ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 31 страница
ся неразрешенным и произв. обрывается на самой высокой ноте, тогда К. совпадает с развязкой. К. акцентируется на основе изобразительно-выразительных возможностей того вида искусства, к к-рому относится данное худож. произв. В музыке, напр., К. выделяется высоким регистром, усилением громкости звучания. КУЛЬТУРА (лат. cultura — возделывание, обработка, воспитание, развитие) — исторически определенная ступень развития об-ва и человека, выраженная (опредмеченная) в результатах материальной и духовной деятельности людей, в создаваемой ими «второй природе». Понятие «К.» характеризует как уровень развития определенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных об-в, наций и народностей (напр., античная К., социалистическая К., К. майя), так и степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности (К. труда, нравственная К., худож. К., К. быта). В самом широком смысле термин «К.» охватывает все то, что определяет специфику человеческого существования в мире (в отличие от существования всех др. живых и неживых тел), в более узком смысле им обозначают только сферу духовной жизни людей. В совр. буржуазной философии, социологии и антропологии существует мн. концепций К., стремящихся раскрыть ее смысл и сущность с натуралистических или идеалистических позиций, истолковать их либо по прямой аналогии с природными явлениями, либо как чисто духовное, сверхприродное образование. В марксистско-ленннском толковании К. выступает как продукт материально и духовно преобразующей деятельности людей, достигнутый ими уровень в овладении силами как внешней, так и собственной природы. В процессе развития К. изменяются не только вещи и идеи, но и сами люди. Охватывая с внешней стороны все предметные результаты человеческой деятельности (орудия труда, сооружения, различные виды знания, произв. иск-ва, нормы права, моральные принципы, обычаи и верования), К. по своему внутреннему содержанию есть процесс развития самого человека как общественного существа, как целостной и гармонической личности, способ существования человека как субъекта деятельности, мера его индивидуального — творческого, социального, интеллектуального, нравственного, эстетического и физического — совершенствования. Существуют разные способы классификации К. по осн. видам. Наиболее распространено деление К. на материальную и духовную — соответственно двум осн. видам общественного производства. К духовной К. обычно относят сферу производства, распространения и потребления результатов духовной деятельности: различные виды духовного творчества, образование, просвещение, воспитание, деятельность средств массовой коммуникации — печати, радио, кино, телевидения и культурно-просветительных учреждений. Духовная К. подразделяется на политическую, эстетическую и худож., нравственную, научную и т. д. При всех способах подобной классификации гл. остается признание определяющей роли материальной К. для развития всей К. в целом. «...Для того, чтобы быть культурными,— писал В. И. Ленин,— нужно известное развитие материальных средств производства, нужна известная материальная база» (т. 45, с. 377). Др. сложная проблема — историческая типологизация К., выделение осн. исторических типов К. Каждой общественно-экономической формации присущ свой тип К., что не означает, однако, разрыва в историческом развитии К., полного уничтожения предшествующей К., отказа от культурного, в т. ч. худож., наследия (Наследие художественное) и традиций. Создание новой К. возможно лишь на базе критического освоения достижений К. прошлых эпох (Традиция и новаторство). В реальном историческом процессе К. существует в многообразных формах, к-рые не отменяют ее общечеловеческого единства и преемственности в развитии (Преемственность в искусстве). Марксизму чужда как абсолютизация к.-л. отдель-яой, частной К., так и концепция культурного релятивизма, отрицающая Культура хцдожественная Ку льтура эстетическая идею культурного прогресса К.— явление одновременно общечеловеччское и классовое Общечеловеческое содер жание К обнаруживается в деятельности передовых классов, выражающих прогрессивные устремления эпохи В И Ленин писал о наличии в К антагонистических формаций «двух культур», выражающих противоположные и непримиримые интересы эксплуататорских и эксплуатируемых классов В условиях совр капитализма господствующая буржуазная К обретает в осн характер массовой культуры, лишенной глубокого духовного содержания и рассчитанной на примитивные вкусы, на потребительский спрос, резко обостряется противоречие между традиционно-гуманитарной и научно-технической К Социалистическая К — качественно новый этап развития мировой, общечеловеческой К Наследуя все ценное в К прошлого, она выражает новый тип общественных отношений, свободных от классовой эксплуатации и национального угнетения Социалистическую К. характеризуют народность, коммунистическая идейность и партийность, дух коллективизма и гуманизма, сочетание интернационализма и социалистического патриотизма В своем