Работа фонтанов Царицына острова



Одновременно с разбивкой сада, на Царицыном острове механиком Шервудом под наблюдением фонтанного мастера Бидермана были устроены фонтаны.

От трубы, снабжавшей водой фонтан Нептун в Верхнем саду, по дну пруда проложили две чугунные трубы длиной 186 сажён. Напор воды был очень слабым и с самого начала фонтаны действовали слабо, и кроме того, отвод воды от непутновской трубы ослаблял действие самого фонтана Нептун, «ибо одна и та же труба служит приводом в оба места».

Фонтаны на Царицыном острове включали только во время пребывания там императора и членов императорской фамилии.

К концу 1850-х годов трубы на дне озера засорились, некоторые колена труб лопнули, и фонтаны совсем перестали работать.

Однако исправить трубы было невозможно, и мало что дало бы, так как для этого необходимо было «на всё время работы воду из большого озера, снабжающего водою весь город, что сделало бы большое стеснение».

18 июня 1871 года заведующий фонтанами М.И. Пилсудский подал рапорт исправлявшему обязанности начальника Петергофского дворцового правления генерал-майору П.П. Баумгартену: «На Царицыном острове фонтан внутри павильона не поднимается. Несмотря на все усилия, употреблённые мною для приведения его в действие, я в этом не успел. Фонтан же сам весьма незначительный, и я полагал бы удобнее для действия оного устроить бак с насосом, при котором означенный фонтан всегда бы мог быть в действии без препятствий, встречающихся ныне».

В июне1874 года была предпринята работа по коренной переделке устройства фонтанов. Работы выполнял по проекту архитектора Эдуарда Львовича Гана прусский подданный слесарных дел мастер, содержатель заведения водопроводов Роберт Дюнтц.

На крыше Царицына павильона поместили накопительный бак на 300 вёдер, куда закачивали воду из пруда, и насосом подавали к фонтанам. Ган позаботился о сохранении архитектурного облика павильона – «предполагаемый бак, заслонённый верандою, ни с которой стороны снизу виден не будет».

В настоящее время в подвале павильона размещено три накопительных резервуара. Вода подаётся к фонтана насосами.

Приложение № 4

Скульпторы

Баруцци Чинчиннато (1796, Имола – 1878, Болонья)

Чинчиннато Баруцци относится к числу наиболее видных скульпторов Италии неоклассического направления.

Он происходил из семьи, традиционно связанной с искусством и архитектурой (его отец был инженером, а мать приходилась кузиной скульптору Адамо Тадолини). С ранних лет Чинчиннато проявлял интерес к скульптуре. После непродолжительного обучения в Имоле в 1814 году он поступил в Академию художеств в Болонье, где преподавал известный ваятель Джакомо Де Мария.

Два года спустя по рекомендации своего учителя, не оставляя окончательно болонской Академии, Баруцци начал посещать мастерскую Антонио Кановы в Риме. В это время он исполнил немало мраморных копий с античных статуй, а также привлекался к работам над произведениями Кановы, после смерти которого в 1822 году, он участвовал в завершении некоторых его статуй.

В 1831 году Баруцци был приглашён на место заведующего кафедрой скульптуры болонской Академии. В результате вся дальнейшая жизнь мастера была связана с Болоньей.

Болонья в то время не считалась таким центом искусства, как Флоренция или Рим. Вероятно из-за этого обстоятельства Баруцци не имел столь многочисленных заказов, в том числе от знатных путешественников, как другие его современники. Более того, нынешнее местонахождение большинства созданных им мраморных статуй, упоминающихся в документах, неизвестно. В настоящее время творчество мастера характеризуют, прежде всего, портреты, а также надгробные памятники, созданные им для монументального кладбища Чертозы в Болонье.

Решающим обстоятельством в приобретении статуй для России стало пребывание в Италии императора Николая I, который посетил Болонью 22-23 декабря 1845 года. Он посетил мастерскую «известного скульптора кавалера Чинчиннато Баруцци, которому выразил знаки своего восхищения за некоторые произведения, увиденные в мастерской, купив одну мраморную статую Баруцци и заказав копию другой статуи, представляющую спящую Венеру».

Статуя «Психея с бабочкой».

