Материал для подготовки экскурсионного рассказа



Основным историческим стилистическим прототипом Царицына павильона послужили виллы древнего города Помпеи – место уединения и отдыха римской элиты.

Об античной, древнегреческой архитектуре напоминают портики и фронтоны, акротерии в виде пальметт – украшений на углах и вершине фронтона, на углах кровли на башне.

Справка

Акроте́рий (греч. верх, фрон­тон), ук­ра­ше­ние в ар­хи­тек­ту­ре, раз­ме­щае­мое над уг­ла­ми фронтона.

Фронто́н ( от лат. - лоб, пе­ред­няя сто­ро­на), за­вер­ше­ние (обыч­но тре­уголь­ное, ре­же луч­ко­вое) фа­са­да или пор­ти­ка, ог­ра­ни­чен­ное 2 ска­та­ми кры­ши по бо­кам и кар­ни­зом у ос­но­ва­ния.

Пальме́тта (франц. palmette), орнаментальный мотив - стилизованный веерообразный лист. В искусстве Древнего Востока, античности и последующих эпох пальметта использовалась как деталь архитектурного декора (например, в виде акротерия) и в декоративно-прикладном искусстве.

Стены здания светло-желтого, «песчаного» цвета разделаны под руст. Этот прием имитирует каменную кладку, применявшуюся древними римлянами.

В целом Царицын павильон является одной из самых последовательных и удачных стилизаций «в помпейском вкусе» - блестящая иллюзия подлинной античности.

А.И. Штакеншнейдер писал: «Хотя эта постройка по сумме и незначительна, но по плану весьма сложна и в отделке должна быть особая аккуратность, ибо постройка павильона должна служить украшением в парке».

Андрей Иванович Штакеншнейдер, обладая высоким профессиональным мастерством, имея блестящую эрудицию и тонкое чувство стиля, не слепо копировал формы помпейской архитектуры, а творчески их интерпретировал, приспосабливая свои постройки к современности, учитывая требования уюта, комфорта, условия северного климата и пожелания заказчиков.

В отличие от обычного типа древнеримского дома, представлявшего в плане простой прямоугольник, Царицын павильон имеет более сложный план.

Одноэтажное здание, построенное Штакеншнейдером, асимметрично как в плане, так и по объемам. Такая компоновка в то время была новаторским архитектурным приемом, который воплотил новые способы организации архитектурного пространства.

Павильон состоит из трёх, примыкающих друг к другу объёмов. Вертикальным акцентом служит расположенная асимметрично в его северо-западной части трёхэтажная башня, которая не только позволяет любоваться окрестностями, но и придаёт всей композиции павильона особую живописность.

В помпейском доме наружные стены были глухими, без окон; они защищали от жары помещения, в которых была сосредоточена жизнь помпеянцев.

В Царицыом павильоне только один восточный фасад выполнен в виде глухой стены. Остальные три фасада с лоджиями, портиком, окнами, внутренним садиком, террасой открывают дом навстречу солнцу, воздуху, саду, окружающему ландшафту.

У восточной стены павильона деревья высажены в виде небольшой рощицы; участки леса рядом с домом - «bosco» - типичный элемент итальянских садов - были местом, где всегда можно было найти тень и прохладу жарким летним днём.

Изучая древнеримские виллы, русские архитекторы не только открыли интереснейшие архитектурные и декоративные особенности, но и уяснили, что их композиция строилась на тесном единении с природой.

Садик перед южным фасадом павильона

Темы

Тесная связь с природой Царицына павильона – характерная особенность устройства древнеримских вилл.

Сад перед южным фасадом Царицына павильона - совершенно новый для Петергофа времени Николая I «исторический» сад, цветники которого по планировке напоминают сады императорского Рима.

Роль скульптурного убранства ансамбля Царицына острова с павильоном в создании образа не только помпейской виллы, но и Италии, куда мечтала попасть Александра Фёдоровна.

