ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 22 страница



ИРРАЦИОНАЛИЗМ в эстетике (от лат. irrationalis — неразумный) — ме­тодологический принцип, к-рый ле­жит в основе мн. направлений и концеп­ций буржуазной эстетической мысли Суть И. в э. заключается в принижении значения разума и мышления в худож. творчестве, отведении гл. роли в нем чувственной интуиции, непосредствен­ному восприятию, переживанию жизни, инстинктам и эмоциям. Как правило, оживление И. в э., выражающего по­зицию классов, сходящих с арены исто­рии, происходит в периоды обществен­ного упадка. Иррационалистическая тенденция в той или иной мере присуща таким направлениям буржуазной эсте­тики XX в., как философия жизни, фрей­дизм, неотомизм, прагматизм, экзистен­циализм (в лице нек-рых его предста­вителей) и др. Объединяющие их посту­латы можно свести к следующему: объективная реальность хаотична, не поддается систематизации и потому до­ступна только для непосредственного восприятия («жизненный порыв» Берг-сона, индивидуализированная интуиция Кроче) ', иск-во есть лишь самовыраже­ние художника (нек-рые концепции не­офрейдизма): фантазия художника ни­чем не скована и полностью произволь-• на (концепция «нового романа»): твор­чество ничего общего не имеет с позна­нием жизни, а представляет собой либо интуитивный акт творения («иск-во со­зидания» у Маритена), либо оно пол­ностью инструментально (иск-во как опыт у Дьюи), художник или перераба­тывает старые или создает новые мифы (теория мифотворчества). К ирра-ционалистическим представлениям о сущности иск-ва относятся также тео­рии игры (К. Ланге) и вчувствования (Липпс, Ли, Верной). В целом для И. в э характерны представления об иск-ве исключительно как о сфере видимости, отрицание роли мировоззрения в твор­честве художника, социальной обуслов­ленности худож. творчес1ва. ИСКУССТВО — вид духовного ос­воения дейс1вительности общественным человеком, имеющий целью формиро­вание и развитие его способности твор­чески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты В отличие от др. сфер общественного сознания и деятельности (науки, поли тики, морали и т. д.) И. удовлетворяет универсальной потребности человека — восприятию окружающей действитель­ности в развитых формах человеческой чувственности. Речь идет о специфи­чески человеческой способности эстети­ческого восприятия явлений, фактов, событий объективного мира как «живо­го конкретного целого» (Маркс), пред­полагающей развитое творческое вооб­ражение. Решающую роль в возникно­вении и развитии И., как и эстетических чувств (Чувство эстетическое) и пот­ребностей человека (Потребность эсте­тическая). сыграл труд. Исторически И развивается как система конкретных ви­дов искусства (музыка, литература, ар­хитектура, изобразительное искусство и др.), в к-рых многообразие реального мира предстает во всем своем богатстве. Раз возникнув, И. формирует, совер­шенствует проявившуюся в нем универ­сальную человеческую способность, к-рая, будучи развитой, реализуется в любой сфере социальной деятельности и познания — и в науке, и в политике, и в быту, и в непосредственном труде Произв. И. формируют «публику, пони­мающую искусство и способную нас­лаждаться красотой» (Маркс К., Эн­гельс Ф., т. 46, ч. 1, с. 28). Благодаря своеобразию своей видовой сущности, И. объединяет в себе все те формы общественной деятельности и познания, где проявляется человеческое отноше­ние индивида к действительности и к самому себе. Именно этим определяется специфика И., его уникальность как особого способа духовного производст­ва. Поскольку И. включает в себя как бы в снятом виде все формы социальной деятельности, отражающие собственно человеческое отношение к действитель­ности, сфера его воздействия на жизнь поистине безгранична. Это, с одной сто­роны, лишает всякого смысла претен­зию И. на какую-то исключительность. кроме той, что диктуется его видовой сущностью (в частности, бессмыслен­ным оказывается тезис «искусство для искусства»). С др. стороны, оказывая преображающее воздействие на все об­щественные сферы и институты, И. со­храняет присущие ему особенности и от­носительную самостоятельность. Вопрос «что такое искусство?» до сих пор ос­тается предметом идеологических спо­ров между сторонниками материалисти­ческой и идеалистической эстетики. Последняя издавна