ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 25 страница



ную форму, а на его перевоплощении. включающем такие творческие момен­ты, как вживание в духовное содержа­ние исполняемого произв.: его интерпре­тация в соответствии с собственным мировоззрением и эстетическими пози­циями исполнителя: выражение им своего отношения и к отраженной в произв. реальности, и к тому, как она в нем отражена; выбор худож. средств для адекватного воплощения собствен­ной трактовки исполняемого произв. и обеспечения духовного общения со зри­телями или слушателями. Поэтому про­изв. . поэта, драматурга, сценариста. композитора, хореографа получает раз­ные исполнительские трактовки, каждая из к-рых объединяет самовыражение как автора, так и исполнителя. Более того, каждое исполнение актером одной и той же роли или пианистом одной и той же сонаты становится уникальным, ибо устойчивое, выработанное в репети­ционном процессе содержание прелом­ляется через варьирующееся, сиюминут­ное и импровизационно рождающееся (Импровизация) в самом акте испол­нения и потому неповторимое. Твор­ческий характер И. и. приводит к тому, что между исполнением и исполняемым произв. возможны различные отноше­ния — от соответствия до резкого про­тиворечия между ними; поэтому оценка произв. И. и. предполагает определение не только уровня мастерства исполни­теля, но и меры близости создаваемого им произв. оригиналу. КАЛОКАГАТИЯ (от греч. calos — прекрасный и agathos — хороший, нрав­ственно совершенный) — одно из цент­ральных понятий античной эстетики, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, к-рая является условием красоты индивида. Термин «К.» толко­вался по-разному в различные периоды социально-исторического развития ан­тичного об-ва и в зависимости от типов мышления. Пифагорейцы понимали его как внешнее поведение человека, опре­деляемое внутренними качествами. Ста­ринно-аристократическое понимание К. присуще Геродоту, рассматривавшему ее в связи с жреческими традициями, Платону, к-рый связывал ее с воин­скими доблестями, «природными» ка­чествами или с родовыми особеннос­тями. С развитием античного индиви­дуального хозяйства термин «К.» стали применять для обозначения практичных и рачительных хозяев, а в сфере поли­тической жизни он прилагался (как имя существительное) к умеренным де­мократам. В конце V в. до н.э. с появ­лением софистики термин «К.» стал употребляться для характеристики уче­ности и образованности. Ксенофонт, Платон и Аристотель понимали К. фи­лософски — как гармонию внутреннего и внешнего, причем под внутренним понималась мудрость, осуществление к-рой в жизни и приводило человека к К. С развитием индивидуализма и психологизма в эпоху эллинизма К. ста­ла трактоваться не как естественное качество, а как результат моральных упражнений и тренировки, что при­вело к моралистическому ее понима­нию. Как идеал физического и нрав- ственного совершенства К. получила отражение в иск-ве: в скульптуре, в частности в творчестве Фидия и Поликлета (V в. до н.э.), в поэзии и трагедии, напр. у Софокла (ок. 496— 406 до н. э.). КАМЮ (Camus) Альбер (1913— 60) — фр. писатель, эссеист, философ, близкий к экзистенциализму. Эстетиче­ские взгляды К. вместе с его философ­скими и писательскими ориентациями претерпевают заметную эволюцию. В довоенный период К., уроженец фр. Ал­жира, придерживался идеи необходи­мости слияния человека с вечно длящей­ся природой. Иск-во в круге этих идей осмысливается им как тот феномен, в общении с к-рым у человека откры­вается возможность хотя бы временно преодолеть ощущение своей случай­ности в мире. Под влиянием участия в движении Сопротивления фашизму в эстетическом сознании и творчестве К., представляющих собой противоречивый сплав индивидуалистических и гума­нистических тенденций, усиливаются последние. В послевоенные годы К. ста­новится властителем дум европ. интел­лигенции, находившейся под влиянием экзистенциальных идей хаотичности ми­ра и случайности человеческого су­ществования. В мировоззрении К. силь­ны мотивы стоицизма, призыва к бунту человека перед лицом абсурдности его бытия и непреодолимости зла (повесть «Посторонний», 1944; антифашистский роман-притча «Чума», 1947). В 50-е гг. К. близок к Сартру, симпатизирует его идее «вовлеченности» лит-ры в дела ми­ра. Однако в отличие от Сартра в этот период понятие бунта К. осмысляет уже Кандинский