Материал для подготовки экскурсионного рассказа

Подготовительные работы по устройству сада начались летом 1843года. Под руководством садового мастера Петра Ивановича Эрлера была выполнена планировка территории, произведена подсыпка грунта, выравнивание всего острова таким образом, «чтобы со всех сторон павильон имел самый плавный склон к озеру», берег укреплён булыжным камнем, была создана сеть пешеходных гравийных дорожек.

Из «садовой школы» возле дворца «Марли» в Нижнем парке доставили деревья – дубы, клёны, ясени, ивы, каштаны и липы; привезли кусты белой и синей сирени, самбу́кусу (бузины чёрной) и «корнуса» (возможно, так называли кизильник), жимолости, акации, спиреи четырех сортов и «прочих разноцветных кустов».

На Царицыном острове среди пейзажного парка был создан совершенно новый для Петергофа времени Николая I «исторический» сад, его цветники по планировке напоминают сады императорского Рима, с их подчеркнутыми краями, строгим геометрическим рисунком, в котором низко растущие цветы чередуются с высоко стоящими.

Обязательным элементом римских садов были фонтаны. В центре южного садика - фонтан-клош (колокол), устроенный по желанию Николая I наподобие фонтана в Сан-Суси. Вода этого фонтана бьёт поверх вазы со срезанными живыми цветами, образуя колокол, который при малейшем ветерке приходит в движение, создавая ощущение объёма, напоминая тонкую вуаль. (Приложение № 3)

Фонтан установлен в центре фигурного, в виде четырёхлистника, бассейна из каррарского мрамора, в который А.И. Штакеншнейдер, подчеркнув романтический характер оформления сада, удачно вписал статую «Нарцисс» работы Константина Климченко. Это соответствовало сюжету и композиционному построению произведения талантливого русского скульптора - кажется, что прекрасный юноша, склонившись над водой, любуется своим отражением.

Скульптура «Нарцисс» в числе многих других произведений искусства была заказана Николаем I во время его посещения Италии в 1846 году и подарена им императрице Александре Федоровне; некоторое время она украшала один из залов Зимнего дворца.

В годы Великой Отечественной войны (ВОВ) скульптура, остававшаяся на своем месте, была сильно повреждена. К открытию восстановленного ансамбля Царицына острова в 2005 году статуя и фонтан были отреставрированы.

Фигурка «Молящегося мальчика» из шпиатра должна была напоминать Александре Фёдоровне о родине. Статуя была подарена ей старшим братом - королём Пруссии Фридрихом-Вильгельмом IV. Это была копия древнегреческого бронзового оригинала конца IV в. до н. э. из коллекции Фридриха Великого. Александра Фёдоровна привезла её из Германии в 1838 году. Первоначально Николай I предполагал установить ее в Коттедже. Штакеншнейдер на южном фасаде Царицына павильона специально сделал нишу, куда поместили статую.

Бронзовая статуя «Молящийся мальчик» и сейчас является жемчужиной коллекции античного искусства Берлинского Национального (старого) музея.

Утраченная в годы ВОВ шпиатровая статуя, была воссоздана в бронзе при поддержке берлинского Фонда Прусского культурного наследия и установлена на историческом месте в нише южного фасада Царицына павильона в 2005 году.

В начале 1840-х гг. на пьедестале из сердобольского гранита работы петергофской гранильной фабрики была установлена скульптурная группа «Амазонка, сражающаяся с барсом». Она была одним из подарков прусского короля Фридриха Вильгельма IV русской императорской чете – Николаю I и Александре Федоровне.

Уменьшенную копию с работы берлинского мастера Августа Кисса выполнил из шпиатра немецкий литейный мастер Мориц Гейс[6].

Крупномасштабная, полная экспрессии скульптурная группа «Амазонка» Августа Кисса в 1843 году украсила лестницу Национального музея (старого) в Берлине, вызывая всеобщее восхищение. При ее создании А. Кисс, очевидно, был вдохновлен экспрессией античной конной статуи, обнаруженной при раскопках Геркуланума.