пытается свести сущность И. к «чистой форме», лишен­ной к -л. связи с практическими интере­сами общественного человека, прежде всего с политикой и идеологией. Важ­нейшая эстетическая закономерность — связь И. с действительностью — пред­стает в идеалистических концепциях в искаженном, ложном свете. Развивая достижения материалистической эсте­тики прошлого, марксизм-ленинизм впервые дал подлинно научное истолко вание социальной сущности и смысла И. Руководствуясь принципом материа­листического монизма, марксистско-ле­нинская эстетика рассматривает И. как отражение реальной действительности и видит именно в общественной жизни тот объективный источник, к-рый внут­ренне связывает и обусловливает взаи­модействие И. с политикой, наукой, мо­ралью и т. п. При этом решительно отвергаются любые попытки выдать те или иные признаки, особенности И. («воспроизведение действительности», форма «передачи чувств», средство «са­мовыражения духа», «удовлетворения потребности в красоте» и т. п.) или их эклектическую смесь за определение его действительной природы и сущности. Подчеркивая классовый характер И. в классовом об-ве и его роль в идейной борьбе, марксистско-ленинская эстети­ка исходит из идеи единства социоло­гических, гносеологических и эстетиче­ских закономерностей И как особой формы общественного сознания. Тем са­мым оказывается возможным дать на­учно обоснованное, соответствующее реальной истории развития худож. дея­тельности и сознания объяснение роли И. в развитии общечеловеческой куль­туры (Классовое и общечеловеческое в искусстве. Партийность в искусстве). Основной «клеточкой» И., предметно воплощающей в себе его особенности и закономерности, является худож. образ (Образ художественный), где «живое конкретное целое» предстает в форме всеобщей индивидуальности предмета, факта, человека, события. Обладая спо­собностью «менять нашу точку зрения на предмет» (Гегель), И. силой творче­ского воображения преображает мир в предс1авлении, делая это свободно, т. е. по законам красоты. Процесс свободно­го формирования предметного мира в сфере худож. творчества происходит с позиций определенного эстетического идеала (Идеал эстетический) и завер­шается созданием произв. или образов И. Благодаря целостному, всеобщему характеру отражения предметов и явле­ний окружающего мира И. воздейст­вует одновременно на чувство, мысль и волю людей, пробуждая и развивая в них художническое, творческое отно­шение к действительности. Эта ленин­ская мысль, раскрывающая суть актив­но-преобразующей миссии И., имеет особое значение для социалистического иск-ва, к-рое должно уходить «своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс», поднимать и объединять их в борьбе за построение социализма и коммунизма. Развитие и сила социального воздействия И. зави­сят в конечном счете ог условий ма­териальной жизни об-ва, к-рые могут быть более или менее благоприятными для творческой деятельности человека. Так. по мере углубления и обострения противоречий буржуазного об-ва И. по­падает в условия, препятствующие вы­полнению его гуманистического назначения. Как отмечал Маркс, «капиталисти­ческое производство враждебно извест­ным отраслям духовного производства, например искусству и поэзии» (т. 26, ч. 1, с. 280). Буржуазный уклад и образ жизни препятствуют всестороннему раз­витию личности, превращают целостно­го индивида в «частичного», а его инди­видуальности сообщают «дурной» ха­рактер, что входит в непримиримое про­тиворечие с самой природой И. Поэтому подлинное И. в антагонистических фор­мациях находится в состоянии постоян­ного конфликта с существующей со­циальной действительностью. Принци­пиально иные условия для развития И. создаются с победой социалисти­ческой революции, преследующей в ка­честве своей конечной цели всесторон­нее и гармоничное развитие личности, в осуществлении к-рой И. надлежит сыграть важную, ничем не заменимую, роль. Отмечая необходимость повыше­ния роли лит-ры и И. в совр. усло­виях, Программа КПСС подчерки­вает, что они «призваны служить инте­ресам народа, делу коммунизма, источ­ником радости и вдохновения для мил­лионов людей, выражать их волю, чувства и мысли, активно помогать их идейному обогащению и нравственному воспитанию» (см. Искусство и мораль). «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» (или «чистое