ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 29 страница



ках. К. оказал сильное влияние на фор­мирование эстетических теорий нем. Баухауза и западноевроп. функциона­листов (Функционализм). 2. Стиль со­ветской архитектуры конца 20 — сер. 30-х гг., характеризующийся гра­фической четкостью композиции, от­сутствием декора, чередованием гори­зонтальных «ленточных» окон, глухих плоскостей и вертикальных лент остек­ления лестничных клеток. В этом смы­сле К. выступает обобщающим поняти­ем, характеризующим стилистику столь разных мастеров, какими были архитек­торы М. Я. Гинзбург, И. С. Николаев, Б. М. Иофан (автор проекта жилого комплекса и кинотеатра «Ударник» в Москве), Г. Б. Бархин (автор проекта комбината «Известия» в Москве) и др. КОНТ (Cornte) Огюст (1798—1857)— фр. философ, основоположник позити­визма в философии, социологии, эстети­ке. Условием «позитивного» (достовер­ного) знания для него является отказ от исследования конечных причин явле­ний, ибо они, по К., находятся за пре­делами опыта и непостижимы. С пози­ций агностицизма К. оспаривает право­мерность философской проблематики. Позитивистская эстетика, согласно К, должна базироваться на «субъективном принципе» (т. е. на позитивистской кон­цепции человека), на «объективном дог­мате» (т. е. на теоретическом учении позитивизма о внешнем мире) и на «ак­тивной цели новой философии» (т. е. на социологическом учении позитивизма). Согласно придуманной К. априорной схеме мозгового устройства человека, 'чувственные органы доминируют над интеллектуальными. Чувство, по К., является источником и иск-ва. Однако образы иск-ва не должны удаляться от истин науки; поэтический вымысел до­пустим лишь в тех пределах, в к-рых обнаруживается относительность наше­го знания объекта. Критикуя аморализм «искусства для искусства», К. одновре­менно отрицает право иск-ва на крити­цизм, на революционный пафос. Для К. цель иск-ва — быть выразителем чело­веческого (индивидуального и социаль­ного) единства. Поэтому художник дол­жен стремиться к изображению лучших образцов, способных быть примером для подражания, т. е. к идеализации. Эсте­тика К. целиком подчинена его социаль­но-философской системе. Нек-рые гно­сеологические и эстетические идеи К. были восприняты теоретиками натура­лизма. КОНТЕКСТУАЛИСТСКАЯ ЭСТЕ­ТИКА (от лат. contextus—тесная связь, соединение) — течение буржуаз­ной эстетической мысли, возникшее в 40—50-х гг. XX в. По своим идейно-теоретическим истокам К. э. примыкает к философско-эстетической программе Дьюи и необихевиористской психоло­гии Э. Толмена. Мн. лет гл. теоретиком К. э. был амер. философ и эстетик С. Пеппер (1891—1967), определивший в своих работах «Эстетическое качест­во», «Основания искусствоведения» и др. осн. принципы и круг проблем, под­лежащих компетенции К. э. «Кон­текст» — осн. понятие К. э.— по харак­теру истолкования сближается с поня­тием «опыт» в прагматизме, обнаружи­вая при этом примат субъективно-идеа­листического подхода и сопутствующих ему релятивистских тенденций. Элемен­ты релятивизма пронизывают в К. э. трактовку всех ее проблем (эстетиче­ской ситуации, эстетической ценности и оценки и пр.). Для К. э. характерна устойчивая субъективизация эстетиче­ских понятий и категорий, к-рая прояв­ляется в понимании эстетического и красоты как моментов опыта, завися­щих от его интенсивности и глубины и в провоглашении «необратимой относи­тельности контекстов» как возможного пространства реализации эстетических ценностей. Представители К. э. склоня­ются к использованию частнонаучных методов, прежде всего психологическо­го. Но безразличие к глубинным законо­мерностям социально-культурного ха­рактера, связывающим субъект и объ­ект эстетического отношения, приводит к тому, что применение этого метода трансформируется а скрупулезное опи­сание психологических эффектов инди­видуально-личностного контакта с эсте­тическими явлениями. В результате критерием худож. ценности объявляет­ся психологическая удовлетворенность эстетического субъекта, а худож. про-изв. отождествляется с опытом того, кто его воспринимает. КОНТРАСТ (фр. contraste) — один из приемов в иск-ве, заключающийся в резко выраженном