ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 32 страница



дии развития души, для к-рой характер­на потребность в выборе самого себя, останавливающем «игру воображения» и превращающем индивида в нравст­венную личность. Однако и этическая стадия не есть высшая: логика развития человеческой души, по К., ведет к пре­одолению этой стадии, когда человек осознает ничтожность своей конечности по отношению к бесконечному богу, свою виновность и греховность перед ним и видит путь спасения в «парадоксе веры». При жизни К. его учение не по­лучило широкого распространения. В XX в. оно пережило своеобразный «ренессанс». Его философские и эсте­тические воззрения, отразившие кри­зисное сознание буржуазного об-ва XIX в., оказались созвучными ирраци-оналистическим тенденциям в буржуаз­ном мышлении XX в. (Иррационализм в эстетике). ЛАБРИОЛА (Labriola) Антонио (1843—1904) — итал. философ, теоре­тик и пропагандист марксизма. Начал свой творческий путь как последователь Б. Спавенты и Ф. Де Санктиса — пред­ставителей левого крыла неополитан-ских гегельянцев. Выступал с критикой идей Ницше, Э. Гартмана, Кроче и нео­кантианства. Пришел к марксизму в по­следний период своей жизни. Его труды оказали влияние на формирование взглядов Грамши. Проблемы культуры, в т. ч. и худож., получили у Л. историко-материалистическое освещение. Базис, «экономическая структура» непосредст­венно определяет формы государствен­ной жизни, права, морали («продукты первой степени» надстройки). Иск-во наряду с религией, наукой и философи­ей Л. относит к «продуктам второй степени» надстройки: влияние на них базиса носит опосредствованный харак­тер, а их историческое развитие проте­кает относительно самостоятельно от экономических условий. Л. резко высту­пал против вульгарно-экономического объяснения духовных явлений, против абстрактного, антиисторического под­хода к иск-ву. Путь от базиса к созна­нию, подчеркивал он, «тонкий», «изви­листый». Марксизм несовместим как с «экономизмом» — толкованием иск-ва, морали и философии как непосредст­венных результатов экономического развития, так и с «идеологизмом» — выведением худож., нравственных и философских явлений из неких задан­ных принципов и понятий. Л. считал, что влияние базиса на иск-во опосред­ствовано исторически конкретной обще­ственной психологией. Преодолевая влияние идеалистически мыслящих представителей социально-психологи­ческого направления (М. Лацарус, X. Штейнталь, А. Бастиан), он говорит о воздействии экономической структуры на социальные чувства и эмоции, а через них — на худож. культуру. Обращаясь к проблеме «психологии народов», Л. стремится материалистически истолко­вать социально-психологические истоки национальной специфики общественной жизни, культуры и иск-ва. Он отмечал особую чувствительность культуры к национальным условиям, выделял в этой связи роль национальных тради­ций и языка. Устаревшие традиции — это «цепкие пережитки», к-рые могут негативно влиять на восприятие нового в иск-ве. Для сохранения национальной самобытности культуры, иск-ва велико значение языка. При переводе худож. текста с одного языка на др. возможна даже и определенная «утрата» его куль­турной самобытности. Отсюда требова­ние Л. компенсировать эту «утрату» с помощью дополнительного научного аппарата (предисловие, примечания и др.). Осн. труд Л., в к-ром получили от­ражение и его эстетические воззре­ния,— «Очерки материалистического понимания истории» (1895—96). ЛАД — звуковысотная организация музыки: система взаимосвязей музы­кальных звуков, основанная на принци­пах дискретности звукового простран­ства, соизмеримости звуковых отноше­ний, дифференцированности значения звукоряда (зависимости неустойчивых звуков от устойчивых). Многоголосные формы Л. охватываются понятием гар­монии. Л.