Материал для подготовки экскурсионного рассказа



История благоустройства территории и строительства павильона на этом острове начинается со дня его покупки у отставного майора Трувеллера в царскую казну - 23 июня 1845 г.

Этот остров император Николай I подарил своей средней дочери великой княжне Ольге Николаевне ко дню ее тезоименитства 11 июля 1845 г., и с этого времени он стал именоваться Ольгин остров.

До весны следующего, 1846 года, на острове велись работы по его благоустройству: береговую линию укрепили булыжным камнем, выполнили планировку территории, которая имела плавный уклон в сторону Царицына острова. Под руководством садового мастера П. И. Эрлера проложили сеть дорожек, высадили деревья и кустарники, разбили цветники.

Николай I указывал места, где необходимо посадить «отборные» деревья; распорядился откосы к воде «засадить ивовыми кустами так, чтобы концы оных висели в воду».

Цветы для посадки и установ­ки на острове приобрели у са­довых мастеров Алверта и Липольта. Это были розы, анютины глазки, вер­бены, флоксы, пету­нии, лилии и другие.

Эрлер на Ольгином острове разбил типичный для того времени пейзажный парк в так называемом «садовом» или «викторианском» стиле с большим количеством разнообразных деревьев: лип, ясеней, клёнов и дубов.

Своеобразными памятниками николаевского времени являются два могучих дуба, которые уже большими и ветвистыми были пересажены на вновь устраиваемый сад на острове в середине XIX века. 

Деревья обычно пересаживали в возрасте 10 - 15, реже - 30 лет. Посадка взрослых растений для формирования пейзажа широко использовалась в садовом искусстве того времени. Этим приёмом пользовались и садовые мастера в Петергофе.

Пересаживали деревья обычно зимой. Садовники заметили, что зимняя посадка крупномерных деревьев значительно увеличивает их шансы на успешную приживаемость. Земляной ком при выкопке зимой не осыпается, корневая система почти не повреждается. Зимой замедляются все жизненные процессы, останавливается вегетация, и деревья хорошо приживаются весной.

На острове были высажены «отборные садовые кусты» - сирень белая и синяя, самбукус (бузина) и «прочие разноцветные кусты» - жимолость, дёрен белый и красный, круглолистная ирга, спирея Гумбольдта, чубушник.

По европейской традиции того времени Эрлер использовал при создании сада и плодово-ягодные культуры: малину и смородину разных сортов. Однако весьма необычным сад на Ольгином острове сделало отсутствие в нём колючего крыжовника и плодовых деревьев.

Вдоль дорожек были устроены узкие клумбы - рабатки с клубникой и английской земляникой. В античной мифологии земляника – райская ягода.

Земляничные кусты помогали создать на острове образ рая на земле - Элизиум.

Справка

Элизиум – это легендарная, простирающаяся на западном краю земли страна райских полей с вечной весной.

За основу парка была выбрана естественность; плавно изгибающиеся дорожки образуют небольшие поляны и открытые лужайки, оформленные свободно расположенными клумбами произвольных очертаний.

Супруга Николая I – императрица Александра Фёдоровна с дочерью Ольгой Николаевной осень 1845, зиму и весну 1846 г. провела в Италии.

Они проживали на острове Сицилия в небольшом местечке Оливуцца близ Палермо. Свою виллу для пребывания императрицы предоставила княгиня Варвара Шаховская, вдова князя Бутера[14].

Справка

В 1841 году после смерти мужа, англичанина Георгия Оттовича (Джорджио) Вильдинга князя Бутера ди Ридали чрезвычайного посланника Королевства обеих Сицилий в Петербурге, княгиня Варвара Петровна Бутера ди Ридали поселилась на острове Сицилия недалеко от Палермо в местечке Оливуцца.

Вилла княгини Бутера не относилась ни к самым большим, ни к самым красивым, но внутри была оборудована удобно, на северный манер – «из России выписали печи и печников, которые их ставили». («Сон юности»)

На этой вилле рядом с членами семьи жили только несколько человек свиты, остальные поселились на любезно предоставленной соседней вилле, принадлежавшей герцогу Серрадифалько.

Ещё в Милане к путешественницам присоединился Николай I, который решил сопровождать супругу до Палермо.

В ноябре 1845 г., находясь в Палермо, Николай I получил запрос из Штутгарта о возможности для наследного принца Карла Вюртембергского быть представленным Ольге Николаевне.

