Материал для подготовки экскурсионного рассказа



Буфетная

Из трех помещений башенной части павильона нижнее – Буфетная - использовалось как служебное, подсобное. Его отделка состоит из оштукатуренных выкрашенных серой масляной краской стен, белого потолка. В буфетной был установлен духовой шкаф с плитой.

Вдоль стены башни павильона лестница ведёт на второй этаж, где находился кабинет императора Николая I.

Кабинет Николая I

Небольшая по размерам комната со скромной отделкой обставлена простой мебелью русской работы первой половины XIX века, фанерованной красным деревом - книжный шкаф, кресло, стулья, письменный стол, на котором - чернильный прибор из бронзы и хрусталя, бюсты самого императора и его супруги, работы неизвестных мастеров по мотивам оригиналов1820-хх гг., выполненных Х.Д. Раухом.

Скульптура играет значительную роль в оформлении Кабинета.

На подоконнике – скульптурная группа «Амазонка, сражающаяся с барсом». Она представляет собой шпиатровую отливку модели конной группы «Амазонка, поражающая барса», выполненную в середине XIX века. Модель впервые была представлена Августом Киссом на берлинской выставке 1839 года.

В царствование Николая I произошли значительные преобразования в области культуры. Он ввёл первое в России законоположение о сохранении исторических архитектурных памятников, реорганизовал императорскую академию художеств, создал Новый Эрмитаж – первый общедоступный бесплатный музей в России, разместившийся в новом, специально для него построенном, роскошном здании Нового Эрмитажа.

Своеобразие интерьеру придает чугунная винтовая лестница в 34 ступени – образец художественного литья петербургского завода Берда.

Справка

Об этой лестнице есть любопытные сведения. По словам Штакеншнейдера, «сделанная г-ном Бердом в башне павильона на острове Царицыном винтовая чугунная лестница по мнению моему оказывалась не так удобна для хода особ высокого роста. Но как государь император в бытность неоднократно в павильоне насчёт этой лестницы никакого замечания не сделал».

По этой лестнице поднимались на третий этаж в помещение, которое играло роль бельведера. 12 узких - три по каждому фасаду, начинающихся почти от пола одностворчатых окон, превратили комнату в видовую площадку, откуда гости могли любоваться открывающейся панорамой - великолепный вид на весь остров и живописные окрестности.

Внутренний садик с галерей-перголой устроен по типу небольших внутренних двориков – перистилей, которые устраивали в древнем Риме внутри богатых домов под открытым небом. Окружали перистиль колоннадой, украшали скульптурой, цветами и фонтанами.

Справка

Перисти́ль (от греч. peristulos — окруженный колоннами). Перистиль, как составная часть древнегреческих жилых и общественных зданий, известен с IV в. до н.э., широкое распространение получил в эллинистическом искусстве и искусстве Древнего Рима.

Перисти́ль в древнеримском доме был самой великолепной и любимой его частью. Он являлся средоточием семейной жизни римлян. Здесь они проводили большую часть дня.

В отличие от древнеримского перистиля, Штакеншнейдер на Царицыном острове устроил Внутренний садик вне павильона, отделив его от остальной части острова кирпичной оштукатуренной стеной.

Самым прекрасным в природе для античного человека было соединение воды и зелени: без этих двух элементов не обходился ни литературный, ни живописный пейзаж, ни помпейские фрески.

Помпейцы старались, чтобы их любимые садики были богаты водой, она превратилась в одно из главных украшений сада.

Вода била фонтанами, текла в каналах, каскадом скатывалась с лестничек. В Помпеях, так же как и в Риме, любили усиливать таким образом звук журчащей воды.

Во Внутреннем садике по проекту Штакеншнейдера установили два пристенных фонтана, устройство которых производилось под наблюдением фонтанного мастера Георга Вильгельмовича Бидермана.

