Материал для подготовки экскурсионного рассказа



В доме богатого помпеянца столовых было несколько: обычно это были небольшие по размеру комнаты, значительную часть которых занимал стол с расположенными вокруг него тремя ложами (само название столовой «триклиний» греческого происхождения от «treis» — «три» и «cline» — «ложе»).

Справка

Ложе у римлян имело особое назначение, оно пришло в римскую культуру из Греции, где первоначально использовалось для сна и отдыха, а затем и для трапезы.

Широкое обеденное ложе-клине́, покрытое тюфяками, коврами и подушками, было приподнято в изголовье. На нём обычно располагалось по три человека, которые опирались левой рукой на разделяющие их подушки. Женщины во время трапезы сидели на нижней части ложа.

В римских столовых ставили обычно три ложа-клине в форме буквы П, поэтому их на греческий манер стали называть триклиниями.

Римляне большую часть жизни проводили в постели, так как не только ели, но зачастую и работали – читали, писали, заключали сделки – лежа.

Приличие требовало, чтобы на одном ложе помещалось не более трех человек. По словам Варрона, число приглашенных к обеду следовало начинать с числа Граций, т. е. с трех, и доводить до числа Муз, т. е. до девяти, и его не превышать: «Следовательно, не было им нужды в больших гостиных и больших столовых».

Справка

Варро́н Марк Терре́нций - «ученейший из римлян» – римский учёный-энциклопедист и писатель I века до н.э., живо интересовавшийся бытом древней Италии. Его авторитет как учёного и оригинального писателя уже при жизни был неоспоримым. Варро́н был поборником старых римских нравов, он ценил подлинную культуру вне зависимости от её внешней формы.

Варрон написал свыше 70 произведений, общим число более 600 книг. В исторических исследованиях выделяются «Человеческие и божественные древности» - энциклопедия истории римской культуры.

Столовая – это второй после Атриума интерьер с ярко выраженной отделкой в помпейском стиле. Его колористическое решение чрезвы­чайно насыщено и подчеркнуто контрастно.

Интенсивная цветовая гамма, характерная для живописного оформления помпейских домов, придаёт интерьеру особо парадный вид: ярко синий цвет панелей среднего яруса, на котором хорошо читается орнаментальная роспись, контрастирует с насыщенным терракотовым фоном цоколя. Драпировки на окнах выполнены из ткани такого же цвета, такой же тканью обиты и табуреты.

Они были изготовлены из красного дерева русскими мастерами в 1840-1850 годы по проекту известного немецкого архитектора Лео фон Кленце, выдающегося представителя стиля классицизм, основателя стиля неогрек.

Особую роль в художественном решении интерьера играют четырнадцать живописных вставок в верхней части стен с изображением болотных птиц, которые подчёркивают островное положение павильона.

О сказочных островах тёплых южных морей напоминает и чайный сервиз на 12 персон, специально изготовленный для павильона на Царицыном острове в 1846 – 1847 годах на ИФЗ. Сервиз получил название «Коралловый» - все предметы украшены изысканной орнаментальной монохромной надглазурной росписью и рельефным декором в виде коралловых веточек ярко красного цвета, в подражание изделиям из кораллов мастеров Южной Италии, – чашки, блюдца, чайник, сахарница, кувшины, сухарница, полоскательница, вазочки.

В дополнение к этому сервизу на ИФЗ были изготовлены предметы письменного – песочница с крышкой, и туалетного приборов – щёточница и мыльница.

Проектируя декор и убранство павильона, Андрей Иванович Штакеншнейдер стремился не только к стилистическому единству и художественной цельности его интерьеров - главное внимание архитектора было обращено на создание иллюзии подлинной античности.

С этой целью он включил в оформление Столовой уменьшенные копии архитектурных памятников Древнего Рима, разместив их на консолях слева и справа от выхода на террасу.

Резные золочёные консоли были изготовлены русскими мастерами в 1790 годах, мозаичные мраморные столешницы выполнили итальянские мастера в конце XVIII века.

Справка

История этих столешниц прослеживается лишь с начала XX века. Они находились в коллекции П. А. Демидова[10] в замке Вишневец на Волыни (Тернопольская область).