не только как отрицание абсурдности бытия, но и как утверждение таких об­щечеловеческих ценностей, как свобода, солидарность, любовь, что получает вы­ражение в иск-ве. При этом К. подчер­кивает противоположность бунта и ре­волюции и как следствие — иск-ва и ре­волюции. Он считает, что все историче­ские революции, устанавливавшие жест­кие новые порядки, были враждебны иск-ву — воплощению вечного бунта против всяких оков. Художник по-свое­му стремится преодолеть хаотичность мира, придав ему в произв. единство и «стиль»; из «тотального безобразия ми­ра» он должен извлечь то, что может утвердить красоту. Созданная художни­ком красота, считает К., помогает лю­дям «полюбить этот ограниченный и смертный мир, предпочитая его всем другим». Рассматривая отношения иск-ва и действительности, К. отвер­гает формализм за его отлет от мира. Но тут же подвергает критике и реа­лизм за его якобы полную погружен­ность в жизнь. Подлинный стиль, пред­ставляющий собою высокое иск-во, согласно К., избегает этих двух край­ностей. Он рождается, когда худож­ник, используя элементы реальности, свободно их переставляет и «воссоздает мир в его единстве и границах». Назвав две формы протеста XX в.— революцию и иск-во, К. выбирает последнее, видя в нем «подлинное лицо бунта», вечный творческий протест против уже создан­ного. Утверждая ответственность ху­дожника перед эпохой и народом, уст­ремления к-рого он призван выражать, К. в то же время отрицает классовую обусловленность худож. творчества. Ху­дожник предстает у него как классово-индифферентный выразитель «всеоб­щих» интересов и ценностей. В этом постулате, как и в эстетике К. в целом, проявилась противоречивость, свойст­венная мелкобуржуазному сознанию. Осн. работы, в к-рых нашли выраже­ние эстетические взгляды К.: «Миф о Сизифе» (1942), «Актуальности хро­ники 1944—1948» (195U), «Взбунто­вавшийся человек» (1951), «Речь в Швеции» (1958; по поводу получения Нобелевской премии). КАНДИНСКИЙ Василий Василье­вич (1866—1944)—рус. художник, с 1921 г. постоянно живший за рубежом, один из основоположников и гл. теоре­тик абстрактного иск-ва (Абстракцио­низм). Худож.-эстетическая теория К. сформировалась в атмосфере идеали­стических и теософских исканий европ. интеллигенции, оживившихся под влия­нием кризисных ситуаций начала XX в. и идеалистически истолкованных ес­тественнонаучных открытий. Художник, по К.,— пророк и деятель, тянущий впе­ред «застрявшую повозку человечест­ва». Он призван выразить в худож. фор­ме ту особую «объективно» существую­щую духовность, к-рая не может быть выражена иным способом; говоря ина­че, выразить то, что свойственно его личности, данной эпохе, иск-ву вооб­ще,— «элемент чисто и вечно художест­венного». Значимость последнего эле­мента, по К., не утрачивается в про­цессе исторической жизни худож. про­изв.; напротив, она постоянно возраста­ет, составляя гл. содержание иск-ва. Художник свободен в выборе форм и средств выражения; единственный его руководитель и судья — «принцип внут­ренней необходимости», или худож. чув­ство. Все, что вызвано этим чувством, что «совершенствует и обогащает ду­шу», возбуждает ее «вибрации», и есть прекрасное в иск-ве. Для выражения прекрасного совр. иск-во, полагал К., предоставляет художнику неограничен­ные возможности — от «чистого реализ­ма» до «чистой абстракции». Сам он .был увлечен перспективами гармониза­ции цветов, создания цвето-ритмиче-ских, колористических симфоний. Опи­раясь на «учение о цвете» Гёте, его идею «генерал-баса» в живописи, а также на опыты с светомузыкой А. Скрябина, К. разрабатывает свою, во мн. субъекти­вистскую теорию эстетической значи­мости цвета и формы в живописи. Осо­бое внимание он уделяет синестези-ческому и символическому значению цвета; выдвигает идею о принципиаль­ной возможности создания «живопис­ного контрапункта». Не отрицая пред­метной живописи, К. полагал, что изоб­ражение реальных предметов заглушает собственно эстетическое звучание цвета и формы, а освобождение живописи от природных и предметных форм очищает ее от всего постороннего, «внеживо-писного». Т. обр., теоретически утверж­далась эстетская, ориентированная на узких профессионалов с обостренным чувством цвета и формы худож. пози­ция, не обращенная к отражению реаль­ной жизни. Начиная с 1910 г. К. созда­вал в осн. чисто абстрактные полотна, называя их «Импровизациями», если они возникали на эмоционально-бессоз­нательной основе, и «Композициями», когда в их создании участвовал разум. Осн. теоретические труды К.: «О духов­ном в искусстве» (1910), «Точка и линия на плоскости» (1926), «Эссе об искусст­ве и художниках» (1955). КАНОН (греч. kanon — норма, пра­вило) — система правил, норм, господ­ствующая в иск-ве в к.