Один фонтан находится рядом с мраморной скамьёй - небольшой бассейн продолговатой формы из мрамора расположен почти на уровне пола. Вода льётся из бронзового маскарона Тритон, оформляющего стенку лестницы, ведущей внутрь башни. Чугунные украшения были выполнены механиком Шервудом.

Второй фонтан, расположенный у стены павильона, выполнен в виде композиции из двух мраморных бассейнов. В чашу из белого мрамора вода льётся из пасти змеи, которая извивается в лапах и клюве орла. Композиция высокого рельефа «Орёл со змеёй», специально была выполнена для Царицына острова гальванопластическим методом по модели скульптора Ф. Маркезини мастером Дювалем.

Перистиль древнеримского дома был немыслим без цветов, которые в жизни древних римлян играли очень важную роль: без венков, цветов и гирлянд не обходился ни один праздник - религиозный, общественный или семейный.

И сейчас, как и в XIX столетии, во Внутреннем садике находится большое количество самых разнообразных растений – это стрелиции, фуксии, фикусы разных сортов, бугенвилия, пальмы и цикасы, лавровые деревья и каламандины, мелкие белые цветочки которых дают устойчивый и сильный аромат.

В XIX веке для сохранения теплолюбивых растений этого сада каждую осень сооружалась по проекту Штакеншнейдера теплица из стеклянных рам, раскрывался пол дворика, устанавливалась труба, и всю зиму топилась печь, расположенная ниже уровня пола. В этой сборной оранжерее зимовали многочисленные кадочные растения и розы, летом украшавшие террасу и сад.

В настоящее время все кадочные растения на зиму вывозят в теплицу, которая находится на территории Нижнего парка.

Обязательным украшением перистиля древнеримского дома было большое количество скульптуры. Качество статуй зависело от средств, а еще больше от художественного вкуса хозяина.

Внутренний садик Царицына павильона украшает большое количество статуй, бюстов, скульптурная группа.

Всё было подобрано и применено с исключительным чувством стиля, свойственным Штакеншнейдеру, выдающемуся мастеру эклектики – историко-ретроспективного направления в архитектуре.

На террасе, огражденной ажурной чугунной решеткой с вазами, которая тянется вдоль западного фасада Царицына павильона, установлена статуя «Спящая Венера». Она была выполнена в 1847 году по заказу императора Николая I болонским скульптором Ч. Баруцци.

Погруженная в сон богиня возлежит на скале, прикрытая драпировкой. В изголовье – ее атрибуты – два голубя, символизирующие любовь и супружеское счастье.

Первоначально скульптура находилась в перголе южного фасада Розового павильона («Озерки») Лугового парка. В 1930 году её переместили на Царицын остров и установили в собственном садике Александры Федоровны. Во время ВОВ статуя оставалась на своем месте. После войны она была обнаружена на территории острова в поврежденном состоянии и отреставрирована.

На специальном кронштейне на стене, отделяющей внутренний дворик от Собственного сада императрицы, Андрей Иванович Штакеншнейдер поместил бюст «Женщина под вуалью», отобранный им на складах Гоф-интендантской конторы.

Этот бюст представляет собой современную копию из искусственного мрамора работы скульптора В.С. Мозгового с фрагмента частично утраченной мраморной статуи 1718 -1719 годов работы итальянского скульптора Антонио Корради́ни, который прославился созданием фигур, закутанных в прозрачные драпировки.

В мастерской Коррадини по заказу Петра I для украшения Летнего сада были куплены в Венеции С. Рагузинским за "100 золотых дукатов" две статуи «Религия» и «Вера».

В 1792 году по указанию императрицы Екатерины II скульптуры переместили в Тронный (Георгиевский) зал Зимнего дворца, где статуи пострадали во время пожара в 1837 году. От статуи «Вера» сохранилась только верхняя часть, а от «Религии» – торс.

Статуя «Вера» была одной из немногих скульптур Коррадини, подписанных автором. Считалось, что сам мотив вуали, часто встречавшийся в работах мастера, являлся как бы его скрытой подписью.

