Анализирующего научно - педагогический текст




109


Автор справедливо указывает, что в современном мире, полном проблем и противоречий, толерантность, происходя­щая от латинского ШегапНа (терпимость, снисходительность), является одной из стратегий выживания человечества. Не вы­зывает сомнений и компонентный состав толерантности, пред­ставленный автором. Однако требует осмысления тезис о том, что система образования способна внести значимый вклад в формирование у ее субъектов толерантного стиля мышления и «деятельности, поскольку и международный терроризм, и межгосударственные противоречия, как и противоречия бо­лее мелкого масштаба, по широте и глубине своих проявлений далеко выходят за рамки сферы образования. Тем не менее сфера образования как неотъемлемая часть политической над­стройки общества, по-видимому, все-таки способна оказать некоторое влияние на формирование в обществе менталите­та толерантности. Потому дальнейший анализ целесообразно посвятить определению конкретных возможностей системы об­разования в рассматриваемом аспекте и представить ряд конк­ретных направлений.

1. На базе содержания образования вполне возможно содер­жательное наполнение тезиса о единении религий. Это можно сделать на основе глубокого изучения истории религии как социального и психологического феномена, в процессе кото­рого имеет смысл выявить реально существовавшую и сущест­вующую ныне степень схожести основ различных вероучений, проследить исторические и социальные корни формирования религиозных противоречий, а также то, к каким отрицатель­ным последствиям для судеб человечества эти противоречия приводили. На этой основе сфера образования может хотя бы инициировать диалог разных религий.

2. Толерантность как достижение согласия возможна на ос­нове поиска инвариантов — под этим словом мы будем по­нимать общие для различных государств, стран, народов и отдельных людей смыслы и ценности, соответствие которым способствует прогрессу человечества. Сфера образования впол­не способна формировать у обучающихся такие ценности на основе изучения истории и культуры — с акцентом на отме­ченной выше общезначимости идеалов добра, справедливости, красоты, гармонии и т.п.

3. Сфера образования способна формировать диалектическое мышление, которое в противовес нетолерантному, дихотомич-ному «или — или» основывается на формуле «и — и». Такое


110


Структура деятельности педагога - исследователя ,


мышление описывает не столько расчлененные противоборст­вующие части объекта, сколько его целостность — не то, что разъединяет, а то, что объединяет. Мышление «или — или» конфликтно по своей природе, не ориентировано на согласие и поиск гармонизирующего разрешения системы противоречий.

В этом пункте следует отметить и роль системы образова­ния в формировании синтетической культуры мышления, спо­собного оперировать как точными научными понятиями, так и художественными образами, органично соединять рациональ­ные, сенситивные и интуитивные способы познания, фиксиру­ющего тем самым нерасторжимое единство науки, искусства, религии и этики в восприятии окружающего мира: разум вне морали неразумен, мораль вне разума — не мораль и т.п.

4. Система образования способна формировать у обучаю­щихся те или иные личностные качества, проявление которых находит свое выражение в различных стратегиях познаватель­ной деятельности. Среди этих качеств — уже неоднократно упоминавшаяся ранее рефлексия, предполагающая способность обучающегося встать на неприемлемую вначале позицию педа­гога, товарища, автора учебника или пособия, попытаться ос­мыслить ее с самых различных сторон и найти ту или иную степень согласия (примирения) с реальным или потенциаль­ным оппонентом. Такая стратегия познавательной деятельности (Вольтер: «Я не разделяю ваших взглядов, но я готов умереть за то, чтобы вы имели возможность их высказывать») вполне отвечает толерантности в том понимании, которое представ­ляет в тексте автор [окончание фрагмента анализа текста].

Предлагаемый вариант анализа текста может включать и осмысление обсуждаемых автором проблем с позиции кате­гории «мера» — по отношению к степени реальной возмож­ности, адекватно отражающей ту роль, которую способна сыг­рать система образования в формировании толерантности в тех или иных конкретных социальных условиях: к ним отно­сится степень осознания государством роли образования в его собственном развитии, прогрессе, возможности государства по финансированию сферы образования, по учету той реальной значимости, которую эта сфера объективно имеет в общест­венной жизни.

В двух предыдущих примерах герменевтический подход при анализе научного текста представлял собой некоторое углуб­ленное рассмотрение авторского труда с последующим расши­рением текста в процессе переформулировки исследователем.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 225; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!