В самом начале 1846 г. Карл Вюртембергский сделал Ольге Николаевне предложение стать его женой. Брат великой княжны Константин Николаевич, который находился в это время в Палермо, отметил в своей записной книжке: «Счастие Оли, она стала совсем другой и Карл тоже».

26 марта 1846 г. А.И. Штакеншнейдер получил высочайше утверждённый план павильона и указание «…тотчас приступить к постройке домика в Итальянском вкусе на Ольгином острове, и что его Величеству угодно, чтобы к приезду Ея Высочества Великой княжны Ольги Николаевны – строение возвести чуть под крышу». Этот павильон Николай I и Александра Фёдоровна подарили дочери на свадьбу.

Возвращение Ольги Николаевны с императрицей в Россию планировалось на начало июня. На возведение павильона было отведено всего два месяца. На его строительстве ежедневно работало около 400 человек: каменщики, гранитчики, каменотесы, штукатуры, плотники, землекопы.

К 1 июня 1846 г. павильон вчерне был готов. 12 июня «Государь император при обозрении работ в Петергофе пожаловать изволил: рабочим, бывшим при отделке большого дворца и постройке домика в Итальянском вкусе на Ольгином острове по 1 рублю серебром на человека…»

1 июля в Большом петергофском дворце состоялось венчание Ольги Николаевны и Карла Вюртембергского.

Ко дню бракосочетания отделка павильона была далека до завершения, поэтому его наружные и внутренние стены были затянуты расписанным под штукатурку холстом.

Отделочные работы продолжались в 1847-1848 годах.

Полностью отделка павильона и меблировка его интерьеров была завершена к 11 июля 1848 г. ко дню тезоименитства Ольги Николаевны.

23 июля 1848г. Николай I наградил Штакеншнейдера бриллиантовым перстнем стоимостью в 2000 рублей.

Последней, относящейся непосредственно к павильону постройкой, была пергола, которую устроили на сходе к воде по указанию императрицы Александры Фёдоровны в 1850 году.

К востоку от павильона извилистые дорожки выделяют обширный луг, в центре которого на гранитном пьедестале установлена статуя «Венера, развязывающая сандалию», работы русского скульптора Ивана Витали.

Мраморную статую Витали выполнил по заказу Николая I. В качестве образ­ца император предложил скульптору небольшую античную бронзовую ста­туэтку, которая хранилась в его коллекции в Аничковом дворце.

К лету 1851 г. работа по изготовлению гипсовой модели была за­вершена и представлена Николаю I. Император был восхищен гипсовой статуей и повелел изготовить с нее мраморную скульптуру. К декабрю 1852 г. И. П. Витали выполнил заказ. Мраморная статуя сейчас находится в Русском музее.

По общему мнению специалистов, это одно из лучших произведений великого скульптора Ивана Петровича Витали. Ху­дожественные критики отмечали пластическую красоту ее фигуры, изящество пропорций и моделиров­ки, гармонию контуров обнаженного тела, грациозность легкого движения.

В 1853 году по заказу Николая I на заводе герцога Лейхтенбергского была выполнена бронзовая копия этой скульптуры для великой княгини Марии Николаевны, и установлена в ее усадьбе «Сергиевка».

Для великой княгини Ольги Николаевны в мастерской И. А. Гамбургера была выполнена гальванопластическая копия «Венеры», которую отправили в Штутгарт.

В этом же году в мастерской И. А. Гамбургера изготовили еще один экземпляр статуи в технике гальванопластики для убранства ансамбля Ольгина острова в Петергофе. В годы ВОВ она погибла. В 2009 году статуя «Венеры, развязывающей сандалию» была воссоздана в бронзе петербургской реставрационной фирмой ООО НПКП «ПИН» по сохранившейся бронзовой отливке из бывшей петергофской усадьбы герцога Лейхтенбергского – «Сергиевка» (ныне Биологический факультет СПбГУ).                                                              

Установили «Венеру» на своё историческое место на Ольгином острове 18 мая 2009 года в Международный день музеев.

Восточный фасад павильона

Темы

Ольгин павильон – «итальянский домик» - воспоминание о Палермо, об итальянском путешествии Александры Фёдоровны с Ольгой Николаевной.

Стилистические особенности наружного декора павильона.

А.И. Штакеншнейдер – выдающийся русский архитектор середины XIX в., создатель большинства новых построек в Петергофе.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 228; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!