Материал для подготовки экскурсионного рассказа



Гостиная примыкает к Атриуму с западной стороны и объединяется с ним окном, которое поддерживают две колонны из итальянского чёрного с белыми прожилками мрамора Гранд Антик. Эти колонны были получены Штакеншнейдером из кладовых гоф-интендантской конторы.

Ценность и редкость этого, так называемого античного или археологического сорта мрамора, определялась тем, что в XIX веке его месторождение на юге Франции, где его добывали еще в эпоху Римской империи, уже не существовало, «добывался» он в ходе археологических раскопок.

Подражая древним, мастера Петергофской гранильной фабрики под руководством архитектора И.И. Комарова в 1875 году пол Гостиной выполнили узорчатым мозаичным из мрамора и известняка различных цветов.

Использование небольших кусочков мрамора, характер и способ набора мозаики соответствует технике итальянских мастеров - «тераццо».

Подобную технику мозаики римляне переняли от греков в I в. до н.э. Мозаиками они украшали полы императорских дворцов, городских домов, вилл, терм, культовых сооружений. Поэт II в. до н.э. Гай Луцилий в книге «Сатира. Кн.2» сравнивал умело составленную речь с искусно сделанным мозаичным полом: «Изящное переплетение слов, как искусно выложенные кубики напольной мозаики».

В книге древнеримского писателя I в. н. э. историка и учёного Светония «Жизнь двенадцати Цезарей. Божественный Юлий» упоминается, что Юлий Цезарь в походах возил с собой целый мозаичный пол в походном шатре.

Комната античного дома обычно освещалась через дверь, и свет падал только на пол. И так как пол, кроме того, требовал постоянного мытья и больше всего изнашивался, то неудивительно, что на полы в древнем Риме тратили самые дорогие и самые стойкие материалы.

Во всем мире, в том числе и в древних Помпеях, ни один строительный камень не ценился так высоко, как мрамор. Благодаря своей мягкости и прочности, а так же легкости в обработке, он сделался наилучшим материалом в архитектуре.

Италия славилась цветными мраморами, которые насчитывали сотни разновидностей.

В древнем Риме, использование цветных мраморов для изготовления колонн и узорчатых полов было доступно только богатым и являлось поэтому, отличительным признаком дворцов и вилл.

Обилие прекрасно отполированного, манящего своей прохладой, игрой полутонов разных оттенков мрамора – особенность Царицына павильона.

Две колонны ионического ордера из серо-голубого мрамора с вертикальными желобками – каннелюрами делят Гостиную на две неравные части.

Темно – красный, пестрый и белый мрамор камина сочетается с панелями красного цвета на стенах, украшенными орнаментальной росписью.

Древние римляне самое большое внимание уделяли настенной живописи. В росписи стен Штакеншнейдер цитировал мотивы искусства Помпей: золотисто зеленые канделябры, синие и коричневые пальметки, веерообразный растительный орнамент и лиственные гирлянды, в медальонах на черном фоне эффектно выделяются фигуры грифонов серого цвета - излюбленный мотив искусства древних.

Лёгкая орнаментальная роспись украшает и кессонированный потолок в виде балок с кассетами, выполненный на манер перекрытий древнеримских домов.

В архитектуре древнего Рима углубления различной формы в каменных сводах, куполах и арках имели практическое значение: они позволяли уменьшить массивность перекрытий без снижения их несущей способности, а также часто использовались как элемент художественного оформления интерьеров.

Помпеяне чрезвычайно любили пестроту в своих домах, раскрашивая интерьеры самыми резкими и контрастными цветами.

В книге «Прогулки русского в Помпеи» Алексей Левшин писал: «С первого взгляда эта пестрота неприятно поражает глаз; но всматриваясь в сочетание цветов и допустив мысль, что пестрота может иметь свою красоту, находим, что художники Помпейские употребляли её с большим вкусом. В искусном соединении на стенах противоположных и самых ярких цветов, каковы красный, чёрный, зелёный, голубой и жёлтый во всей их свежести можно найти необыкновенную приятность».

В древних Помпеях большая роль в оформлении комнат, где было много натурального камня, а, следовательно, было прохладно и сыро, отводилась тканям, которые придавали помещениям теплоту и уют.

Один из любимейших цветов искусства древних – алый, в Гостиной находится в контрасте с цветом драпировок на окнах и обивкой мебели ярко зелёного цвета.

Мебель входила органичной частью в декоративное решение интерьеров Царицына павильона. Результаты раскопок древних городов давали возможность составить ясное представление о разнообразных формах античной мебели, но главное для Штакеншнейдера было не копировать их, а передать ощущения от увиденного, характер оформления древнего дома.

Табуреты орехового дерева в Гостиной напоминают «курульные кресла», заимствованные древними римлянами от этрусков, с плоским сиденьем без спинки на кривых ножках, которые перекрещивались в виде буквы X.

Право сидеть на курульном кресле в Древнем Риме принадлежало высшим магистратам: консулам, диктаторам, начальникам конницы. У Цезаря было золотое курульное кресло, которое повсюду за ним перевозили, так как приближённые считали, что праведный суд Цезарь может вершить только сидя на этом кресле.

