Материал для подготовки экскурсионного рассказа



УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель генерального директора

ГМЗ «Петергоф»

по культурно-просветительской работе  

_____________________ Р.В. Ковриков

«______» _________ 2018 г.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКСКУРСИИ ПО МУЗЕЮ

«ЦАРИЦЫН и ОЛЬГИН ПАВИЛЬОНЫ»

Продолжительность экскурсии2 академических часа (1 час 30 минут).

Составитель: ведущий методист Е.В. Благовещенская

ПРОВЕРЕНО:

Заведующий методическим отделом

_______________________________Н.В. Семко

СОГЛАСОВАНО:

Начальник экскурсионно-методической службы

_______________ Е.Ю. Михалева

«______»_______ 2018 г.

Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры

«Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Санкт-Петербург


 

Оглавление

Вступление. 2

Царицын остров и павильон. 8

Восточный фасад. 9

Садик перед южным фасадом павильона. 10

Атриум.. 14

Гостиная (Первая остановка) 18

Столовая – Трикли́ний (Вторая остановка в Гостиной) 23

Гостиная (Третья остановка) 29

Кабинет Александры Фёдоровны.. 31

Внутренний садик. 35

Буфетная. 36

Кабинет Николая I. 36

Собственный сад императрицы Александры Фёдоровны.. 41

Западный фасад. 44

Ольгин остров и павильон. 45

Сад на Ольгином острове. 46

Восточный фасад павильона. 49

Ольгин павильон. 50

Столовая. 50

Буфетная. 54

Туалетная. 54

Кабинет Ольги Николаевны.. 54

Кабинет Николая I. 58

Открытая терраса. 62

Гондола. 64

Птицы в вольере. 65

Дуб Вашингтона. 66

Заключение. 67

Список литературы.. 68

Каталоги. 71

Приложение № 1. 72

Колонистский парк. 72

Приложение № 2. 73

Петергофские архитекторы.. 73

Приложение № 3. 77

Работа фонтанов Царицына острова. 77

Приложение № 4. 78

Скульпторы.. 78

Приложение № 5. 86

Мраморщики Трискорни. 86

Приложение № 6. 87

Расстановка скульптуры на парапете Атриума. 87

Приложение №7. 89

Мозаика. 89

Приложение № 8. 93

Список предметов, представленных в витрине Гостиной. 93

Приложение № 9. 98

Орлов Пимен Никитич (1812–1863) 98

Приложение № 10. 99

Живопись Ольгина павильона. 99

Столовая. 99

Буфетная. 101

Кабинет Ольги Николаевны.. 101

Кабинет Николая I. 103


Цель экскурсии

Показать ансамбль Царицына и Ольгина павильонов на островах Колонистского парка как яркую страницу в истории русской художественной культуры XIX века.

Задачи экскурсии

Познакомить посетителей с музеем «Царицын и Ольгин павильоны на островах» как с выдающимся памятником русской архитектуры и садово-паркового искусства эпохи романтизма.

Раскрыть своеобразие и оригинальность художественного решения Царицына и Ольгина островов и павильонов.

Охарактеризовать увлечение островами как общеевропейскую тенденцию XVIII - первой половины XIX века.

Дать представление о творчестве архитектора А.И. Штакеншнейдера как выдающегося мастера ретроспективно-эклектического направления в архитектуре и искусстве XIX века, сыгравшего определяющую роль в формировании облика Петергофа – «коронной» резиденции российских императоров. Дать определение понятиям эклектика, эпоха «историзма».

Рассказать об императоре Николае I как о создателе романтических парков Петергофа.

Подчеркнуть роль садового мастера П.И. Эрлера в создании садов на островах Колонистского парка.

Познакомить с собранием пластики на островах и в павильонах, которое превратило их в музей скульптуры.

Осветить процесс формирования коллекции скульптуры и участия в этом процессе Николая I.

Определить роль камня и мозаичных работ в декоративном убранстве павильонов и островов.

 Рассказать о путешествии императрицы Александры Фёдоровны с Ольгой Николаевной и Николая I в Италию в конце 1845 – начале 1846 годов как об общеевропейской культурной традиции того времени. Познакомить с сувенирами этого Гранд тура и показать их значимость в интерьерах дворцов и павильонов Петергофа.

 Рассказать о назначении петергофских павильонов, о праздниках с иллюминациями и спектаклями, происходившими на островах Ольгина пруда в царствование Николая I и последующих монархов.

Методические рекомендации

Экскурсия начинается на Царицыном острове, затем по наплавному мосту группа переходит на Ольгин остров.

