ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 34 страница



Ломоносов Лцкач мо. и т.п. Л. х. обладает поистине бес­крайними возможностями воспроизве­дения действий в широком смысле, т. е. процессов, протекающих во времени. При этом изображаемые посредством слова процессы (цепь поступков, наме­рений, мыслей, переживаний человека; циклические и поступательные измене­ния в окружающей его среде, в т. ч. при­родной) могут активно трансформиро­ваться, растягиваться и сжиматься, а их отдельные «звенья» — меняться ме­стами. Л. х. не имеет ресурсов для вос­создания пространства в его чувственно воспринимаемой достоверности, но ей доступны обобщенные пространствен­ные представления (об удаленности и приближенности, просторе и тесноте, верхе и низе и т. п.), порой имеющие в произв. символическую значимость, Будучи невещественными, образы Л. х., однако, отнюдь не оторваны от сферы чувственно воспринимаемого: они будят у читателей яркие представления о ви­димой реальности. Л. х.— «это искусст­во пластического изображения посред­ством слова» (Горький). Речевая ткань произв. ( с ее синтаксисом) также обра­щена к слуховому воображению. «Плох тот художник прозы или стиха, который не слышит интонации голоса, складыва­ющего ему фразу...» (Белый). В этом смысле Л. х. являет собой иск-во вос­произведения человеческого голоса, не­сущего эмоционально окрашенную мысль. Л. х. имеет своим предшествен­ником фольклор. Худож. словесность, обратившись к письменной форме бы­тования, освободилась от изначальных фольклорных синтезов и стала собст­венно Л. х., к-рая обрела значимость для широких слоев об-ва благодаря рас­пространению грамотности, а также по­явлению книгопечатания. В эпохи ста­новления наций и их культур Л. х. сти­мулирует формирование и упрочение ли­тературного языка (в России решение этой исторической задачи было начато Ломоносовым, продолжено Карамзи­ным и завершено Пушкиным). Автори­тет Л. х. в XIX в. возрос вследствие ин­тенсивного становления реалистическо­го метода в иск-ве (Реализм). По сло­вам Белинского, поэзия (в широком смысле) «представляет собою всю це­лость искусства» и есть его «высший род». Однако в совр. культурно-худож. ситуации она отнюдь не стоит над иными видами иск-ва, являясь в семье муз первой среди равных. В то же время, используя энергию воздействия слова на человеческое сознание, Л. х. имеет огромную познавательно-идео­логическую значимость: лучшие ее про­изв. становятся для об-ва актом само­сознания, благотворно влияют на куль­турный кругозор и нравы читающей публики, способствуют ее эстетическому воспитанию. Можно выделить две осн. формы бытования Л. х.: в виде чтения, как такового, и в составе восприятия худож.-синтетических произв., где имеет место творческая интерпретация соз­данного писателями и поэтами худож. текста (инсценировки литературных произв. в театре, кино и на телевидении, в т. ч. оперные, балетные и пантомими­ческие спектакли и фильмы; вокальная музыка; иллюстрированные книги как соединение Л. х. с графикой). ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711—65) —рус. ученый-энциклопе­дист, поэт, мыслитель, общественный деятель. Был членом Санкт-Петербург­ской академии наук и Академии худо­жеств; за успехи в иск-ве мозаики из­бран в Болонскую академию. В творче­стве Л. отразилось свойственное ему со­четание понятийного и образного мы­шления, выдающихся способностей че­ловека науки и иск-ва. В натурфилосо­фии Л. подчеркивались не только значе­ние принципа детерминизма и естест-• венных закономерностей, постигаемых разумом, но и «гармония и согласование природы». Эстетическое восприятие кос­моса ярко выражено в его философской поэзии («Утреннее размышление о Бо-жием величестве», «Вечернее размыш­ление о Божием величестве при случае северного сияния»). Социальные явле­ния он анализировал в их смысловом и эмоциональном значении. История, со­гласно Л., наполнена событиями, впеча­тляющими своим драматизмом: этико-эстетические достоинства исторических повествований должны быть выше, чем литературных произв., поскольку исто- рический пример по силе воздействия на умы и сердца людей превосходит худож. вымысел. Л. сыграл важную роль в ре­форме рус. языка, предрешившей конец