Бюст работы Коррадини имеет особую ценность и сейчас хранится в Тронном зале Большого петергофского дворца.

По сторонам кронштейна по проекту А.И. Штакеншнейдера в стене были сделаны два небольших прямоугольных углубления, в которые установили мраморные барельефы на сюжеты из русской истории:

 - справа от кронштейна находился барельеф «Начало княжения Рюрика» («Рюрик именовался Князь Великий» фраза из летописи);

- слева – «Брачный союз Игоря и Ольги». Оба барельефа не были подписаны (автор неизвестен). Они были утрачены во второй половине XX века, предполагается их воссоздание.

Богато украшена скульптурой Малая скамья-диван белого каррарского мрамора, выполненная по проекту Штакеншнейдера в мастерской Трискорни.

Бюст «Данаида» - одно из редких произведений работы немецкого скульптора Христиана Даниэля Рауха 1851 года, находящихся в России.

Этот бюст составил пару схожему по масштабу бюсту Адониса - уменьшенная вольная копия с оригинала 1809 года работы Б. Торвальдсена.

«Дама в тюрбане» - бюст работы неизвестного берлинского мастера 1830-1840 годов.

В 1846 году на Царицын и Ольгин острова и павильоны доставили ряд статуй и бюстов из коллекции обер-камергера Дмитрия Павловича Татищева, которую он завещал императору Николаю I, что значительно обогатило скульптурное убранство ансамбля.

Среди новых поступлений из коллекции Татищева были установлены в 1849 году на Царицыном острове:

- портрет Гомера - бюст из каррарского мрамора был изготовлен итальянским скульптором Джузеппе Пизани в Риме в 1796 году как копия с утраченного греческого оригинала II в. до н. э.;

- мраморный бюст «Милон Кротонский»[13] (фрагментарная копия с мраморной статуи «Милон Кротонский со львом» 1672-1683 гг. работы П. Пюже).

Справка

В 1846 году в Петергоф для украшения новых павильонов Колонистского парка была доставлена часть(33 предмета - «Мраморные изображения») знаменитой коллекции известного русского дипломата Дмитрия Павловича Татищева.

Огромная и разнообразная коллекция, которую он увлеченно собирал в течение 39 лет своей дипломатической деятельности в Италии, Испании и Австрии, была завещана им в 1843 году Государю императору Николаю I. После кончины дипломата в 1845 году обширный дар стал собственностью императорского двора.

В описях скульптурных предметов по Царицыну и Ольгину островам 1850, 1859 и 1861 годов зафиксированы предметы из коллекции Татищева и приведены данные о местах их расстановки.

С кульптурные предметы из татищевской коллекции, неиспользованные в убранстве петергофских дворцов и садов, хранились в одной из комнат первого этажа Большого дворца.

На Царицыном и Ольгином островах предметы из коллекции Татищева находились до Великой Отечественной войны. Во время оккупации Петергофа часть их была утрачена.

Была утрачена в годы войны и скульптура «Амур, спящий на колчане» из коллекции Татищева.

Статуя «Спящий купидон», которая сейчас находится на мраморной скамье, была подарена музею-заповеднику «Петергоф» фондом развития «Друзья Петергофа». Скульптура была выполнена в первой половине XVIII века мастером круга выдающегося флорентийского скульптора Джоаккино Фортини (1671-1739).

Приобретение этой скульптуры - значимое для музея событие, так как оно позволило сделать ещё один шаг к воссозданию исторического ансамбля Царицына павильона.

В настоящее время во Внутреннем садике на лестнице представлена сохранившаяся скульптура «Спящая вакханка» с монограммой «СB» из коллекции Татищева.

В нише лоджии северного фасада павильона находится статуя Канефора (Кариатида). Модель этой статуи была выполнена скульптором берлинской школы, работавшим в Риме, Эмилем Вольфом около 1850 года.