При осмотре садов Царицына и Ольгина островов экскурсовод самостоятельно выбирает место расположения группы.

Заканчивать экскурсию следует при возвращении на Царицын остров у дуба Вашингтона.


Вступление

Методические указания

Вступление должно быть ёмким и кратким. Оно даётся на дорожке у береговой полосы.

Перед Вступлением в начале рассказа обязательно назвать Тему экскурсии.

После Вступления, группу следует подвести ближе к павильону для осмотра его восточного фасада.

Следует обратить внимание на вековые дубы и липы, сохранившиеся на острове, посаженные еще под руководством главного петергофского садового мастера П.И. Эрлера.

Основная тема экскурсии

Ансамбль Царицына и Ольгина павильонов на островах Колонистского парка – один из наиболее изысканных и романтических ансамблей Петергофа, яркая страница в истории русской художественной культуры XIX века.

Темы вступления

Петергоф – любимая летняя резиденция императора Николая I и его супруги императрицы Александры Фёдоровны.

Развитие императорской резиденции Петергоф в царствование Николая I: строительство дворцово-парковых комплексов, связавших исторические и новые части петергофского ансамбля.

История создания озёрного Колонистского парка.

Увлечение островами в европейской культуре XVIII – XIX веков и возведение построек в «помпейском» стиле («неогрек»).

Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер – автор проектов Царицына и Ольгина павильонов. Краткая характеристика его творчества.

История строительства на Царицыном острове павильона и парка, состоящего из отдельных садовых ансамблей.

Общность Царицына павильона с постройками, возведёнными королём Пруссии Фридрихом-Вильгельмом IV в Сан-Суси - римскими купальнями, ставшими ярким образцом нового прочтения античности.

История древнего города Помпеи, его гибель, археологические раскопки XVIII – XIX веков; описания помпейских построек в книгах русских путешественников XIX века.

Царицын павильон – одна из самых последовательных и удачных стилизаций в «помпейском вкусе» - «оазис вкуса и роскоши, с которым мало что может сравниться во всей Европе».

Материал для подготовки экскурсионного рассказа

Сады и павильоны на островах озёрного Колонистского парка, одного из самых изысканных и романтических ансамблей Петергофа - это уникальный памятник русского искусства, архитектуры, истории, императорского быта середины XIX века.

Петергоф, как летняя парадная царская резиденция, символ российской государственности и победы России в войне над шведами, был создан в начале XVIII века императором Петром I. По его указанию и при его личном участии были разбиты сады, украшенные скульптурой и фонтанами, построены небольшие уютные дворцы и павильоны, в которых были собраны богатые коллекции произведений искусства.

Все последующие правители России в той или иной мере принимали участие в формировании «коронной резиденции» русских царей, но «золотым веком» Петергофа по праву считают тридцатилетнее царствование императора Николая I.

Николай I больше всего любил именно эту летнюю резиденцию, он очень гордился своим родством с Петром I, в одной из бесед с французским путешественником маркизом де Кюстином он сказал: «Мы продолжаем дела Петра Великого». Сравнивая себя с великим прапрадедом, основателем Петергофа, Николай Павлович придавал большое значение приморскому положению этой загородной резиденции, а также близости ее к Кронштадту и Красному Селу – местам, где в то время находились флот и армия.

Петергофом была очарована и его супруга – императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Шарлотта Прусская. Она впервые побывала здесь в июле 1817 г. вскоре после свадьбы, в ее дневнике сохранилась запись: «Двор отбыл в Петергоф. Николай повез меня от Стрельны по нижней дороге; я поминутно вскрикивала от радости при виде моря, старых деревьев, растущих на берегу, фонтанов в парке. Одним словом, я была в восторге, и это место произвело на меня с первого взгляда гораздо большее впечатление, чем Павловск и Царское».

В 1826 году Николай I отдал распоряжение о строительстве «сельского дома» в Петергофе на территории, прилегавшей к восточной границе Нижнего парка. Эту усадьбу с дворцом «Коттедж» он подарил супруге Александре Фёдоровне и назвал ее «Александриею – дачею Ея Величества». Она стала оазисом домашнего благополучия для всей семьи Николая Павловича, который часто повторял: «Я отдыхаю только в любимом Петергофе».

Как писал осведомленный о жизни императорского двора современник барон А.Т. Гримм, преподаватель великих князей и биограф Александры Федоровны, именно императрица упросила своего супруга внести гармонию в мир Петергофа, который она полюбила при первом же знакомстве с ним.