Формы и декор мебели имели мало общего с подлинными образцами, обнаруженными в Помпеях. Штакеншнейдер предложил самостоятельное решение предметов мебели, комбинируя современные ему и древние элементы конструкций и декора.

Искусно вписан в пространство между колоннами двойной диван сложной формы с удобной общей спинкой в виде балюстрадки, которая разделяла беседующих – одну пару от другой. В середине XIX века такие диваны, их называли конфиданты, стали непременным атрибутом интерьеров дворцовых гостиных.

Мебель для Царицына павильона была изготов­лена по эскизам Штакеншнейдера фирмой братьев Гамбс, поставивших в июне 1844 года в «Греческий павильон на Царицыном острове» около 70 предметов «с богатою резь­бою, выбронзированные». К сожалению, ни один из них не сохранился до наших дней.

Вся обстановка и отделка Гостиной демонстрирует изысканный и утонченный вкус.

Перед диваном – изящный столик, столешница которого была выполнена итальянскими мастерами в 1830 – 1850 годы в технике флорентийской мозаики из чёрного мрамора, поделочных камней и смальты. Это типичный образец сувенирной продукции итальянских мастеров, подобные столешницы Николай I прибрёл во время путешествия по Италии в декабре 1845 года.

На столике – статуэтка сидящей в кресле императрицы Александры Фёдоровны в античном облачении - уменьшенная гальванопластическая копия с мраморной статуи работы К.Ф. Ви́хмана.

Скульптура являлась неотъемлемой частью убранства изысканного интерьера Гостиной.

На каминной полке – подлинное произведение античного искусства - Бюст римлянки работы неизвестного мастера II века н. э.

Здесь же уменьшенные копии с античных оригиналов, выполненные в 1830 – в первой половине 1840-х годов из бронзы неизвестными мастерами.

Слева от бюста – статуэтка Венеры Каллипи́ги, утраченный бронзовый оригинал этого произведения восходит к III веку до н. э., известен по римскому мраморному повторению I в. н. э. из Национального археологического музея Неаполя.

Справа от бюста – статуэтка Эсхи́на, известного древнегреческого оратора. Бронзовый оригинал этого бюста был выполнен неизвестным греческим скульптором школы Лисиппа во второй половине IV века до н.э. До наших дней он дошёл в римском повторении из мрамора, и сейчас находится в Национальном археологическом музее Неаполя.

Справка

Эсхи́н — выдающийся греческий оратор, современник и соперник Демосфе́на. Первоначально Эсхин готовился к деятельности секретаря (писца), затем был некоторое время актером, наконец, избрал карьеру оратора и государственного деятеля.

Антикизирующий характер Гостиной придают светильники у камина, выполненные французскими мастерами в виде античных масляных ламп. Они установлены на подставках-канделябрах русской работы 1830-1840 годов.

Справка

Все комнаты в помпейских домах, получавшие свет из атриума, нуждались в освещении. Чтобы разогнать мрак густых южных сумерек, в комнату не только вносили много светильников, но и помещали их на особых высоких подставках, которые называли «канделябрами» (от латинского слова « candela » - «свеча»). Канделябры состояли из стержня, который заканчивался плоским кругом – подставкой для лампы. Канделябры также могли служить подставкой для свечей. Канделябры ставили на пол, их высота была от 0,75 до 1,5 м.

Античные мастера старались придумать новые оригинальные формы масляных ламп, украшением которых служили мотивы растительного и животного царства, мифологические и бытовые сценки, фигурки бородатых сатиров и крылатых амуров. Для ламп использовали льняное, касторовое масло, животный и рыбий жир.

Все эти приятные глазу произведения искусства, среди которых Александра Фёдоровна могла находиться в гармонии с собой, создают особую атмосферу роскоши и изящества, и в то же время элегантности и изысканной утончённости, которую она так любила.

В Гостиной Александра Федоровна могла после полдников, которые нередко устраивались в Царицыном павильоне, немного отдохнуть, предаться светским беседам, поговорить о книжных новинках, последних театральных постановках в кругу близких людей.

Один из современников писал, что на таких собраниях «императрица всегда любезная, оживленная, ласковая, веселая, с жизнерадостным настроением, умением прогнать всякое стеснение и сделать так, что всякий в отдельности чувствует себя хорошо».

Александра Фёдоровна по утрам сама определяла, в каком павильоне и в каком составе будут завтракать или полдничать. Фрейлина А.Ф. Тютчева, в своих мемуарах о жизни при дворе трех императоров, описала подобные странствия двора по петергофским павильонам, превращенным неистощимой фантазией зодчего А.И. Штакеншнейдера в чудесный сад-музей архитектурных стилей: “Императрица проводит все свои дни и вечера, перекочевывая из греческого павильона на итальянскую веранду, из швейцарского шале в русскую избу, из голландской мельницы в китайский киоск; вся царская семья и весь двор вечно в движении и носится за ней по этим увеселительным местам”.

