Материал для подготовки экскурсионного рассказа



Штакеншнейдер взял в план своей постройки центральную часть жилого помпеянского дома, основным типом которого был дом с атрием или атриумом (от лат. atrium – чёрный).

В древнегреческом, а затем и древнеримском доме это был внутренний крытый двор с очагом в центре и отверстием в потолке над ним, от дыма очага стены становились черными, отсюда и его название. Это было главное помещение дома, вокруг которого располагались комнаты различного назначения.

Позднее в древнем Риме Атриумом стали называть просторный вестибюль, в самом центре кровли которого находилось открытое прямоугольное пространство комплю́виум (compluvium). Через это отверстие в Атриум проникал солнечный свет, и дождевая вода во время дождя стекала в водоем - имплю́виум (impluvium – бассейн для сбора дождевой воды), устроенный в полу Атриума.

Дождевая вода в древности считалась особенно полезной; в Помпеях I в. н. э. при наличии хорошо устроенного водопровода, ее продолжали собирать в имплювиях, откуда она проходила в особые цистерны, устроенные под полом атрия.

Штакеншнейдер спроектировал в павильоне Атриум таким, каким его хотела видеть хозяйка – императрица Александра Фёдоровна, и более всего выдержал его в помпеянском духе, поместив в основной части здания.

Главным и обязательным украшением Атриума помпейского дома был фонтан, часто украшенный скульптурой. Фонтан в Атриуме Царицына павильона выполнен в виде мраморная вазы, украшенной цветами, поверх которых куполом льётся вода, с плеском переливаясь из чаши в бассейн из серого и белого мрамора.

А.И. Штакеншнейдер за образец взял четырехколонный римский атриум. Его кровлю поддерживают четыре дорические мраморные колонны, серые с белыми прожилками, на две трети каннелированные.

Справка

Канелюра, каннелюра (фр. cannelure) – вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют канелированными в отличие от гладких).

Учитывая северный холодный климат, Штакеншнейдер над имплювиумом установил стеклянный свод, который в холодную погоду закрывали, а в жаркую открывали.

Как и в древнеримском доме, архитектор устроил стоки для слива дождевой воды в виде золочёных морских фантастических драконов. В оформлении комплювиума они играют чисто декоративную роль, напоминая о прежнем функциональном назначении Атриума.

Сцены из жизни морских богов и богинь в обрамлении меандра изображены на живописном фризе, который написан на холсте и наклеен на стену.

Справка

 Меа́ндр это распространенный в искусстве тип геометрического орнамента, имеющий вид линии, ломанной под прямым углом. Он известен еще со времени древней Греции, получил название от названия извилистой реки Меандр в Малой Азии (сейчас Турция, р. Б. Мендере́с).

Древний помпейский дом напоминает и пол, выполненный из белых, серых и красных мраморных плит квадратной формы, серо-голубыми плитками облицован и низ белых штукатурных стен.

Римская знать стремилась в своих дворцах сочетать сверкающие белизной каррарские мраморные плиты с яркими красками пестро цветных камней. Внутреннее оформление жилых домов в Помпеях было очень богатым - стены обычно украшали яркой декоративной росписью, без которой был немыслим даже самый скромный и бедный помпейский дом. Эти шедевры известны в истории искусства под названием помпейских фресок.

Стены Атриума украшены орнаментальной росписью, которая по характеру, колориту и изысканности напоминает «третий помпейский» стиль или как его еще называют «стиль реальной стены» первой половины I в.н.э.

Орнаментальные мотивы – пальметты, гирлянды, нарядные колонны, более всего похожие на металлические канделябры (отчего третий стиль иногда называют канделябрным), создавая искусную декорацию, подчёркивают плоскость стен.

Потолок украшает легкая золотистая роспись с узеньким ярко синим бордюром. Росписи выполнены клеевыми красками по сухой штукатурке по эскизам А.И. Штакеншнейдера художником И. Дро́ллингером.

Справка

Немецкий художник – декоратор Иоганн Дро́ллингер жил и работал в Петербурге в 1830-50 гг. Сотрудничал с архитектором Александром Павловичем Брюлловым – расписывал интерьеры дачи Ю.П. Самойловой в Графской Славянке, Малую Помпейскую столовую Эрмитажа. По эскизам А.П. Брюллова выполнил роспись Помпейского зала дачи архитектора в Павловске, а также Большого (или Помпейского) зала в его городском доме на Кадетской линии Васильевского острова. Дроллингер выполнил декор внутренних помещений лютеранской церкви Св. Петра на Невском проспекте.