Николай I привлек к проектированию и строительству лучших архитекторов того времени: А. Менеласа, К.А. Тона, Н.Л. Бенуа, А.И. Штакеншнейдера. Автором новой концепции генерального плана Петергофа был известный архитектор И.И. Шарлемань. При непосредственном участии самого императора в Петергофе возникли новые кварталы, улицы, жилые и общественные здания. В сопровождении членов дворцового правления и главного садового мастера П.И. Эрлера он объезжал окрестности, осматривал места будущих парков, намечал прокладку дорожек, делал многочисленные и очень конкретные указания строителям.

В его царствование в Петергофе было построено десять парков и возведено около тридцати парковых павильонов, в том числе была создана целая система парков и павильонов вдоль Самсониевского водовода. Деятельное участие в создании этих ансамблей принимал сотрудник Петергофского дворцового правления инженер М. Пилсудский.

В 1830-х годах начались большие строительные работы южнее Верхнего сада, где находилось обширное «охотничье или охотное болото» с оврагами, заросшее кустарником и тростником. В XVIII веке болото было обнесено невысоким валом и брусчатой оградой. От полукруглой площадки перед входом в Верхний сад по болоту были проложены мостки.

Здесь в изобилии водилась водяная и болотная дичь, охота на которую разрешалась только придворным. Указ императрицы Елизаветы Петровны 1748 года предписывал: «накрепко смотреть, чтоб никто в помянутой болоте рыбу не ловил и по птицам отнюдь ни в какое время не стрелял под опасением наижесточайшего наказания».

По указанию Николая I болото осушили – вырыли большой проточный пруд, проложили аллеи, высадили деревья и кустарники. Водное зеркало пруда было окаймлено узкой полоской дамбы с проложенной по ней аллеей.

Прибрежная территория с небольшими группами деревьев, среди которых преобладали плакучие серебристые ивы, подчёркивала обширность пруда и его значение как основы композиции и пейзажа.

Руководил работами по устройству пруда сотрудник Петергофского дворцового правления капитан Вильгельм (Василий) Иванович Труве́ллер.

Образовавшийся небольшой парк площадью 29 гектаров, 16 из которых занимал пруд, назвали Колонистским, поскольку рядом находилось несколько домов немецких колонистов, переселенных сюда из Вюртемберга в начале 1830-х гг. (Приложение № 1)

Посередине Большого озера, так первоначально называли Ольгин пруд, из вынутой земли насыпали два острова, один из которых был поначалу передан В.И. Труве́ллеру.

Острова на озёрах и прудах были обязательной частью пейзажных парков эпохи романтизма. Они воспринимались образцами идеального мира.

Увлечение островами в европейской культуре возникло ещё во второй половине XVIII века. Открытие островов южных морей, их райская природа и социальное устройство были описаны Бугенви́лем и Фо́рстером, Руссо́.

Справка

Озера Италии всегда манили просвещенных путешественников, не устояли перед чарами их вод Плиний Младший, П. Шелли, Ф. Стендаль и Д.Г. Лоуренс.

«Что можно сказать об озере Маджо́ре, или о Борроме́йских островах, или об озере Ко́мо, можно только пожалеть тех, кто не сходит по ним с ума» - писал Ф. Стендаль.

Борромейские острова - Изо́ла Ма́дре и Изо́ла Бе́лла на озере Лаго-Маджоре, самом западном озере Северной Италии, носят имена их владельцев, представителей известной миланской семьи.

Изола Белла был вплоть до XVI века одиноким утесом с несколькими домами, пока граф Борромео III не решил украсить его для своей жены Изабеллы. При содействии архитектора Анджело Кривелли граф создал прекрасный дворец и сады. В названии острова скрыто имя супруги графа, Изабеллы д'Адда. На Изола Мадре был устроен ботанический сад.

Как неоднократно отмечал А.Т. Гримм в своей книге, посвященной российской императрице, любимым писателем Александры Федоровны был Жан Поль (Иоганн Пауль Фридрих Рихтер). А.Т. Гримм писал, что роман Жан Поля «Титан» оставляет после себя тоску по Барромейским островам. Эта тоска была знакома русской императрице. Увидеть их она мечтала с юных лет.

В кругу императрицы острова воспринимались как мир гармонии и мечты, как мир идеального космоса. В Пруссии, на родине Александры Федоровны, мир романтической мечты был создан в конце XVIII века на Павлиньем острове близ Потсдама ее дедом Фридрихом Вильгельмом II. В XIX веке мечты о сказочных островах южных морей, как островах счастья и мечты продолжали свое существование.

