Материал для подготовки экскурсионного рассказа



Художественное оформление этого интерьера значительно отличается от отделки других комнат павильона. Помпейский колорит здесь выявлен не так ярко, что не противоречит стилистическому многообразию романтической архитектуры того времени, когда в искусстве оформления интерьеров господствовала «любовь к приятному смешению стилей».

Кабинет императрицы был отделан Штакеншнейдером «во вкусе классицизма». В восточной части Кабинета архитектор устроил овальную нишу, которую декорировал витыми мраморными колоннами, изготовленными итальянскими мастерами XIII века. Колонны украшены яркими мозаичными узорами из ляпис-лазури, синего и золотого стекла. Эти колонны относятся к так называемому стилю «косма́ти» или «космате́ско» и являются главным украшением интерьера.

Они были присланы из Италии в числе предметов искусства, поднесённых князем Х.А. Ливеном[12] Николаю I в 1838 году, и по распоряжению императора были переданы Штакеншнейдеру для «употребления» в павильоне.

Справка

Стиль «космати» (итал. « cosmati ») связан с династией итальянских архитекторов-декораторов Космати, которые работали в Риме и его окрестностях в XII - XIV столетиях. Род Космати дал немалое количество скульпторов, архитекторов, мозаичистов, резчиков по камню.

Мастера Космати знамениты, прежде всего, своими уникальными мозаичными мраморными полихромными полами, алтарями, витиеватыми колоннами и богослужебной мебелью, украшенной мозаикой из смальты.

Аналогичные петергофским колонны находятся в базиликах и церквях Рима. Подобные колонны, датированные XIII веком, имеются и в Государственном Эрмитаже.

До середины XIX века термина «косматеско» не существовало, в употреблении был термин «византийский» стиль.

Итальянские мастера заимствовали у константинопольских мозаичистов уникальную технику укладки кубиков смальты под углом друг к другу, что привело к созданию эффекта загадочного мерцания колонны.

Резные капители колонн выполнены из белого мрамора, они сплошь покрыты глубокой каменной резьбой в одной плоскости, что делало ее очень графичной, способной давать глубокие тени.

В необычном, восточном духе выполнены и резные базы колонн в виде фантастических животных: крылатый лев и козерог со змеиным хвостом.

Атмосферу неги и роскоши в Кабинете создаёт причудливое сочетание парадности и торжественности, которую подчёркивают колонны, с изысканным оформлением конхи, свод которой украшен кессонами, постепенно уменьшающимися к замку свода. Внутри каждого кессона – белоснежная лепная розетка с золоченым центром на алом фоне.

Справка

Ко́нха (от греч. konche - раковина) – элемент архитектуры - полукупол, который служит для перекрытия полукруглых или многогранных частей здания.

Возникнув в восточно-эллинистической архитектуре, конхи широко использовались в римском и византийском зодчестве, в средневековых христианских культовых зданиях. В конхах часто помещались мозаики или росписи.

Оформление конхи эффектно контрастирует со сдержанным декором стен бледно-зеленого цвета, цокольная часть которых облицована панелями, окрашенными под желтый сиенский мрамор.

Изящный узор наборного паркета выполнен из ореха, клена, палисандра и самшита.

Общему характеру оформления интерьера соответствует и малиновый цвет обивки полукруглого дивана. Большое распространение в европейском мебельном искусстве в середине XIX века получили диваны, попавшие к нам из стран Ближнего Востока, с подушками вместо спинок.

На пьедестале – бюст хозяйки павильона – императрицы Александры Фёдоровны, выполненный из фарфора на берлинской фарфоровой мануфактуре в 1823-1824 годах по модели известного немецкого скульптора Х.-Д. Рауха.

В Кабинете Александра Фёдоровна могла отдохнуть в кругу близких ей людей, почитать, заняться рукоделием, перепиской или вести дневниковые записи.