противопоставлении отдельных худож. форм ради повыше­ния их худож. выразительности и выра­зительности произв. в целом, когда ак­тивное сравнение подчеркивает разные пространственные и временные качества («одновременный» К. и «последователь­ный» К.). Явления К. связаны с психо­логией восприятия форм, когда, напр., черное рядом с белым выглядит еще чернее, меньшее рядом с большим еще меньше и т. п. В изобразительных видах иск-ва К. имеет большое значение в по­строении разного типа систем цвета, масштабных отношений, в пропорциях. Помимо сопоставления форм. прием К может использоваться для определен­ной трактовки худож. образов (аллего­рии «добра» и «зла», «любви небесной» и «любви земной»). КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (лат. conflictus — столкновение, разно­гласие, спор) — прямое или опосредст­вованное отражение иск-вом жизненных противоречий. К. х., составляющий в своей содержательной стороне сферу тематики, может наличествовать во всех видах искусства, в т. ч. экспрессивных (исполненные драматизма и отмеченные трагизмом музыкальные и хореографи­ческие произв.), но рельефно и детали-зированно воплощается он в действии театрально-драматических, эпических, кинематографических произв., примени­тельно к к-рым серьезные и общезначи­мые К. нередко называют коллизиями. К воссозданию острых и напряженных К. в наибольшей мере тяготеют театр и драма с присущей им непрерывной ли­нией слов и движений героев. По словам Гегеля, «богатая коллизиями ситуация является преимущественным предметом драматического искусства...». К. х. раз-нокачественны по своей сути. Они могут представлять собой серьезнейшие соци­альные коллизии (национально-госу­дарственные, классово антагонистиче­ские, общественно-нравственные) или исторически универсальные антиномии Концепция хцдожественная Концептуальное искусство (жизнь перед лицом смерти, конфронта­ции любви и ненависти, добра и зла). Подобные К. х., отмеченные драматиче­ской напряженностью и связанные с трагической скорбью, для тех, кто вос­принимает иск-во, нередко обретают просветляющее, очищающее значение (Катарсис). Вместе с тем К. х. могут вы­ступать и просто как недоразумения, порой веселые и забавные, т. е. в качест­ве феноменов неповторимо-единичных, связанных, как правило, с частной жизнью, иногда вовсе случайных, со­пряженных с чьей-то интригой (что характерно для авантюрных новелл и романов, фарсов, водевилей, мн. коме­дий) . К. х. либо является временным на­рушением жизненной нормы, свершаясь на бесконфликтном фоне, либо, напро­тив, знаменует дисгармоничность сло­жившейся жизни. Социально-историче­ские противоречия, присущие опреде­ленной эпохе, акцентируются реалисти­ческим иск-вом (Реализм). Ф. Энгельс говорил о желательности худож. освое­ния коллизий «между исторически необ­ходимым требованием и практической невозможностью его осуществления» (Соч., т. 29, с. 495). Соотношения между К. х. и действием могут быть разными. В сюжетах, преобладавших в ранний период развития иск-ва, К. х„ выступая как преходящий и локальный, полно­стью воплощался в столкновениях меж­ду действующими лицами и в них себя исчерпывал. Гегель отмечал, что в осно­ве таких К. х. лежит нарушение гармо­нического состояния, к-рое не может со­храняться в качестве нарушения, а дол­жно быть устранено. Но К. х. (что осо­бенно характерно для реалистических произв. последнего столетия) может во­площаться не только в прямом противо­борстве персонажей и развивающемся от завязки к развязке действии, но и в устойчивом, стабильном фоне изобра­жаемых событий, в не зависимых от конкретной ситуации мыслях и чувствах героев, исполненных драматической на­пряженности. Таковы пьесы А. П. Чехо­ва и Горького, Б. Шоу и Брехта, по ха­рактеристике к-рого, новая, «неаристо­телевская» драматургия нуждается в статике. Нежелательны как недооценка и нивелирование К. х., что имело место в советском иск-ве и худож. критике 30—40-х гг. (т. наз. «теория бескон­фликтности»), так и его безудержная глобализация, к чему склонны поборни­ки модернизма, понимающие историче­скую реальность как извечно хаотиче­скую и абсурдную. Пристальное внима­ние деятелей иск-ва к жизненным проти­воречиям и их претворению в К. х.