Психея изображена обнажённой, только её ноги, начиная от бёдер, прикрывает материя. Она сидит в естественной позе, опираясь о подножие правой рукой. На кисти левой руки, которую она приблизила к лицу, сидит бабочка. Лицо девушки своей идеальной красотой напоминает женские типы Кановы.

Интересным, хотя и не новым, является здесь введение крыльев Психеи, которые по форме напоминают крылья бабочки.

Мастер уверенно передаёт и обнажённое тело девушки, и тонкие складки драпировки, облегающей её ноги, и подножие, имитирующее почву, с листьями и цветами.

Особую остроту статуе придаёт бабочка, которую Психея рассматривает. Этот мотив не является оригинальным и также восходит к творчеству Кановы, но в данном случае трактовку Баруцци нужно считать интересной, потому, что он вводит в беломраморную статую позолоченную деталь. С одной стороны, эта деталь свидетельствует о высоком техническом мастерстве молодого ваятеля, но с другой стороны напоминает о практике Кановы, который смело сочетал мрамор с позолотой.

«Спящая Венера»

«Спящую Венеру» Николай I мог видеть в мастерской Баруцци только в виде гипсовой модели. Она считается более зрелым произведением мастера, менее зависимым от работ Кановы и более оригинальным.

Полуобнажённая богиня любви представлена в момент отдыха. Её голова покоится на высокой подушке, из-под которой выглядывают голуби – намёк на то, что здесь изображена не просто натурщица. По-видимому, скульптор ставил перед собой сложную задачу – показать ноги Венеры повёрнутыми по отношению к верхней части тела и голове. Это привело к тому, что поза богини кажется несколько искусственной и не выражает состояние спокойного сна. Далеко не случайно в документах петергофского музея скульптура до недавнего времени определялась просто как «Спящая женщина» - трудно представить себе, что автор хотел здесь изобразить богиню любви и красоты.

Тем не менее эта статуя Баруцци пользовалась в своё врем определённым успехом у знатоков.

Бергес Генрих Вильгельм (1805–1852)

Г. В. Бергес в 1819–1820 –х годах занимался в рисовальных классах Королевской прусской Академии художеств в Берлине и обучался скульптуре в мастерской Х. Д. Рауха. С 1821года и до конца жизни трудился в мастерской своего учителя. Первой заметной работой Бергеса стала скульптура «Мальчик с мертвой птицей» (1834). В 1839 и 1842 гг. мастер показал на выставках Берлинской академии художеств композицию «Девочка с попугаем», в дальнейшем она получила широкую известность. Три шпиатровые золоченые отливки этой скульптуры, выполненные в 1854 году по заказу Фридриха Вильгельма IV, были установлены на «Хрустальных колоннах» в Марлинском саду Потсдама, на острове Роз на озере Штарнбергер недалеко от Мюнхена и на Царицыном острове в Колонистском парке.

В 1840-х годах Бергес выполнил ряд копий с антиков и оригиналов мастеров Нового времени. В 1849 году он стал членом Берлинской академии. В 1840-х в начале 1850-х годов Бергес совершил несколько поездок в Рим, там и скончался в 1852 году. Большинство работ мастера сохранилось в убранстве ансамбля Сан-Суси в Потсдаме. В экспозиции Царицына острова в Петергофе ему принадлежат шпиатровая статуя «Девочка с попугаем», венчающая «Хрустальную колонну», и мраморная статуя «Купальщица» («Девушка, смотрящая вдаль»).

Витали Джованни (Иван Петрович) (1794-1855)

И.П. Витали является одним из наиболее выдающихся скульпторов – монументалистов в России XIX века.

Джованни Витали родился в Петербурге в семье итальянского скульптора-формовщика Пьетро Витали, изобразительному искусству учился у отца. С 1806 по 1818 годы занимался в качестве вольноприходящего ученика в ИАХ в Петербурге. Итальянец по происхождению, он воспитанием, языком, сюжетом своих произведений принадлежал России. Не получив систематического образования, он учился у скульптора Агостино Трискорни и И. Т. Тимофеева, ученика И.П. Мартоса.