Под руководством А.И. Штакеншнейдера Дроллингер занимался реставрацией Картинного зала Большого Петергофского дворца.

В 1845-50 годах он участвовал в росписи стен Нового Эрмитажа по проектам немецкого архитектора Лео фон Кленце.

Декорационную схему античного жилого интерьера особенно в римское время определяла тесная связь с религией, которая глубоко проникла в домашнюю жизнь римлян: божества появлялись не только на полах, стенах и потолках, но и в деталях мебели, на светильниках, туалетных принадлежностях, посуде.

Атриум с философской точки зрения играл роль мирового столпа, объединявшего римский дом с небом и подземным царством. Не случайно здесь хранились самые ценные вещи: сундук с семейными реликвиями, статуэтки ла́ров и пена́тов – добрых духов, покровителей дома и рода человека.

Проектируя декор и убранство павильона, Штакеншнейдер стремился к стилистическому единству и художественной целостности его интерьеров, важнейшую роль в оформлении которых, играла скульптура.

В Атриуме Царицына павильона на парапете имплювиума из розового тивдийского мрамора представлены фигурки богов, богинь и героев древности – вакханки, нимфы, фавны, амуры, дискоболы.

Мелкая пластика из бронзы – миниатюрные копии знаменитых шедевров пластического искусства древности работы европейских мастеров, большая часть которых была приобретена Николаем I и Александрой Фёдоровной во время путешествия по Италии в 1845-1846 годах, и предназначена императором для размещения в Царицыном павильоне. (Приложение №6)

Специально для Царицына павильона в декабре 1845 г. в Болонье в мастерской скульптора Ч. Бару́цци Николай I приобрёл статую «Психея с бабочкой».

Баруцци относится к числу наиболее видных скульпторов Италии неоклассического направления. Он был учеником и последователем одного из талантливейших итальянских скульпторов того времени, яркого представителя классицизма, изысканного, салонного Антонио Кановы, для работ которого характерны «торжественное спокойствие композиции», «ясность и изящество пропорций».

Баруцци уверенно передал и обнажённое тело юной красавицы, и тонкие складки драпировки, облегающей её ноги, и подножие с листьями и цветами, имитирующее почву.

Необычны крылышки Психеи – они по форме напоминают крылья бабочки. Особое изящество статуе придаёт позолоченная бабочка, которую Психея рассматривает. С одной стороны, эта деталь свидетельствует о высоком техническом мастерстве молодого ваятеля, с другой, ещё раз напоминает о практике Кано́вы, который смело сочетал мрамор с позолотой.

Атриум – главное помещение помпейского дома, здесь хозяин принимал посетителей, а хозяйка занималась домашними делами. Атриум служил символом домашнего мира, тепла, уюта, довольства.

Дом, наполненный звоном посуды, голосами гостей, детским смехом, представлял собой единое пространство, для которого было характерно обилие драпировок, заменявших двери. Они обеспечивали обособленность интерьеров, создавая уют.

Летом, по-видимому, растягивалась ещё одна занавесь - горизонтально над отверстием крыши, которая защищала Атриум от палящего солнца.

Некоторые проёмы, оставляли открытыми - широкая арка позволяет любоваться нарядно оформленными комнатами, которые составляют анфиладу, поражая гостей красотой и изысканностью отделки, подчёркивая художественный вкус владельцев и их богатство. Анфилада замыкается окном, через которое открывается прекрасный вид на широкую гладь озера.

Такая осевая направленность, составлявшая анфиладу комнат, была чрезвычайно характерна для помпеянских домов II-I вв. до н.э.

В таких проёмах обычно размещали предметы мебели или скульптуру, чтобы отделить один интерьер от другого.

Статуя «Психея с бабочкой» отделяет Атриум от Эксе́дры.

                                    Экседра

Темы

Эксе́дра в древнеримском доме, название, планировка, назначение и характер оформления интерьера.

Требования к уюту и комфорту в первой половине XIX века, которые учитывал архитектор А.И. Штакеншнейдер при создании и оформлении Экседры и других интерьеров павильона.

Роль мебельного убранства, осветительных приборов, изделий из мозаики в убранстве помпейского дома и Царицына павильона.

 

Методическое указание: после завершения рассказа об Экседре, экскурсовод ещё раз должен предупредить экскурсантов, что в Атриуме остановка и фотографирование запрещены.

