Анализирующего научно - педагогический текст




105


действие. Действие внутренне непротиворечиво, если мысль — слово — движение находятся в соответствии или несоответст­вии, не достигающем конфликта. Такое действие является ос­мысленным, осознанным. Оно меняет внутренний образ и по сути своей есть образовательный процесс.

В разные исторические периоды выделялась особая значи­мость в образовательном пространстве той или иной из пред­ставленных выше сфер. Так, Я.А. Коменский всячески подчер­кивал значимость природы: "...природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе, природа начинает свою общеобразовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным".

В более поздний период особо отмечалась значимость соци­альной сферы: "Жизненный путь — история формирования и развития личности в определенном обществе, история совре­менника определенной эпохи и сверстника определенного по­коления. Это — культура, в которой преобладающей моделью поведения для людей, принадлежащих данному обществу, ока­зывается поведение их современников" (Б.Г. Ананьев).

Целостность образовательного пространства, его трехсфер-ность была замечена еще в глубокой древности. Наши совре­менники также формулируют идею причастности субъекта к целостному образовательному пространству: "...сочетание в че­ловеке свойств субъекта труда, общения и познания определяет организацию человека в целом как субъекта деятельности и личности" (Б.Г. Ананьев)»1 [окончание фрагмента анализируе­мого текста].

Приведем далее один из возможных вариантов анализа тек­ста, использующего герменевтический подход.

Автор представляет термин «образовательное пространство в широком смысле слова» — как пространство, в котором происходит образовательный процесс, при этом он может быть как формальным, так и информальным, как вполне осознава­емым в данном качестве субъектом, так и осуществляемым на подсознательном уровне, когда субъект усваивает знания, формирует у себя умения или навыки в естественном режи­ме, не ассоциируя всего этого с процессом обучения. Такой перманентный образовательный процесс включает, по мнению автора, осознание индивидом себя как части природы (био), как части общества (социо) и как субъекта познания мате-

1 Ананьев Б.Г. Культуросообразность и современность. М., 1963. С. 19.


106                                             4. Структура деятельности педагога-исследователя,

риальных и нематериальных отношений природы и общества, а проще говоря, — познания свойств, качеств и отношений за­висимости природных и социальных объектов, явлений и про­цессов (к которым может относиться и сам индивид).

Автор справедливо указывает на то, что в разные истори­ческие периоды философы и мыслители делали акценты на различных компонентах триады «био социо дух». Цитируя Я.А. Коменского, автор, скорее всего, имеет в виду то, что се­годня в педагогике именуется принципом природосообразно-сти обучения и воспитания, а цитируя Б.Г. Ананьева, автор представляет в качестве значимой идею холистичности (цело­стности) воспитательно-образовательного процесса, при кото­ром человек осознает себя одновременно и субъектом позна­ния, и субъектом межличностного общения, и субъектом труда, под которым подразумевается различного рода преобразова­тельная деятельность — как по отношению человека к самому себе, так и по отношению его к живым и неживым объектам окружающего мира.

Расширяя пространство интерпретации анализируемого тек­ста, можно прийти к пониманию образовательного простран­ства как некой сферы, внутри которой происходит образова­тельный процесс, осуществляется взаимодействие субъекта с окружающим миром. Образовательное пространство может су­жаться или расширяться — в зависимости от «размещенных» в нем субъективных ценностей; это — та особая часть окру­жающего мира, с которой в данный момент происходит то или иное взаимодействие: индивид (био) взаимодействует с при­родой, личность (социо) — с обществом, человек разумный — с духом как воплощением нематериального носителя знаний, отношений и ценностей.

Из всего представленного автором и анализирующим текст исследователем можно также вывести и смысл термина «со­держание образования», применив к нему семантический ана­лиз: производное от слова «держать» и близкого к нему «за­держать», оно означает то, что из триады «био социо — дух» удерживается в сознании и памяти обучаемого, некую сумму фактов, закономерностей, отношений, опыта творческой, цен­ностно-ориентировочной и преобразовательной деятельности — это и есть примерно то, что в современной дидактике пони­мается под содержанием образования (окончание анализа пе­дагогом — исследователем авторского текста).


щ


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 221; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!