«Смело, выразительно, сильно; страшное является в самом хорошем художественном вкусе; видно, что лошадь растеряна, но человек побеждает, прекрасная, преис­полненная превосходства разума амазонка спасет себя и бедную лошадь или, по крайней мере, будет сражаться за ее жизнь. Прыгнувший на грудь и шею лошади барс ужасен. <…> Я, пожалуй, знаю, что целое потеряло вследствие этой бесконечной энергии, но, тем не менее!» — так писал один из корреспондентов берлинского журнала в марте 1838 г.

Русский художественный критик Неверов в 1839 году дал ей восторженную оценку: «Колоссальная группа – поэзия, высшая той, которую ожидали встретить посетители, разгорячённые новейшим романтизмом».

Скульптурная группа «Амазонка», находившаяся на Царицыном острове, была утрачена в годы ВОВ и воссоздана в бронзе по сохранившимся натурным фрагментам, историко-архивным данным, а также по небольшой шпиатровой модели, изготовленной в Германии в 1840-х годах, и установлена в 2005 году на своем историческом месте на сохранившемся пьедестале из сердобольского гранита.

Богатое собрание пластики на островах и в павильонах превратило их в настоящий музей скульптуры, в котором были представлены русская и европейская школы ваяния. Разнообразное по формам – статуи, бюсты, барельефы, мелкая пластика из металла и мрамора – это собрание состояло из самостоятельных оригинальных произведений и копий. (Приложение № 4)

Скульптура, украшавшая сад, подчеркивала его «итальянский» характер и играла важную роль в его смысловой насыщенности.

Помимо эстетических задач – декоративного оформления острова, это собрание скульптуры несло важную смысловую нагрузку, символизируя образованность и просвещённость владельцев, их особый статус, а также имело программный характер, что отразилось в подборе скульптуры для большой скамьи, которая была изготовлена из мрамора в мастерской А. Трискорни. (Приложение №5)

Здесь представлены бюсты царственной четы богов Олимпа – Зевса-Сераписа и Геры-Барберини, а также статуи Цереры и Флоры, богинь цветения колосьев, цветов и садов и произрастания злаков. Эта скульптура была изготовлена в мастерской А. Трискорни, как копии с античных оригиналов, по заказу Штакеншнейдера, что свидетельствует о ее не случайном подборе.

Обращение к величественным образам античности и масштабы композиции подчеркивают высокий социальный статус и неограниченные возможности просвещенных владельцев «виллы».

По рисунку Штакеншнейдера в мастерской Трискорни был выполнен и стол из мрамора с подножием в форме античных трехгранных подставок под канделябры [7]. Грани подстолья по формам и декору восходят к античным подставкам под канделябры из собраний Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Британского музея (Лондон). Рельефы на гранях раскрывают сюжет древнегреческого мифа о дочери легендарного основателя города Фивы Кадма и богини согласия Гармонии – Агаве, убившей своего сына Пенфея.

Справка

Кадм – герой древнегреческой мифологии, легендарный основатель города Фивы, по отцу внук бога Посейдона.

Гармония – бессмертная богиня, дочь бога войны и раздоров Ареса и богини красоты и любви Афродиты.

Фиван­ские жен­щи­ны, охва­чен­ные вак­хи­че­ским экс­та­зом, справ­ля­ли празд­не­ство в честь Дио́­ни́­са. Ага­ва ока­за­лась в чис­ле их пред­во­ди­тель­ниц и в состо­я­нии исступ­ле­ния одной из пер­вых набро­си­лась на схва­чен­но­го вак­хан­ка­ми и при­ня­то­го ими за львён­ка Пен­фея, кото­ро­го они разо­рва­ли на части. Наса­див ото­рван­ную голо­ву сына на тирс (ост­ро­ко­неч­ный жезл, уви­тый плю­щом), Ага­ва с лико­ва­ни­ем воз­вра­ти­лась в Фивы и испы­та­ла ужас­ное потря­се­ние, когда насту­пи­ло отрезв­ле­ние.

