ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 28 страница



К. в социалистическом иск-ве, выража­ющееся в непримиримости по отноше­нию к антигуманным проявлениям бур­жуазной культуры, в осознанном и от­крытом отстаивании подлинно гумани­стических идеалов, связанных с перспек­тивой построения бесклассового об-ва, является исторически конкретной фор­мой борьбы за приоритет О. в иск-ве. КНИГИ ИСКУССТВО — область де­коративно-прикладного искусства, гра­фики, а в XX в.— дизайна, целью к-рой является создание худож. образа книги как материального предмета в соответ­ствии с ее осн. содержанием и особенно­стями стиля, худож. культуры опреде­ленного времени и региона. Одно и то же литературное произв., научный труд могут быть изданы в различных вариан­тах оформления книги, с иллюстрация­ми и без них, как уникальные или массо­вым тиражом, но в любом случае в них должно быть достигнуто единство со­держания и формы, что выступает как критерий оценки К. и. В то же время мо­гут быть созданы единые по образному решению серии книг (худож. и научной лит-ры, энциклопедические издания), выработан фирменный стиль изда­тельств, что позволяет читателям лучше ориентироваться в выпускаемой печат­ной продукции К. и. является действен­ным средством эстетического воспита­ния людей начиная с раннего детства и в период школьного обучения, форми­руя вкус и воздействуй на визуально-образное мышление в течение всей их жизни. Оно выступает как связующее звено между человеческими культурами во времени и пространстве. До изобре­тения книгопечатания в XV в. К. и. ба­зировалось на мастерстве переписчиков и художников, превращавших рукопис­ные книги в произв. декоративно-при­кладного иск-ва высокой ценности. Раз­витие книгопечатания привело к значи­тельной демократизации К., сделало ее доступной для широких масс. В К. и. проявляется диалектика взаимосвязи эстетического и утилитарного, интерна­ционального и национального, уникаль­ного и типового, серийного, что делает его богатым по материалу объектом для эстетических исследований. КОЛЛАЖ (фр. collage — буквально наклеивание) — технический прием, широко использовавшийся с 1911— 16 гг. в практике кубистов, футуристов, дадаистов, к-рый заключается во введе­нии в произв. изобразительного искус­ства отличных от него по фактуре и цвету («контррельефных») предметов: обрывков газет, афиш, обоев и т. д. В расширенном смысле К.— включение с помощью монтажа в произв. лит-ры, театра, кино, живописи, музыки разно-стилевых объектов или тем для усиления общего идейно-эстетического воздейст­вия. В этом плане приоритет принадле­жит не модернистским школам, а более ранним реалистическим течениям, к-рых, в отличие от модернизма, в К. привлекала не вызывающая «нищета материала», противопоставляемая про­грессу в науке и технике, а, наоборот, стремление к обогащению выразитель­ных средств иск-ва в соответствии с рас­тущей демократизацией общественного сознания (напр., фотоколлажи и К. иллюстраций; театральная ширма дат­ского сказочника Г. X. Андерсена, об­клеенная множеством вырезанных реп­родукций, и др.). Формалистический К. в виде «наклеенной бумаги» был позже отвергнут в значительной части лит-ры и иск-ва XX в. На смену ему пришла но­вая эстетика К. Как эксцентрическая метафора, изобразительная или звуко­вая, он присутствует в живописи П. Пи-кассо и Дж. Хартфильда, в поэзии Блока и Маяковского, в прозе Дос-Пассоса, в пьесах Брехта и П. Вайса, в театральной режиссуре Вахтангова и Э. Пискатора, в фильмах К. Маркера и С. Юткевича, в музыке Д. Шостакови­ча и Р. Щедрина. Вместе с тем, в проти­вовес использованию К. лишь как одно­го из способов достижения эстетической выразительности в общей системе мон­тажа, модернизм и массовая культура (прежде всего сюрреализм и поп-арт) продолжают рассматривать его как нечто самодовлеющее, пытаясь путем эпатажа и контраста разнофактур-ных материалов найти новые способы обогащения худож. языка и эстетиче­ского сознания, часто переживавшего в XX в. периоды кризиса. Коллизия Комическое КОЛЛИЗИЯ (лат. collisio—столк­новение) — противоречие и столкнове­ние характеров и обстоятельств в про-изв. иск-ва (в лит-ре, театре), противо­борство между характерами или внутри одного из них, вынуждающее персона­жей к поступкам; худож. отражение со­циально-исторического конфликта ре­альной действительности. Являясь тол­чком к действию, К. определяет собой движение сюжета и разрешается в фи­нале произв. Типы разрешения К. раз­личны в зависимости от жанра произв. Понятие «К.» как одно из осн. для тео­рии иск-ва разрабатывал Гегель; обос нование его роли в марксистско-ленин­ской эстетике дано в письмах Маркса и Энгельса к Лассалю. Понятие «К.» близко понятию «конфликт художест­венный», в советской эстетике использу­ются оба понятия. КОМЕДИЯ (греч.