развитии она ориентирована на формирование целостной, гармонически, всесторонне (втч и эстетически) развитой личности В совр. эпоху закладываются основы всемирной. общечеловеческой по своему характеру К будущего КУЛЬТУРА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ— совокупность худож ценностей, а также исторически определенная система их воспроизводства и функционирования в об-ве В качестве синонима ~К 'х иногда употребляется понятие «искусство» Характер и уровень развития К х. определяется в конечном счете социально-экономическим развитием об-ва Как отмечали основоположники марксизма, известные различия в стиле творчества Рафаэля, Леонардо да Винчи и Тициана были обусловлены разделением труда, сложившимся в Риме, Флоренции и Венеции того времени Вместе с тем они неоднократно подчеркивали относитель- ную самостоятельность развития К х и даже несоответствие определенных периодов ее расцвета с прогрессом об-ва в целом- «Например, греки в сравнении с современными народами, или также Шекспир» (Маркс К, Энгельс Ф , т 46, ч 1, с 47) В К х входят, одновременно определяя ее специфику совокупность наличных худож ценностей, унаследованных от предшественников и выступающих в качестве предпосылки воспроизводства и развития К х , комплекс худож ценностей данной исторической эпохи, отождествляемый с нею (напр, иск-во эпохи Перикла — Греция V в до н э , иск-во эпохи Хэйан — Япония Х в, К х пореформенной России XIX в), набор сформировавшихся и сознательно принятых норм и «технологий», канонизированных в «священных» образцах (напр, «Шицзин» в Китае). кодифицированных в поэтиках («Поэтика» Аристотеля —IV в дон э, «Чит-ралакшана» — одна из древнеинд поэ тик 1—II в. н э), декларированных в манифестах и программах, теоретически осмысленных и представленных в методе худож. творчества (напр , метод романтизма у иенских романтиков, реалистический метод в трудах рус революционных демократов, метод социалистического реализма в публикациях Горького) , группы непосредственных творцов худож ценностей — художников, объединенных по профессиональным или идейным принципам в корпорации, братства, кружки (напр , прерафаэлиты в Англии, «Могучая кучка» в России), творческие союзы; понимающая и ценящая иск-во публика, контингент к-рой в зависимости от социально-классовой структуры об-ва может ограничиваться «салоном» или совпадать с народом, система эстетических ценностей, обеспечивающая понимание иск-ва К х неоднородна по своей социальной и худо/к ориентации В худож плане в ней можно выделить классический, популярный идевиантный (отклоняющийся) уровни Их соотношение весьма подвижно Так, импрессионизм из девиант-ного («салон отверженных») перешел в классический фонд совр европ К х В антагонистических об-вах собственно худож ориентация находится в сложном переплетении с социально-классовой и религиозной, что придает К х весьма противоречивый характер Ключ к пониманию социальной разнородности К х дает ленинское учение о двух культурах в каждой национальной культуре К х.—составная часть, ядро куль-туры зстЈтической, через к-рую и включается, в сисгему общественных отноше-„ний Однако между ними нет тождества Они не совпадают ни по составу, ни по функциям, ни по темпам развития Далеко не всегда выдающиеся явления К х становятся достоянием совр ей эстетической культуры Так, полотна У Тёрнера, предвосхитившего достижения пленэра, современники не считали иск-вомС др. стороны, К. х не всегда отвечает назревшим эстетическим потребностям. об-ва^Это образно выразил Маяковский «Улица корчится безъязыкая, ей нечем кричать и разговаривать» Оптимальное отношение между К х и эстетической культурой предполагает развитые в об-ве эстетические потребности (Потребность эстетическая) и высокий потенциал К х, призванной удовлетворять их К х обладает свойствами открытой и закрытой системы Свои образы, сюжеты, идеи она черпает в жизненном мире и в нем же находит смысл своего существования Как только связь с миром прерывается, иск-во вырождается {декадентство, изощренная, но безжизненная «игра в бисер», по образному определению Г Гессе) Однако для того чтобы К х была функциональной по отношению к об-ву, она должна обладать известной автономией, что необходимо для накопления и совершенствования ее идейно-эстетического потенциала Для совр буржуазной эстетики характерны либо абсолютизация автономии К х, переходящей в эзотеризм «мира иск-ва», т е его обращенность лишь к «посвященным», элите (Ортега-и-Гасет, Дж Дики), либо ее растворение в повседневной жизни, приводящее к стиранию различий между ними Марксистско-ленинская эстетика, выявляя и оценивая общественную роль и задачи К х , всегда исходила из ее специфического положения в об-ве Разви- вая идеи Маркса по проблемам культуры, Ленин подчеркивал необходимость бережного отношения к К х, к худож интеллигенции, ее гворческой деятельности. Следуя этой ленинской линии, КПСС видит одну из задач своей культурной политики в обеспечении широкого простора для действительно свободного творчества, повышения мастерства, дальнейшего развития многообразных