В мастерской Трискорни Витали принимал участие в выполнении различных заказов на изготовление памятников, каминов, ваз, бюстов, декоративной скульптуры. Будущему скульптору поневоле пришлось освоить навыки лепщика, чеканщика и мраморщика.

В 1818 году в возрасте 24-х лет Иван-Джованни, чтобы возглавил в московское отделение мастерской Трискорни. Именно тогда приобретенные умения оказали Ивану Витали добрую службу: как никто другой он умел чувствовать фактуру материала и угадывать сущность замыслов архитекторов.

Полной зрелости своего дарования Витали достиг в 1830 годы, когда за бюст Карла Брюллова он получил звание свободного художника, а в 1840 году — академика, с 1842он стал профессором ИАХ.

Витали многократно обращался к созданию женских образов, многие из которых отличаются изысканностью и красотой. Бесспорно, что вершиной его мастерства и вдохновения является «Венера, развязывающая сандалию», своей темой восходящая к греческой богине красоты и любви Афродите, которая почиталась в Риме под именем Венеры, статуя относится к распространенному в искусстве сюжету «Купание Венеры». Во многих описаниях «Венеры» Витали акцентирует то, что она изображена снимающей сандалию, перед тем как войти в воду.

Статуя «Венеры, снимающей сандалию» была выполнена Иваном Витали в 1852 году по заказу императора Николая I. В качестве образ­ца император предложил скульптору небольшую античную бронзовую ста­туэтку, которая хранилась в его коллекции в Аничковом дворце.

Скончался И.П. Витали в Петербурге в 1855 году.

Вихман Карл Фридрих (1775–1836)

К.Ф. Вихман и его брат Людвиг Вильгельм Вихман (1784–1859) были учениками Ио­ганна-Готфрида Шадова (1764–1850), известного скульптора, стоявшего у истоков реализма в немецкой скульптуре. В1821 году братья Вихма­ны открыли в Берлине свою мастерскую, в которой создавали преимущественно скульптурные портреты, статуи и бюсты, царственных особ го­сударственных людей и ученых.

Карл Вихман неоднократно обращался к образу Николая Павловича и Александры Федоров­ны. Им созданы парные бюсты российского императора и его супруги.

Мраморная статуя Александры Федоровны в натуральную величину относится к его лучшим произведениям. Статуя погибла во время пожара Зимнего дворца, поэтому позднее братом скульптора – Людвигом Вихманом, была создана ее копия.

Императором Николаем были заказа­ны две гальванопластические статуи Александры Федоровны с оригинала Карла Вихмана для павильона Озерки в Петергофе и для украшения памятного монумента в городе Умани, открытие которого состоялось в 1850 году.

Вольф Эмиль (1802–1879)

Эмиль Вольф — немецкий скульптор, яркий представитель берлинской школы. В 1815 году поступил в Королевскую Академию художеств в Берлине. В 1821 году он получил академическую награду, которая позволила ему отправиться в Рим. Там Вольф продолжил образование в мастерской своего дяди И. Г. Шадова, после смерти которого он возглавил мастерскую и завершил многие начатые знаменитым скульптором работы.

До конца жизни Э. Вольф жил и работал в Риме, но не прерывал контактов с Германией и выполнял заказы прусского королевского двора. С 1871 года Вольф был директором Академии Святого Луки в Риме, издал «Руководство для посетителей папских музеев античной скульптуры».

Произведения Вольфа представляют собой классицистические, идеализированные скульптуры, исполненные под влиянием Б. Торвальдсена.

Большое количество мраморных статуй работы Э. Вольфа было приобретено в 1840-х — начале 1850-х годов по распоряжению Николая I или им самим в Италии.

Для императора Николая I Вольф исполнил скульптуры: «Ахилл на могиле Патрокла», «Амазонка, поддерживающая раненую подругу», «Нереида». 

В Эрмитаже и личных коллекциях членов императорской семьи находилось не менее четырех мраморных "Канефор", женских фигур с корзинами на голове, работы Вольфа, которые отличались друг от друга незначительными деталями. Одна из них, по сохранившемуся свидетельству обер-гофмаршала двора А.П.Шувалова, в 1851 г. была доставлена из Рима. Планировалось, что она будет помещена в один из строившихся в Петергофе павильонов, но после нескольких перемещений "Канефора" вернулась в Зимний дворец (сейчас в Эрмитаже).