— k6modia) — жанровая разновидность драмы. Эсте­тическое воздействие К. обусловлено эмоциональным эффектом, вызываемым у субъекта различными видами смеха, связанными с ситуациями сюжета К., поведением ее персонажей, поступки к-рых вступают в противоречие с дейст­вительностью и принятыми в ней норма­ми общежития. В зависимости от харак­теров действующих лиц, социального и нравственного содержания конфликтов К. приобретает различную эмоциональ­ную окраску: ирония, добродушный или горький смех, сарказм. К.— жанр в основе своей остросоциальный. Во все времена она служила средством осуж­дения нравственных пороков и прояв­лений социальной несправедливости. Древнегреч. К., создателем к-рой был Аристофан (V—IV вв. до н. э.), имела сказочно-шутливый и хороводно-песен­ный характер, истоки к-рого — в карна­вальных процессиях в честь бога Диони­са. Новая аттическая К. в лице Менанд-ра (IV—III вв. до н. э.) обратилась к бы­товым сюжетам. Этой традиции следо­вали и комедиографы Древн. Рима — Плавт и Теренций (III—II вв. до н. э.). В период средневековья в народном те­атре возникли жанры фарса, соти, пред­ставлявшие собой анекдотические сцен­ки бытового характера. В эпоху Воз- рождения расцветает К., содержащая романтические элементы — приключе­ния, связанные преимущественно с пе­рипетиями любви (К. Лопе де Вега, У. Шекспир), особо выделяются реали­стические «Интермедии» Сервантеса. В XVII в. в Италии существовали два типа К.— «ученая», следующая образ­цам древнеримских К., и народная импровизационная (комедия дель ар-те). Франция дает миру образцы соци­ально-бытовой и нравоучительной коме­дии, величайшим мастером к-рой был Мольер. Созданный им тип К., обличаю­щей нравственные и общественные по­роки, получил в XVIII в. развитие в драматургии др. стран: в Англии -Р. Б. Шеридан, в Дании — Л. Холь-берг, в Германии — Лессинг, в Рос­сии — Д. И. Фонвизин. В XIX в. миро­вое комедийное иск-во получает расцвет в России, давшей высокие образцы со­циальной сатиры (творчество А. С. Гри­боедова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. Н. Ост­ровского). В социалистическом об-ве сатирическая К. выступает незамени­мым средством борьбы иск-ва с нега­тивными общественными явлениями. Яркий пример тому сатирические К. Маяковского «Клоп» и «Баня». КОМЕДИЯ ДЕЛЬ АРТЕ (итал. corn-media dell'arte — комедия масок) — вид театрального представления в Ита­лии XVI—XVII вв. Истоки К. д. а., ее глубинной народности — в фарсе и карнавальных шествиях (Карнавал). Пронизанная смелой сатиричностью ч' духом ренессансного вольнолюбия (Ренессанс), К. д. а. относится к выс­шим достижениям европ. театра эпохи Возрождения. Один из гл. принципов К. Д. а.— импровизационность (Импро­визация): в основе сюжета — сценарий (либретто), обраставший по ходу дей­ствия импровизационными разработ­ками исполнителей. Персонажи К. д. а. являли собой не индивидуализирован­ные характеры, а определенные соци­ально-психологические типы, «маски», делившиеся на три группы — маски гос­под, слуг, носившие общее название «дзанни», и влюбленных. Игровую сти­хию К. Д. а. определяли импровизацион- ные буффонные трюки — т. наз. лаццо. Динамичность и яркость зрелища, ан-самблевость, буффонада, гротеск — ха­рактерные черты комедии масок. Гово­рившие на разных диалектах, кочевав­шие по Италии, а потом и др. странам, труппы К. д. а. положили начало про­фессиональному актерскому иск-ву Ев­ропы. К. Д. а. оказала значительное вли­яние на европ. театр последующих ве­ков. Ее традиции — в наследии Ж. Б. Мольера, К. Гольдони, К. Гоцци, творчестве Э. де Филиппе. Режиссура XX в. часто обращается к выразитель­ным средствам К. д. а. КОМИКС (англ. comics, мн. число от comic — комический, смешной), — вид печатной продукции, представляющий собой повествование в картинках с про­должениями, снабженное кратким со­проводительным текстом или репликами действующих лиц. К. выпускаются