форм, стилей и жанров литры и иск-ва КУЛЬТУРА ЭСТЕТИЧЕСКАЯ специализированная часть культуры об-ва, характеризует состояние об-ва с т зр его способности обеспечивать развитие иск-ва и эстетических отношений К э — системное образование, имеющее сложный состав Системооб-разующим элементом К э. являются эстетические отношения и соответствующая им система эстетических ценностей К структурно-функциональным элементам К э относятся совокупность функционирующих в обществе худож ценностей, в к-рых объективированы эстетические отношения и ценности, профессионально-специализированная группа деятелей культуры, обеспечивающая их функционирование, технические средства производства, тиражирования и коммуникации худож ценностей; находящиеся под контролем об ва институты (музеи, театры, библиотеки, академии, клубы и пр), обеспечивающие функционирование К э и управление ею Функциональную структуру К э следует отличать от ее состава, к-рый образуют самостоятельные (или смешанные) сферы эстетической деятельности (Деятельность эстетическая) Ядром К э является культура художественная, или искусство как деятельность, порождающая худож и объективирующая эстетические ценности Своеобразным спутником профессионального искусства в составе К э является художественная самодеятельность, охватывающая широкие слои трудящихся. В качестве самостоятельного пласта К. э выступают традиционное народное искусство, фольклор, связывающие ее с народной жизнью и одновременно служащие источником пополнения кадров Культура эстетическая Кьеркегор профессионального иск-ва. Эстетическая деятельность постоянно вовлекает в систему К. э. различные сферы общественной практики. Традиционным элементом К. э. с древн. времен была архитектура, основу к-рой составляет социально-эстетическая организация пространственной среды человека (Эстетическая организация среды). Важнейшим элементом К. э. в настоящее время стала эстетика производства, включающая дизайн, или худож. конструирование промышленных изделий, эстетическую организацию производственной среды и эстетику самого труда. Эстетические принципы организации технической среды, выработанные в дизайне, распространяются на организацию естественной, природной среды, ландшафты к-рой приобретают и самостоятельную эстетическую ценность. Возникает комплекс проблем, решаемых на стыке экологии и эстетики (Экологическая эстетика). К.-э. охватывает и социальную сферу жизнедеятельности людей: культуру быта, досуг (Быта эстетика), спорт (Эстетика спорта), праздники и пр. Особое значение в составе совр. К. э. приобретают средства массовой информации — радио, телевидение, к-рые не только осуществляют функцию трансляции худож. ценностей, но и создают постоянно действующую информационно-эстетическую среду, связывающую эстетические отношения с. идейно-политическими и оказывающую существенное влияние на формирование ценностной ориентации публики. Важнейшей сферой К. э. социалистического об-ва является единая система эстетического воспитания, охватывающая различные слои населения. К. э. характеризует не только об-во, но к индивида. Для того чтобы стать субъектом К. э., человек должен овладеть сложившейся до него системой эстетических отношений и ценностей. Эта задача решается через эстетическую деятельность. Как часть культуры об-ва К. э. социально обусловлена и вместе с тем обладает определенной устойчивостью традиций и ценностей. В процессе исторического развития мирового сообщества сформировалось и утвердилось несколько региональных типов К. э., обладающих относительной самостоятельностью (европ., инд., кит., арабо-мусульманский, латиноамер., негро-аф-риканский и др ). Развитие капитализма положило начало образованию мировой культуры, но вместе с тем наложило отпечаток классовой ограниченности на этот процесс. В буржуазном об-ве развитие иск-ва сопровождалось отчуждением от К. э. подавляющего большинства трудящихся, занятых в материальном производстве. На этой основе происходит размежевание К. э. на «элитарную», предназначенную для «посвященной публики», и «массовую», рассчитанную на «усредненных индивидов» (Массовая культура). В развивающихся странах оба эти слоя буржуазной К. э. оказывают негативное воздействие на их традиционную, народную культуру. Вместе с тем в буржуазных и развивающихся странах происходит процесс демократизации К. э., «ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую» (Ленин В. И'., т. 24, с. 120—121). Преодоление этих противоречивых тенденций лежит через культурную революцию, являющуюся составной частью революционных социальных преобразований. Программа культурной революции применительно к условиям социалистической революции в России была разработана В. И. Лениным. Реализация этой программы в сфере К. э. предполагает: обращение иск-ва к интересам и потребностям народа: обеспечение социалистическим государством условий для свободного худож. творчества каждому, «в ком сидит Рафаэль» (Маркс), для всемерного вовлечения трудящихся в различные виды эстетической деятельности; превращение ценностей мировой худож. культуры в духовное достояние народа. В этом плане одной из программных установок партии, воплощающей идеи Ленина, является задача всемерно способствовать повышению роли лит-ры и иск-ва в деле эстетического, гуманистического по своей идейно-нравственной ориентации воспитания народа. КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД (от лат. cultura — возделывание, обработка, воспитание и греч. his-toria — рассказ о прошлых событиях)— метод исследования иск-ва, использующий культуру как ключ к интерпретации худож. произв. и к пониманию худож. процесса. К.