— важнейший стимул создания актуаль­ных по тематике произв. иск-ва и одно­временно предпосылка преодоления этих противоречий. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО (от англ. concept — понятие, идея, об­щее представление), известно также под названием антиискусство, информа­ционное иск-во — одно из направлений авангардизма, рассматривающее ху­дож. произв. как способ демонстрации понятий, употребляемых в научных дис­циплинах: философии, социологии, ант­ропологии, искусствознании и др. (напр., таких понятий, как «изменение», «пустая форма», «порядок», «тяжесть», «художник», «капиталист», «разруше­ние», «условность»). Для иллюстрации понятий используются различные мате­риалы, наз. документацией: литератур­ные тексты, графики, видеозаписи, чело­веческое тело, природные объекты, про­мышленные изделия, позволяющие из­бежать ассоциаций, связанных с приме­нением традиционных материалов. Вну­три К. и. по использованию тех или иных материалов или объектов различаются следующие течения: боди-арт, перфор-•менс, лэнд-арт, видео-арт, культурное иск-во, где в качестве материала творче­ства выступают произв. иск-ва худож­ников различных эпох. Концептуализм отвергает традиционные формы худож. выразительности, обосновывая свою по­зицию тем, что их использование озна­чает уступку коммерческому иск-ву и может отвлечь зрителя от восприятия и понимания самого концепта, идеи. К. и. принципиально антиэстетично. Оно манипулирует с объектами не по прави­лам худож. логики, поэтики, а согласно принципам функционализма, сопостав­ляя их т. обр., чтобы нагляднее пред­ставить концепт. Символом концепту- ального творчества, по утверждению его адептов, служит координатная сетка географической карты, как наглядное воплощение искусственно созданного человеком средства ориентации в прост­ранстве. Концептуализм фиксирует вни­мание зрителя на самом процессе фор­мирования замысла, идеи, закрепляя ее с помощью различного рода знаковых средств. Выражая тенденцию к демате-риализации худож. творчества, он пы­тается породить в сознании зрителя некий воображаемый объект, модель понятия. Концептуализм в превращен­ной, квазинаучной форме отражает происходящий в иск-ве процесс специа­лизации, когда проект, замысел, сцена­рий отделяются от худож. результата и приобретают собственную ценность в архитектуре, дизайне, монументальной живописи, театре, кино, на телевидении, а также порожденную научно-техниче­ской революцией потребность в рацио­нальной организации промышленных и торговых выставок, иллюстрировании технических и научных изданий, «сты­ковке» самых различных видов инфор­мации: аудиовизуальной, текстовой, графической. Истоки К. и. восходят к кубизму с его попыткой изобразить невидимые задние и боковые стороны объекта, сюрреализму, создающему воображаемые миры. Концептуализм ориентируется на структурализм, к-рый подчеркивает условный, знаковый ха­рактер всех видов информации, в т. ч. и худож. Доведя до логического заверше­ния склонность авангардизма к само­рефлексии, самоанализу и в то же время стремление к превращению в худож. язык реальных природных и социальных объектов, к созданию универсального худож. алфавита, концептуализм ста­вит изобразительное творчество на грань исчезновения и растворения в окружающей среде. Полное расхож­дение в К. и. между целью и средства­ми (изображение эстетических харак­теристик, красоты идеи с помощью антиэстетических средств) обнажило его промежуточный характер между иск-вом и жизнью, в то же время вы­явило новые черты совр. символизации в иск-ве. КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ (от лат. conceptus — мысль, представ­ление) — образная интерпретация жиз­ни, ее проблем в произв. иск-ва, кон­кретная идейно-эстетическая направ­ленность как отдельного произв., так и творчества художника в целом. Разли­чаются К. х. как непосредственное и полное выражение авторской позиции и как объективный результат творческо­го акта, не всегда совпадающий с субъ­ективными намерениями художника. Во втором смысле К. х. всегда шире и богаче, чем субъективное представле­ние автора. И это существенно даже тогда, когда