и для детей и для взрослых в виде отдельных книжек или специальных журналов, помещаются в прессе, иногда занимая целые полосы («комикстрип»). Стилис­тика К. позволяет вводить их в средства наглядной графической агитации (напр., «Окна РОСТА» Маяковского). Поэтому мн. демократические периоди­ческие издания за рубежом широ­ко используют К. как с развлека­тельными, так и с сатирическими или познавательными целями. Ни с чем не сравнимое распространение К. получи­ли в буржуазной массовой культуре, образовав в ней одну из ведущих отрас­лей. Помимо приключенческого, юмори­стического, эротического содержания (похождения суперменов, суперженщин и т. д.) на Западе выпускаются К. анти­коммунистические, милитаристские, ра­систские, уголовно-патологические, к-рые изобилуют сценами ужасов, же­стокости, насилия. Подобные К. имеют самый низкий, антиэстетический уро­вень, приравниваются часто даже сами­ми их потребителями к «макулатуре» и «литературному хламу», что не меша­ет такого рода К. выполнять реакцион­ную идеологическую и коммерческую функцию. Технически усовершенство­ванной на Западе формой К. является фотороман. Начав с любовных историй, фотороман освоил все сюжеты собствен­но К. и тематически почти ничем от них не отличается. КОМИЧЕСКОЕ (от греч. komi-kos — веселый, смешной) — одна из осн. категорий эстетики, отражающая социально значимые противоречия дей­ствительности под углом зрения эмоци­онально-критического отношения к ним с позиций эстетического идеала. В исто­рии эстетической мысли К. характери­зуется как результат контраста, «разла­да», противостояния: безобразного и прекрасного (Аристотель), ничтожного и возвышенного (Кант), мнимо основа­тельного и значительного, действитель­но прочного, истинного (Гегель), внут­ренней ничтожности, пустоты и внешно­сти, имеющей притязание на содержа­ние и реальное значение (Чернышев­ский), нелепого и рассудительного (нем. писатель Жан Поль), бесконечной пред­определенности и бесконечного произ­вола (Шеллинг), образа и идеи (Фи­шер), автоматического и живого (Берг-сон), ценного и притязающего на цен­ность (Фолькельт). К.— это противоре­чие между несовершенным явлением и положительным опытом человечества, запечатленным в эстетических идеалах, общественно значимое несоответствие цели средствам, формы — содержанию, действия — обстоятельствам, сущно­сти — ее проявлению, претензии лично­сти — ее субъективным возможностям и т.д. К. заключено в самой реальности. Будучи одним из этапов и аспектов са­мого исторического процесса, оно выяв­ляется, по словам Н. Г. Чернышевского, при сопоставлении явлений с «истинным назначением жизни», т. е. с объективной тенденцией общественного развития. К. в действительности многообразно и имеет разные степени и формы противо­стояния высоким эстетическим идеалам. Соответственно многообразны оттенки его отражения в иск-ве: юмор, ирония, сарказм, сатира, но во всех случаях — это осмеяние, социально окрашенный смех. Будучи адекватной эмоционально-эстетической реакцией человека на К., смех казнит несовершенство мира, вы­ражает радость по случаю духовного ниспровержения зла. Поэтому К. в иск- Коммцникация художественная Композиция ве есть эстетическая форма критики, заразительно-острая, творчески актив­ная ее форма. Особый ее характер со­стоит в том, что она предполагает созна­тельно активное восприятие, отношение со стороны аудитории. Читатель, зри­тель как бы подводится к самостоя­тельной эмоционально-критической оценке событий, включается в процесс творчески активного познания мира, требующий самостоятельной мысли­тельной работы по противопоставлению эстетических идеалов осмеиваемому яв­лению. Именно поэтому восприятие К. доставляет эстетическое наслаждение. В иск-ве сформировался ряд худож. средств, приемов отражения К.: коме­дийные характеры, обстоятельства, де­тали, преувеличение и заострение, па­родирование, окарикатуривание, гро­тесковая деформация (Гротеск), овеще­ствление, саморазоблачение и взаимо­разоблачение персонажей, языковые средства (острота, каламбур), иноска­зание, комедийный контраст, трюк. И все эти средства заключают в себе элемент неожиданности. Эстетика давно отметила неожиданность как неотъем­лемую черту К. Так, для Канта К.