В настоящее время статуя «Канефора» работы Эмиля Вольфа 1840-1860-х годов находится в нише северной лоджии.

 

Кисс Август (1802–1865)

Август Кисс — немецкий скульптор, представитель неоклассицизма. Родился в Силезии. Учился в Прусской академии искусств под руководством Х. Д. Рауха и К. Ф. Шинкеля. Создавал скульптурные портреты, скульптурные группы на мифологические и аллегорические сюжеты. Славу ему принесли памятники прусским королям — бронзовые конные статуи Фридриха II Великого и Фридриха Вильгельма III (Бреслау).

Одной из первых его самостоятельных работ была скульптурная группа «Амазонка, поражающая барса», которая украсила лестницу Национального музея в Берлине. Созданная в 1838 году, эта динамичная, полная драматизма группа вызвала широкий отклик в среде профессионалов и любителей искусства.

В экспозиции Царицына острова до революции имелась уменьшенная шпиатровая копия скульптуры, она была утрачена в годы ВОВ. В настоящее время на Царицыном острове установлена бронзовая копия»Амазонки», а в экспозиции павильона представлена уменьшенная шпиатровая отливка модели Кисса. 

Климченко Константин Михайлович (1816–1849)

К. М. Климченко – российский скульптор, обучался в ИАХ как «посторонний». В 1836 году он был удостоен одобрения совета Академии художеств, в этом же году он стал учиться в классе скульптуры у профессора Самуила Ивановича Гальберга. Во время обучения его неоднократно награждали серебряными и золотыми медалями.

В 1839 году Климченко был награждён большой золотой медалью, дипломом на звание художника 14-го класса и правом на пенсионерскую поездку за границу. В 1842 году он отправился в качестве пенсионера ИАХ в Рим.

Из отчёта Начальника русских художников в Риме П.И. Кривцова за 1843 год: «По приезде в Рим Г. Климченко преимущественно посвятил себя тщательному подробному осмотру достопримечательнейших зданий и известнейших галерей и музеумов римских. Любовь Г-на Климченко к избранному им себе искусству и известный талант, отличающий художника сего, дают полное право ждать от него много по части скульптуры».

В отчёте Начальника русских художников за 1844 год говорится, что Климченко посещает натурный класс и «лепит он из глины статую, изображающую Нарцисса, любующегося собою в воде». Далее шла лестная характеристика пенсионера: «Прилежание, труд и отличное поведение Г. Климченко столь примерны и похвальны, что не могу в сем случае не обратить на него особого внимания Правительства нашего и не стараться исходатайствовать для него мощного Вашей светлости покровительства».

В декабре 1845 г. его мастерскую посетил Николай І. Императору особенно понравились его эскиз из глины «Вакханки» и алебастровая статуя «Нарцисс, смотрящийся в источник».

«Нарцисс» не только мастерски придуман, но и отлично рублен в мраморе. Диагональная посадка сидящей фигуры придала пластике мальчика разнообразие движения, соединила общий силуэт с отработкой деталей. Талантливая композиция движения тела задала эффект «круглоты», возможность смотреть на скульптуру с разных точек зрения – в фас, сбоку, со спины, каждый раз предоставляя зрителю новые варианты для рассматривания.

В 1847 году мраморная статуя «Нарцисс» была окончена и осенью доставлена в Петербург. Николай I подарил её супруге, императрице Александре Фёдоровне.

В 1846 году мастер исполнил рисунки для скульптурных работ на внешнюю сторону храма Христа Спасителя в Москве, удостоившиеся одобрения совета Академии художеств.

Умер К.М. Климченко в Риме в 1849 году и был похоронен на кладбище Тестаччо, его могила не сохранилась.

Коррадини Антонио (1668-1752)

Биография этого великого мастера мало изучена и содержит множество противоречивой информации. Антонио Коррадини родился и работал в Венеции, хотя некоторое время провел в Германии, Вене и Неаполе. В 14 лет его отдали в ученики к скульптору Антонио Тарсиа, у которого он обучался в течение четырех или пяти лет. Позднее он стал его зятем.