-и. м. исходит из того, что культура — социальная память человечества, общественный продукт деятельности людей и только в ее лоне худож. произв. может возникнуть и осуществить себя как социальный феномен, может быть воспринято и понято. К.-и. подход исходит из понимания лит-ры и иск-ва как части общей духовной культуры, опирается на взаимодействие худож. явлений с широким полем культуры, и в частности с худож. произв. др. видов искусства. Однако при вульгаризации этот подход может привести к пониманию худож. произв. как истори-ко-культурной иллюстрации, что неправомерно. Толчок к развитию К.-и. м. дал Гердер. Основоположником К.-и. школы на Западе стал фр. теоретик иск-ва Тэн, усматривавший исходную точку данного метода «в признании того, что произведение искусства есть нечто обособленное, и поэтому предметом исследования является целое, которым оно объясняется и обусловливается». К.-и. м. развивали также на Западе Г. Геттнер, Г. Пауль, а в России — А. Н. Пыпин, изучавший «общественное самосознание» и искавший «определение общественных условий», воздействующих на творцов иск-ва и на весь его склад. Пыпин полагал, что К.-и. м. особенно эффективен при изучении послегоголев-ской лит-ры, обретшей развернутое общественное содержание. Лит-ра должна изучаться, по его мнению, во всех подробностях, ибо ее история «имеет дело не только с чистым художеством, но также и с массою иных литературных явлений, которые имея лишь отдаленное отношение к художеству, имели значение в ходе образования и нравственных достижений общества». Позднее К.-и. м. разрабатывал Н. С. Тихонравов, соединявший историко-литературные исследования с общеисторическими, подчеркивающий важность рассмотрения в це- лом худож. явлений эпохи и народного быта. Сторонниками К.-и. м. в разное время были А. А. Шахов, С. А. Венге-ров, А. И. Кирпичников, Н. П. Дашкевич и др. К.-и. м. недооценивал специфику худож. процесса, отождествлял историю лит-ры и иск-ва с историей общественной мысли, оперировал идеей «среды», не учитывая обусловливающих ее социально-классовых факторов. Т. обр., недостатком К.-и. м. была утрата границ предмета анализа (изучение вместо лит-ры и иск-ва истории культуры в целом, включая и общественную мысль) и социально-классовых критериев оценки худож. явлений. КЬЕРКЕГОР (Киркегор) (Kierkegaard) Серен (1813—55)—датский теолог, философ-идеалист и писатель, предшественник экзистенциализма. Для мышления и личности К. характерно столкновение контрастных, несовместимых принципов и жизненных установок, что во мн. объясняется ранним влиянием на него, с одной стороны, суровой протестантской семейной атмосферы (с острым ощущением виновности человека перед богом), а с др.— увлечением нем. романтизмом с его эстетически-эв-демонистским культом наслаждения и подчеркиванием самоценности человеческой личности. Отсюда — характерная для К. любовь к парадоксу, стремление подчеркнуть непримиримость различных типов мировоззрений, выразившееся в романтической склонности писать свои произв. под разными псевдонимами. Осн. определение человека, по К., не разум, а существование (экзистенция), и только то мышление, к-рое исходит из экзистенции и питается ею, может быть подлинным, т. е. экзистенциальным. С этим связана присущая философии и эстетике К. углубленная саморефлексия, своего рода психология, исследующая трагические противоречия души и ее сложные отношения, а нередко и противоборство с окружающим миром. При этом К. обнаружил глубо-.кое понимание диалектики человеческой души и большое писательское дарование. Влиянием своим на скандинавскую лит-ру К. обязан прежде всего своей книге «Или-или» (1843), где он вскры- Кьеркегор вает своеобразную логику развития человеческой души, внутренней жизни человека. Парадоксальная структура последней изображена в учении о «стадиях жизни» — эстетической, этической и религиозной. На стадии эстетической цель человеческой жизни — наслаждение, высшее начало для человека — красота, а высшая способность души — воображение, свободная игра фантазии; гл. жизненная установка здесь — игровая: человек ни к чему не относится всерьез, кроме собственного удовольствия. Образцом такого рода «эстетически-гедонистической личности» являются для К. герои «Люцинды» Шлегеля. Его критика эстетизма, в сущности, есть критика иенского романтизма, понятого К. «изнутри». Критика романтической иронии как способа «воспарения над действительностью» служит v К. переходом к более высокой — этической ста-
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!