Материал для подготовки экскурсионного рассказа



Кабинет Ольги Николаевны - светлый, открытый солнцу интерьер – балкон, лоджия, узкая каменная терраса с лестницей соединяют его с садом, открывая его, воздуху и простору.

Орехового дерева мягкая мебель середины XIX века, обитая бархатом, украшает эту комнату: стулья, удобные кресла, подножная скамейка, кушетка, изготовленная в 1847 году фирмой «Братья Гамбс».

Этот гарнитур мебели происходит из исторического собрания Петергофа: до революции он находился в Гостиной первого этажа Корпуса под Гербом.

Подушки, брошенная на кушетку кашемировая шаль индийской работы первой половины XIX века, вышитый шерстяными нитками по канве русскими мастерицами ковер, делают Кабинет уютным, создавая атмосферу изящества и домашнего тепла, которой соответствуют и многочисленные столики, играющие важную роль в оформлении интерьера.

Слева от камина – столик геридон русской работы середины XIX века, на нём - шкатулка для рукоделия. Рукоделие – это очень модное занятие дам XIX столетия.

Столик у восточной стены, со столешницей, выполненной в технике скальолы итальянскими мастерами города Ливорно, напоминает об итальянском путешествии царской семьи.

Справка

На основу из гипса или мрамора наносили пасту – скальолу, основу которой составляет порошкообразный селенит – природный минерал, кристаллическая разновидность гипса, с добавлением клея и натуральных пигментов.

Толщина слоя пасты (скальолы) не превышает одного сантиметра. В соответствии с рисунком в пасте вырезали углубления, которые заполняли скальолой требуемого цвета; высохшую поверхность полировали, снова вырезали в ней углубления и заполняли пастой другого цвета или оттенка. Эту операцию повторяли до тех пор, пока не достигали необходимого эффекта. Как выполнялись более сложные живописные композиции - было секретом мастера.

Скальола стала применяться в декоративно-прикладном искусстве Италии с начала XVII века и достигла наивысшей популярности к середине XIX столетия.

В центре настольной доски изображены самые известные здания Венеции, ставшие символом этого города: здание венецианской тюрьмы, мостик Понте делла Палья, палаццо Дукале, часть Пьяцетты с колоннами Св. Марка, устье канала Гранде и церковь Санта-Мария делла Салюте. На переднем плане фигуры ремесленников, гондольеров, прогуливающихся дам и кавалеров. Центральную композицию обрамляет растительный орнамент на чёрном фоне; по углам в круглых медальонах – жанровые сценки с персонажами в традиционных тосканских костюмах.

Столешница была изготовлена в мастерской «Братья делла Валле». Характерной чертой работы этих мастеров было использование в качестве основы мрамора. В этой мастерской изготавливали как высокохудожественные произведения, так и тиражировавшиеся вещи, ориентированные на вкус приезжавших в Италию туристов. Особым спросом пользовались столешницы с изображением достопримечательностей Италии.

Подстолье из ореха было выполнено в середине XIX века русскими мастерами. Качество его исполнения позволило научным сотрудникам предположить, что оно было изготовлено в мастерской «Братья Гамбс» или «А. Тур и сыновья».

Во дворцах и в многочисленных павильонах петергофских парков хранилось много сувениров, которые напоминали императорской семье о путешествии в Италию.

Стол со столешницей-скальола не украшал залы петергофских дворцов в то время, когда хозяевами здесь были императоры, он был приобретён в 1980-е годы директором музея-заповедника В.В. Знаменовым. Однако, тематика изображения настольной доски, культурный контекст, в котором она была создана, связаны со значимыми событиями частной жизни членов императорской семьи.

Столешницы-сувениры – мозаичные и выполненные в необычной технике скальолы, так же, как и многие другие вещи, приобретённые музейщиками в послевоенные годы, помогают передать характер художественного убранства дворцов и павильонов летней царской резиденции.

К сувенирной продукции итальянских мастеров XIX века относится и столик перед кушеткой, его столешница выполнена в так называемой технике «соррентинской интарсии» с изображением народного танца. Традиционные жанровые сценки, изображения людей в национальных костюмах выполняли по гравюрам из альбомов Бартоломео Пинелли.

Истоки техники деревянной мозаики восходят к XVI веку. В XIX веке она стала очень популярной у мастеров южной Италии для изготовления сувенирной продукции в связи с распространением явления Grand Tour и увеличением туристического потока на юг Италии.

На этом столе представлен ещё один характерный образец сувенирной продукции высокого художественного уровня южного региона Италии (Сорренто, Неаполь) второй половины XIX века, выполненный в традиционной итальянской технике соррентинской интарсии (Tarsia sorrentina или Italian Sorrento marquetry), - складная подставка овальной формы в деревянной прорезной ажурной раме с двумя створками.