Его самостоятельный творческий путь начался в 1709 году, когда он был приглашен для лепного декорирования фасада церкви Сан-Стае в Венеции. Свою первую собственную мастерскую Коррадини открыл в 1713 году. После создания статуи святой Анастасии в Заре для церкви Сан-Донато он получил всемирное признание и ему стали поступать заказы от влиятельных людей из разных уголков мира.

Скульптор прославился своими мраморными аллегорическими статуями женщин, облаченных в тонкие, полупрозрачные одежды с эффектом вуали, ему удавалось раскрыть глубокий духовный мир персонажей. Работы мастера высоко ценились современниками.

По большей части работал на венецианских заказчиков. Его скульптуры в стиле рококо находятся на площадях и в парках, соборах и музеях Эсте, Венеции, Рима, Вены, Дрездена, Детройта, Лондона, Праги и Неаполя.

В мастерской Коррадини по заказу Петра I для украшения Летнего сада было куплено в Венеции С. Рагузинским за "100 золотых дукатов" две статуи «Религия» и «Вера» и восемнадцать бюстов.

Самая знаменитая работа мастера — скульптура «Целомудрие", которую он закончил в 1752 году. Сейчас она выставлена в музее Капелла Сан-Северо в Неаполе.

Великолепие и уникальность этой скульптуры заключается в том, что она изображает фигуру женщины, с головы до ног облаченной в тончайшую прозрачную ткань. Автору удалось невозможное – достоверно и точно отобразить в камне каждую складку прозрачной ткани, просвечивающей очертания лица и тела женщины. Работа признана шедевром мировой скульптуры и считается венцом творчества самого родоначальника «эффекта вуали».

Антонио Коррадини прославился своей безупречной техникой работы с мрамором. Он из бесформенного куска мрамора создавал прекрасные женские фигуры, покрытые тонкой прозрачной вуалью, поражающие воображение своей реалистичностью. Эти завуалированные мраморные статуи — яркий образец чрезвычайно зрелищного произведения искусства. Статуи работы гениального скульптора кажутся живыми, легкими и воздушными, предельно изящными.

Техника вуалей в скульптуре известна еще со времен Древней Греции. Пик популярности на изображение вуали в камне пришлось на XIV век. Почти двести лет спустя, в начале XIX-го века, произошел еще один всплеск интереса к подобным работам.

Пименов Николай Степанович (1812—1864)

Николай Степанович Пименов – один из ведущих русских скульпторов, в творчестве которого наглядно отразились характерные тенденции развития русской скульптуры второй трети XIX века.

Пименов учился в ИАХ у известного скульптора С. Гальберга. В 1837 году, как получивший большую золотую медаль, он был отправлен на казенный счет за границу. Посетив некоторые города Германии, он отправился в Италию, где пробыл 14 лет, живя попеременно в Риме и Флоренции.

В 1842 году он закончил работу над мраморной статуей «Мальчик, просящий милостыню», которая была заказана ему наследником –цесаревичем Александром Николаевичем.

В декабре 1841 года Пименов писал П.И. Кривцову[17]: «Первым долгом отдаю отчет в моих занятиях во все время вашего отсутствия из Рима: модель статуи нищего, которую я работал для Его Императорского Высочества, уже окончена и приведена в порядок из мрамора, это дело обошлось счастливо, так что не случилось ни одного пятна на мраморе».

В своём отчёте П.И. Кривцов писал, что г. Пименов, приехав в Рим «занимался лепкою с натуры, и в самом деле два оконченные им произведения доказывают его необыкновенные дарования; из оных Мальчик, просящий милостыню, ему особенно удался. Эта статуя принадлежит Его Императорскому Высочеству Государю Наследнику Цесаревичу и будет отправлена будущей весной (1843г.) в С. Петербург».

Ф.В. Чижов[18] после посещения скульптора в Риме 10 и 11 декабря 1842 года записал: «Был еще у Пименова, у него мальчик-нищий окончен из мрамора, но почему-то гипсовый мне нравится больше. Вообще таланту у него бездна».

Произведение покоряет искренностью, гармонией детского тела, показанного в дань античным традициям, обнажённым. Ребёнок вызывает сострадание и жалость, чувство щемящей тоски.