-л. исторический период или в к.-л. худож. направлении и закрепляющая осн. структурные за­кономерности конкретных видов искус­ства. Каноничность в первую очередь присуща древн. и средневековому иск-ву. В пластике с Древн. Египта утвер­дился К. пропорций человеческого тела, к-рый был теоретически осмыслен древ-негреч. скульптором Поликлетом (V в. до н. э.) в трактате «Канон» и практи­чески воплощен в статуе «Дорифор», также получившей название «Канон». Разработанная Поликлетом система идеальных пропорций человеческого те­ла стала нормой для античности и с нек-рыми изменениями для художников Ренессанса и классицизма. В изобрази­тельном искусстве восточного и европ. средневековья, особенно в культовом, утвердился иконографический К. Выра­ботанные в процессе многовековой ху­дож. практики гл. композиционные схе­мы и соответствующие им элементы изображения тех или иных персонажей, их одежд, поз, жестов, деталей пейзажа или архитектуры уже с IX в. утверди­лись в качестве канонических и служи­ли образцами для художников стран восточнохристианского региона до XVI в. Своим К. подчинялось и песен­но-поэтическое творчество Византии. В частности, одна из наиболее сложных форм византийской гимнографии (VIII в.) называлась «К.». Он состоял из девяти песен, каждая из к-рых имела определенную структуру. Первый стих каждой песни (ирмос) почти всегда со­ставлялся на основе тем и образов, взятых из Ветхого завета, в остальных стихах поэтически и музыкально разви­вались темы ирмосов. В западноевроп. музыке с XII—XIII вв. под названием «К.» получает развитие особая форма многоголосия. Элементы ее сохранились в музыке до наших дней (у П. Хиндеми-та, Б. Бартока, Д. Шостаковича и др.). Роль К. в процессе исторического бытия иск-ва двойственна. Являясь носителем традиций определенного худож. мышле­ния и соответствующей худож. практи­ки, К. отражает эстетический идеал той или иной эпохи, культуры, народа, ху­дож. направления и т. п. В этом его по­зитивная роль в истории культуры. Когда же со сменой культурно-истори­ческих эпох меняется эстетический иде­ал и вся система худож. мышления, К. ушедшей эпохи становится тормозом в развитии иск-ва, мешает ему адекват­но отражать духовно-практическую дея­тельность людей своего времени. В про­цессе культурно-исторического разви­тия этот К. отбрасывается. В конкрет­ном произв. иск-ва каноническая схема не является носителем собственно ху­дож. значения, возникающего на ее ос­нове (в «канонических» иск-вах—бла­годаря ей) в каждом акте худож. твор­чества или эстетического восприятия. КАНТ (Kant) Иммануил (1724— 1804) — родоначальник нем. классиче­ской философии. «Основная черта фи­лософии Канта есть примирение мате­риализма с идеализмом, компромисс между тем и другим...» (Ленин В. И., т. 18, с. 206). Эстетические воззрения К. в «докритический» период развития его философии (до 1770 г.) не приве­дены в систему. Предвосхищая эстетику движения «Буря и натиск», гл. внима­ние он уделяет переживаниям человека («Наблюдения над чувством возвышен­ного и прекрасного», 1764). В 70-е гг. К. сформулировал два важнейших эсте­тических понятия — «эстетическая ви­димость» и «свободная игра», первым Карлейль он обозначил сферу, где существует красота, вторым — специфическую ее особенность — двойственное существо­вание, т. е. существование одновремен­но в двух планах — реальном и услов­ном. «Существует такая видимость, с которой дух играет и не бывает ею ра­зыгран. Через эту видимость создатель ее не вводит в обман легковерных, а вы­ражает истину». Наслаждение иск-вом, по К.,— соучастие в «игре». Гл. произв. К. по проблемам эстетики, относящееся к «критическому» периоду,— «Критика способности суждения» (1790). В нем связаны в единое целое эстетические взгляды зрелого К., перебрасывается мост от мира природы к миру свободы, от теории к практике, понимаемой как нравственное деяние. Осн. категория эс­тетики К.