Рама изготовлена из массива оливы и украшена шестью овальными медальонами черного дерева с изображением жанровых сценок (танцующие итальянские крестьяне) и букетов цветов, инкрустированными деревянной мозаикой. Для выполнения рисунка мастера обычно использовали местные породы дерева: оливу, апельсиновое дерево, грушу, палисандр, орех.

Справка

В 1840 – 1890 годах лучшие работы мастеров интарсии Сорренто (М. Грандвилле, Л. Гаргульо, Ф. Гранди) многократно выставлялись на всемирных выставках, получая международное признание. Высокую оценку декоративно-прикладное искусство соррентинской интарсии получило и у путешественников, приобретавших в память о Сорренто и Неаполе мебель, шкатулки, подставки и футляры для книг и прочие предметы быта.

На подставке - очень редкое и ценное издание на итальянском языке – «Оливуцца», составленное в память о пребывании русской императорской семьи в Палермо зимой 1845 -1846 гг. и посвящённое Александре Фёдоровне.

В статьях, написанных известными итальянскими писателями, критиками, историками, рассказывается о пребывании Российского императорского двора в Оливуцце, о древних памятниках Сицилии, об известном итальянском композиторе Винченцо Беллини.

В поэтическом разделе сборника напечатаны ноты вальса «Ольга», посвященного великой княжне Ольге Николаевне, а также стихотворения и сонеты, посвящённые членам императорской семьи. Их портреты были исполнены для этого издания палермским гравёром, живописцем и портретистом Джузеппе Ди Джованни.

Это изыскано оформленное издание сейчас является библиографической редкостью.

Справка

Две статьи для этого сборника написал герцог Серрадифалько – государственный деятель, историк и археолог, автор фундаментальных работ о древних памятниках Сицилии. По поручению короля Обеих Сицилий, в связи с тем, что король не мог постоянно находиться в Палермо, герцог исполнял роль хозяина для высоких гостей. Он любезно предоставил гостям не только свою виллу, но и сад, примыкавший к небольшому саду виллы Бутера, который герцог с любовью создавал несколько десятков лет. Описание этого сада было включено в путеводители того времени наряду со знаменитыми древними памятниками Палермо. На свадьбе Ольги Николаевны и кронпринца Карла герцог Серрадифалько был гостем императорской четы в Петергофе. Его присутствие на обедах в Большом дворце, на немноголюдных вечерних собраниях в Коттедже отмечено в камер-фурьерских журналах.

На мольберте - акварель из альбома, принадлежавшего королеве Вюртембергской Ольге Николаевне – «Сад в Палермо».

По мнению научных сотрудников, эта работа могла быть исполнена самой великой княгиней Ольгой. На акварели есть дата «14 июля 1847 г.», которая указывает на то, что она была создана в первую годовщину свадьбы Ольги Николаевны с наследным принцем Карлом Вюртембергским и, несомненно, навеяна воспоминаниями о знакомстве и помолвке молодых людей на вилле Бутера близ Палермо в январе 1846 г.

Ольга Николаевна написала в своих воспоминаниях «Сон юности»: «Не помню, как долго мы бродили по отдаленным дорожкам и о чем говорили. Когда снова мы приблизились к дому, подошла молодая крестьянка и с лукавой улыбкой предложила Карлу букетик фиалок «per la Donna». Он подал мне букет, наши руки встретились. Он пожал мою, я задержала свою в его руке, нежной и горячей».

На стенах - виды городов, пейзажи, античные руины в акварелях, графических листах, гуашах, живописных полотнах снова и снова воскрешают воспоминания о прекрасной Италии.

Портрет итальянки в технике римской мозаики выполнил неизвестный итальянский мастер в 1840-1850 годах.

О Палермо напоминает и пресс для бумаг с изображением герба Сицилии, находящийся на письменном столе. Он был привезён из путешествия царской семьёй. Изображение выполнено в технике флорентийской мозаики цветным камнем.

Справка

Пресс изображает трискелион ( от греч. – трехногий) – символ в виде трех бегущих ног, выходящих из одной точки. Трискелион является символом Сицилии. В VIII в. до н.э. греческая экспедиция, занимавшаяся поиском новых территорий в Средиземноморье, натолкнулась на большой, доселе неизвестный остров, который привлек греков богатыми природными ресурсами. Оплывая остров, греки обнаружили, что он имеет три вершины, которые теперь известны как мыс Пахин на юге, мыс Пелор на востоке, и мыс Лилибей на западе. Этот остров они назвали Тринакрия, от греческого слова «trinacrios», что означает треугольник. Символом Тринакрии, а ныне Сицилии, был выбран трискелион, что и сохранилось до наших дней. На сицилийском трискелионе изображалась голова Горгоны Медузы, имевшей змей вместо волос. Нынешний вариант изображения головы – это женщина, возможно, богиня, иногда с крыльями, олицетворяющая вечный ход времени, и змеи, символизирующие мудрость.