Эту работу Пименова приняли с восторгом: о ней писали в художественных журналах, что она может быть поставлена в ряд с самыми знаменитыми творениями европейских ваятелей. Академия художеств удостоила его звания академика.

Известно ещё одно повторение или копия статуи Мальчика, просящего милостыню, выполненное Н.С. Пименовым для С.С. Уварова[19].

Об этом Н.С. Пименов сообщил конференц-секретарю ИАХ В.И. Григоровичу в письме от 22 августа 1846 года: «…статуя Мальчика, просящего милостыню, есть не что иное, как копия или повторение, сделанное с модели статуи, заказанной Его Императорским Высочеством Наследником, оригинал которой давно отослан в С.Петербург».

Раух Христиан Даниэль (1777–1857)

Х.Д. Раух - один из ведущих немецких скульпторов, глава берлинской школы, служил камердинером у прусских королей Фридриха Вильгельма II и Фридриха-Вильгельма III и одновременно работал придворным скульптором.

В своем творчестве Раух сумел совместить элементы, присущие классическому и романтическому, идеалистическому и реалистическому направлениям в искусстве.

Выполнял большое количество официальных заказов. К его наиболее известным работам относятся: бюст королевы Луизы и надгробный памятник королеве Луизе в мавзолее Шарлоттенбурга. Раух исполнял также заказы русского императорского дома.

 Самую многочисленную группу работ Рауха в Петербурге составляют портреты членов императорской семьи и прусского королевского дома, которые украшали дворцы Петербурга и Петергофа.

Он создал статую императора Александра I, несколько бюстов великого князя Николая Павловича и его супруги Александры Федоровны. По заказу Николая I в 1839 году скульптор выполнил мраморную статую «Данаида» - образ стоящей обнаженной дочери царя Даная, призванной нести вечное наказание в Аиде, наполняя водой дырявый сосуд. Эту статую император подарил своей супруге (в настоящее время — в Государственном Эрмитаже), скульптора Николай I в 1840 году наградил Рауха орденом Святого Владимира IV степени.

В 1853 году по модели И.П. Витали отлили копию статуи в бронзе для фонтана «Данаида» в Нижнем саду Петергофа. Она украсила собой фонтанную чашу у восточной скамьи, гармонично вписавшись в садово-парковую среду.

 Еще один экземпляр статуи «Данаида» Рауха находился в Атриуме Царицына павильона (утрачен в годы ВОВ).

Раух возглавлял основанную им одну из самых значительных скульптурных школ Германии и воспитал более двухсот учеников.

Румянцев Макар Иванович (1833–?)

М.И. Румянцев — российский скульптор, происходил из семьи государственных крестьян. В 1853 году он поступил в Академию художеств, после чего по Высочайшему повелению он получил увольнение из государственных крестьян.

В Академии Художеств Румянцев обучался успешно: уже почти сразу после поступлении ему была объявлена похвала за сделанный с натуры бюст и выдано 50 рублей из суммы, назначенной на поощрение художникам. На второй год после поступления в Академию, Румянцев уже выставил на Академической Выставке 1854 года бюст актера Петра Каратыгина; бюст этот был найден очень схожим.14-го марта 1857 года он получил серебряную медаль 1-го достоинства за вылепленный барельеф: " Ахиллес влачит тело Гектора".

В 1861 году Румянцев получил звание классного художника по скульптуре. Во время обучения он имел серьезные разногласия с руководством Академии, так как стремился отойти от строгих академических образцов и пытался отстоять творческую свободу. Большой золотой медали он так и не был удостоен.

Румянцев обладал скульптурным талантом, однако не получил полного образования, а также не имел достаточных средств и возможности развить свои задатки. Мастер был вынужден зарабатывать, выполняя, в основном, различные мелкие частные заказы. К лучшим работам Румянцева можно отнести бюст В. И. Жуковского и гипсовые бюсты А. И. Штакеншнейдера (в собрании Государственного Русского музея, Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге, в фондах ГМЗ «Петергоф»).

В ансамбле Ольгина острова в Петергофе имеется бронзовый бюст А. И. Штакеншнейдера, представляющий собой современную копию гипсового бюста работы М. И. Румянцева.

