Анализирующего научно - педагогический текст                                                                    107



Данный пример иллюстрирует многосоставный характер анализа научных текстов, востребующего герменевтический под­ход: при таком подходе неизбежно присутствуют и семанти­ческий анализ, и переформулирование авторского текста дру­гими словами, и поиск глубинных внутренних смыслов — как непосредственно в этом тексте, так и за его пределами. По­следнее неразрывно связано с попытками исследователя вы­явить те скрытые смыслы, которые расположены как бы «меж­ду строк» в авторском тексте, а также те, которые с той или иной степенью вероятности вытекают из этого текста, обу­словливают ту или иную позицию автора, неизбежно «застав­ляют» его встать на выявленную исследователем позицию или хотя бы принять ее во внимание.

Приведем далее еше один пример научного текста и один из возможных вариантов его анализа, в котором будет явно вы­ражен герменевтический подход. Для этого обратимся к фраг­менту, частично заимствованному из работ Б.С. Гершунского.

«В ]995 году Организация Объединенных Наций приняла "Декларацию принципов терпимости" — основополагающий международный документ, в котором не только провозглаша­ются принципы человеческого единения в современном и бу­дущем мире, но и указаны пути реализации этих принци­пов. В Декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений — толерантность (терпимость). В документе отмечено, что "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия куль­тур, форм самовыражения и проявления человеческой индиви­дуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждения. Толерантность — это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это то, что делает возможным достижения мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность — это не ус­тупка, снисхождение или потворство. Это прежде всего актив­ное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека".

"Наиболее эффективным средством предупреждения нетер­пимости, — подчеркивается в Декларации, — является воспи­тание. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, чтобы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стрем­ление к защите прав других. Воспитание в духе толерантно-


108


Структура деятельности педагога - исследователя ,


сти следует рассматривать в качестве неотложной важней­шей задачи. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по от­ношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях".

Проблема воспитания толерантности становится особенно актуальной сегодня, когда резко активизировался международ­ный терроризм и силовые методы борьбы с ним не приносят ощутимых результатов. Стратегический подход к решению этой проблемы требует тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ, и только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предотвра­щения конфронтации.

...Толерантность может стать реальным противодействием расколу цивилизации на религиозной основе, но лишь в том случае, если идея единения религий, поиск объединяющих ин­вариантов в многочисленных религиозных течениях возьмут верх над преобладающими сегодня разъединительными тен­денциями, если интеграция жизнеутверждающих религиозных заповедей разных конфессий постепенно вытеснит из духовной сферы человечества человеконенавистнические заповеди, сею­щие вражду к иноверцам, призывающие к непримиримой борь­бе с ними и к смерти в этой борьбе как высшей благодати.

Принцип толерантности диктует необходимость сближения, взаимопонимания, взаимообогащения, мировоззренческих ус­тановок и поведенческих приоритетов людей в вопросах труда, собственности, благосостояния и т.п.

...Толерантность принципиально поддается воспитанию, и последнее определяет суть движения к толерантности. В связи с этим возникает главный вопрос: "Может ли сфера образова­ния способствовать массовому осознанию неизбежности, без­альтернативно сти движения человечества к единству и духов­ной интеграции, к спасительной толерантности в человеческих отношениях?". Ответ безальтернативен: да, несомненно может и обязана.»1 [конец анализируемого фрагмента].

Рассмотрим приведенный выше фрагмент как законченную единицу научного текста и представим далее один из возмож­ных вариантов герменевтического подхода к его анализу.

1 Гершунский Б. С. Философия образования. Нью-Йорк, 1999. С. 183—184.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 231; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!