церковно-славянской книжной культу­ры. Значительное расширение лексиче­ского состава нового литературного языка, сближение его с разговорной речью и вместе с тем сохранение всего богатства письменной традиции — та­ковы осн. принципы реформаторской деятельности Л. в рус. словесности. Предложенная им теория «трех стилей» (высокий, средний, низкий), по словам Пушкина, вела к «счастливому слия­нию» всех живых сил рус. литературно­го языка. Наряду с Тредиаковским Л. принадлежит заслуга разработки новой системы рус. стихосложения. Он выдви­нул полиметрическую теорию, обосно­вывающую закономерность различных размеров рус. тонического стиха; был сторонником применимости различного вида рифм в рус. поэзии. Л. широко опирался на литературное наследие. Выдержками из соч. эпохи античности, средневековья. Возрождения, нового времени насыщена его «Риторика». Он хорошо знал памятники древнерус. культуры, рус. фольклор. Новый этап в развитии отечественной лит-ры Л. связывал с заменой старых лексических норм новыми, рациональными, придаю­щими законосообразность, точность и общезначимость словесному творчеству. Нормативность, логичность, рациональ­ность, распространенные на область лит-ры, сближают эстетические воззре­ния Л. с традициями классицизма. Однако в его творчестве наряду с логи­кой разума полным признанием пользу­ется стихия чувств, вдохновения, эмоци­онального порыва: в худож. произв. «разум к чувствам свести должно и с ними соединить». Поэзии Л. свойствен­ны неожиданность словоупотребления, метафоризация поэтического стиля, эмоционально-психологическая выра­зительность эпитетов. Литературное творчество Л. многожанрово — от тра­гедии («Тамира и Селим», «Демофонт») до сатиры («Гимн бороде»). Мн. его худож. произв. являются по сути своей социально-философской публицисти- кой. С пониманием он относится к жан­ру любовной лирики, не порицает по­клонников гедонизма, но для своей лиры выбирает путь гражданственности, от­ражения общественных интересов. Эс­тетика худож. творчества у Л. связана с эстетикой бытия и познания. Его эстетико-творческое кредо изложено в стихотворении «Разговор с Анакреоном». ЛУКАЧ (Lukacs) Дьёрдь (1885— 1971)—венгерский философ, эстетик, литературовед. Р. в Будапеште; фило­софское образование получил в Гей-дельберге (Германия). Мировоззрение Л. претерпело сложную, противоречи­вую эволюцию от идеализма к марксиз­му. С самого начала творческого пути Л. в центре его внимания были пробле­мы эстетики, культуры и лит-ры. Осо­бый интерес вызывает рус. культура, творчество Достоевского, Толстого. Мн. эстетические работы молодого Л. полу­чили известность лишь в 70-е гг., после опубликования т. наз. «Гейдельбергской эстетики». Активный участник венгер­ского и международного коммунистиче­ского движения, Л. в 30-е — нач. 40-х гг. живет в СССР, принимает уча­стие в культурной жизни страны, в лите­ратурных дискуссиях тех лет, выступает против Пролеткульта. Стремясь дать целостное изложение марксистско-ле­нинской эстетики, Л. в сотрудничестве с советским философом М. А. Лифши-цем исследует такие фундаментальные темы, как проблема отражения в иск-ве (Отражение художественное), сущность реализма, соотношение содержания и формы ц искусстве. Ленинскую теорию отражения Л. применил позднее к ана­лизу таких эстетических категорий, как прекрасное, мимесис, катарсис и др. Его эстетическая концепция направлена против формализма, схематизма и вуль­гарного социологизма. Все его выступ­ления этих лет пронизаны пафосом борьбы против фашизма, против дема­гогических попыток поставить на служ­бу фашистской идеологии духовное на­следие Германии. Вернувшись в 1945 г. на родину, Л. активно участвует в фор­мировании венгерской социалистиче­ской культуры, мн. делает для знакомст­ва венгерского читателя с рус. и совет- Л уначарский Лэнд-арт ской лит-рой. Взгляды Л. были не всег­да последовательными, порой он допус­кал серьезные политические ошибки. Последние годы жизни и деятельности Л. отмечены завершением мн. творче­ских исканий и начинаний в области эстетики. В 1963 г. вышел в свет его фун­даментальный, синтетический труд «Своеобразие эстетического», в к-ром с позиций марксизма дается обоснова­ние сущности эстетического подхода