Столешницы выполнены на сюжеты античной мифологии в технике римской мозаики в подражание работам древних мастеров из разноцветного мрамора, известняка и камней вулканической породы.

На консоли слева от выхода на террасу - настольное украшение итальянской работы XIX века из красного бельгийского мрамора - «Модель портика храма Кастора и Поллукса», уменьшенная копия с античного оригинала V в. до н. э.

Справка

Настольное украшение выполнено в виде уменьшенной модели сохранившегося на Римском форуме фрагмента храма Диоску́ров 484 г. до н. э.

До ВОВ в Столовой имелись три уменьшенные модели античных сооружений – портика храма Диоскуров, храма Веспасиа́на и колонны императора Фоки. Все три указанные модели были приобретены в 1846 году в Риме императором Николаем I . В годы войны утрачены.

На консоли справа от выхода на террасу представлено настольное украшение в виде бронзовой модели колонны Марка Аврелия, итальянской работы 1840 -1850 годов.

Справка

По данным всех описей имущества Царицына павильона эта колонна считалась моделью колонны Траяна.

При детальном рассмотрении рельефов колонны, их сюжетов, манеры и характера исполнения можно с уверенностью утверждать, что это модель другой римской колонны – Марка Аврелия, знаменитого императора-философа.

Колонна была воздвигнута его после смерти в конце II в.н.э. по решению сената. Её ствол спиральной лентой обвивает исторический рельеф, повествующий о победах Рима и его властителя в войне 171-177 годов с придунайскими племенами.

Как указано в описях вершину колонны из убранства Царицына павильона украшала, статуэтка «римского императора Траяна». Самое позднее упоминание этого навершия встречается в описи имущества Царицына павильона 1899 года; в революционные годы фигурка была похищена. В настоящее время представляется весьма затруднительным определить, кого представляла статуэтка, т.к. её изображений не сохранилось.

Основание колонны из коллекции Царицына павильона, по причудливому замыслу автора модели, воспроизводит в миниатюре другой античный оригинал – пьедестал ещё одной знаменитой колонны – Антонина Пия. Сама колонна не сохранилась, её пьедестал хранится в Ватиканских музеях.

Миниатюрные реплики колонн Траяна и Марка Аврелия, подобные петергофской, можно встретить также в других музейных собраниях Италии и Германии. Подобные эксклюзивные сувениры часто вручались в качестве дипломатических подарков именитым путешественникам, удостоившимся аудиенции Папы.

Предположение, что эта колонна могла быть подарена Николаю I римским понтификом Григорием XVI при их встрече, не нашло пока документальных подтверждений. Более вероятно, что эта колонна была заказана царём по личной инициативе. И кажется неслучайным, что выбор императора при заказе римских сувениров пал именно на модель колонны императора Марка Аврелия.

Этот исторический персонаж был хорошо известен Николаю Павловичу и не оставлял его равнодушным. Юношеская работа будущего русского самодержца, была посвящена этому римскому императору, гармонично соединившему в себе мудрого государственного деятеля, храброго полководца и выдающегося философа. Это сочинение, составленное по мотивам «Похвального слова Марка Аврелия», было найдено много позже смерти Николая Павловича, в 1870-х годах среди бумаг его матери императрицы Марии Фёдоровны.

Античный характер интерьера Столовой подчёркивает и скульптура, объединённая темой античной мифологии – копии с античных оригиналов.

На кронштейне на южной стене - голова Ниобы, выполненная из мрамора неизвестным итальянским мастером XIX века. Оригинал скульптурной группы «Ниоба с детьми» IV в. до н. э был выполнен неизвестным мастером школы Скопаса. До наших дней сохранились фрагменты римского мраморного повторения, части которого хранятся в различных музеях Европы.

Справка

Ско́пас (около 395 до н.э.— 350 до н.э.) — древнегреческий скульптор и архитектор IV века до н.э., представитель поздней классики.

Отказавшись от свойственного искусству V века до н.э. гармонического спокойствия образа, Ско́пас обратился к передаче сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для их воплощения скульптор использовал динамичную композицию, пафосность и взволнованность чувств.