между направленностью субъективных намерений художника и характером их объективации в про­изв. противоречий или несовпадения не наблюдается. К. х. заключает в себе не движение идеи, а движение самой жиз­ни, уже задающей определенную идей­ную ориентацию. С таким пониманием К. х. сопряжена трудность ее вычлене­ния и аналитического описания. Худож. образ многозначен, и этим определяет­ся вариативность концептуального со­держания любого значительного худож. текста (Текст художественный). В соот­ветствии с исторической жизнью произв. иск-ва в сфере культуры, а также в оп­ределенной зависимости от духовного и культурного уровня аудитории, публи­ки, воспринимающей это произв., его К. выступает разными своими гранями, со­храняя, разумеется, содержащуюся в ней осн. нравственно-эстетическую ори­ентацию. Важно различать К. х., вбира­ющую в себя всю полноту жизни про­изв., и его идейный смысл, представля­ющий всегда нек-рую «выжимку», ло­гическую конструкцию. Вместе с тем важно учитывать, что идейный смысл может быть выражен в К. произв. не только «скрыто», как это имеет место, напр., в творчестве И. С. Тургенева или А. П. Чехова, но и проступать подчерк­нуто резко, как, скажем, у Достоевско­го, Т. Манна или Брехта. Однако идея, овладевшая персонажем «оголенно», как раз в силу своей абстрактности под­вергается испытанию полнотой жизни, представленной в К. произв. К. х. носит процессуальный характер, набирает со- Костюм Красивое держательную емкость в живом образ­ном потоке. Поэтому в т. наз. временных иск-вах (напр., в литературе, музыке) ее присутствие представляется часто более очевидным и даже «наглядным», чем в т. наз. пространственных иск-вах. Различие это, однако, относительно, и речь может идти только о формах ху-дож. процессуальности текста: в лит-ре она проявляется непосредственно, а в живописи — опосредствованно, через динамику образных отношений. Да и само разделение иск-в на временные и пространственные имеет относительный характер и используется здесь лишь для раскрытия своеобразия выражения К. х. в различных видах искусства. К. х. объемлет всё произв. и вместе с тем за­ключает в себе нек-рую смысловую его доминанту. Она всегда К. человека и К. мира, взятые в своей нераздельно­сти. Вся история иск-ва — от древн. времен и до наших дней — может рас­сматриваться как история концептуаль­ных, конкретных образно-эстетических представлений о мире и человеке, его назначении, ценности, соответствии (или несоответствии) высшим общест­венно-историческим идеалам. К. х. мож­но рассматривать и в отношении к само-ему произв. (в этом случае выделяется и оценивается мера его полноты, завер­шенности, стройности и т.д.), и в отно­шении к объективной реальности, выз­вавшей это произв. к жизни. Во втором случае К. х. выступает в качестве ин­струмента, способа познания жизни, ее идейно-эстетического выражения. К. произв. определяет характер его жиз­ни в истории худож. культуры (Культу­ра художественная) и степень воздейст­вия на аудиторию. «Во всяком произве­дении искусства, великом или малом, вплоть до самого малого, все сводится к концепции» (Гёте). КОСТЮМ (от фр. costume — отличи­тельная одежда) — один из элемен­тов эстетической культуры, характери­зующий обычаи, образ и стиль жизни, вкусы людей. К. отражает господствую­щие в об-ве представления о прекрасном и безобразном, регламентируется эсте­тическими идеалами и классовыми раз­личиями, подчиняется осн. закономер- ностям развития худож. стиля и моды. В истории К. было выработано огромное количество вариантов, отличающихся друг от друга по форме, назначению, использованию материала, украшений. Художники-модельеры, создающие т. наз. «направляющую линию» в К., занимают видное место в развитии де­коративно-прикладного искусства. В прошлом нередко бывали случаи, когда К., являясь одним из важнейших эле­ментов оформления празднеств (Празд­ник), привлекал внимание выдающих­ся живописцев (напр., А. Дюрер и П. П. Рубене), а нек-рые из них даже не­посредственно создавали эскизы раз­личных К. Так, Рафаэль был автором мундиров стрелков швейцарской гвар­дии в Ватикане, к-рые по традиции со­храняются до сих пор. Большое значе­ние