Работа по проектированию и строительству павильонов на островах Колонистского парка была поручена придворному архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру. В помощь ему на всё время строительства были назначены: архитекторский помощник И.И. Комаров (Приложение № 2), каменных дел мастер «швейцарский подданный Яков Бе́рри и свободный художник А.И. Ла́нге».

В 30-40-е годы XIX столетия, когда классицизм с его ордерной системой оказался уже недостаточным для воплощения всего многообразия представлений о мире, все слои общества воодушевило увлечение историей, возникло новое эстетическое мировоззрение - романтизм.

Развитие истории и археологии вооружило архитекторов новыми
знаниями. Возросло внимание к различным эпохам и историческим архитектурным стилям.

Феномен «воссоздания» стилей ушедших эпох в искусстве того времени восходит еще к эпохе Возрождения, но лишь эпоха Просвещения с её растущим историческим сознанием и расширением географического кругозора создала условия для вспыхнувшего в XIX веке интереса к неклассическим стилям. Сознание людей первой половины XIX века было проникнуто историзмом, который можно назвать одной из самых характерных тенденций в искусстве этого времени. Историзм – скорее не стиль, а позиция, которая могла выразиться в любом виде искусства, и позволяла брать и использовать то, что привлекало в художественных богатствах средневековья, Востока, Возрождения, барокко и рококо.

Архитекторы могли применять любые формы художественного наследия «всех стилей» на основе «умного выбора» - нового творческого направления в русской архитектуре, которое получило название – эклектика.

Штакеншнейдер был крупнейшим мастером архитектуры историзма с ярко выраженным ретроспективно - эклектическим направлением. Он успешно применял и творчески развивал приемы античности, готики, ренессанса, барокко и классицизма. Историческая стилизация применялась им с глубоким знанием оригинала и вкусов нового времени. В 1837 году он совершил поездку в Европу, посетил Францию, Англию, Германию и Италию.

Италия в XIX веке была той страной, куда стремились попасть все образованные, просвещённые люди Европы, их привлекали раскопки античных городов – Рима, Помпей, Геркула́нума и Ста́бий.

Во второй трети XIX века Италию часто посещали русские путешественники, а в Риме возникла целая колония русских художников, скульпторов и архитекторов – пенсионеров Академии художеств.

Древним Помпеям посвящали специальные статьи и книги: сочинение В. Классо́вского[1] «Помпея и открытые в ней древности» 1853 года; в предисловии к книге Алексея Лёвшина[2] «Прогулки русского в Помпеи», изданной в 1843 году, говорится: «Есть много великолепных развалин в мире; есть и остатки целых городов, процветавших за тысячелетия до нас; но смело можно сказать, что нет ни одного памятника древности, столь красноречивого в пустынном безмолвии своём, столь удивительного разнообразием и живостию предметов, в нём заключённых, как Помпеи».

Справка

Помпеи - древний город, который в 79 году н.э. при извержении вулкана Везувий был погребен под многометровым слоем пепла почти на 1700 лет. В конце XVII века начались раскопки этого древнего города, и пред изумленными европейцами открылось все многообразие и богатство древнеримской культуры. Эти раскопки позволили детально изучить архитектуру и убранство античных жилых домов и дали обширный материал для подражаний и стилизаций.

Эмоциональное переживание европейцами помпейской катастрофы не только подталкивало широкое археологическое и научное исследование погибшего города, но и побуждало их к созданию построек, стилизованных под античные.

По образному выражению Альберта Густавовича Бе́кштрема,[3] «Помпеи — это «Петергоф Рима».

Справка

Альберт Густавович Бе́кштрем родился в 1872 году в Санкт-Петербурге. Его отец был немцем прибалтийского происхождения. В 1897 году Альберт Густавович окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Специализировался по кафедре классической филологии, сдавал устные и письменные экзамены по древним языкам и литературе, античному искусству, философии. Увлекался этрускологией – наукой, которая занимается исследованием истории, языка, культуры и материальным наследием народа этрусков.

В Помпеях Штакеншнейдер принимал участие в раскопках, делал обмеры и зарисовки, изучал пропорции древних зданий и сооружений, скульптуры и предметов быта и с обычной немецкой педантичностью заносил в свои рабочие тетради. Эти впечатления были с блеском использованы им при создании императорских павильонов в Петергофе.

Царицын павильон наиболее последовательно подражал внешнему облику и внутреннему устройству античных домов и вилл, открытых при раскопках Помпей. Император заказал его в подарок жене, а потому архитектура отразила увлечение императрицы античностью, её мечты об Италии.