— целесообразность (гармо­ническая связь частей и целого). Если телеологическая способность суждения обнаруживает объективную целесооб­разность в природе, то эстетическая — создает субъективную целесообразность в иск-ве. Произв. иск-ва, как и создания природы, имеют органическую структу­ру. Опосредствующую роль эстетическо­го проясняет рассмотрение двух осн. его категорий — прекрасного и возвышен­ного. Аналитика прекрасного строится у К. в соответствии с классификацией суждений по четырем признакам — ка­честву, количеству, отношению, модаль­ности. Отсюда четыре «пояснения»: предмет незаинтересованного благово­ления наз. прекрасным: прекрасно то, что всем нравится без понятия; красо­та — это форма целесообразности пред­мета без представления о его цели: прекрасно то, что вызывает благоволе­ние с силой необходимости. К. развеял, т. обр., рационалистические и утилита­ристские представления о прекрасном, сведя его к «незаинтересованному» удо­вольствию, доставляемому созерцанием эстетической формы. Но незаинтересо­ванность и бесцельность относятся, по К., только к «чистой» красоте; гл. же вид красоты — «сопутствующая» — предполагает цель и интерес; именно в ее сфере реализуется идеал. Такого ро­да красота есть «символ нравственно доброго», «выражение эстетических идей», к-рые дают импульс познанию, не сливаясь с ним. Еще глубже опосредст­вующая роль эстетики раскрывается у К. в аналитике возвышенного, суть к-рого в нарушении привычной меры. Возвышая, оно выступает мерилом нравственности. Суждение о возвышен­ном требует культуры — развитого во­ображения и высокой моральности. Уче­ние об иск-ве занимает сравнительно небольшое место в эстетике К. Иск-ву дается определение от противного: это не наука, не природа, не ремесло. Пред­лагаемая К. классификация видов ис­кусства основана на различии способов выражения эстетических идей (т. е. красоты). При этом материалом для художника служит либо форма, либо со­держание. В результате К. выделяет три осн. вида изящных искусств — словес­ные, изобразительные и иск-во «игры ощущений». Высшая форма иск-ва — поэзия, к-рая «может быть целесооб­разно применена рассудком для его це­ла». Изобразительное искусство вклю­чает в себя иск-во чувственной истины (пластика, к к-рой К. относит ваяние и зодчество) и иск-во чувственной ви­димости (живопись). Иск-во изящной игры ощущений — это иск-во звуков (музыка) и иск-во красок (К. скупо говорит о возможности и такого вида худож. творчества, когда меняется цветовая гамма). Сочетание названных осн. видов иск-ва рождает новые его виды. Для восприятия иск-ва нуж^н вкус, для творения — гений (Гений ху­дожественный). Последний не представ­ляет, по К., чего-то сверхъестествен­ного, но наделен четырьмя необходи­мыми признаками: он создает нечто, выходящее за пределы правил; произв. его служит образцом; не поддается объ­яснению, как возникло его произв.; его сфера — не наука, а иск-во. В дальней­шем К. расширил сферу гения, отнеся сюда всю область творческого вообра­жения. Формалистическая тенденция, просматривающая в эстетике К., ve была, однако, как и в его этике, прове­дена им последовательно. Он сам раз­венчал ее, объявив высшим в иск-ве не бесцельную красоту, а то, что возвы­шается до изображения идеала. КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766—1826) — рус. писатель, историк, критик, журналист. К. совершил путе­шествие в Западную Европу (Германия, Швейцария, Франция, Англия), что по­служило основой для его «Писем рус­ского путешественника» (первое полное издание—в 1801 г.)- -произв., к-рое имело большое образовательное значе­ние и содействовало выработке в Рос­сии принципов худож. документализма (Документальность в искусстве) и ро­манной поэтики. Приверженец идей Просвещения и в то же время укрепле­ния законности, К. считал необходимым для России сохранение крепостного права и монархии: «Самодержавие есть палладиум России». В эстетике и лит-рс К. явился признанным лидером рус. сентиментализма, выступив против свойственной классицизму жанровой иерархии и всемерно содействуя сбли­жению литературного языка с разго­ворным языком интеллигенции. Ключе­вое понятие теории К.