— обнаружение логического начала в музыке, своего рода закон, прирожденный музыкальной интонации Лаконизм Латиноамериканская эстетическая мысль и незримо управляющий развертыва­нием музыкального произв. Ладовая организация так или иначе отражает основы миросозерцания, уровень раз­вития сущностных сил человека, его психических состояний. Так, в средне­вековых мелодиях, скользящих по сту­пеням звукоряда, свободно и ровно струилось восторженное и вдохновен­ное умосозерцательное чувство. My, зыка нового времени открыла эмоцио­нальную полярность мажора и минора, противопоставила сферы устойчивости и напряженной неустойчивости на всех масштабно-временных уровнях музы­кальной формы — от краткого мотива до целостной композиции, получив тем самым возможность выразить процес-суальность жизни, динамизм мироощу­щения, напряженность волевых усилий, многообразие эмоций. ЛАКОНИЗМ (греч. lakonismos— краткость) — в эстетике — понятие, ха­рактеризующее способ максимально обобщенного и предельно краткого вы­ражения творческого замысла художни­ка. Как средство худож. выразитель­ности Л. означает отсутствие в произв. иск-ва всякого рода излишеств, чувство меры, сдержанность. Выразительность достигается здесь благодаря использо­ванию возможно меньшего числа зна­ков (напр., афористичность языка в лит-ре), что освобождает воспринимаю­щий субъект от дополнительных пред­ставлений и ассоциаций, к-рые могли бы возникнуть в процессе созерцания эстетического объекта, и позволяет не­посредственно и точно схватывать осн. идею художника. Л. в изобразительном иск-ве тесно связан с проблемой услов­ности. В то же время неоправданное преувеличение роли Л. как средства ху­дож. выразительности может привести к разрушению реалистической образно­сти. ЛАЛО (Lalo) Шарль (1877—1953) — фр. эстетик. Будучи сторонником пози­тивизма в философии, Л. тем не менее выступил против экспериментальной эстетики Г. Т. Фехнера, а также (как и Сурьо) против эстетических идей Берг-сона, что послужило поводом квалифи­цировать его взгляды, как «антибергсо- новскую реакцию» во фр. эстетике 20-х гг. Сторонник эстетики, основанной на научном знании, Л. считал, что она должна учитывать не только субъектив­ные (психологизация), но и объектив­ные факторы (уровень техники, полити, ческая и религиозная жизнь об-ва, быт и т. д.), использовать в своих исследова­ниях достижения др. наук, в т. ч. мате­матики, социологии, механики, физио­логии, психологии. Рассматривая отно­шения об-ва и художника, Л. утверж­дал, что в зависимости от особенностей психики последнего его творчество мо­жет развиваться в одной из трех форм: иск-во вблизи жизни, искусство для искусства, иск-во вдали от жизни. Счи­тая первую и третью форму крайностя­ми, Л. только в средней усматривал наи­более естественную и плодотворную для иск-ва форму бытия, когда художник занят прежде всего созданием эстети­чески значимого произв. Гл. в худож. произв., согласно Л., является его стру­ктура, возникающая в результате поли­фонической (Полифония) организации эстетических и внеэстетических элемен­тов и обеспечивающая его гармонич­ность. В методологии Л. получили отра­жение его занятия музыкальной эстети­кой. Утверждая автономию иск-ва по отношению к социальной жизни и отка­зывая ему в возможности познания объ­ективной реальности, Л. теоретически закреплял формалистические устремле­ния буржуазного иск-ва первой полови­ны XX в. (Формализм). Осн. работы: «Современная экспериментальная эсте­тика» (1908), «Набросок научной музы­кальной эстетики» (1908), «Эстетиче­ские чувства» (1910), «Введение в эсте­тику» (1912). «Искусство и обществен­ная жизнь» (1921), «Понятие эстетики» (1925). ЛАНГЕР (Langer) татарина Сусан­на (р. 1895) — амер. философ и теоре­тик иск-ва: представляет семантическое направление в эстетике США (Семан­тическая эстетика). Ее концепция иск-ва, рассматриваемого в широком кон­тексте философских и научных проблем современности, обнаруживает влияние идеалистических течений совр. буржу­азной философии — неопозитивизма. логического позитивизма, феноменоло­гии. Следуя теории «символических форм» философа-неокантианца Э. Кас-сирера, Л. полагает, что вся духовная деятельность человека, как научная, так и худож., носит символический ха­рактер. В основе иск-ва, по Л., лежит особый вид символизма — презентатив-ный, в отличие от дискурсивного, харак­теризующего понятийное логическое мышление. Символ в иск-ве также обла­дает структурой и следует логике, но его осн. функция состоит не в сообщении знания, а в структурировании чувствен­ного опыта. Произв. иск-ва Л. рассмат­ривает как проекции «почувствованной жизни» в пространственные, временные и поэтические структуры, к-рые сущест­вуют не в реальной действительности, а в «виртуальном пространстве». Это