Сце­на воз­вра­ще­ния Ага­вы с голо­вой Пен­фея, изо­бра­жён­ная Еври­пидом в тра­гедии «Вак­хан­ки», поль­зо­ва­лась боль­шой популяр­но­стью у антич­ных зри­те­лей.

В книге «Прогулки русского в Помпеи» Алексей Лёвшин рассказал о влиянии Помпей на художественные воззрения того времени, на увлечение древнеримским искусством: «Нельзя не восхищаться изящным вкусом помпеян, миниатюрною их роскошью, прелестью в убранстве, старанием сосредоточить около себя средства наслаждения жизнью… Самые разнородные предметы, самые противоположные вещи смешиваются в них, группируются и служат украшению друг друга с неимоверною прелестью… Какое разнообразие в украшениях! Какое богатство, какая роскошь в вымыслах».

Парадный вход в павильон, расположенный с южной стороны, оформлен в виде лоджии с двумя мраморными колоннами коринфского ордера и ажурной решеткой, окрашенной под античную бронзу.

В нише лоджии – статуя «Девушка, смотрящая вдаль» работы немецкого скульптора Генриха Бе́ргеса (1851 год).

Справка

Документы о поступлении данной скульптуры в Петергоф не выявлены. Возможно, она была в числе скульптур, подаренных прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV русской императорской чете в 1854 году во время Крымской войны. В собрании скульптур Потсдама (Сан-Суси, Рафаэлевский зал Оранжереи) имеется авторское повторение данной статуи, датированное 1852 годом.

Французский писатель Александр Дюма, посетивший Царицын павильон, отметил: «…Парадный вход великолепен, можно подумать, ступаешь в атриум поэта в Помпее. Внутреннее убранство прелестно и выполнено с большим вкусом».

Стиль древней Италии более всего нашел свое выражение в планировке и оформлении павильона, где даже в названиях помещений отразилось увлечение архитектурой древнеримских вилл I в.н.э., открытых при раскопках Помпей.

Царицын павильон

Методические указания

После осмотра южного фасада павильона и примыкающего к нему сада экскурсионная группа поднимается на лоджию.

На лоджии при входе в музей «Царицын павильон» экскурсовод должен:

- разъяснить посетителям правила поведения в музее – для обеспечения сохранности музейных экспонатов, находящихся в непосредственной близости от экскурсантов, они должны неукоснительно следовать указаниям сотрудников музея, убирать сумки, не прикасаться к элементам декора, предметам мебели и скульптуре; держать детей за руки;

 - разъяснить правила фотографирования в музее – любительская фотосъёмка осуществляется без вспышки, моноподов и штативов и разрешена только в местах остановки группы;

- акцентировать внимание посетителей на то, что в рамках экскурсии им не может быть предоставлена возможность вторичного посещения музеев (включая внутренний садик Царицына павильона) специально для фотографирования;

- проносить в павильоны бутылки с напитками – запрещено;

- предупредить, что остановка и фотографирование в Атриуме запрещены;

4. Экскурсовод должен провести группу, не останавливаясь в Атриуме, сразу в Экседру.

Маршрут экскурсии

1. Экседра (Комната с тремя нишами). Рассказ об Атриуме и Экседре.

2. Гостиная. Рассказ о Гостиной и Этрусском сервизе.

3. Гостиная. Рассказ о Столовой (Триклинии).

4. Гостиная. Рассказ об экспонатах в витрине, о столиках – итальянских сувенирах.

5. Кабинет Александры Фёдоровны.

6. Внутренний садик.

Атриум

Темы

Планировка античного жилого дома и роль атриума с имплювием в ней.

Архитектурно-декоративная отделка А́триума – редкий пример в отечественном искусстве решения интерьера в помпейском стиле.     

Декоративная живопись Атриума (третий помпеянский стиль) и павильона в целом.

Роль цветного мрамора в оформлении Атриума.

Коллекция бронзовой скульптуры.

Историческая и художественная ценность скульптурного убранства Атриума.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 147; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!