Собственный сад императрицы Александры Фёдоровны



Темы

Собственный сад Александры Федоровны – неотъемлемая часть ансамбля Царицына острова.

Собственный сад императрицы – его план, цветники, напоминающие сады Древнего Рима, типичный сад Викторианской эпохи - отражение общеевропейской тенденции того времени – создание садов неоитальянского стиля.

Любовь Александры Фёдоровны к цветам.

Самое романтическое украшение сада на Царицыном острове – «Хрустальная колонна».

Руинные сооружения и их роль в создании романтического настроения в пейзажных парках.

Методическая рекомендация: наиболее выгодной точкой обзора павильона и Собственного сада является площадка за перголой в центре сада.

Материал для подготовки экскурсионного рассказа

Собственный сад императрицы Александры Фёдоровны был создан по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера главным садовым мастером Петергофского дворцового правления П.И. Эрлером.

Регулярная планировка сада точно соответствует архитектурному облику павильона, «продолжая» его своими яркими «коврами» с рисунком дорожек, зеленых газонов и цветов, напоминая сады императорского Рима.

Подобный возврат к истории выразился в совершенствовании пейзажных эффектов при переходе от дома к окружающему пространству. Античный характер сада подчёркивает выполненные в XIX веке, классического рисунка мраморные вазы, полукруглая скамья с высокой спинкой из пудожского камня, на которой установлен бюст неизвестного мужчины работы неизвестного мастера XIX века.

В садах древнеримских вилл подобные скамьи для отдыха устанавливали на всей протяженности дорожек, ведущих от основного здания.

Собственный сад представляет собой партер, разбитый на пять одинаковых квадратных фрагментов, каждый из которых разделен дорожками на четыре части.

В центре каждого квадрата - круглой формы клумбы. Ясно читаемые круги создают и посадки цветов в середине каждого квадрата.

Круг, как символ, необычайно многозначен, но главное – он символизирует рай.

В центре каждой нарядной цветочной клумбы эффектно смотрятся капители колонн композитного ордера, выполненные в XIX веке. Они выполняют функцию декоративных подставок для ваз и оранжерейных растений в горшках.

Модные в то время экзоты - агавы, драцены, цикасы – создавали своеобразный «цветочный театр», характерный для «старой, доброй викторианской Англии», где чрезмерность и избыток главенствовали над разумом и порядком.

Рисунок партера, сформирован за счет посадки в узких рабатках низкорослых цветов, чередующихся с высокими, на фоне подстриженного газона. Разная высота цветочных групп смягчает четкость планировки партера - садик похож на огромный пестрый ковер, разостланный на лужайке.

В отличие от садов древнего Рима клумбы и рабатки Царицына острова были заполнены множеством разнообразных ярко цветущих благоухающих летников.

Невиданную прежде яркость садовым партерам придавало огромное количество новых цветов из Северной и Южной Америки, из Южной Африки, которые с 1830-х годов начали широко культивировать в Европе.

Середина XIX столетия было тем временем, когда считалось, что богатство хозяина сада определяется длиной цветочных реестров его садовых мастеров.

В наши дни на острове цветут георгины, петунии, пеларгонии, вербены, лобелии, флоксы Друммонда новизной и модностью которых, восхищались европейцы полтора столетия назад.

Новые для европейской культуры цветы делали сад роскошным и модным, а давно известные - наполняли его символами и смыслами.

Император принял активное участие в устройстве сада на Ца­рицыном острове, один за другим отклоняя варианты проектов и предлагая свои решения.

На формирование сада повлияли также вкусы и пристрастия самой императрицы, которая очень любила цветы, приобретала их во время заграничных путешествий. Она интересовалась цветоводством, хорошо знала «язык цветов», много занималась цветами сама. Ее биограф А.Т. Гримм называл цветы ее любимцами.

Обожала Александра Фёдоровна простые и трепетные васильки, душистый горошек, вьюнки.

Культ цветов был особенно развит в Германии в силу сохранявшихся здесь традиций средневековой мифологии. Александра Федоровна перенесла в Россию то понимание цветов, которое было характерно для ее родной семьи - Прусского королевского дома.

Сохранившиеся счета П. Эрлера на покупку цветов свидетельствуют о приобретении им в 1844 году, наряду со многими другими растениями, восьмисот кустов роз для Царицына острова. Это не оставляет сомнений в том, что один из цветочных партеров или их часть были оформлены как сад роз.

Белая роза была не просто любимым с детства цветком Александры Фёдоровны, прусской принцессы, это была её эмблема. Юную принцессу Шарлотту в семье называли Бланшфлур – Белая роза - по имени главной героини очень популярного романа немецкого писателя барона Фридриха де ла Мотт Фуке «Волшебное кольцо».