искусство») — эстетиче­ские концепции, утверждающие само­ценность и автономность худож. твор­чества, отрицающие связи иск-ва с об­щественной жизнью, моралью, наукой и политикой. Гносеологический источник этих концепций — абсолютизация спе­цифики иск-ва, свободы творческого ак­та и наслаждения, доставляемого пло­дами худож. деятельности. Социальный источник теорий «И. д. и.» — «безна­дежный разлад», по определению Пле­ханова, художников с окружающей их социальной средой. Пресыщенный эсте­тизм, подчеркнутая индифферентность к глубоким и актуальным темам, стрем­ление к сугубо формальным эффектам характерны для различных вариантов «чистого иск-ва», пропагандируемых в периоды разложения общественных сис­тем и классов, уходящих с исторической сцены (эллинизм, иск-во времен упадка Римской империи, маньеризм и т. д.). Наиболее последовательные теории «И. д. и.» оформляются в XIX в., черпая свою аргументацию в односторонней ин­терпретации учения Канта о специфике эстетического отношения («суждение вкуса») и в нек-рых положениях Шил­лера о природе «эстетической види­мости». В их трактовке худож. твор­чество представало как выход из про­тиворечий между природой и об-вом, между свободой и необходимостью, между чувственным и рациональным, между индивидом и родом. Разделение труда, углублявшееся в связи с разви­тием капиталистического способа про­изводства, тотальное подавление ин­дивидуальности господством отчужден­ных, вещных отношений порождало раз­нообразные. в т. ч. и превратные, фор­мы борьбы за попранную человечность, за свободное и целостное развитие лич­ности. На этой почве и возникает ро­мантическая иллюзия, будто только в сфере «чистого иск-ва» возможны лич­ная независимость художника и свобо­да художественного творчества. Кон­цепции «И. д. и.» противопоставляли се­бя рассудочно-утилитаристским элемен­там эстетики Просвещения. Антагонизм двух односторонних подходов к твор­честву — утилитаристского и абсолютно «незаинтересованного»,— особенно за­остренный в позднейших вариантах кон­цепций «И. д. и.», обнажает внутрен­нюю диалектичность иск-ва, особую природу его полезности, понимаемой не в грубо утилитарном смысле, а как формирование творческих способностей личности, содействие универсализации ее интересов и потребностей. Развитая способность творить «по законам красо­ты» находит выражение и за пределами собственно худож. сферы, проявляясь И в производительном труде, и в науч­ном поиске, и во взаимоотношениях лич­ности с коллективом. К оценке различ­ных вариантов «чистого иск-ва» важно подходить конкретно-исторически. Так, если в XIX в. лозунг «И. д. и.» (Т. Готье, Ш. Бодлер, О. Уайльд и др.) часто вы­ражал протест художника против гос­подства буржуазной пошлости в официальном иск-ве, то с нач. XX в. тео­рии «чистого иск-ва» утратили критиче­ский пафос, превратившись в особую разновидность эстетической культуры эпохи кризиса (Кроче, Кандинский и др.). Аполитичность стала кредо «чис­того иск-ва», отдаляя художника от насущных интересов народа. Не слу­чайно еще рус. революционно-демо­кратическая эстетика (Белинский, Чер­нышевский, Добролюбов) выступала с резкой критикой этой концепции в теории и худож. практике, отстаивая иск-во, реалистически изображающее жизнь. Марксистско-ленинская эстети­ка, развивая традиции революционно-демократической эстетики, противопо­ставила теории и практике «чистого иск-ва» принцип худож. идейности (Идейность в искусстве). В проти­вовес концепции «абсолютно свобод­ного» иск.ва, В. И. Ленин выдвинул и всесторонне обосновал идею пар­тийного, открыто и сознательно связан­ного с пролетариатом худож. творчест­ва (Партийность в искусстве). ИСКУССТВОЗНАНИЕ — совокуп­ность наук, исследующих социально-эстетическую сущность искусства, его происхождение и закономерности раз­вития, особенности и содержание видо­вого расчленения иск-ва, природу ху­дож. творчества, место иск-ва в социаль­ной и духовной жизни об-ва, его функ­ции, характер социально-психологическо­го функционирования и т. д. Совр. И. акцентирует внимание на исследовании иск-ва в контексте духовной культуры. Сложная структура И. отличается комп­лексностью, проявляющейся гл. обр. в трех отношениях. Во-первых, И. разде­ляется на общее и частное, соответст­венно членению самого иск-ва на раз­личные (в этом смысле — частные) ви­ды