Краткий дневник она заполняла в период междуцарствия с 24 ноября по 25 декабря 1825 г. «Большой дневник» императрица вела большую часть своей жизни. Этот дневник состоит из шести больших продолговатого формата альбомов с замочками в кожаных тисненых переплетах.

В отличие от Екатерины II записи Александры Федоровны почти лишены отвлеченных рассуждений. В них она выступает женщиной с множеством достоинств, которая составила достойную пару монарху великой державы. Сам Николай I не оставил никаких автобиографических или мемуарных заметок.

К мемориальным предметам относится набор письменных принадлежностей, который находится на столе. Он выполнен из фарфора с росписью в подражание античной краснофигурной вазовой живописи – это письменная часть Этрусского сервиза работы ИФЗ: коробочка для бумаг, подсвечник, лоточки для перьев, облаточница, перочистка, нож для бумаг.

Справка

Облаточница - коробочка для хранения облаток: мучных, клеевых или бумажных на клею кружков для запечатывания писем.

Неотъемлемой частью настольных письменных наборов в XIX столетии были массивные прессы, которые служили для придавливания лежавших на столе деловых бумаг, чтобы те не разлетелись от случайного сквозняка.

Прессы служили не только для работы, но и для украшения письменного стола и всего рабочего кабинета.

На письменном столе - четыре пресса для бумаг, изготовленных в первой половине XIX века. Основания трёх из них выполнены из голубого глушёного (смальтового) стекла и украшены фигурками собак из бронзы и фарфора.

Основание ещё одного пресс-папье с фигурками борзых собак изготовлено из мрамора. Скульптура представляет собой копию, выполненную 1830-х – в первой половине 1840-х годов с античного оригинала из Ватиканского собрания (Музей Пио-Клементино). Она входила в число десяти предметов мелкой бронзовой пластики, купленных и заказанных императором Николаем I во время его пребывания в Риме в конце 1845 г. и доставленных в 1846 году в Петергоф для украшения Царицына павильона. Пресс-папье, украшенное фигурами борзых собак, находилось в Кабинете Александры Федоровны. В годы ВОВ было эвакуировано.

На столе – полочка для книг, на которой находится собрание сочинений известного немецкого писателя Жан-Поля, произведениями которого зачитывалась Александра Фёдоровна. Биограф императрицы барон А.Т. Гримм отмечал, что его роман «Титан» был любимейшим произведением царицы. Оно было посвящено автором королеве Пруссии Луизе, матери Александры Фёдоровны. Значение королевы Луизы было чрезвычайно велико в жизни Германии, а для членов своей собственной семьи она стала идеалом женщины и матери.

В центре стола - книга на французском языке – « Помпеи, описанные и изображенные Эрнестом Бретоном», изданная в1855 году в Париже. Это одно из самых известных произведений автора с множеством иллюстраций и планом раскопок Помпеи.

Эта книга напоминала Александре Фёдоровне о посещении древнего города во время путешествия в Италию в 1845-1846 годах.

В первой половине XIX столетия в Помпеях родилась необычная традиция, не имевшая аналогов в европейской истории того времени: помпейские дома, в которых производились раскопки в присутствии высокопоставленных особ, получали в их честь названия. Это стало, своего рода, изысканным и дорогим подарком неаполитанского короля европейским монархам, членам царствующих династий и крупным политическим деятелям.

Так на карте Помпей появились в 1845 году – дом императора Николая I, а в 1846-ом – дом императрицы Александры Фёдоровны. Эти дома были раскопаны в их присутствии во время долгосрочного визита в Италию русской императорской фамилии в 1845-1846 годах.

Находки, которые обнаруживали на глазах у высоких гостей, частью сразу преподносились им в дар, частью оставались в Неаполе.

Наиболее выразительные находки, полученные Николаем Павловичем и его супругой, были использованы в декоре новых петергофских павильонов, напоминавших античные виллы, остальные попали в коллекции Эрмитажа.