Цветок розы стал символом воспоминаний Александры Фёдоровны о детстве, неизменным талисманом, сопровождавшим прусскую принцессу и позже русскую императрицу. Всегда и везде её окружали розы - живописные, серебряные, фарфоровые и живые.

Цветники с необычайным вкусом оформлял садовый мастер Петр Иванович Эрлер, получивший за это от Николая I бриллиантовый перстень.

«Самым романтическим украшением» Собственного сада является таинственно мерцающая «Хрустальная колонна», которая состоит из тридцати трубок голубого глушеного и белого матового стекла. Она была изготовлена в середине XIX века в Пруссии по заказу короля Фридриха-Вильгельма IV и подарена им в 1854 году своей сестре – императрице Александре Федоровне. Её установили в центре сада на пьедестале, выполненном по рисунку архитектора Комарова И.И. Место установки колонны определил сам Николай I.

Пострадавшая в XX веке колонна была воссоздана при финансовой поддержке компаний «Сименс» и «Кнауф» по проекту мюнхенского архитектурного бюро Ю. Кривиц и подарена Петергофу в 2001 году.

Капитель колонны венчает подлинная, отреставрированная скульптура из позолоченного шпиатра «Девочка с попугаем» работы немецкого скульптора Генриха Бергеса.

Справка

С античных времён известна литая бронзовая скульптура, изготовление которой было крайне дорого. В XIX веке появились более дешёвые варианты скульптур — медные выколотные и шпиатровые.

Шпиатр (польск. szpeat — «смесь») — обобщённое название сплавов различных цветных металлов : меди , цинка , никеля , олова ; иногда — цинк с добавлением свинца и железа . Точного рецепта сплава нет.

Самое распространённое понятие значения слова «шпиатр» — это цинк и различные цинковые сплавы, применявшиеся в художественной промышленности XIX — первой трети XX века. Главное отличие сплава шпиатра от бронзы — наличие в сплаве таких металлов, как цинк и никель.

Появление шпиатра в литейном производстве имело большие преимущества перед бронзовым литьём. Температура его литья чуть выше 400оС, в то время как бронза льётся при температуре выше 800оС.

Шпиатр прекрасно заполняет форму при литье, что позволяет отливать сложные тонкостенные детали; отлитая из шпиатра скульптура не требует доработки; имеет значительно меньший вес, чем отлитая из бронзы, и меньшую стоимость. Эти качества шпиатра и определили его широкое распространение во второй половине XIX века.

Регулярные цветники на острове окружены пейзажным садом. Вдоль берега проложена извилистая дорожка, которая то выводит гуляющего к глади воды, то заставляет удалиться от берега так, что вода только проглядывает сквозь листву, то уводит вглубь зарослей кустов.

Ритм чередования видов рассчитан таким образом, чтобы создавать плавные переходы настроений и чувств. При устройстве этой дорожки были созданы видовые точки, открывающие самые выигрышные виды на павильон, сад на острове и парк вокруг пруда.

Важной частью окружающего пейзажа в начале XX века стал собор Святых Петра и Павла, освящённый через пятьдесят лет после создания ансамбля с павильонами на островах.

Дорожка приводит к искусственной руине, которая соответствует античному характеру оформления Собственного сада.

Несмотря на скромный облик, руины были необходимым элементом пейзажных парков, наиболее «философичными» из парковых затей. Пристальный взгляд на руины погружает зрителя в неясную сферу тонких взаимодействий архитектуры и времени. Руина порождает целый мир новых переживаний, предлагает вспомнить прошлое и задуматься о будущем.

Руины, имитировавшие остатки сооружений ушедших эпох – это были мостики, лестницы, павильоны, стали излюбленным элементом искусства романтиков с обостренным поэтическим и философским восприятием мира.

Штакеншнейдер составил руину из фрагментов мрамора облицовки и внутреннего убранства Исаакиевского собора, построенного архитектором А. Ринальди, на месте которого возводил свой шедевр О. Монферран: капители колонн, обломки пилястр, части карнизов из карельского мрамора - рускеальского и тивдийского.

Использование деталей мраморного декора разобранных зданий – повседневная практика того времени.

Использовал архитектор и предметы, отобранные им в Кабинете его императорского величества и в магазинах Гоф-интендантской конторы. В оформлении Руины - торс от статуи «Религия» работы А. Коррадини.

Камни, составляющие эту руину, с XIX века не покидали остров.

Справка

В северо-восточной части острова в 1910 году построили домик-сторожку. В нём жили и охраняли остров А.П. и М.П. Рудак. Как и многие жители Петергофа, они попали в оккупацию, но в 1944 году возвратились, вновь поселились на острове и несли свою службу до глубокой старости.

Рудак содержали территорию острова в образцовом порядке, тщательно следили за состоянием павильона, на долгие годы определили график проветривания и своевременной консервации на зимний период. Благодаря их стараниям Царицын павильон сохранился.