Ставассер Пётр Андреевич (1816–1850)

П. А. Ставассер – известный российский скульптор родился в Петербурге в 1816 году. Восприемником его при крещении был, как бы в предзнаменование будущего поприща новорожденного, ваятель Мартос, ректор Академии художеств.

Учился в ИАХ у известного скульптора С.И. Гальберга и К. П. Брюллова. В сентябре 1839 года молодой скульптор представил на выпускном экзамене скульптуру «Мальчик, удящий рыбу» («Молодой удильщик»), за которую получил большую золотую медаль «за экспрессию» - динамичное движение, приданное мальчику, и за особенно удачное в ней выражение лица, полное сосредоточенности и напряжённого ожидания, удостоился еще золотой медали за «удачное выражение лица».

Никто из учеников Академии, начиная с ее основания, не получал столько медалей, как Ставассер, — и все они были присуждены ему профессорами единогласно.

Академическую выставку 1839 года посетил «государь император, «Рыбачок» Ставассера понравился ему более всего прочего, и он повторил это при выходе».

Н.А. Рамазанов в своей книге «Материалы для истории искусств в России» писал: «Действительно, Рыбачок Ставассера представляет собою редкое явление не только в русском ваянии, но и в европейском. С простотою

идеи, которая благодаря искусству художника получила необыкновенный интерес, соединяется и простота в положении фигуры, — такая простота, что красивый и ловкий мальчик, кажется, и не может иначе удить рыбу.

РыбачокСтавассера, отлитый из бронзы, помещен на прекрасном островке в Петергофе».

По заказу Николая I Ставассер выполнил ещё две работы из мрамора, гальванопластические копии которых, также были установлены в Колонистском парке Петергофа – Русалка и Нимфа с сатиром.

Рамазанов в своей книге писал: «РусалкаСтавассера, слегка касаясь пня дерева пальцами левой руки и отряхая правою рукою локон волос, в полунаклонном движении тихо опускается в воду, вероятно, для того, чтобы очутиться на озерке в Петергофе и спугнуть там Рыбачка».

Глиняную модель скульптурной группы «Нимфа и сатир» Николай I увидел в мастерской Ставассера в Риме в январе1846 года.

Из письма Ставассера родителям в Петербург в январе 1846 года: «Хвалил он (государь) меня так, что если б я вам повторил все сказанное его величеством, вы не поверили бы. Заказал ее мне из мрамора, но заметил: Нельзя ли увеличить немножко в мраморе? Я отвечал: «Очень легко, если это будет угодно его величеству, но я держал величину ровно в натуру, и самый сюжет не позволяет делать больше». Тут мою сторону принял граф А.Ф. Орлов, и Государь сказал: Делай, как знаешь! Статуя Русалки ему также понравилась, спросил: Для кого? По заказу вашего величества чрез посредство покойного П.И. Кривцова ответил я».

Эта очаровательная группа принесла художнику известность в Риме и имя отличного скульптора.

Скульптура «Сатир и нимфа» П.А. Ставассера (1845) была воспета А. Фетом в одном из его стихотворений.

Умер Ставассер в Риме в 1850 году в возрасте 34 лет, похоронен на кладбище Тестаччо, его могила не сохранилась.

Степанов Фёдор Васильевич (1815– ?)

Ф. В. Степанов – российский скульптор, творчество которого изучено мало ввиду скудости сохранившихся о нем сведений. Известно, что он родился в 1815 г. в семье крепостного крестьянина, в 1824 г. получив вольную, был зачислен в Императорскую Академию художеств. В 1831 году отчислен из-за изменения устава Академии, но в 1832 г. принят вновь.

Он учился в скульптурном классе под руководством С. И. Гальберга. В 1833 г. вылепил аллегорию «Освобождение Польши от мятежа», а в 1838 году начал работать над статуей «Рыбак с неводом». В начале 1840-х гг. он снова был отчислен из Академии, но благодаря участию великой княгини Марии Николаевне, которая выделила средства ему на обучение, продолжил образование в Мюнхене у профессора Л. Швантлера в 1840-1843гг.