пространство, созданное художником, есть «видимость» (по Гегелю «кажи­мость»), воспринимаемая непосредст­венно путем интуиции. В теории Л. о вир­туальном характере худож. формы наи­более явно выступают идеалистические черты ее эстетики. Осн. работы, в к-рых изложены эстетические взгляды Л.: «Философия в новом ключе» (1942), «Чувство и форма» (1953), «Проблемы искусства» (1957), «Дух: исследование о человеческом чувстве» (т. 1—2, 1967--72). ЛАНДШАФТ (нем. Landschaft -пейзаж, вид) — в широком смысле — общий вид местности или то или иное ее изображение (сельский Л., культур­ный Л.). Первоначально Л. предстает в иск-ве лишь как синоним пейзажа, т.е. как изображение естественных природ­ных видов («ландшафтная живопись»). С развитием природопреобразующей деятельности, созданием антропогенно-го, т. е. преображенного человеком, Л.— процессом, зачастую сопровождающим­ся возникновением «мертвых Л.», есте­ственный природный Л. приобретает самостоятельную эстетическую цен­ность. В совр. экологической эстетике под Л. понимается гармоническое соче­тание всех природных компонентов (рельеф, морфологические части, кли­мат, почвы, гидротермические условия, биоценозы и т. д.) на территории, со строго зафиксированными границами. Важная роль в раскрытии и утвержде­нии эстетической ценности природного Л. принадлежит иск-ву (творчество И. И. Левитана, Н. М. Ромадина — в живописи; М. М. Пришвина, К. Г. Паус­товского, В. П. Астафьева — в лит-ре и др.). Л.— это и предмет эстетического созерцания, и условие гармоничного развития личности, и предмет специфи­ческой эстетической деятельности — ландшафтной архитектуры. Последняя представляет собою иск-во преобразо­вания естественных природных форм с целью достижения эстетически органи­зованного пространственного единства. Ландшафтная архитектура — синтети­ческий вид искусства, соединяющий в единую систему архитектурные ансамб­ли, парки, садовую скульптуру, декора­тивную живопись и т. д. В ней исполь­зуются как естественные природные средства (рельеф, вода, растительность, камни), так и продукты деятельности человека (технические средства, про­изв. иск-ва). Л., естественный и эстети­чески организованный, является важ­нейшим фактором экологического и эстетического воспитания. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ЭСТЕ­ТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ.— В силу особых условий процесс становления и превра­щения эклектической и экзотической культуры Нового Света, в т. ч. и фило­софско-эстетической мысли, в относи­тельно единое самостоятельное целое оказался затяжным. Такая ситуация была предопределена исп. завоеванием и колонизацией континента в XVI в., сложнейшими проблемами трансплан­тации («пересадки») испано-португаль­ской культуры на чуждую почву, асси­миляцией этим новым образованием элементов индейских, а в нек-рых регио­нах африканских культур, существовав­ших преимущественно в форме народ­ных традиций, фольклора и т. п. О фи­лософии как воплощении самосознания осуществляющей себя латиноамер. культуры стало возможным говорить только в XX в. Это был процесс ос­воения языка чужой европ. культуры, уяснения его значений и использова­ния их применительно к собственному Латиноамериканская эстетическая мысль Лафарг миру, ассимиляции на этой основе европ. идей. В рамках этого процесса развертывается деятельность интеллек­туалов, получивших впоследствии наи­менование «поколения патриархов» (1910—30 гг.), вменивших себе в обя­занность стимулирование становления философского мышления и вместе с тем заимствование, интерпретацию и пропаганду отдельных направлений европ. мысли или идей отдельных ее представителей, чье творчество отвеча­ло латиноамер. умонастроениям. Для «поколения патриархов» типично увле­чение идеями Бергсона, Кроче. На соб­ственно эстетической проблематике сре­ди философов этого периода концентри­рует внимание перуанец А. Деустуа (1849—1945), чьи соч. «Общая эстети­ка» (1923) и «Прикладная эстетика» (1932), следуя в общем русле крочеан-ства, не отличались самобытностью и оригинальностью, но тем не менее сыг­рали положительную роль в плане фи­лософско-эстетического просвещения. С 30-х гг. в Латинской Америке начи­нает набирать силу молодое поколение мыслителей, теоретические симпатии к-рого