    Материал для подготовки экскурсионного рассказа

В античной архитектуре Экседры, с расположенными вдоль стен сиденьями, выглядели как глубокие полукруглые в плане ниши, открытые в сторону сада и были частью здания или отдельно стоявшего павильона. Ниши завершались полукуполами (конхами). Экседры предназначались для отдыха, собраний и бесед на свежем воздухе, среди ярких цветов, под пение птиц и журчание фонтанов.

Штакеншнейдер, учитывая новые требования к уюту и комфорту, а также северный климат, устроил Экседру - комнату с тремя нишами, внутри павильона.

Потолок и своды ниш украшены росписью геометрического рисунка. В цветовом решении на белом фоне преобладают синие, зеленые, красные и золотистые тона.

В нишах – удобные мягкие диваны, напоминающие полукруглые античные скамьи–сигмы, названные так за свое сходство с греческой перевернутой буквой «s» - «си́гма».

Диваны обиты мягкой тканью по цвету соответствующей синему цвету в росписи стен. Такой же тканью обиты и табуреты с высокими боками и подножные скамейки на колёсиках. Деревянные части мебели окрашены зелёной краской, имитирующей тёмную античную бронзу.

Ещё с XVIII столетия «почетная ржавчина» означала древность предметов, «коею яко некою зеленоватою одеждою долгота времени их покрыла», и добавляла изделию «много красоты».

Этот декоративный прием, окраска под античную бронзу, Штакеншнейдер широко использовал при создании мебели Царицына павильона, которую по его эскизам в помпейском стиле выполнила фирма братьев Гамбс.

Мебель для сидения Царицына павильона не сохранилась в годы ВОВ, она воссоздана на основе иконографического материала: акварелей, которые хранятся в архивах ГМЗ «Петергоф» и Эрмитажа, и довоенных фотографий.

В древнеримском богатом доме часто из бронзы изготавливали не только мебель, но и предметы убранства - светильник, свисающий на цепях с потолка, в деталях воспроизводит античную бронзовую масляную лампу.

Дополняют убранство Экседры бронзовые торшеры французской работы XIX века.

Характерной особенностью домов богатых римлян было обилие столов, которые играли большую роль в оформлении интерьеров и имели разное назначение. Обеденные столы, переносные столики-подставки были настоящими произведениями искусства, изготовленными из дорого металла, редких камней или драгоценного дерева. Крышки столов делали гладкими или украшали мозаикой.

Такое же множество столов с порфировыми, малахитовыми, мраморными столешницами разместил Штакеншнейдер в созданном им «римском» доме.

На маленьких столиках расставлялись всевозможные безделушки изящной художественной работы.

В Экседре в малых нишах представлены два бронзовых столика - треножника русской работы XIX века, столешницы из порфира. В большой нише – стол, подстолье которого из резного дерева было выполнено в 2004 году в Петербурге в мастерской «РиН» и окрашено под тёмную патинированную бронзу.

Столешницу изготовили русские мастера в 1830-1840 годы из белого мрамора с мозаичным узором, рисунок которого, в виде вьющейся виноградной лозы, выполнен из цветного мрамора и специальной мастики, которая имитирует мрамор. Этот приём позволил создать мелкий рисунок узора очень тонким и изящным.

Пол в Экседре так же мраморный мозаичный геометрического рисунка, был выполнен мастерами знаменитой Петергофской гранильной фабрики при участии дворцового архитектора Комарова.

Мраморные и мозаичные полы Царицына павильона удалось сохранить в годы ВОВ.

Экседра относилась к парадным помещениям античного дома, так же как и Гостиная, предназначавшаяся для приёма близких для хозяина посетителей и гостей.

Гостиная (Первая остановка)

Темы

Обилие прекрасно отполированного мрамора различных оттенков – одна из важнейших особенностей оформления Царицына павильона.

Роль тканей в помпейском жилом доме и Царицыном павильоне. Любовь римлян к пестроте, ярким краскам и необычным цветовым сочетаниям.

Предметы убранства Гостиной, соответствующие характеру оформления интерьеров середины XIX века и создающие в Гостиной особый утончённый мир древней Греции и Рима.

Этрусский сервиз работы ИФЗ, специально изготовленный для Царицына павильона – пример исторической стилизации в декоративно-прикладном искусстве.

Императрица Александра Фёдоровна – очаровательная и любезная хозяйка Царицына павильона.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!