— вне­запное разрешение напряженного ожи­дания в ничто. По Стендалю, наше пре­восходство над др. должно предстать в К. неожиданным образом. Роль удив­ления в смехе подчеркивал Р. Декарт. Смех — это противоположное восхище­нию радостное эстетическое «изумле­ние», т. е. изумление, критически на­правленное против своего объекта. По­скольку К. предполагает неожидан­ность, повторное знакомство с шуткой чаще всего эстетически неэффективно. Отразить К. способны все виды искусст­ва, за исключением архитектуры, к-рая имеет огромные возможности для выра­жения и утверждения эстетических идеалов об-ва, но лишена по самой своей природе образных средств, позво­ляющих критиковать, осмеивать, т. е. утверждать ч.-л. с помощью отрицания. Наиболее объемной, зримой формой от­ражения К. в иск-ве является жанр ко­медии во всех его разновидностях и способах воплощения в театре, кино, на эстраде. КОММУНИКАЦИЯ ХУДОЖЕСТ­ВЕННАЯ (от лат. communico—свя­зываю, общаюсь) — функционирование иск-ва в об-ве, в процессе к-рого оно выступает как специфическая эстетиче­ская деятельность и средство общения. В общении людей посредством иск-ва происходит присвоение худож. и куль­турных ценностей, формируются эстети­ческие потребности и способности к эс­тетической деятельности, эстетические идеалы. Этот процесс с обратной связью: с одной стороны, индивид формирует свое мышление, эстетический вкус, ус­ваивая определенный набор худож. цен­ностей, передаваемых ему об-вом, а с др.— каждый член социального коллек­тива оказывает своей деятельностью влияние на всех индивидов и через них на об-во в целом. Т. обр., «развитие ин­дивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он нахо­дится в прямом или косвенном обще­нии...» (Маркс К., Энгельс Ф., т. 3, с. 440). Далее в процессе практической деятельности, когда в столкновении с действительностью корректируется вос­приятие худож. ценностей, складывает­ся ценностная ориентация личности. В целом К. х. представляет собой слож­ную систему, в к-рой можно выделить отдельные циклы: об-во — художник, художник — произв. иск-ва, произв. иск-ва — потребитель. Различные ее циклы могут быть выделены и в истори­ческом аспекте: взаимодействие произв. иск-ва со старой и новой эпохой, транс­ляция (передача) одной и той же худож. .ценности на протяжении нескольких эпох. Циклы К. х. реализуются с по­мощью худож. языков, обслуживающих различные сферы эстетической деятель­ности. Осн. из этих циклов вычленяются как самостоятельные формы эстетиче­ской деятельности в контексте худож. культуры (Культура художественная), приобретая предметно-знаковый харак­тер: худож. творчество — вид профес­сиональной (или самодеятельной) эсте­тической деятельности и его технология; худож. произв.— специфический про­дукт эстетической деятельности; эсте­тическое восприятие и сформированное на его основе эстетическое отношение — завершение цикла и в то же время ис­ходный момент для возобновления эсте­тической деятельности. Эти формы взаи­мообусловлены: лишь в процессе их сов­местного функционирования реализует­ся К. х., частью к-рой является иск-во. В условиях научно-технической револю­ции, когда средства массовой информа­ции обеспечивают трансляцию худож. ценностей практически безграничной аудитории, меняется характер и содер­жание К. х.: все новые и новые системы ценностей включаются в функциониро­вание худож. культуры, к-рая становит­ся массовой. В буржуазном об-ве этот процесс противоречив, приводя нередко к снижению уровня эстетических по­требностей, идеалов, вкусов до упро­щенных запросов массового потребите­ля. В социалистическом об-ве возмож­ность закрепления, накопления и пере­дачи на массовую аудиторию худож. ценностей создает предпосылки для це­ленаправленного формирования высо­ких эстетических идеалов и вкусов лю­дей, превращения комплекса средств массовой коммуникации в важнейшую сферу эстетического воздействия и об­щественного воспитания трудящихся (см. также Искусство и массовая ком­муникация). КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio составление, соединение) — значимое соотношение частей худож. произв. Понятие К. актуально для всех видов искусства. Первоначально оно разраба­тывалось на материале литературного текста (Текст художественный). Осно­вы его были заложены уже в «Поэтике» Аристотеля. Осн. элементами К. явля­ются повтор, создающий ритмические ряды, и нарушение повтора (контраст). К. всегда имеет смысловое значение, а в словесном