Нио́ба, жена фиванского царя Амфиона, близкая подруга богини Лето, возгордилась своими детьми — Ниобидами и вздумала сравниться с Лето, у которой было лишь двое детей – Аполлон и Артемида. Ниоба стала говорить, что плодовитее Лето, и та разгневалась. Сведения о числе детей Ниобы расходятся. Наиболее популярной стала версия о 7 сыновьях и 7 дочерях.

Лето, раздражённая высокомерием Ниобы, обратилась к своим детям, которые стрелами уничтожили всех детей обидчицы.

Особенно близка к Скопасу в пафосе движения, в патетически закинутой голове, с выражением скопасовского страдания на лице группа «Ниоба с младшей дочерью».

На каминной полке:

- две фигурки львов – копии с античных оригиналов из собрания Ватикана, выполненные неизвестным русским скульптором XIX века;

- две бронзовые статуэтки:

 «Отдыхающий Гермес» - уменьшенная копия с утраченного греческого оригинала третьей четверти IV в. до н. э. работы Лисиппа. Сохранилось римское бронзовое повторение скульптуры (собрание музея Бурбонов, ныне Национальный Археологический музей Неаполя);

Справка

Лиси́пп (ок. 390 – ок. 300 до н.э.) – древнегреческий скульптор, придворный скульптор Александра Македонского. В античности утверждали (Плиний Старший), что Лисиппом создано 1500 статуй.

 статуэтка «Спящий фавн» - уменьшенная копия с античного оригинала, из собрания музея Бурбонов (ныне Национальный Археологический музей Неаполя).

Справка

Обе статуэтки были приобретены по высочайшей воле императора Николая I в 1845 году в Неаполе в мастерской Микеле Крекензо, доставлены в Петербург в числе шести бронзовых статуэток на пароме «Камчатка» и установлены в Столовой Царицына павильона. В годы ВОВ статуэтки сохранились в эвакуации.

Украшение интерьера репликами раскопочных бронз являлось органичной частью хорошо продуманной декоративной программы оформления этой комнаты нового петергофского павильона, задуманного заказчиком и воплощенного архитектором как маленькая помпеянская вилла.

Атмосферу древнеримского дома Штакеншнейдер создал, используя в оформлении Столовой и подлинные произведения античного искусства.

На каминной полке – портрет Юлии, дочери императора Тита. Бюст представляет собой произведение римской работы неизвестного мастера 80-90 гг. н.э.

Справка

Юлия Флавия — представительница династии Флавиев, единственная дочь императора Тита.

Из династии Флавиев только она одна оставила след в истории. Жизнь её сложилась трагично. Литературные произведения рассказали о несчастливой судьбе этой женщины. Во время правления отца она получила титул Августа и после смерти в 91 году н.э. была причислена к сонму богов.

Отец Юлии – римский император Тит Флавий Веспасиа́н правил с 79 по 81 год. При нём был открыт амфитеатр (Колизей), построены водопроводы и термы, получившие его имя. Голос народа назвал Тита «любовью и утешением человеческого рода».

На каминной полке представлено ещё одно произведение античного искусства, самое древнее в собрании Петергофа, – лекиф - изящный керамический со­суд для аро­ма­ти­че­ских ма­сел. Он изготовлен в Пестуме (Южная Италия) в IV - I в. до н.э. из обожжённой глины с полихромной росписью на традиционную свадебную тему.

Справка

Леки́ф - один из основных ти­пов древнегреческих ваз. Представляет собой ке­ра­мический со­суд в ви­де небольшого кув­шин­ка с уз­кой шей­кой, ча­ще все­го не­боль­шо­го раз­ме­ра. Для всех лекифов ха­рак­тер­ны пло­ская, не­мно­го изо­гну­тая руч­ка и чёт­кие пе­ре­хо­ды от расширяющегося рас­тру­бом вен­чи­ка к шей­ке, пле­чи­кам, вы­тя­ну­то­му ту­ло­ву и ши­ро­кой, ус­той­чи­вой нож­ке. Лекифы по­кры­ва­лись чер­но­фи­гур­ной и крас­но­фи­гур­ной рос­пи­сью. В бы­ту они ис­поль­зо­ва­лись в жен­ском оби­хо­де как фла­ко­ны для аро­ма­ти­че­ских ма­сел.

