Материал для подготовки экскурсионного рассказа



В Столовую можно попасть как со стороны сада, так и прямо с пристани, к которой гости прибывали на лодках, катерах и гондолах.

Кессонированный потолок украшен лёгкой орнаментальной росписью классицистического характера. Такой же росписью оформлены стены, разделанные филёнками. Фриз украшен белоснежной лепниной на слабо подсвеченном фоне. Чёткий ритм и пропорции в отделке, симметрия, как отдельных элементов декора, так и всей, композиции ведут к гармонии.

Стремление к абсолютной гармонии, характерной для искусства эпохи Возрождения, опиравшегося на наследие античности, привело к использованию в отделке простых геометрических форм и ограниченному количеству цветовых вариаций.

Живописные и лепные работы по рисункам Штакеншнейдера выполнили художник Иоганн Дроллингер с «помощником для рисования» Августом Ланге и лепных дел мастер Тимофей Петрович Дылёв.

Специально для «итальянского домика» в магазине Гамбса приобрели мебель, зеркала, портьеры.

Мебельное убранство интерьеров павильона и предметы декоративно-прикладного искусства не сохранились, они подобраны по аналогии.

Гарнитур мебели – ширма, стулья, диван изготовлены русскими мастерами XIX века.

Острова Ольгина пруда были местом проведения семейных праздников: именин, дней рождения. Здесь устраивались фриштыки (завтраки), полдники, чай и кофе. Александра Федоровна посещала острова до конца своей жизни, до 1860 года.

В камер–фурьерских журналах по этому поводу есть записи:

12 июля 1848 г. «Государь и Государыня, и великие князья и княжны и другие придворные катались на Ольгин остров и полдничали там»;

20 июля все те же лица пили на Ольгином острове чай и кофе;

в 1849 году – чай на 72 персоны на Ольгином острове сопровождался музыкой конного полка.

Ольга Николаевна, пока живы были родители, довольно часто приезжала в Петербург и Петергоф: в 1848, 1849, 1851, 1854 годах.

На стене портрет хозяйки павильона - Великой княжны Ольги Николаевны кисти русского художника Пимена Орлова, который изобразил Ольгу Николаевну в счастливую пору её жизни – влюблённости и сватовства. (Приложение №

Замужество русской великой княжны было важным событием не только в жизни самой девушки и её родителей, но и в целом для России. Выходя замуж за европейского принца, великая русская княжна своим воспитанием, поведением, образованностью и просвещённостью вносила свой вклад в создание образа Российской империи, показывая высокий уровень развития ее культуры.

Приданое, безусловно, рассматривалось как важная составляющая часть этого образа, символизируя мощь и богатство русского государства.

Приданое дочерей Николая I, которым в Европе назначено было представлять русскую корону, должно было отвечать рангу и достоинству великой русской княжны.

Приданое для Ольги Николаевны начали собирать после того, как в 1839 году вышла замуж ее старшая сестра Мария Николаевна. В 1840 году на эти цели был выделен особый фонд, который складывался из ежемесячных поступлений 50000 рублей в ассигнациях.

Эта традиция была заложена ещё императрицей Марией Федоровной, супругой императора Павла I, когда пришла пора первым из пяти её дочерей думать о замужестве.

13 июня 1797 г. практичная императрица и заботливая мать распорядилась «впредь ежегодно откладывать по 30 000 рублей для заготовления приданного для наших детей, т.е. чтобы можно было помаленьку приготовлять белье и запасать кружева и другие вещи, кои исподволь покупая, обойдутся гораздо дешевле, нежели когда вдруг в них нужда будет». Эта установленная «приданная программа» стала обязательной и для последующих поколений невест дома Романовых.

По закону Российской империи «Об императорской фамилии», утверждённому императором Павлом I 5 апреля 1797 г., «в приданое награждение Их Императорским Высочествам Великим Княжнам» полагалось отпускать из Государственного казначейства по 1 млн рублей серебром каждой. Половину суммы выдавали сразу после свадьбы, половину депонировали в государственном заемном банке на родине невесты с годовой выплатой ей процентов.

Перечень предметов для обустройства семейного быта занимал десятки страниц. В него входили многочисленные ювелирные украшения из драгоценных камней и золота; мебельные гарнитуры; столовые сервизы; парадные туалетные наборы; ткани и изысканные шпалеры для украшения стен и мебели, столовое и постельное бельё, меха, экипажи, серебряные обеденные и туалетные сервизы, настольные украшения, оловянная кухонная посуда, вазы декоративные и ночные, огромный гардероб, включая ткани, кружева, а также туфли и сорочки для жениха. Все изделия были высокого художественного качества, выполненные на известных отечественных и европейских мануфактурах.

Справка

Венчание Ольги Николаевны и Карла Вюртембергского состоялось 1 июля 1846 г. в церкви Большого Петергофского дворца.

Проходившие в Петергофе праздники в честь молодожёнов с приёмами, балами, спектаклями ещё продолжались, а Кабинет Его Императорского Величества уже подготовил приданое к отправке. Груз состоял из пяти экипажей «и 307 ящиков с приданными вещами». На двух военных фрегато-пароходах «Храбрый» и «Отважный»… 21 августа в 9 часов пополуночи он отбыл из Санкт-Петербурга в длительное путешествие по морю до Роттердама, «потом рекою Рейном до Мангейма», затем «через Бруксал в Стутгарт».

Все предметы отличало модное для того времени стилистическое разнообразие: ренессанс для спальной, рококо для будуара, туалета и серебряных и фарфоровых сервизов, классицизм для монументальных ваз.

Чулки и башмаки заказывали в Париже, кружева привозили из Брюсселя, атлас и бархат из Лондона, столовое белье из Саксонии заказывали через голландскую фирму «Гармсен, Ланган и К».