— «чувствитель­ность», к-рое предполагало широкую от­зывчивость и интерес к эмоциональной жизни «внутреннего человека». В сфере психологического анализа К. находятся и испорченный цивилизацией, избало­ванный совр. дворянин, и естественный человек (Эраст и крестьянка Лиза — персонажи повести «Бедная Лиза», 1791). Однако при этом К. выступал против апологии естественного перво­бытного состояния и, полемизируя с Руссо. отстаивал идею общественного и культурного прогресса. Привержен­ность просвещению, преданность все­общему благу, гуманность, по К.,—-непременные условия худож. творчест­ва. Утверждая, «что дурной человек не может быть хорошим автором», он всемерно сближал сферу эстетики и эти­ки. Вслед за Гердером (с к-рым он был знаком лично) К. содействовал преодо­лению европоцентризма и утверждал значение любой национальной культу­ры, в частности древнеинд.: в издавае­мом им «Московском журнале» он на­печатал отрывок из инд. драмы Ка.чи-дасы «Саконтала» («Шакунтала»). Осо­бенно велики заслуги К. в пробуждении и развитии интереса к традициям и опы- ту отечественной лит-ры и культуры. В тесном родстве с этой тенденцией на­ходится замысел гл. труда К.— «Исто­рии государства Российского». Осн. теоретические произв., в к-рых получили отражение эстетические воззрения К.: «Нечто о науках, искусствах и просве­щении» (1793), «Что нужно автору» (1793), «О случаях и характерах в Рос­сийской истории, которые могут быть предметом художеств» (1802), «Пан­теон российских авторов» (1802). КАРЛЕЙЛЬ (Carlyle) Томас (1795— 1881)—англ. литератор, историк и культурфилософ. Мировоззрение и эсте­тика К:— отголосок позднего нем. ро­мантизма с характерными для него пан­теистическими тенденциями и социаль­ным консерватизмом, к-рый у К. соеди­няется с резкой критикой капитализма. Утверждая познавательное значение иск-ва, и прежде всего поэзии, К. впа­дает в романтическое преувеличение, объявляя поэзию единственным средст­вом проникновения в природу мирозда­ния в противовес абстракциям науки, изгоняющим удивление, восторг и бла­гоговение перед миром. Выражая эти чувства, поэт проникает в самую суть реальности, ибо Вселенная не «огром­ная паровая машина», а «живое одеянье божества», как говорил Гёте. или, по собственному выражению К., «Храм и Оракул, а не только Коровник и Кухня». Поэзия, считает К., существует не для забавы образованных людей, томящих­ся бездельем, она возвещает людям вы­сочайшие истины, но не на манер науки, вырабатывающей абстрактные форму­лы за счет расчленения живого тела природы, а по-своему, сохраняя целост­ность мироздания и непостижимый от­блеск чуда, освещающий обыкновенные вещи, как только к ним прикоснется воображение поэта. Помимо поэзии природы, согласно К., существует и поэзия истории; ее-то и должен уловить нас-гоящий историограф, к-рому необхо­димо эстетическое чутье. Великая фр. революция в глазах К. была «великой поэмой нашего времени». В переломные моменты социального развития история, по мысли К.. всегда предстает как под­линный эпос, требующий для своего вос- Карнавал Категории эстетики произведения эстетической тональности. Эту тональность задает категория ге­роически-возвышенного. Героические деяния — это «реальная поэзия», пото­му что в них воплощен сокровенный смысл человеческого существования, «метафора бытия», каковой и является подвиг. По К., герой — это не только избранник судьбы, к-рому выпали на до­лю исторические свершения великого значения, каков, напр., О. Кромвель (о нем К. написал книгу). Героем мо­жет быть каждый, кто претворит всей своей жизнью великое предназначение человека — неустанный труд не ради получения «билета на коллективную трапезу», но во имя исполнения священ­ного долга. Так поэзия истории прев­ращается у К. в эстетику и культ труда. Культ труда должен быть положен в основу будущей организации об-ва: на место прежней аристократии «лучших и храбрейших» на войне должно быть поставлено «рыцарство труда» и «ари­стократия таланта». Наступит время но­вой эпики, в центре к-рой, утверждает К., будет уже не «человек и оружие», но «человек и орудие». Культ труда про­никнут у К. военизированным духом. Недаром он приравнивает «совр. рабо­чего» к «солдату», публично поддер­живает Германию в период франко-прусской войны, посвящает свое послед­нее историческое исследование «нор­вежским королям», наводившим ужас на средневековую Европу. Этот мотив сближает К. с Нищие. Осн. соч. К.: фи­лософский роман-биография «Sartor Resartlis» (1838), «Герои, почитание героев и героическое в истории» (1841), «Прошлое и настоящее» (1843).

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 101; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!