к действительности, излагается категори­альная структура марксистско-ленин­ской эстетики. В теоретическом насле­дии Л. важное место занимают и др. его работы по эстетике: «Душа и формы» (1910), «Теория романа» (1920), «Гёте и его эпоха» (1946), «Теория литерату­ры Маркса и Энгельса» (1949), «Вели­кие русские реалисты» (1951), «Пробле­мы реализма» (1955), «Статьи по исто­рии эстетики» (1956). ЛУНАЧАРСКИЙ Анатолий Василье­вич (1875--1933) —советский государ­ственный и общественный деятель, тео­ретик и практик социалистического культурного строительства, эстетик, ху-дож. критик, искусствовед. Эстетичес­кие воззрения Л. складывались в ост­рой полемике с рус. философами-идеа­листами Н. Бердяевым, С. Булгако­вым, В. Розановым и др. Он выступал с критикой декадентства, отстаивал идейность, партийность худож. творче­ства. Уже в ранний период деятельности Л. ставил задачу создания «синтетиче­ской» эстетики. Л. стремился связать категориальный аппарат эстетики (ка­тегории прекрасного, трагического, воз­вышенного, героического и т.п.) с фило­софскими проблемами человека. Он счи­тал, что эстетические переживания спо­собствуют превращению революцион­ных идеалов в «великую жизненную за­дачу для широкой социальной лично­сти». Обстановка общественной реак­ции после поражения революции 1905— 1907 гг. явилась одной из предпосылок увлечения Л. эмпириокритицизмом, по­пыток «дополнения» марксизма особой «социальной мифологией» -— богостро­ительством. Ленин, резко критикуя Л., увидел в то же время в его эстетических взглядах здоровое начало и выразил на- дежду «отделить» Л. от Богданова «на эстетике» (т. 18, с. 366—367). Разраба­тывая комплексную, «синтетическую» эстетику, Л. выделяет психофизиологи­ческий и социально-философский аспек­ты исследования эстетического, выявля­ет осн. этапы развития эстетического отношения к действительности: «пред-эстетический» (начальный) этап разви­тия чувственных восприятий и представ­лений, «узкоэстетический» взгляд на мир, не идущий дальше непосредствен­ной эмоциональной реакции, выражен­ной в чувстве удовольствия — неудо­вольствия; эстетическое в широком смысле слова — осознанное пережива­ние собственно человеческих, универ­сальных связей с миром. Гл. направле­ние развития эстетического отношения к миру заключается, по Л., в интеллек­туализации, наполнении его социально-мировоззренческим содержанием, сбли­жении с научно-философским и нравст­венным отношением к реальности. Эсте­тическое он считал неотъемлемой сторо­ной марксистского мировоззрения, предпосылкой созидательно-преобразу­ющего отношения к действительности: «Только осознав себя частью прекрасно­го и великого целого, человек стремится сделать это целое прекрасным и вели­ким». Л. выступал против как упрощен­но-просветительского понимания иск-ва, так и различных вариантов деидео-логизированного, «чистого» иск-ва, вы­двигал серьезные возражения против вульгарно-социологического подхода к худож. деятельности и ее результатам. Выделяя в качестве центральной идео­логическую функцию иск-ва, он понимал ее как широкое эстетическое воздейст­вие на личность. Л. обратил внимание на сложный и неоднозначный характер воздействия иск-ва, опосредствуемый формами внутренней активности лично­сти. Говоря о «заражении чувствами» с помощью иск-ва, он имел в виду про­буждение всей эмоциональной сферы личности. Л. внес вклад в осмысление теоретических и практических аспектов проблемы воздействия худож. офор­мленной среды на человека, к-рая приз­вана будить мысль и чувство, напоми­нать человеку о его творческом назна- чении, формировать умение «многораз­лично относиться к предмету», помогать стать подлинным «хозяином вещей». Эстетическое воспитание Л. рассматри­вал в качестве одного из осн. направле­ний формирования гармонически разви­той личности. Важнейшей характерис­тикой последней является, по мысли Л., способность к эстетической оценке всего многообразия жизни, сознательное стремление к саморазвитию, преодоле­нию своего несовершенства, к социаль­ному творчеству. Цель эстетического воспитания может быть достигнута только на основе комплексного приме­нения различных форм трудовой, игро­вой, худож. деятельности, освоения лич­ностью достижений культуры. Особое