе особо подчеркивается, что классовый подход к определению сущности государства нуждается в переосмыслении. Утверждается, что марксистское понимание государства в обществе с антагонистическими классами начиная со второй половины 40-х годов ХIХ века до Октябрьской революции сыграло прогрессивную роль в объяснении происхождения, сущности, функционирования и развития государства. Однако нельзя придавать ему всеобщего значения, превращать в догму и распространять на все времена и страны.

Классовый подход критикуется и за ориентацию на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене.

Марксизм упрекают и в том, что он отвергал как идеалистические учения, начиная с Аристотеля и кончая К.Каутским, которые исходили из понимания государства как института, сущность которого определяется не классовой борьбой, а социальным компромиссом и достижением всеобщего блага. Современные критики марксизма считают также, что трактовка государства исключительно с классовых позиций вступила в противоречие с ходом развития государств не только в капиталистических странах Запада, но и в Советском Союзе, а после его распада в странах СНГ, включая Россию.

В оправдание марксизма можно сказать, что, действительно, не все вопросы развития общества ими были раскрыты достаточно обстоятельно. Его основоположники концентрировали свое внимание на тех проблемах, которые были в период их жизни наиболее злободневными. Кроме того, им нередко недоставало необходимого исторического материала для соответствующих научных обобщений. Например, показывая значение социалистической революции, они могли опираться только на пример Парижской Коммуны, которая просуществовала всего 72 дня.

 

Признаки государства

Необходимо напомнить признаки, которые позволяют отграничить государственную, т.е. политическую власть от потестарной:

1. Прежде всего - это публичный, политический характер государственной власти.

Государство – это сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда в том только и состоит, чтобы управлять.

 Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами: суд, прокуратура, полиция и т.д. специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

2. Среди специфических черт государства выделяется такая черта, как разделение населения по территориальным единицам.

В отличие от родового строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен, при государственном строе власть распространяется на них в зависимости от территории их проживания.

Независимо от кровнородственных связей жители выступают на территории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства, или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов.

Территория государства является своего рода материальной базой любого государства, без которой оно не может существовать. Это естественное, а не какое-либо иное, в том числе общественное условие существования и функционирования государства.

Под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть.

Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты.

Во-первых, земля и ее недра (сухопутная территория).

Во-вторых, реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория).

В-третьих, атмосфера или воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория).

В- четвертых, объекты, приравненные к территориям государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты).

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательство в дела «своего» общества и государства иностранных властей. В правовых системах различных стран, а также в международном праве общепризнанными являются принципы территориального верховенства, территориальной целостности и неприкосновенности.

Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно-территориальных единиц. В разных странах они называются по-разному: округа, провинции, области, края, дистрикты, графства, районы и т.д. но назначение их и функция едины – организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

3. Характерным признаком государства, наряду с отмеченными его особенностями, являются налоги и займы.

 По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц прямо и непосредственно. Косвенные взимаются с них опосредованно, путем включения в стоимость производимой продукции и путем прибавления в цене товаров.

Положения и установления, касающиеся видов и порядка взимания налогов, нередко закрепляются в законах и иных нормативно-правовых актах. Такое закрепление имеет место и в настоящее время . В большинстве современных государств существует целая серия законов, формирующих в своей совокупности налоговое право. Уплата налогов нередко рассматривается как конституционный долг и обязанность граждан.«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» - закрепляется, например, в Конституции Российской Федерации1993 г. (ст.57).

 В каждом государстве существуют специальные органы, занимающиеся сбором налогов, различных податей и организацией государственных займов. Порядок деятельности их, равно как и определение размеров, видов и порядка взимания налогов регулируется специальными законами.

Наряду с перечисленными, существуют и другие признаки, которые позволяют также отличить государство от других субъектов политической организации общества.

4. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

5. Одним из важнейших признаков государства является суверенитет. Он означает, прежде всего, верховенство государственной власти внутри страны, т.е. внутренний суверенитет.  Он означает также независимость государства на международной арене, т.е. внешний суверенитет.

В мире существуют государства с так называемым формальным или ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на них влияния других государств, диктующих им свою волю, не осуществляется. Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольность ограничения суверенитета наблюдается также тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают часть своих суверенных прав федерации.

Наряду с государственным суверенитетом существует суверенитет народа и суверенитет нации.

Суверенитет народа означает его полновластие или верховенство в решении коренных вопросов организации своей жизни – общественного и государственного строя, основных направлений развития внутренней и внешней политики, экономические установления и осуществление полного и всестороннего контроля за деятельностью отдельных государственных органов и всего государства.

В большинстве конституций современных государств содержится указание на то, что их власть исходит от народа и принадлежит народу. Теоретически государственная власть должна выражать интересы народа и служить народу. Однако практически это далеко не всегда так. Государственная власть и суверенитет не всегда совпадают с народной властью и суверенитетом.

Под суверенитетом нации понимается полновластие нации, ее возможность и способность определять характер своей жизни, осуществлять свое право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

6. Важным признаком государства является его тесная органическая связь с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений.

Правотворчество – исключительная прерогатива государства.

Кроме названных отличительных признаков каждое государство

выделяется своими символами, памятными датами, атрибутами.

У каждого государства есть свой гимн, флаг, герб, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу и приветствия. Они, как правило, отличаются краткостью, экспрессивностью и легкой произносимостью. Вместе с присущими каждому государству признаками и чертами они позволяют провести достаточно четкую грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организацией с другой.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества.Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлением.

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 526; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!