Древние греки достигли большого мастерства в искусстве изготовления керамических сосудов и их росписи. Керамика была одним из основных элементов убранства любого интерьера. В пифосах и амфорах хранили масло, вино и зерно, в больших кратерах смешивали вино с водой.

Одним из самых ярких и ценных элементов убранства Царицына павильона является мозаичный пол – уникальное произведение искусства древних мастеров, застывшая память об античных Помпеях.

Центральную часть пола Столовой занимает помпейская мозаика I в. до н.э. – I в. н.э., которую приобрёл Николай I в 1844 году специально для Царицына павильона у герцога Максимилиана Лейхтенбергского, супруга его старшей дочери Марии Николаевны. «Древний итальянский паркет», как именовали мозаику в документах XIX века, происходит из Мальмезонской коллекции Жозефины Богарне, внуком которой был герцог Лейхтенбергский. Вероятно, она украшала пол одной из комнат виллы Диомеда на улице Гробниц в Помпеях.

Справка

Герцог Лейхтенбергский Максимилиан-Евгений-Иосиф-Наполеон (1817–1852) – второй сын вице короля Италии Евгения Богарне и Амалии-Августы, дочери баварского короля Максимилиана, внук Жозефины Богарне, первой супруги Наполеона.

В 1839 году он вступил в брак с великой княжной Марией Николаевной, старшей дочерью императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, и поселился в России. Был президентом Академии художеств. Привез с собой в Россию крупную коллекцию произведений искусства. В бытность герцога Лейхтенбергского президентом Академии художеств при ней было открыто Мозаичное отделение.

Мозаика представляет собой квадратное панно (373х373 см), исполненное в традиционной технике древних мастеров opus tessellatum из плиток (тессер) размером примерно 0,5х0,5 см, неправильной формы, близкой к квадрату или треугольнику. Они были изготовлены из семи видов мрамора и известняка неярких цветов. Общая полихромная гамма мозаики отличается мягким и сдержанным колоритом.

В композиционном построении мозаики использована одна из самых распространённых декоративных схем древности - в центре эмблема в виде фигурной розетки в центре тройного круга, вписанного в квадрат. Основу рисунка составляют геометрические фигуры – ромбы, треугольники. Также изображены стилизованные цветы с тремя бутонами, ветки с тремя листьями; пучки молний, символизирующие стрелы Зевса.

Все элементы составляют простой и строгий узор и располагаются симметрично диагоналям основного поля мозаики.  Руководство работами по устройству мозаичного пола в Столовой Царицына павильона было поручено руководителю мраморной мастерской Петергофской гранильной фабрики Жофрио[11].

Так как площадь мозаики меньше площади пола, то по эскизам Штакеншнейдера на Петергофской гранильной фабрике было выполнено обрамление из семи цветных поясков мрамора шириной по 3см каждый: зеленый – лиственит, белый – сибирский мрамор, черный с желтыми прожилками – итальянский, коричневый – шокшинский кварцит (порфир).

Установка мозаичного пола и обрамления (бортов) к нему была полностью завершена в мае 1850 г.

Мозаика в древнем Риме была очень популярна – ею украшали не только полы, но и стены. Выполняли мозаику из разноцветного мрамора, который добывали в карьерах Италии; редкие сорта мрамора доставляли в Рим из Египта и островов Эгейского моря.

В одном из писем 64 года Сенека сообщал, что не иметь настенных мозаик – это наиболее явное проявление старомодности. При изготовлении настенных мозаик использовали тессеры из смальты.

Существует два метода набора мозаики: прямой и обратный.

Смысл прямого набора - в укладке мозаичных элементов на постоянную основу. Тессеры вдавливаются или приклеиваются на декорируемую поверхность, сразу образуя мозаичное изображение. Именно прямым набором изготовлены древнеримские и византийские мозаики.

С методом обратного набора можно познакомиться в Гостиной.

Гостиная (Третья остановка)

Темы

Методы изготовления мозаики.

Увлечение европейцев искусством мозаики в начале XIX века.

Виды мозаики: римская (микромозаика), флорентийская, русская.

Высокохудожественные произведения римских мозаичистов XIX века – столешницы, изготовленные как сувениры для образованных и богатых гранд - туристов.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!