место в эстетическом воспитании, акти­визации творческих сил личности Л. от­водил театру. Деятельность Л. оказала значительное влияние на разработку методологических основ искусствозна­ния, худож. критики, на становление и развитие советской эстетической науки, теории и практики эстетического воспи­тания. Осн. соч., в к-рых отражены эсте­тические взгляды Л.: «Основы позитив­ной эстетики» (1904), «Марксизм и эсте­тика» (1905), «Театр и революция» (1924), «Воспитание нового человека» (1928), «Искусство как вид человече­ского поведения» (1930). ЛУ СИНЬ (наст. имя Чжоу Шужэнь) (1881—1936)—кит. писатель, публи­цист и литературовед, основоположник совр. кит. лит-ры. Эстетические взгляды Л. .С. претерпели значительную эволю­цию. В начале творческого пути он вы­ступал проводником идей романтиче­ской эстетики (прежде всего П. Б. Шел-ли и Карлейля), разделяя т. зр. роман­тиков на поэзию, на ее созидательную роль, на общественное предназначение иск-ва. Поэты, по Л. С., призваны «бо­роться с самим небом, противостоять человеческой серости», возбуждать глу­бокие чувства в сердцах не только сов­ременников, но и последующих поколе­ний. В традиционной кит. поэзии Л. С. стремился выявить струю, аналогичную романтизму. По его мнению, аналогом романтического творчества Дж. Байро­на в Древн. Китае может считаться поэ- зия Цюй Юаня. Л. С. верил, что иск-во способно изменить природу человека; отводил иск-ву важную роль в формиро­вании у людей творческого воображе­ния. Преображение реальности (гай-цзао) считал непременным атрибутом худож. творчества. При этом он высту­пал как против копирования явлений природы в иск-ве, так и против отхода от изображения реальных объектов. В творческом процессе Л. С. выделял три фактора: предмет природы (тяньу), размышление над законом вещей (сы ли) и эстетическую идеализацию (мэй-хуа). Иск-во, по Л. С., есть «эстетиче­ская идеализация предмета природы на основе размышления над законом ве­щей». Познакомившись в конце 10-х гг. с идеями рус. революционных демокра­тов и марксистской эстетикой, Л. С. при­шел к материализму в эстетике, а затем (на рубеже 20—30-х гг.) стал крупней­шим теоретиком нового революционного иск-ва Китая, последовательно отстаи­вая принципы реализма. Л. С. мн. сделал для популяризации в Китае рус. и советской лит-ры (переводы рус. клас­сики, а также соч. Горького, А. А. Фаде­ева и др.), подчеркивал активную по­средническую роль советского иск-ва в приобщении кит. народа к богатствам мировой худож. культуры. Осн. соч. Л. С. по эстетике и теории лит-ры: «О силе сатанинской поэзии» (1908), «Ре­волюционная пролетарская литература в Китае и кровь ее авангарда» (1931), «Краткая история китайской прозы» (1933). ЛЭНД-АРТ (от англ. land — земля, art — искусство) — вид концептуаль­ного искусства, использующий в каче­стве материала природные объекты. Возник на Западе на рубеже 70-х гг. XX в. под влиянием идеологии контр­культуры, противопоставляющей соци­ально-иерархической организации про­изводственных и управленческих про­цессов буржуазного об-ва жизненные формы архаических, племенных об-в, природное — социальному, бессозна­тельное, инстинктивное — рациональ­ному. Одновременно Л.-а. явился свое­образной реакцией худож. сознания на экологический кризис, разрушение при- Люксембург родной среды. В нем отразилась и тоска чек-рои части худож. интеллигенции по иск-ву, тесно связанному с природной жизнью, и попытка возврата к утерян­ным эстетическим ценностям, и борьба с буржуазной коммерциализацией иск-ва. Л.-а. ориентируется на архаические формы архитектуры и изобразительной деятельности: египетские пирамиды, фрески Тассили, мегалитические струк­туры типа Стонхенджа, менгиров (оди­ночных столбов), дольменов (древн. усыпальниц), дзэнских японских садов из камней. Архитектурные творения лэнд-артистов достигают огромных ве­личин. При создании т. наз. произв. Хейзера «Двойной негатив» в невад-ской пустыне было передвинуто 240 тыс. т грунта, «Обсерватория» Мор-риса в Голландии — это огромный кольцевой вал диаметром 90 м и высотой около 3 м; «Спиральный холм» Смитсо-на сочетает природный холм с кольце­вой дамбой диаметром 45 м. Творения Л.