В Россию скульптор вернулся в 1843 г., где исполнил мраморную статую Петра I (ныне - в собрании Государственного музее в Ташкенте, мраморные бюсты А.А. Столыпина и С.В. Строгоновой 1845-1846 гг.), сведений после 1846 г. о скульпторе нет.

Приложение № 5

Мраморщики Трискорни

Агостино Трискорни родился в 1761 году в Карраре (Италия). Его родители были известными в Карраре мастерами монументальной скульптуры. Основы мастерства он начал постигать вместе со старшим братом Паоло под руководством отца, затем учился в Kappapcкой Академии художеств.

Первым из братьев Трискорни в России оказался, вероятнее всего, старший брат, Паоло, посетивший Петербург в 1793 году. Однако он вскоре вернулся в Италию, где выполнил множество скульптурных заказов для России. В Петербург было доставлено огромное количество его работ: мраморные копии статуй «Диана и Эндимион», «Амур и Психея» для Зимнего дворца, “Аполлон и Дафна” для Михайловского дворца, мраморные изваяния «Лаокоон», «Геракл» и «Флора» для Таврического дворца и многие другие.

В 1802 году в павильоне Павловского парка была установлена скульптурная группа «Три грации». Высеченная Паоло Трискорни из цельного куска мрамора, она вызывала восхищение современников своим удивительным изяществом. Основой для сюжета композиции стала знаменитая античная скульптура, хранящаяся в Лувре.

Агостино Трискорни в самом конце царствования Екатерины II получил подряд на работы в Зимнем дворце и вместе с братом отправился в Петербург. Позднее Агостино принимал участие в скульптурном оформлении Гатчинского дворца, Императорской Публичной библиотеки, Михайловского замка.

В начале XIX века Паоло Трискорни возвратился в Италию Агостино остался в Петербурге. К его услугам обращались Д. Кваренги, В. Бренна, Л. Руска. В XIX веке часто имело место тиражирование популярных мотивов. Паоло Трискорни преуспел в копировании известных римских статуй, а его брат Агостино, исполняя роль торгового агента в России, продавая их здесь.

В 1810 году Агостино Трискорни основал в Петербурге мраморную мастерскую, где изготавливались надгробные памятники, статуи, камины, лестницы и другие изделия из мрамора. В мастерской Агостино Трискорни, обучались и начали свою карьеру будущие знаменитые скульпторы Иван Витали и Борис Орловский. В 1818 году филиал мастерской был открыт в Москве, который до 1840 года возглавлял его ученик и родственник Агостино Трискорни – И.П. Витали.

«Товарищем Трискорни» (компаньоном) был «художник мраморного искусства» Фердинанд Галеоти, скончавшийся в 1842 году. Гранитная урна прекрасных пропорций, находившаяся на его памятнике, сохранилась. В советское время её установили на лужайке напротив дворца Коттедж.                                          

После смерти Агостино Трискорни в 1824 году в Россию приехал и возглавил скульптурную мастерскую сын Паоло – Александр. Он же в 1832 году организовал фирму “Трискорни и Ко”, в которой насчитывалось до 20 работников. Большая часть изделий не имела подписей, и подлинных авторов скульптур, выходивших из мастерской, установить затруднительно. Работы по наиболее ответственным заказам по-прежнему осуществляли в Италии, затем изделия морем доставляли в Петербург.

В 1851 году Алессандро Трискорни вернулся в Каррару, а хозяевами мастерской стали дети Агостино – Павел (Паоло) и Александр (Алессандро), родившиеся в России. «Скульптурное заведение» А.А. Трискорни на Гороховой улице было одним из самых известных в Петербурге начала XIX века. Оно производило декоративные скульптурные работы и мраморные надгробия и просуществовало до 1870-х годов (последний хозяин - Августин Августинович Трискорни).

В книге «Петербург весь на ладони», изданной в 1874 году, автор-составитель Владимир Михневич в VI разделе «Домашняя утварь и убранство» - «глинные и мраморные изделия» поместил сведения: «Трискорни (удостоен на выставках награды). Мраморные и гипсовые изделия: бюсты, статуи, камины и проч. Мастерская по Гороховой, 45, основана в 1810 г.»

Приложение № 6         


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 214; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!