изображению К. живописцы прида­вали в портретах и жанровых картинах, используя его как худож. прием созда­ния образа (картина П. А. Федотова «Завтрак аристократа»). Эта традиция сохраняется и развивается всовр. живо­писи (напр., картины В. Е. Попкова «Шинель отца» или эстонского худож­ника Ю. К. Аррака «Люди с предмета­ми»). В театре, хореографии, киноискус­стве К. представляет собой самостоя­тельную область творчества художни­ков. В нем соединяется достоверность функционально оправданной' одежды и условность, необходимая для организа­ции особого типа зрелища, в соответст­вии с замыслом режиссера, сюжетом, худож. традициями. Кроме того, худож­ники театра и кино учитывают специфи­ку восприятия К. на сцене, при кино­съемках, технологию его изготовления. Формирование стиля в К. зависит от сочетания материальных возможностей и духовных потребностей людей. При­чем эстетические требования выступают здесь как определяющие и стимулируют прогресс в сфере текстильного произ­водства, различных отраслей легкой промышленности, способствуют расши­рению товарообмена между народами. Для эстетики К. представляет интерес и фактами заимствования различных его элементов одними народностями у др., появления и распада эстетических норм в формах К. Так, нек-рые его элементы. могут быть стабильными в течение дол­гого времени и у ми. народов, а др. от­личаются краткостью моды и непрерыв­ной изменчивостью. Эволюция форм К. демонстрирует вариации взаимодейст­вия стиля и моды. В XX в. с ростом де­мократизации в образе жизни людей в К., особенно мужском и молодежном, на первый план выходят общие тенден­ции развития, подчеркиваются техноло­гические новшества, варианты и серии. В массовом К. сам факт тиражирования однотипных форм и возможностей их сочетания создает основу для формиро­вания интернационального стиля. Сти­левые поиски в К.— это разработка как уникальных коллекций, выражающих в подчас очень сложных, выставочных об­разцах изменения в эстетическом вос­приятии людьми окружающего мира (т. наз. высокая мода), так и массовой одежды, формы к-рой могут быть и ост-ромодными (т. наз. «джинсовый», мо-. лодежный, спортивные стили). КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837—87) — рус. живописец и худож. критик, идейный вождь демократи­ческого движения в рус. иск-ве 60— 80-х гг. XIX в., один из создателей и идеологов Товарищества передвиж­ных худож. выставок («передвижни­ки»). Созданная им галерея портретов писателей, деятелей рус. культуры, крестьян воплощает этические пред­ставления о значении человека, его душевных качествах и внутреннем мире. Религиозные сюжеты («Христос в пустыне». 1872) К. трактовал в мо­рально-философском плане, как раз­думья над современностью. Эстетиче­ские воззрения К. выражены в статьях и письмах, посвященных проблемам развития реалистического иск-ва. Эти проблемы автор рассматривает, опи­раясь на идеи Белинского и Черны­шевского. Задача иск-ва, по К., заклю­чается не в поисках отвлеченной «веч­ной красоты», а в «любви к людям», в служении интересам народа, в осу­ществлении. важных воспитательных функций. В соответствии с этой уста­новкой К. настаивал на нераздельно­сти формы и содержания худож. про-. 6 Эстетика изв., отмечая, что в живописи, напр., эстетическую ценность несут в себе не только «краски», но и идеи, концеп­ции, умение «говорить с миром на языке, понятном народам». Согласно К., идеал иск-ва — в постижении дей­ствительности, внутреннего мира. че­ловека, в анализе «исторического мо-.мента в теперешней жизни людей». К. придавал большое значение нацио­нальным особенностям и традициям в худож. творчестве, внимательно следил за развитием совр. иск-ва. Под­держивая художников-передвижни­ков, он критиковал «за безыдейность» представителей .импрессионизма. Раз­витие реализма К. тесно связывал с мечтой о лучшем, совершенном об-ве. Мысли К. оказали глубокое воздейст­вие на его друзей-художников, на формирование личности и эстетиче­ских взглядов Стасова, на развитие теории реализма, утверждение прин­ципов рус. демократического иск-ва.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 111; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!