предопределялись как изучением философии в университетах Германии, так и стремлением, используя термины «чужого» языка, обозначить собствен­ное лицо латиноамер. мысли или, по крайней мере, способствовать культур­но-философскому самосознанию своих народов. Особую популярность в Латин­ской Америке приобретают философ­ско-эстетические идеи Ортегч-и-Гасета, распространяемые через посредство обосновавшихся здесь после Граждан­ской войны в Испании его учеников, а также идеи нем. философов В. Дильтея, Э. Гуссерля, М. Шелера и Хайдеггера. Тяготение к феноменологии и экзи­стенциализму оказывается домини­рующим. Одновременно отмечается ув­лечение в широких кругах интеллиген­ции теорией Шпенглера, поскольку его идеи стадиальности и независимости культур, перенесенные на латиноамер. ночву, позволяли, по мнению его сто­ронников, отбросив мерку линейного прогресса, согласно к-рому Латинская Америка безнадежно отставала, впи- сать свою культуру в историю великих культур. Характерен также интерес к теории мифа. Ряд латиноамер. тео­ретиков (в т. ч. перуанец М. Иберико) полагали, что миф в его функции носи­теля нравственных норм и традиции может послужить инструментом, при­годным для выявления основ и форми­рования своей аутентичной культуры, к-рая грядет на смену обветшавшей, «закатывающейся» европ. культуре (те­ория «космической расы» мексиканца X. Васконселоса, идеи нек-рых филосо­фов Боливии). При этом не всегда осоз­навался антигуманистический смысл рожденных европ. кризисом взглядов Клагеса. Среди философов второго по­коления, ориентированных на исследо­вание эстетических проблем, выделяет­ся мексиканец С."Рамос (1897—1959). В своих соч. «Философия художествен­ной жизни» (1950) и «Исследования по эстетике» (1963) он разрабатывал цен­ностную проблематику на основе аксио-логии М. Шелера. Особый интерес пред­ставляет творчество уже упоминавше­гося М. Иберико из Перу (р. 1892). Его эстетические ориентации связаны с кру­гом идей Бергсона, а позднее — Хай­деггера. Иберико утверждает, что фи­лософия не столько гипотеза, сколько впечатление о мире, ее метод должен быть эстетическим, коль скоро только таким способом можно охватить и вы­явить смысл нашего впечатления. Раз­вивая концепцию пейзажа, опираю­щуюся на ортегианский постулат «я есть я и мои обстоятельства», Ибери­ко считает, что человек вкупе с пейзажем .образует целостный живой мир, в к-ром неэффективны субъект-объектные от­ношения и к-рый воспринимается только в личном контакте посредством герме­невтической интуиции (Герменевтика и искусство). Согласно Иберико, язык не служит наличным материалом для поэзии, а является ее собственным по­рождением. Эстетическая проблематика находилась также в сфере творческого внимания аргентинских философов К. Астрады (1894—1970), ориентиро­вавшегося сначала на экзистенциа­лизм, а позже перешедшего на позиции марксизма, и феноменолога X. Л. Гер- реро (1899—1957). В совр. .период по­лучили известность лежащие в русле неокантианства идеи мексиканского профессора М. Буэно (р. 1923), ориги­нальная деятельность на эстетическом поприще поэта Паса, а также труды чи­лийского феноменолога Ф. Мартинеса Бонати (р. 1929). В фундаментальном соч. последнего «Структура литератур­ного произведения» (1961) в полемике с эстетикой Кроче и экзистенциалист­ской эстетикой предпринята попытка доказать наличие общих законов по­строения худож. произв. Конструируя модель коммуникативной ситуации, Мартинес указывает, что реально такая ситуация возникает только тогда, когда говорящий и слушающий выступают как непосредственные участники обще­ния. Ситуация же читателя литератур­ного произв. дает уникальную возмож­ность созерцать различные коммуника­ции со стороны: воображаемая фраза рождает собственную коммуникатив­ную ситуацию, непосредственными уча­стниками к-рой реальные автор и чита­тель не являются: и именно поэтому они способны ее наблюдать. Наиболее из­вестными представителями марксист­ской эстетики в Латинской Америке яв­ляются: основатель Компартии Перу X. К. Мариатеги (1895—1930), арген­тинец Агости, мексиканец А. С. Васкес (р. 1915) и кубинский худож. -критик и эссеист Р. Ф. Ретамар. Хотя Мариате­ги и не создал единой концепции иск-ва, тем не менее его эстетические сужде­ния отличались редкой