Справка

В конце XVIII - первой половине XIX века немецкая скульптура переживала период расцвета. Одна только Пруссия подарила мировой культуре таких прославленных скульпторов как Г. Шадов, Х.Д. Раух, братьев К. И Л. Вихманов, Э. Вольфа, Г. Бергеса и А. Кисса.

Скульптурная группа «Борцы» представляет собой копию, выполненную неизвестным мастером в 1840-1870 годах, с утраченного греческого оригинала пергамской школы III в. до н. э. Очевидно, скульптура, поступившая вместе с пьедесталом из серпентина, относилась в XIX веке к «итальянским сувенирам».

К итальянской сувенирной продукции, относится и бюст Венеры Медицейской работы неизвестного итальянского скульптора XVIII века. Бюст представляет собой фрагментарную копию с утраченного греческого оригинала IV-III вв. до н. э.

На уступах лестницы находятся копии с античных оригиналов, выполненные неизвестными скульпторами XIX века:

- статуя «Умирающая психея» («Психея, лишившаяся чувств»);

- фигура Кабана (Вепря) из серпентина;

- изготовленная из серпентина, статуэтка «Умирающий галл».

Внутренний садик соединён с Собственным садом Александры Фёдоровны перголой, которая представляет собой галерею из оштукатуренных кирпичных столбов, перекрытых деревянным перекрытием и увитых девичьим виноградом.

Справка

Де́вичий виноград (лат. Parthenocissus ) – зимостойкое растение, род семейства Виноградовые. Известно около дюжины видов этого рода из Азии и Северной Америки. Несколько его видов используются в декоративных целях, ягоды несъедобны.

Название этого рода растения происходит от греч. (parthenos), («девственница) и (kissos, латинизированное cissus), «плющ»» и связано со способностью этих растений к образованию ягод без опыления.

Справка

Пе́ргола (от лат. pergula — навес, пристройка) — увитая вьющимися растениями беседка или галерея в парке, один из старейших элементов садовой архитектуры, который использовали еще в Древнем Риме.

Несущие конструкции отличаются разнообразием материалов (деревянные, чугунные, цементные). Они состоят из повторяющихся секций арок, соединённых между собой поперечными брусьями. Пергола может быть как отдельно стоящим сооружением, так и частью здания.

Назначение перголы – закрывать дорожку от солнца и создавать красивый проход между сооружениями.

Пергола завершается полуциркульной нишей, на голубом фоне которой хорошо читается мягкая пластика и изысканный силуэт скульптуры «Мальчик, просящий милостыню» работы выдающегося русского скульптора Николая Степановича Пименова. Он выполнил статую в 1842 году во время пребывания в Риме в качестве пенсионера Императорской Академии художеств. В 1844 году за это произведение Пименову присвоили звание академика. В этом же году скульптура была приобретена для ансамбля Царицына павильона.

По утверждению кандидата искусствоведения, профессора кафедры русского искусства Института имени И.Е. Репина, ведущего научного сотрудника Государственного Русского музея О.А. Кривдиной статуя «Мальчик, просящий милостыню» собственноручно высеченная Н.С. Пименовым находится в Государственном Русском музее. На Царицыном острове установили изготовленную по указанию императора Николая II копию выполненную из мрамора приглашёнными из Неаполя мастерами Э. Насти и М. Мормоне. (Статья О.А. Кривдиной «К изучению творчества Н.С. Пименова» находится в папке Справочные материалы по музейным объктам)

Ректор и профессор Академии художеств Ф.И. Иорда́н писал: «…его «нищий» стяжал похвалу всего художественного мира в Риме. Им восхищались лучшие иностранные художники, которые ставили его наравне с древнегреческими статуями».

Пименов был одним из первых представителей русской реалистической бытовой скульптуры, однако, полностью не преодолевший условности и идеализации классицизма.

Через перголу можно пройти в Собственный сад Александры Фёдоровны.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!