тексте — семантическое. Виды К. разнообразны и охватывают все формы организации худ. произв. В поэтическом тексте, напр., к ним относится кольцо - повтор фразеоло­гического элемента в начале и в конце строфы: Я все с тобой, когда рука неволи Владеет мной — И целый день, туманно ли, светло ли,— Я все с тобой (А. Фет). Соотношение строф поэтического тек­ста — также явление К. Разделение «Божественной комедии» Данте на 3 ча­сти, из к-рых каждая делится на соотно­симое число песен («Рай» и «Чистили­ще» по 33 песни, «Ад» как выражение несовершенства отражает и в своей структуре «неправильность» — 34 пес­ни), завершение каждой части словом «звезды», разделение всей поэмы на тер­цины (трехстишные строфы) имеет глу­бокую философскую и худож. мотиви­ровку и является примером совершен­ства К. Такие жанры, как сонет, рондо в поэзии, анекдот, святочный рассказ в прозе целиком определяются типом К. В больших прозаических жанрах наи­более активным элементом К. является сюжет. Пропп показал, что для всех видов волшебных сказок существует единая схема сюжетной К. В повести и романе строение К. определяется отно­шением фабулы — композиционного соотнесения эпизодов в тексте — к сю­жету, т. е. логико-структурной последо­вательности событий, о к-рых повеству­ется в произв. Примером конфликта фабулы и сюжета, играющего в данном случае пародийный и защитный от цен­зуры характер, может служить «Что делать?» Чернышевского. Роман начи­нается эпизодом самоубийства на мосту, нарушающим его естественное хроно­логическое течение. Мн. приемы К., раз­работанные в литературоведении, име­ют общеэстетическое значение и ис­пользуются в др. видах иск-ва с учетом специфики их худож. языка. Так, в жи­вописи можно говорить о К. цвета (колорит) и линейно-изобразительной; в архитектуре — о фронтальной, объем­ной и глубинно-пространственной К.; в киноискусстве — о монтажной (Мон­таж), световой, музыкально-звуковой, драматически-фабульной; в музыке большое значение имеют интонационно-ритмические (Интонация. Ритм) соот­ношения. К.— закон построения раз­личных уровней, слоев худож. произв. Она позволяет воспринимающему субъ­екту идти от части к целому, от одного слоя худож. формы к др., от первичных значений и смыслов к обобщенному содержанию произв. и обратно. Конструктивизм Конфликт художественный КОНСТРУКТИВИЗМ (от лат. const-ructio — построение) — 1. Направление в советской худож. культуре в 20-х гг., выдвигавшее на передний план конст­руктивно-техническую сторону худож. творчества. Для К. характерна критика станковизма и созерцательности в иск-ве, стремление реализовать в худож. творчестве требования конструктивной целесообразности, рациональности, функциональной оправданности, эконо­мии. К. своеобразно отразил пафос ре­волюционной самодеятельности 20-х гг., выдвигая требование превращения иск-ва в жизнестроение, т. е. в творчест­во целесообразных форм, организую­щих реальную общественную жизнедея­тельность. В той или иной форме идеи К. получили отражение во всех видах ис­кусства (напр., творчество К. С Мале-вича и Л. М. Лисицкого в живописи, сценические площадки театра Мейер­хольда и др.), но перспективными они оказались лишь в прикладном иск-ве и архитектуре, поскольку требования конструктивности и функциональности совпадали с объективной тенденцией развития этих видов иск-ва. Примени­тельно же к музыке, лит-ре, изобрази­тельным иск-вам призывы превратить худож. творчество в функционально-практическое конструирование оказа­лись несостоятельными. Нек-рые его сторонники вскоре отказались от край­ностей К. и стали активными борцами за социалистическое иск-во, др. (напр., Л. М. Лисицкий, А. М. Родченко) пере­шли от абстрактного к реальному пред-метотворчеству и стали первыми совет­скими дизайнерами (Дизайн). Те же, кто настаивал на самоценности конст­руктивных экспериментов, оказались в лагере модернизма. Представители К. в архитектуре, оформившегося под воздействием концепции «производст­венного иск-ва» (братья Веснины, М. Я. Гинзбург, И. И. Леонидов, К. С. Мельников и др.), в своих проект­ных и теоретических работах, по сути дела, заложили основы советской архи­тектуры и градостроительства, разра­ботали принципы худож. конструирова­ния, стали авторами первых советских павильонов на международных выстав-

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!