-а. полностью видны только с возду­ха, поэтому в музеях и галереях экспо­нируются их фотографии или проекты. Создавая свои объекты, художники Л.-а. широко используют древнюю сим­волику лабиринтов, кругов, спиралей, магических знаков с целью подчеркнуть значимость мифологического мышления и необходимость возвращения к нему. Идеи, реализуемые псевдоархаически­ми формами их творения,— отражение пессимистических настроений, неверия в социальные возможности научно-технической революции в условиях капиталистического об-ва. Т. обр., эти художники берут на себя роль ора­кулов, а представленное их творе­ниями «иск-во» Л.-а. в целом, ориен­тированное на архаику и мифологию, хотят они этого или нет, включается в русло неоконсервативной идеоло­гии. ЛЮКСЕМБУРГ (нем. Luxemburg, польский Luksernburg) Роза (1871— 1919) — деятель польского, нем. и меж­дународного рабочего движения, одна из основателей «Союза Спартака» и Компартии Германии (КПГ), теоретик и пропагандист марксизма, литератур- но-худож. критик, публицист. Через все эстетическое и литературно-крити­ческое наследие Л. последовательно проходит идея неразрывного единства иск-ва, действительности и революции. Под этим углом зрения она и раскры­вает одну из осн. тем своего литера­турно-критического творчества — место художника в революции, его социаль­ную роль. Так, в одной из первых своих статей «Адам Мицкевич» (1898) Л. рас­сматривает все творчество поэта, его подъемы и спады в сопричастности с развитием польского революционного движения, с восстаниями 30-х гг. и их подавлением. Выступая против теории «мирного врастания» социализма в ка­питализм, она обосновывает плодотвор­ность для иск-ва связи с передовой идео­логией, с революционной борьбой тру­дящихся. В статье «Глеб Успенский» Л. характеризует писателя как вождя раз­ночинной рус. интеллигенции, выразите­ля идеологии народничества. В отклике на книгу Меринга о Шиллере, написан­ную для рабочих, Л., солидаризируясь с автором, подчеркивает несостоятель­ность обывательского понимания рево­люционности как любой формы протес­та, отстаивает тезис о социальной на­правленности революционного дейст­вия и в этой связи поддерживает идею о необходимости освоения, глубокого проникновения в смысл драматургии Шиллера. Л. выступает за «тенденциоз­ное иск-во» (Тенденциозность) как часть революционного процесса, против натурализма и декадентства. Рассмат-.ривая рус. лит-ру (статьи, посвящен­ные В. Г. Короленко, Толстому, класси­ческой лит-ре XIX в. в целом), она высо­ко оценивает ее обличительный пафос, остроту социальной проблематики и вы­сокие худож. достоинства. Хотя Л. не всегда последовательно проводила принципы марксистского анализа про­изв. иск-ва, подменяя порой при оценке их содержательной стороны социаль­ные критерии моральными, она неизмен­но оставалась на позициях отстаивания прогрессивного реалистического иск-ва (Реализм), отражающего интересы на­рода. М АНЕРА (итал. rn-aniera) — харак­тер исполнения к.-л. худож. произв. от­дельным автором, его индивидуальный стиль, проявляющийся в выборе худож. средств и их интерпретации. Понятие «М.» возникло в XV—XVI вв. в Италии, где обозначало или выражение индиви­дуальности мастера (Индивидуальность в искусстве), или стиль определенной эпохи (Л. Гиберти, Дж. Вазари). Во втором употреблении термин «М.» до­полнялся обычно соответствующими оп­ределениями («византийская», «греч.», «нем.», «совр.», «новая»), помогая клас­сификации направлений в иск-ве эпохи Возрождения (Возрождения эстетика). Большое распространение термин «М.» получил в XVI в., в связи с чем для ха­рактеристики стилевых особенностей иск-ва переходного периода от Возрож­дения к барокко впоследствии стало употребляться название «маньеризм». Он противопоставлялся принципам под­ражания природе, обозначая некое выс­шее, идеальное понимание худож. фор­мы. Понятие «М.», обозначающее нечто предваряющее стиль, привлекало теоре­тиков классицизма (П. Беллори, Л. Ланци). В последующее время пони­мание М. как худож. выражения эпохи в теории и истории иск-ва полностью вытесняется понятием стиля, применя­ясь лишь для обозначения проявлений индивидуального начала в худож. твор­честве (аналогично понятию «почерк» и др.).

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!