Когда приглашённых было много (ближний круг императрицы около 80 человек), то столы накрывали не только в Гостиной, но и на террасе, и даже в собственном садике.

Часто гостями императорской четы были немецкие родственники: братья Карл, Альберт и Вильгельм (в будущем император Германии Вильгельм I).

Великий князь Константин Николаевич 4 (17) июля 1846 г. в своем дневнике записал: «Мы пили кофе утром на Царицыном острову, и МамА показывала его принцу Вильгельму».

На завтрак, как правило, подавали горячий кофе с булочками и горячее или холодное блюдо, а на полдник, который устраивался после 7 часов вечера, - молочные продукты, ягоды, фрукты, мороженое и чай. «…Приехав на Царицын остров, мы нашли стол, накрытый уже на балконе. Императрица села в кресло, а меня посадила возле себя на диван. Подали кофе, в который она сама разливала сливки с пенками в двух каменных горшочках…, затем приехала цесаревна, Мария Николаевна, наследник с детьми, великие князья и, наконец, государь». (Из воспоминаний М.А. Па́ткуль[8]).

Кухни на Царицыном острове не было, для подогрева блюд использовалась печь, которая находилась в буфетной на первом этаже башни павильона.

Особый утончённый мир древних Греции и Рима создают не только мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, но специально изготовленный в 1844 году на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ) для Царицына павильона сервиз из фарфора, который получил название «Этру́сский». Это название происходит от древнего народа этру́ски, создавшего развитую культуру.

Справка

Этрусская керамика украшалась росписью в виде стилизованных фигур зверей и геометрических орнаментов, выполненных черной и красно – коричневой красками. Ее отличает силуэтность, послушное следование малейшим нюансам формы предмета. Большая часть шедевров греческой вазописи происходит из раскопок этрусских некрополей, поэтому и изделия, выполненные в XIX веке назывались «этрусскими» - в память о древнем народе, населявшем центральную часть италийского полуострова ещё в VIII веке до н.э.

Формы предметов сервиза повторяли формы античных керамических сосудов. Их красочная роспись воспроизводит чёрнофигурную живопись античных оригиналов из английской коллекции Уильяма Гамильтона, а также свободные вариации на эту тему.

Справка

Сэр Уильям Гамильтон (1730 –1803) – британский дипломат, археолог и вулканолог. Член общества дилетантов, созданного с целью изучения античного искусства. Гамильтон написал книгу о древнеримских Помпеях, предметах этрусского, древнеримского и древнегреческого искусства.

Высокие технологические возможности ИФЗ того времени позволили передать уникальные цвета античной керамики: глубокий цвет чёрного лака и терракотовый. Художники выполнили композиции в свободной манере. Используя античную вазопись, интерпретируя её, они создали собственную композицию в характерном для них понимании античности.

В основу всех изделий из фарфора в «этрусском вкусе» второй четверти XIX века положен один и тот же принцип декора: плоскостное изображение и контраст между изображением и фоном.

Этрусский сервиз включал в себя набор предметов для завтраков и полдников на 48 персон и чайно-кофейную часть на 24 персоны. Он состоял из 411 предметов: приборы для завтрака 3-х видов – блюда для холодных и горячих закусок; ажурная корзина с ручками в виде переплетённых змей; бадейка для простокваши, компотница (компотьер), а также чайник, кофейник, кувшин, сахарница, сливочник, чашки с блюдцами, солонки, тарелки, полоскательницы для рук и рта.

В середине XIX века в дворцовых сервизах получили распространение «гигиеничные» предметы сервировки – специальные чаши для полоскания рта. Наполнив холодной водой, в них ставили бокал с тёплой водой и подносили гостям в конце десерта.

«В присутствии всех окунают пальцы в холодную воду, как бы желая вымыть их, берут несколько глотков тёплой воды, полоскают рот и выплёвывают воду в чаши» (Кудрявцева Т.В.)[9].

Впрочем, этот весьма своеобразный обычай не получил широкого распространения и просуществовал недолго.

В Царицыном павильоне чаепития и полдники часто устраивали в Столовой - Триклинии. Столовые обязательно включались в планировку помпейского дома.

Методическое указание: Столовую экскурсанты осматривают из Гостиной, экскурсовод должен разделить группу на небольшие подгруппы для последовательного осмотра.

Столовая – Трикли́ний (Вторая остановка в Гостиной)

Темы

Назначение триклиния в древнеримском доме.

Столовая – второй после Атриума интерьер с ярко выраженной отделкой в помпейском стиле.

Роль Кораллового сервиза, специально изготовленного на ИФЗ, в создании особой атмосферы сказочных островов тёплых южных морей.

Цель декоративной программы, предложенной Штакеншнейдером для оформления Столовой – создание иллюзии маленькой помпейской виллы.

Один из самых ярких элементов убранства Царицына павильона - мозаичный пол – уникальное произведение искусства древних мастеров I в.н.э., застывшая память об античных Помпеях.

 

Методическая рекомендация: включить в экскурсию показ музеефицированного фрагмента подлинной росписи цоколя южной стены.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!