Расстановка скульптуры на парапете Атриума



 выход во Внутренний садик                                                              

4
3
2     2
В
В
4
3
В
4
3
 
1     1
                                                                                                                                  

                                             Север          Запад                                                                                восток                                                   юг
1
2
4

 


 

3
В
2
1
3
В
4
5

 

 


                                                                                                                  

 

3
2
1
                                                                

вход в павильон

Буквой «В» обозначены вазы, установленные на парапете.

Справа налево по часовой стрелке

Юг. Вход в павильон.

Менандр. Неизвестный мастер, уменьшенная копия с античного оригинала второй половины I в. до н.э., 1800-1900 бронза; бельгийский и сиенский мрамор.

Фавн с бурдюком (Пьяный фавн). Неизвестный мастер, копия с античного оригинала 110-90 гг. до н. э.; 1840-1850.

Агриппина. Уменьшенная вольная копия с античного оригинала 54-99 гг. Италия, Рим 1845-1846.              

Запад. Со стороны Гостиной.

Юнона. Неизвестный мастер, уменьшенная копия с античного оригинала из собрания Виллы Альбани; Италия, Рим 1830-первая половина 1840-х гг.

Дискобол. Уменьшенная копия с античного оригинала ок. 450 г. до н. э. работы Мирона; Италия, Рим 1845-1846.

Дискофор. Уменьшенная копия с античного оригинала второй половины V – первой четверти IV в. до н. э. работы Поликлета Старшего или Навкида; Италия, Рим 1845-1846.

Обнажённая женщина. Неизвестный мастер. Франция1830-1840.
Первоначально входила в убранство Кабинета Николая I Розового павильона Лугового парка. В 1927 г. Перемещена в Царицын павильон – в интерьер Атриума.

Север. Выход во Внутренний садик.

Арес Людовизи. Уменьшенная копия с античного оригинала IV в. до н. э., предположительно, работы Лисиппа или Скопаса; Италия, Рим 1845-1846.

Амур с атрибутами Геракла и Юпитера. Неизвестный мастер Германия (?), 1840-е. Поступление: 1840-1850, до войны находилась в Атриуме.

Аполлон Бельведерский. Уменьшенная копия с античного оригинала второй половины IV в. до н. э. работы Леохара; Италия, Рим, 1845-1846.

Вакх, сидящий на барсе. По модели неизвестного мастера, отливал и чеканил К. Фишер; Германия, Берлин, 1836. Согласно описям, группа до Великой Отечественной войны находилась в интерьере Атриума Царицына павильона.

Восток. Со стороны Экседры.

Нимфа. Франция, 1830-1840.

Амур и Психея. Уменьшенная копия с античного оригинала II в. до н. э.; Италия, Рим, 1845-1846.

Обнажённая женщина (Купальщица). По модели Ж. Ф. Т. Гехтера                                                                                            
Франция, 1841. Поступление: 1841. Согласно описям, статуэтка до Великой Отечественной войны находилась в Экседре Царицына павильона.

Венера Медицейская. Уменьшенная копия с античного оригинала IV-III вв. до н. э. работы Тимарха и Кефисодота Младшего; Италия, Рим, 1845-1846.

Плачущий мальчик. По модели Л.-С. Адама; Франция, Париж
1840-1850-е. Красная медь. Поступление 1840-1850-е, Париж. До войны находилась в Атриуме.

Скульптура: Агриппина, Юнона, Дискобол, Дискофор, Арес Людовизи, Аполлон Бельведерский, Амур и Психея, Венера Медицейская входила в число десяти предметов мелкой бронзовой пластики, купленных и заказанных императором Николаем I во время его пребывания в Италии в конце 1845 г. и доставленных в 1846 г. в Петергоф для украшения Царицына павильона.

Скульптура: Плачущий мальчик, Обнажённая женщина (Купальщица), Вакх, сидящий на барсе, Амур с атрибутами Геракла и Юпитера, Обнажённая женщина  согласно описям находилась до Великой Отечественной войны в Царицыном павильоне.

Приложение №7

Мозаика

Мозаика - это одна из самых древних техник декоративно-прикладного искусства, которая зародилась на Востоке за много веков до нашей эры, первое её описание встречается в Библии.

Термин «мозаика» происходит от латинского слова musaicum – произведение, посвящённое музам.

Древние греки и римляне считали мозаику одной из разновидностей искусства живописи.

Первоначально узоры состояли в основном из геометрических фигур, затем в орнаменте появились растительные и животные мотивы.

Мозаика служила непременным элементом украшения римских домов, причём часто небогатых. О богатстве, скорее, свидетельствовало обилие мозаик в самых разных помещениях и их сюжетные изображения.

В Римской империи мозаичные полы традиционно украшали как частные дома, так и здания общественного назначения.

