Материал для подготовки экскурсионного рассказа



Витрина с мозаикой

При обратном методе набора мозаики тессеры лицевой стороной выкладываются на рисунок, выполненный на бумаге, и закрепляются с изнаночной стороны с помощью клея или цементных составов. Затем готовый, собранный в виде блока, набор закрепляют в связующем растворе.

В Витрине также представлены различные изделия, выполненные в технике римской и флорентийской мозаики: прессы для бумаг и плакетки из чёрного мрамора. Подобные плакетки использовались в оформлении мебели, каминов, шкатулок.

Медальоны, брошь, шкатулку украшают мозаичные вставки, выполненные в техниках римской и флорентийской мозаики.

Начало XIX века принесло с собой увлечение европейцев искусством мозаики.

В это время из сферы искусства монументального она перешла в декоративно-прикладную сферу и появилась не столько на стенах величественных зданий, сколько на украшениях, мебели и предметах интерьера. (Приложение № 7)

Интерес к этому изысканному искусству появился не случайно. В XIX столетии представители русской аристократии и интеллигенции часто путешествовали с развлекательной целью. Приобретение сувениров на память о приятно проведенном времени и увиденных красотах - естественное желание любого человека - ввело в России моду на изделия из мозаики.

Способ создания флорентийской мозаики аналогичен набору из разных пород дерева, которые в декоративном искусстве называются «маркетри», или инкрустацией. Отличительная особенность этого вида мозаики – тщательная, без швов подгонка каменных пластинок разнообразных по размерам, форме и цвету, расположенных в одной плоскости.

Мастера виртуозно использовали естественный рисунок камня, тщательно подбирали его по цвету, оттенкам и рисунку пятен и прожилок, создавая удивительный декоративный и изобразительный эффект.

В отличие от классической античной и византийской мозаик, римская мозаика набиралась из мелких кубиков смальты, что позволяло выполнять сложные по композиции и колориту панно.

В XIX столетии итальянские мастера использовали более 20 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать миниатюрные картины с изображением городских видов, памятников древности или воспроизводившие живописные полотна, популярные в то время.

В ХХ веке для этой мозаики появился уникальный термин – «микромозаика», позволяющий четко отделить эту, зародившуюся тоже в Риме, технику от «римской мозаики», при создании которой использовали прием инкрустации в мраморную доску кусочков смальт и цветных камней.

Существует ещё один вид мозаики – русская. Этот вид мозаики выполняют из сравнительно мелких пластинок малахита, лазурита или яшмы. Набор пластинок воспроизводит структуру этих пород, создавая впечатление изделий из монолитного камня.

Перед диваном – небольшой стол, в оформлении которого итальянские мастера XIX века использовали три мозаичных техники – римскую, флорентийскую и русскую.

В центре – круглый медальон-эмблема, выполненный в технике римской мозаики с изображением вида площади Святого Петра в Риме и Римским фонтанами, обрамленный рамкой из малахита, выполненной в технике русской мозаики. Мастера умело использовали природный рисунок минерала, выявив природную красоту натурального камня.

Основное поле столешницы выполнено в технике флорентийской мозаики, с использованием множества пластин разнообразных твердых и полудрагоценных камней неправильной формы, подобранных с использованием цветового эффекта.

Столешницы, сочетающие в декоре смальтовую микромозаику и штучный набор из образцов редких сортов мрамора были особенно популярны в Риме на протяжении всего XIX века как сувениры Гранд-тура.

Римские мозаичисты создавали высокохудожественные произведения прикладного искусства для удовлетворения спроса просвещенных гранд - туристов, стремившихся привезти из путешествия в виде подобных сувениров своего рода коллекции камней - литотеки, которые наглядно иллюстрировали историческую палитру декоративного камня Вечного города.

Часто при заказе мозаичного стола-коллекции к нему прилагался список названий сортов мрамора, которые использовались в наборе, а также место раскопок в Риме, откуда они были изъяты.

Рядом находится ещё один стол, столешница которого также относится к сувенирной продукции. Эта столешница была выполнена итальянскими мастерами XIX века в технике римской мозаики (микромозаики). В центральном медальоне - изображение «Капитолийской волчицы» - рассказ об истории основания Рима.

Справка

По легенде два брата-близнеца полубожественного происхождения Ромул и Рэм в младенчестве были спасены от смерти волчицей, которая вскормила их своим молоком.

Мальчики выросли и на берегу реки Тибр на том месте, где их спасла волчица, они основали город. Ромул дал ему свой имя – Рим.

Изображения капитолийской волчицы, вскармливающей близнецов Ромула и Рэма – скульптурные, живописные, мозаичные, прочно ассоциируются с историей Вечного города, являясь главным его символом.

В резервах по кругу - шесть архитектурных пейзажей Рима, на которых представлены самые популярные античные памятники Вечного города.

Подстолье выполнено русскими мастерами в 1830-1850-х годах.

Ещё один вид мозаики представлен в Кабинете императрицы.

Кабинет Александры Фёдоровны

Темы

Своеобразие художественного оформления Кабинета - плод богатой творческой фантазии, художественной эрудиции архитектора Штакеншнейдера, эстетических и духовных потребностей императрицы Александры Федоровны и ее времени.

Мемориальные предметы – вещи, которые принадлежали Александре Фёдоровне, находились в убранстве Царицына и Озеркового павильонов.

Литературные пристрастия императрицы. Ведение дневника. Занятия рукоделием.

Посещение Помпей императором и императрицей во время путешествия в Италию.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 157; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!