На письменном столе - необходимое для путешествий дорожное бюро русской работы середины XIX века из розового дерева; обязательный для светского человека готский альманах на 1857 год - дипломатический и статистический ежегодник на французском языке.

Здесь же - сокращённый молитвослов, изданный синодальной типографией в Санкт-Петербурге в 1847 -1849 гг. также на французском языке.

Ольга Николаевна веру не меняла, она продолжала исповедовать православие. В её приданое входил полный комплект утвари для походной церкви. Православные церкви имелись в каждом ее дворце.

На пьедестале - скульптурный портрет Ольги Николаевны в «русском» парадном придворном платье, форма которого была «Высочайше утверждена» Николаем I в 1834 году. Такое платье являлось своего рода «дамским мундиром». Статуэтка была отлита по гипсовой модели французского скульптора, работавшего в России в 1830-1840-х гг., – Анри Троду. Эта статуэтка из довоенной коллекции павильона.

В Кабинете представлен лист из альбома с портретом Карла Вюртембергского. Он изображён верхом на коне в рыцарских доспехах.

Альбом был посвящен празднику – Карусели – Рыцарскому турниру, который был устроен 27 октября 1847 г. в Штутгарте по случаю бракосочетания кронпринца Вюртембергского и великой княжны Ольги Николаевны.

В1853 году Карл и Ольга Николаевна поселились на Вилле Берг под Штутгартом. Этот дом стал любимой резиденцией русской княгини - герцогини фон Вюртемберг. Здесь она принимала известных людей из всех европейских стран, здесь также проходили официальные встречи европейских монархов с русскими императорами. По указу короля Вюртемберга Вильгельма I (отца Карла) вокруг виллы был разбит прекрасный парк с розарием.

С восшествием в июне 1864 г. на престол Августейшего её супруга, короля Карла I Ольга получила титул королевы Вюртембергской.

Брак Ольги Николаевны оказался бездетным, и она полностью посвятила себя благотворительности. В 1873 году в Штутгарте Ольга Николаевна основала женскую гимназию (Konigin-Olga-Stift Gymnasium). Под её попечительством находились лечебница и опекунское учреждение для слабоумных детей в Мариенберге, детская лечебница «Ольгеле» в Штутгарте, приют для слепых в Гмюнде. Особое внимание королева Ольга уделяла вопросам образования и воспитания. При ее поддержке были открыты многочисленные ясли, детские дома и школы. Многие из них действуют до сих пор и носят ее имя.

Во время франко-прусской войны 1870-1871 годов королева Ольга стала во главе организации помощи раненым воинам. Ее дворец превратился в мастерскую, куда сходились добровольные работницы, женщины всех сословий. Она встречала поезда с ранеными, заботилась об их размещении, навещала больных, утешая их словами и материальной помощью.

Местная печать называла королеву «великим мастером, виртуозом благотворительности». В честь своей супруги Карл I в 1871 году учредил орден Ольги как награду за подвиги благотворительности и помощь больным и раненым, особенно во время войны.

Королевская семья владела несколькими дворцами и виллами. Кроме Виллы Берг королева с удовольствием проводила свободное время в летней резиденции Вюртембергских королей, в городе Фридрихсхафен, на берегу Боденского озера.

Ностальгия по России подвигла ее самостоятельно выполнить проект русского парка вокруг дворца, где основным компонентом была липовая аллея, которую до сего времени оберегают жители города. Недалеко от центра Фридрихсхафена есть улица, названная в ее честь - Olgastrasse.

Ольга Николаевна хорошо рисовала и даже брала уроки у местного скульптора Теодора Вехтера. По ее поручению разные художники рисовали дворцы и дома, в которых она жила или останавливалась во время путешествий.

Ольга Николаевна оставила воспоминания о жизни в семье родителей, они носят поэтическое название «Сон юности». В этих воспоминаниях она описала характер взаимоотношений в семье, дала характеристики родителям, в них есть слова: «Все кабинеты государя похожи один на другой». У Николая I во всех дворцах и павильонах были кабинеты.

В Ольгином павильоне Кабинет императора располагается на третьем этаже.

Кабинет Николая I

Темы

«Все кабинеты государя похожи один на другой простотой строгостью отделки и обстановки».

«Сон юности» - воспоминания Ольги Николаевны о жизни в семье родителей.

Личность императора Николая I, его характер, увлечения. Особое его пристрастие к пластическим искусствам.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 172; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!