Справка

Дом Николая Павловича находился почти рядом с великолепными домами Квадриги, Наказанного Амура и Меркурия, раскопанными в 1844-1845 годах. Дом Александры Фёдоровны располагался по другую сторону улицы Фортуны – одной из двух главных улиц, пересекавших город в направлении морского берега, неподалёку от знаменитого дома Фавна или Большого мозаика, ставшего крупным археологическим открытием 1832 года.

Память об Александре Федоровне хранят каминные часы, изготовленные в петербургской мастерской А. Шрайбера в 1846 году. Андрей Иванович Штакеншнейдер приобрёл их специально для Царицына павильона «за 150 рублей серебром». Эти часы значатся в «Описи предметам, имеющим преимущественное художественное значение», составленной Д.В. Григоровичем в 1885году.

Рядом с часами – две статуэтки, представляющие собой уменьшенные копии с мраморных оригиналов:

- слева от часов – «Невинность», работа Ж. Полле с оригинала 1839 года работы бельгийского скульптора Эжена Луи Симони́са;

- справа от часов – «Застенчивость», статуэтка изготовлена в Париже на фабрике братьев Зюсс с оригинала 1850 года Ш. О. Фрекена.

Первоначально статуэтки входили в убранство Гостиной Розового павильона Лугового парка. В 1927 году их переместили в Атриум Царицына павильона. В годы ВОВ они были эвакуированы.

Кабинет был для Александры Фёдоровны не только комнатой отдыха, но и её личным пространством, где она могла остаться одна без посторонних глаз, могла привести себя в порядок. Для ее личных нужд здесь находились туалетный и умывальный наборы.

В витрине на верхней полке таз и кувшин для умывания с надглазурной полихромной росписью. Эти предметы были изготовлены на ИФЗ в 1840-1850 годах.

На туалетном столике – предметы Этрусского фаянсового умывального сервиза английской работы (Стаффордшир, Сток-на-Тренте), подаренного Александре Федоровне старшей дочерью Марией Николаевной к Рождеству 1849 года.

В умывальный набор входят кувшины: с крышкой, с тазами для умывания, один небольшой кувшин, два подсвечника, лоток с крышкой и миска, лоток для губки, мыльница, таз для мытья ног (фусбат), ночной горшок

 Формы и декор предметов заимствованы из античных источников. Сюжеты росписей, выполненных по изданию коллекции сэра Гамильтона, являются копиями композиций на античных вазах.

Изображение, исполненное двумя красками, было нанесено на изделия способом печати, широко применявшимся в то время для декорации фаянса.

Этот умывальный набор был высоко оценён знатоками как выдающееся произведение декоративно-прикладного искусства. Он был включён в «Опись» Д.В. Григоровича 1885 года.

До 1920-х годов он находился в Розовом павильоне Лугового парка. В 2005 году, после окончания реставрационных работ, умывальный набор занял достойное место в экспозиции Царицына павильона в качестве мемориальных вещей, принадлежавших императрице Александре Федоровне.

Отдыхать, наслаждаться покоем и тишиной, которую нарушало журчание фонтана, Александра Фёдоровна могла во Внутреннем садике.

Внутренний садик

Темы

Назначение интерьеров, расположенных в башне павильона; отделка и обстановка соответствующая их назначению.

Внутренний садик с галереей – вариация на тему помпейского перистиля.

 Роль фонтанов, как одного из главных украшений перистиля, и цветов в создании «оазиса вкуса и роскоши».

Обязательное украшение перистиля древнеримского дома - большое количество скульптуры.

История формирования собрания скульптуры – предметы из коллекции Д. Татищева в Петергофе.

Любовь Николая I к искусству и его преобразования в области культуры.

Пергола - один из старейших элементов садовой архитектуры.

Н.С. Пименов - один из первых представителей русской реалистической бытовой скульптуры.

Методическое указание: следует разъяснить экскурсионной группе об осторожном обращении с садово-парковой скульптурой – при фотографировании не заходить за ограждения, не трогать музейные предметы, не прикасаться к растениям, держать детей за руки.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 144; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!