После революции в 1918 году на Царицыном острове был открыт музей. В правилах для посетителей петергофских дворцов на 1920 год говорилось, что к осмотру острова «допускаются группы одновременно не свыше пяти человек».

В 1933 году из-за недостатка средств на содержание и ремонт музей закрыли. Перед оккупацией Петергофа в 1941 году значительная часть музейных экспонатов была эвакуирована.

Постепенно остров зарастал травой и кустарником. Здесь было много шиповника, сирени, жасмина, жимолости.

В 2005 году после длительного перерыва и окончания реставрации павильонов и садов музей был открыт для посетителей.

С XIX века и до начала реставрационных работ на острова можно было попасть только на лодках, катерах и гондолах.

Сейчас с Царицына на Ольгин остров можно пройти по наплавному мосту.

Западный фасад

С мостика открывается прекрасный вид на западный фасад Царицына павильона, который, отражаясь в спокойной глади искусственного озера, словно кораблик покачивается на его волнах.

Перед западным фасадом расположена огражденная балюстрадой с вазами большая терраса, на которой любили устраивать чаепития.

Ступеньки от портика ведут прямо к воде, где расположена пристань, к которой причаливали катера, лодки и гондолы.

Пристань украшают две статуи - купающаяся Афродита (Афродита, присевшая на корточки). Они были выполнены в середине XIX века неизвестными мастерами, как копии с античных оригиналов эпохи эллинизма.

До ВОВ войны на этом месте находились две гальванопластические статуи – «Мальчик, удящий рыбу» («Мальчик с удочкой») П. А. Ставассера и «Неаполитанский рыбак» («Мальчик с неводом») работы Ф. В. Степанова.

Справка

Первоначально «Рыбаки» были частью скульптурного убранства Александрии. Группа размещалась у так называемого Рыбацкого домика, располагавшегося на берегу моря на границе Александрии со Знаменкой. В 1844 году гостившие в Александрии кадеты повредили обе скульптуры. Отреставрированные в мастерской Гамбургера, они были возвращены на свои места, а затем по указанию Николая I их переместили в более безопасное место. По описям 1859 года они уже зафиксированы как часть убранства пристани Царицына павильона.

Ещё одна работа скульптора Петра Андреевича Ставассера была установлена на пруду вблизи Ольгина острова на камне, скрытом в воде - «Русалка». Это была окрашенная в белый цвет гальванопластическая копия с мраморного оригинала, который Ставассер выполнил по заказу Николая I в Италии.

В 1846 году император посетил в Риме мастерские пенсионеров – художников и скульпторов Ставассера, Климченко, Рамазанова и остался доволен их работами.

Мраморный оригинал «Русалки» находится сейчас в Русском музее, гипсовая модель - в музее Академии художеств.

На южном берегу Ольгина пруда была насыпана горка, которая нарушает монотонность ровного ландшафта окружающей местности, придавая пейзажу дополнительное очарование.

На верхней площадке этой горки в 1848 году А.И. Штакеншнейдер установил гальванопластическую копию скульптурной группы работы П.А. Ставассера «Нимфа и Сатир, надевающий ей на ногу сандалию». Сатиры в греческой мифологии - лесные божества, демоны плодородия, населявшие греческие острова. Сатиры часто изображались на полотнах великих художников с копытами, рожками и лошадиными ушами, поэтому местные жители стали называть горку «Чертовой».

Справка

В 1875 году по указанию начальника Петергофского дворцового правления П.П. Баумгартена скульптурную группу «Сатир и нимфа» перевезли в Нижний парк и установили в бассейне каскада «Шахматная гора». В годы ВОВ она была утрачена.

Ольгин остров и павильон

Ольгин остров с павильоном – ценнейший памятник русской художественной культуры и истории 40-х годов XIX века.

Ольга Николаевна – русская великая княгиня – королева Вюртембергская.

Николай I – характер, увлечения, семья.

Петергофские праздники – особая страница русской художественной культуры XIX века.

Маршрут

1. Сад Ольгина острова. Площадка перед наплавным мостом.

2. Восточный фасад павильона у бюста А.И. Штакеншнейдера.

3. Ольгин павильон.

4. Гондола.

5. Вольер с птицами.

Методические рекомендации

Рассказ об Ольге Николаевне распределить между садом и комнатами павильона.

Тему «Петергофские праздники» можно давать на верхней террасе павильона или в саду, в случае дождливой погоды – только в саду.

Сад на Ольгином острове

Темы

История создания парка на острове и строительства павильона.

Характер и программа сада на Ольгином острове.

Работа выдающегося русского скульптора И.П. Витали «Венера, развязывающая сандалию».

Путешествие царской семьи в Италию. Замужество Ольги Николаевны.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!