На столе представлена небольшая часть приданого Ольги Николаевны. Салфетки из отбелённого льна русской работы. На них выткан вензель Ольги Николаевны – две переплетённые буквы «ОН».

Этот же вензель и изображение двуглавого орла - на черенках столовых приборов, которые изготовил из серебра ювелир Генрих Август Лонг, который работал при Английском магазине «Никольс и Плинке» («Nichols & Plincke», торговая марка «Magazin anglais»). Эта фирма в 30-40-х гг. XIX века была главным поставщиком серебра превосходного качества для Высочайшего Двора.

Справка

Генрих Август Лонг родился в Финляндии в 1797 году, учился в Петербурге. В 1817 году стал подмастерьем, а с 1824 года – серебряного дела мастером. Имел свою мастерскую и много учеников. Уехал из Петербурга в 1842 году.

Столовый, десертный и чайные сервизы из серебра являлись, за исключением ювелирных украшений, самой ценной частью приданого, их стоимость составила почти 110 тыс. рублей.

Изготовление серебряных сервизов для приданого Ольги Николаевны весной 1840 года владельцы фирмы «Никольс и Плинке», также поручили Августу Лонгу. Каждый предмет украшен «вензелем Ея Высочества русскими литерами» под императорской короной и гравированным гербом Российской империи, что подчёркивало высокое происхождение невесты.

Внутренняя поверхность глубоких ёмкостей вызолочена, что очень характерно для русского столового серебра. Позолота наносилась через огонь, что позволило превратить её в настоящее украшение изделий, сделать частью декора.

На столе представлен ещё один предмет из серебра – суповая чаша с подносом, изготовленная Августом Лонгом в стиле «второе рококо » середины 1830-1840-х гг.

В эту эпоху увлечения историческими стилями мастера-ювелиры в своём творчестве обратились к художественному языку XVIII века, а неорококо стало одним из наиболее модных стилей.

Поверхности этих двух изделий тщательно отполированы и оживлены цветочным орнаментом и рокайлями.

Безукоризненна и работа мастера, который сумел передать в высоком рельефе всю красоту крупных картушей, листьев, изгибы раковин и завитков.

В настоящее время петергофская коллекция "ольгинского" серебра насчитывает около ста предметов. Преимущественно, это столовые приборы - ложки чайные и десертные, вилки и ножи, а также тарелки, сервировочные блюда и чайно-кофейный сервиз из шести предметов. Большая часть коллекции представлена в "Ольгином павильоне".

Столовые приборы были приобретены для музея Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ в целях реализации федеральной программы «Культура России».

Значительная часть предметов (20) была подарена музею-заповеднику ОАО «Акционерный банк «Россия» к торжественному открытию после окончания реставрации музея «Ольгин павильон» в 2005 году. Часть предметов приобрёл сам музей-заповедник.

В апреле 1840 г. администрация Императорских фарфорового и стеклянного заводов получила распоряжение Министерства императорского двора начать изготовление необходимых для приданого великой княжны Ольги Николаевны сервизов, туалетных принадлежностей, осветительных приборов, предметов убранства интерьеров.

Петербургские фарфоровый и стеклянный заводы имели статус казенных предприятий. Император Николай I уделял постоянное внимание деятельности заводского руководства и творчеству ведущих мастеров. При исполнении заказов царствующий патрон зачастую принимал непосредственное участие в обсуждении моделей, эскизов, указывал образцы для копирования. Такой надзор и связанная с ним степень ответственности способствовали высокому качеству художественной продукции заводов, не уступавшей произведениям ведущих европейских мануфактур.

В течение 1975–2005 годов через Фондово-закупочную комиссию музея-заповедника на аукционах в Европе были приобретены предметы столового сервиза из фарфора работы ИФЗ.

В центре стола - терина, тарелки из белоснежного фарфора с росписью по борту золотом.

Часть предметов этого сервиза – бутылочная и рюмочная передачи, тарелки – на столе-консоли.

Предметы из фарфора и серебра из приданого Ольги Николаевны представлены и в Буфетной.

К Столовой примыкают две комнаты служебного назначения.

Буфетная

Буфетная – небольшая комната, в которой сервировали блюда перед подачей на стол.

Мебель - русской работы XIX века – горка, стулья.

На подоконнике - бюст великой княжны Ольги Николаевны в детском возрасте – гипсовая копия, изготовленная в 1996 году с оригинала, выполненного немецким скульптором Карлом Фридрихом Вихманом в 1831году. Оригинал находится в музее Санкт-Петербургской Академии художеств.

На восточной стене – картина Петра Петровича Верещагина «Вид Ольгина павильона в Колонистском парке Петергофа со стороны южного фасада», 1880-е годы.

Туалетная

Туалетная – это также небольшая комната, в которой можно было привести себя в порядок. Её назначению соответствует и убранство – умывальный шкаф русской работы середины XIX века фанерованный красным деревом. Умывальный набор – таз и кувшин зелёного глушеного стекла, также русской работы середины XIX века.

Ольгин павильон представляет собой трёхэтажную башню, на каждом этаже которой по одной комнате. На стенах всех трёх комнат - картины, гравюры, акварели, мозаичные панно работы европейских художников с изображением, преимущественно, видов Италии.

На втором этаже – Кабинет Ольги Николаевны.

Кабинет Ольги Николаевны

Темы

Характер художественного убранства Кабинета.

Сувенирная продукция работы итальянских мастеров XIX века в технике «скальола» и «соррентийская интарсия» - как напоминание царской семье об Италии.

Королева Вюртемберга - Ольга Николаевна – «виртуоз благотворительности».


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!