Первый проект Царицына павильона был разработан Штакеншнейдером в 1839 году, он даже создал акварельные эскизы с изображением в интерьерах павильона дам в костюмах эпохи Возрождения и гондол на пруду. План острова, фасады, рисунки отделки интерьеров были представлены Николаю I в 1840 году. Император, рассматривая их, советовался со старшим братом Александры Федоровны, посетившим Петергоф в 1842 году, прусским королем Фридрихом Вильгельмом IV, который поправил высоту башни. Под его руководством еще в 30-е годы в Шарлоттенхофе в Сан-Суси были построены Римские бани, сходство которых с Царицыным павильоном несомненно. Эти две постройки роднит не просто внешнее сходство, оба павильона, создавая архитектурный образ идеального мира, отражают воплощение столь характерной для просвещенных европейцев XVIII – XIX веков мечты об Италии.

Ком­плекс построек в Потсдаме был создан по идее и под руководством прусского кронпринца Фридриха Вильгельма в содружестве с архитекторами К.Ф. Шинкелем и Л. Персиусом в 1829-1840 годах.

Николай I и Александра Фёдоровна проявляли большой интерес к этим работам и внимательно осматривали новые постройки и парки во время своих визитов в Пруссию. Эти работы, по-видимому, вдохновляли императора и импера­трицу. Не случайно в Берлине ими были приобретены издания проектов К. Ф. Ши́нкеля.

Старший брат Александры Фёдоровны Фридрих Вильгельм бредил Италией и превосходно её знал. Он был близок с Б. Г. Ни́буром[4], знаменитым немецким историком античности. Александра Фёдоровна часто проводила вечера «за чтением своих любимых исторических книг и особенно интересуясь Нибуром, которого знала учителем своего брата, наследного принца Прусского». Также она зачитывалась «Итальянским путешествием» И.-В. Гёте[5]. Во многом именно эти книги сформировали её представление об Италии и породили в ней страстное желание увидеть «волшебный край».

Окончательно проект Царицына павильона был утверждён императором в 1842 году, в этом же году было начато его строительство, которое было в основном завершено летом 1844 года, хотя отделка помещений продолжалась вплоть до 1850 года.

Для подвозки строительных материалов был устроен временный деревянный мост от Никольской улицы. По окончании строительства он был разобран.

В 1844 году устроили паром, его причалы были нарядно оформлены чугунными тумбами и вазами.

6 августа 1844 г. Николай I показал супруге остров и павильон на нем и в тот же день «повелеть соизволил остров этот назвать Царицыным». Великий князь Константин Николаевич, второй сын Николая I, записал в этот день в своем дневнике: «В воскресенье, шестого числа, после обедни Папа подарил Мама новый Царицын остров, и на нем греческий дом, с бездною фонтанов, пергола и разные разности, что, в самом деле, чудесно (но стоит миллион двести тысяч…) Мы там завтракали».

Это, последнее и определяет назначение павильонов как мест кратковременного отдыха: здесь можно было отдохнуть от повседневного дворцового антуража, насладиться изысканными произведениями искусства и быть в гармонии с природой и романтическими настроениями, которые были так свойственны императрице Александре Федоровне. Петергофские острова с павильонами стали воплощением ее мечты о лазурной Италии, куда она с юности так стремилась попасть.

Царицын остров и павильон

Целевые установки

Осветить историю строительства ансамбля Царицына острова и павильона.

Раскрыть исторические предпосылки к созданию в 1840-х годах построек, стилизованных под античные.

Подчеркнуть отличия архитектурного облика Царицына павильона от исторического прототипа – помпейской виллы.

Раскрыть характерные черты устройства и оформления помпейских домов, которые использовал архитектор в планировке павильона, декоративном оформлении и в убранстве его интерьеров.

Показать ансамбль Царицына острова как особый мир, понятный и близкий императрице Александре Фёдоровне, который отразил её представления об «идеальной жизни».

Показать мемориальные вещи, которые принадлежали императрице Александре Фёдоровне и Николаю I, были приобретены или изготовлены по их заказу, и находились в убранстве интерьеров павильона.

Маршрут экскурсии

1. Восточный фасад Царицына павильона.

2. Сад перед южным фасадом павильона.

3. Царицын павильон.

4. Внутренний садик.

5. Сбственный сад Александры Фёдоровны.

Восточный фасад

Методическое указание: группу разместить таким образом, чтобы был виден восточный фасад Царицына павильона.

Темы

Исторические стилистические прототипы Царицына павильона – древнеримские дома и помпейские виллы.

Отличительные черты архитектурного облика Царицына павильона от его исторических прототипов.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 165; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!