Это замечательное искусство играло в древности и в годы Возрождения большую роль в Риме, Венеции, Византии. В эпоху Возрождения наблюдался подъем этого искусства, которое затем продолжало развиваться лишь в Италии, где с XVI в. при Флорентийской академии искусств работали государственные мозаичные мастерские.

Мозаика – это картины, которые мастера пишут камнем. Эти картины обладают одним из наиболее ценных свойств – они вечны, т.к. краски камней не тускнеют, не выцветают и не осыпаются. Время жизни камней сопоставимо с возрастами планет и галактик.

Начало XIX века принесло с собой увлечение европейцев искусством мозаики. В эту эпоху из сферы искусства монументального она перешла в декоративно-прикладную сферу и начала появляться не столько на стенах величественных зданий, сколько на украшениях или предметах интерьера: мозаикой украшали медальоны, коробочки, пудреницы, пресс-папье, шкатулки, а также вставки для шкафов, экранов, стен и каминов.

Возрождение мозаичного искусства в России в XIX веке связано с освоением техники римской миниатюрной мозаики.

Интерес к этому изысканному искусству появился неслучайно. В XIX столетии русская аристократия и интеллигенция часто путешествовали с развлекательной целью. Приобретение сувениров на память о приятно проведенном времени и увиденных красотах - естественное желание любого человека - ввело в России моду на мозаичные украшения.

Мозаичные узоры или изображения набираются как из цветных камней, так и из разноцветных кусков обожжённой глины или стекла, окрашенного окислами металлов (так называемые смальты). Мозаики различают по технике их изготовления.

Наиболее распространёнными являются мозаики:

- флорентийская,

- русская,

- римская.

Флорентийская мозаика

Способ создания флорентийской мозаики аналогичен набору из разных пород дерева, который в декоративном искусстве называют «маркетри», или инкрустацией.

Композиция мозаичного изображения составлялась по эскизу (акварельному или карандашному наброску) из пластин камня толщиной около 4 мм, которые с помощью мастики наклеивались на шиферную доску.

Отличительная особенность флорентийской мозаики – тщательная, без швов подгонка каменных пластинок разнообразных по размерам и форме, расположенных в одной плоскости.

Флорентийские мастера виртуозно использовали естественный рисунок камня, тщательно подбирали по цвету, оттенкам и рисунку пятен и прожилок, создавая удивительный декоративный и изобразительный эффект.

В поисках необходимых рисунков и оттенков, камни разрезали на тонкие пластинки маленькой лучковой пилой с тончайшей металлической струной.

Для изготовления картины, требовалось большое количество пластин. Чем их больше, тем изящнее и живописнее выглядит рисунок. На создание одного произведения уходили иногда месяцы, и даже годы.

Особое значение для мозаичных изделий имеет их совершенная полировка, которая определяет насыщенность цвета и богатство его оттенков.

Камень имеет внутреннюю очень сложную структуру, которую можно увидеть только сквозь его полированную поверхность.

Свет, проходя сквозь зеркальную поверхность камня, по-разному отражается от внутренних структур и порождает удивительную игру светотеней. Все срезы камня совершенно индивидуальны.

Для мозаик, изготовленных во Флоренции, или во флорентийской стилистике, характерны цветочные композиции, бабочки и птицы на ветках или с плодами в клювах, эффектно выделяющиеся на фоне чёрного мрамора.

В середине XIX века техникой флорентийской мозаики виртуозно владели и русские мастера.

Русская мозаика

Этот особый вид мозаики впервые был применен в России уральскими мастерами.

Под этим названием объединены мозаичные (фанерные) работы с использованием накладного малахита, лазурита, кушкульдинской яшмы и других ценных пород камня, которые нельзя получить в виде крупных цельных блоков. По указанному способу велась также облицовка больших поверхностей янтарем и агатом.

Основой декоративных изделий были плоские плиты, а также формы (для ваз, чаш и пр.), выточенные на токарном станке, главным образом из мягкого камня путиловского или пудожского.

Пластины толщиной от 2 до 4-5 мм тщательно подбирались по рисунку, подгонялись с минимальным зазором и после выравнивания, шлифовки и полировки поверхности создавалось ощущение монолитной плиты или формы.

В этой технике, получившей название «русской мозаики», красота естественного камня приумножалась мастерством художника, умело использовавшего природный рисунок минерала.

Самыми распространенными и имевшими огромный успех были работы из малахита, на основе которых и был создан сам метод русской мозаики в 80-х годах XVIII века.

Малахит дает в разрезе сложный и разнообразный рисунок, потому работа с ним требует самого тщательного подбора пластинок фанеры, чтобы имитировать природные структуры камня. В таких наборах необходим очень тонкий, притертый шов, чтобы создать впечатление цельного малахита.

Наиболее простой в этом отношении была мозаика из лазурита, так как этот камень в лучших кусках имеет однородное строение, требовалась только тщательная притирка смежных пластинок для уменьшения ширины швов.