проницатель­ностью, широтой, неприятием догматиз­ма. На страницах возглавляемого им журнала «Амаута» перуанский марк­сист пропагандировал творчество мек­сиканского художника-коммуниста, Д. Ривера, итал. писателя Л. Пи-ранделло, иск-во Ч. Чаплина, рас­сказывал о худож. творческой и ор­ганизаторской деятельности Луначар­ского, обличал эпигонство, натурализм и массовую псевдокультуру. Переход в совр. ему живописи от изображения ве­щей к изображению идей оценивался Мариатеги как углубление в чело­веческое, хотя он и отмечал с горечью утрату цельности, свойственную вели- кому иск-ву прошлого. А. С. Васкес — автор фундаментального труда «Эсте­тические идеи Маркса» (1965), в к-ром помимо рассмотрения эстетических воз­зрений Маркса и ряда совр. марксистов дан глубокий анализ судеб иск-ва при капитализме, Р. Ф. Ретамар приобрел популярность своим эссе «Калибан» (1971), посвященным анализу проис­хождения и специфики латиноамер. культуры. Для него и др. представите­лей кубинской эстетики и иск-ва харак­терны поиски новых форм и худож. средств, соответствующих отражаемой революционной действительности. ЛАФАРГ (Lafarglie) Поль (1842— 1911) — деятель международного рабо­чего движения, один из «самых талант­ливых и. глубоких распространителей идей марксизма» (Ленин В. И., т. 20, с. 387), автор работ по философии, исто­рии культуры, языка и лит-ры. В лите­ратурно-критическом наследии Л. запе­чатлен сложный процесс овладения марксистской методологией эстетиче­ского анализа. Историко-материалисти-ческому методу Маркса посвящена се­рия теоретических и исторических этю­дов Л. Однако марксистская диалекти­ка была усвоена Л. недостаточно орга­нично. Это побуждало Энгельса отме­чать незрелость нек-рых его работ и предостерегать своего ученика и друга от опасности вульгаризации марксизма. Интересы Л. в области эстетики сосре­доточивались прежде всего на исследо­вании формирования худож. сознания под влиянием общественной борьбы, социально-экономических условий раз­вития иск-ва. С этих позиций он рас­сматривал романтизм в лит-ре эпохи фр. революции XVIII в., выявляя в нем как дворянские, так и буржуазные тен­денции. Индивидуализм романтиков, их гипертрофированная страстность, увлеченность экзотикой были, по мне­нию Л., реакцией на превратности по­литического развития Франции, на не­ожиданности рев. террора. Отсюда же мистицизм романтиков, их склонность к католицизму в противовес рациона­лизму и материализму, утверждаемому революцией. Однако при осмыслении романтизма, в частности в односторон- Леей-Строе ней оценке творчества В. Гюго, прояви­лись элементы вульгарного социоло­гизма, присущие эстетической платфор­ме Л. Считая художника «репрезента­тивным типом класса или эпохи», Л. порой отождествляет худож. творчество с выражением узкоклассовых интересов. Диалектическая непоследовательность в понимании специфики иск-ва помеша­ла ему увидеть и осознать идейно-ху-дож. многообразие романтизма, в част­ности оказалось упущенным из виду рев. крыло этого течения. В методоло­гическом отношении более зрелыми яв­ляются выступления Л. против натура­лизма и позитивистской эстетики. Сле­дуя в русле марксистских идей., Л. фило­софски и эстетически обосновывает преимущества реалистического худож. метода О. Бальзака (Реализм) перед натуралистическим, «чисто механиче­ским воспроизведением жизни». Указы­вая на отдельные проявления натура­лизма у Золя, на несостоятельность физиологического фатализма как прин­ципа истолкования человеческих судеб, Л. отмечает в то же время «могучий талант», подлинное новаторство писа­теля, его чуткость к новым социальным явлениям,.умение убедительно показать разрушительное влияние на личность буржуазных общественных отношений. Лучшие произв. Золя Л. противопостав­ляет безжизненному романтизму, ме­лочному «реализму» эпигонов гонкуров­ской школы, а также декадентскому «искусству для искусства». Литератур­но-критические работы Л. «Происхож­дение романтизма» (1885---96), «Леген­да о Викторе Гюго» (1885), «Сафо» Доде» (1886), «Дарвинизм на француз­ской сцене» (1890), «Деньги» Эмиля Золя» (1891)—живое свидетельство пути формирования в марксистской эс­тетике принципа единства объективно­сти и партийной страстности в оценке явлений иск-ва.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!