Изделия из лазурита вошли в моду с конца 1840-х гг. В технике «русской мозаики» им облицовывали шкатулки, настольные кабинеты, прессы и другие предметы, включая мебель.

В 1848 году для великой княгини Ольги Николаевны на Петергофской гранильной фабрике был изготовлен «киот из лапис-лазури с драгоценными камнями». Во дворце Коттедж до войны находился столик с лазуритовой столешницей и мозаикой в центре, также изготовленный на казённой гранильной фабрике.

Римская мозаика

Римская мозаика – вид мозаики, получивший распространение в Италии в 70-х годах XVIII века.

В отличие от классической античной и византийской мозаик, римская миниатюрная мозаика набиралась из очень мелких кубиков смальты, что позволяло выполнять сложные по композиции и колориту панно.

Начало производства смальтовых мозаик в Риме восходит к середине XVI в., когда на старинных полотнах, украшавших интерьер собора Святого Петра, появились первые признаки разрушения. Единственным решением этой проблемы стал «перевод» живописи в более долговечную форму. Для обучения собственных мастеров в Ватикан пригласили специалистов из Венеции, еще сохранивших византийские традиции смальтовой мозаики.

В середине XVIII века римское производство цветного стекла и мозаик из него достигло высочайшего уровня: палитра цветов составляла нескольких тысяч оттенков, а ватиканские мозаичные мастерские приобрели европейскую известность.

В XIX столетии использовалось около 28 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать миниатюрные картины с изображением городских видов, памятников древности или воспроизводившие живописные полотна, популярные в то время.

В ХХ веке для этой мозаики появился уникальный термин – «микромозаика», позволяющий четко отделить эту, зародившуюся тоже в Риме, технику от «римской мозаики».

Микромозаика в XIX веке оказалась чрезвычайно востребованной при создании разнообразных сувенирных работ: пластинок для крышек табакерок и шкатулок, настенных панно и роскошных столешниц.

Большое распространение получили и стали чрезвычайно модными, набранные из мельчайших кусочков смальты, миниатюры-вставки для ювелирных украшений. Нарядные броши, шпильки, ожерелья, браслеты украшались самыми знаменитыми видами Рима и его окрестностей.

Самое популярное изображение на микромозаиках XIX века - итальянские пейзажи и известные архитектурные памятники.

Разнообразные изделия (включая столешницы) изготавливались итальянскими мозаичистами и вывозились за пределы страны как сувениры. Чаще всего к столешницам, заказанным или привезённым из Италии, подстолья изготавливались на месте, в том числе и в России.

Столик в Гостиной Царицына павильона с изображением «Капитолийской волчицы» и шести архитектурных пейзажей Рима, на которых представлены самые популярные ансамбли Вечного города, из такой же серийной сувенирной продукции.

В России освоение римской смальтовой техники шло параллельно с изучением флорентийской мозаики.

Стиль «косматеско» или византийская мозаика

Косматеско - это декоративный стиль в мозаичном искусстве, который отличается от других своей техникой исполнения. Происхождение этого стиля в Византийском искусстве восходит к XII веку. В его основе лежат арабские модели мозаичного декорирования, наиболее распространенные в районе острова Сицилия.

Термин «косматеско» является производным от имени одного из ярких представителей знаменитой династии флорентийских архитекторов-декораторов, которые занимались строительством зданий и украшали церкви и их внутренние дворики в XII- XIV вв.

Стиль косматеско подходит как для декорирования поверхности пола, так и для частичного декорирования архитектурных деталей колонн, шатров храмов и башен, дверных проемов.

Историки искусства ещё в XIX веке считали косматеско только одним из ответвлений ранее существовавшего византийского искусства.

Мастера семьи Космати изготавливали мозаику не только из камня, но и из смальты, заимствовав эту технику у византийских мастеров. Термин «византийская мозаика» относится к произведениям из смальты.

Многие исследователи считают, что именно византийские мастера придумали смальту, путем добавления в расплав стекла различных металлов.

Изобретение и использование цветных смальт сделало мозаику ярче и живописнее. Отличительной четой византийской мозаики стало использование золотой смальты: при наборе мозаичных рисунков мастера использовали золотые стеклянные кубики различных цветов и оттенков. Кубики сначала отливали из прозрачного стекла разных цветов, затем на лицевую сторону кубика накладывали листок золота высокой пробы и покрывали его сверху тонким слоем расплавленного стекла и обжигали.

Основной формой элементов являлся квадрат. Метод набора использовался прямой. Элементы укладывались под разным углом к стене. Благодаря этому и неровной форме элемента мозаики «играли» на свету.

До середины XIX века термина «косматеско» не существовало, в употреблении был термин «византийский» стиль. Впервые появился термин «косматеско» в 1860 году, когда архитектор и историк искусства Камилло Бойто опубликовал статью о римских мраморных полах и дал название этому явлению — cosmatesco.

Приложение № 8


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 173; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!