худож. творчества. Как система частных наук об отдельных видах ис­кусства, И. включает в себя литера­туроведение, театроведение, музыкозна-ние, архитектуроведение, искусствове­дение (наука об изобразительных иск-вах), киноведение и т. д. Каждая из этих частных наук имеет относительно самостоятельный характер и в то же время входит в качестве составной части в общую структуру И. как систе­мы целостного знания о худож. твор­честве. Во-вторых, в наиболее общем виде И. представляет собой совокуп­ность трех субдисциплин: истории иск-ва, теории иск-ва, худож. критики (Кри­тика художественная). (Соответствен­но частные науки об иск-ве включают в себя аналогичные членения: театрове­дение — историю театра, теорию теат­ра, театральную критику; музыкозна-ние — историю музыки, теорию музыки, музыкальную критику и т. д.) В этом смысле И. разделяется на историческое, теоретическое и худож. критику. Однако понятия «история иск-ва» и «историче­ское И.» не тождественны. История иск-ва — ядро исторического И., но последнее шире, оно включает в себя и ряд вспомогательных исторических дис­циплин, таких, как, напр., текстология, палеография и т. д. Важное место в историческом И. занимает изучение ху­дож. процесса как процесса форми­рования истории иск-ва, его направле­ний. Не синонимичны также и теория иск-ва и теоретическое И., включающее в себя и такие аспекты теоретического изучения иск-ва, к-рые непосредственно в теорию иск-ва не входят. В марксист­ско-ленинском И. общей теорией иск-ва выступает эстетика. Разграничение между историческим и теоретическим И. относительно. В известном смысле исто­рическое И. может рассматриваться как процесс становления теоретического, а теоретическое И., в свою очередь, как «ставшее» историческое, выраженное в абстрактно-логических категориях. "В конечном счете историческое и теорети­ческое И. неразрывны и образуют еди­ную науку. Статус худож. критики в культуре исторически изменчив, и ее природа не однозначна. С одной сторо­ны, она является частью лит-ры и само­го худож. процесса, а с др.— входит составной частью в И. Ее природа — научно-публицистическая. В социали­стическом об-ве она выступает осн. методом общественного влияния на худож. творчество и обращена как к творцам, так и к потребителям худож. ценностей. В-третьих, И. вступает в определенные отношения с рядом неис- Искусство и игра Искусство и массовая коммуникация кусствоведческих научных дисциплин, методологические подходы, выводы и наблюдения к-рых существенны для комплексного изучения иск-ва. В этом отношении особенно значимы социоло гия иск-ва, психология художествен­ного творчества, семиотика иск-ва, культурология и т. д. Междисципли­нарное изучение худож. творчества обо­гащает И., способствует более углуб­ленному изучению различных аспектов иск-ва — его коммуникативных воз­можностей, характера социального функционирования, особенностей вос­приятия иск-ва и т.д. Во взаимоотно­шениях И. с др. науками особое значе­ние имеют философия и эстетика, обра­зующие его методологическую и теоре­тическую основу. И. является не только особой областью научного знания, но и составной частью худож. культуры (Культура художественная). ИСКУССТВО И ИГРА—хотя зна­чение игры в жизни и в иск-ве было осознано еще в античности, философ­ско-теоретически проблема И. и и. была поставлена лишь во второй половине XVIII в. Кантом и Шиллером. Игра, воплощающая свободную деятельность, осмыслялась ими как родственная ху­дож. деятельности. Иск-во Кант рас­сматривает как «видимость, которой дух играет» и через к-рую раскрывается ис­тина, доставляется наслаждение. Суж­дение вкуса (Суждение эстетическое), считает он, есть свободная игра позна­вательных способностей. Шиллер в игре видит истоки иск-ва. Во второй полови­не XIX в. соотношение И. и и. получило позитивистскую интерпретацию (Спен­сер, К. Грос, Э. Гроссе), в к-рой игра, понимаемая как подготовительная дея­тельность, свойственная уже животным, представлялась основой иск-ва и труда. Показывая, что в жизни об-ва труд старше игры, Плеханов не подвергает сомнению взаимосвязь И. и и. Игра, по его мнению, не есть пустая забава, а составляет «одну из свяяей, соеди­няющих различные поколения и служа­щих для передачи культурных приоб­ретений из рода в род». Теоретический интерес к проблеме И. и и. обострился в XX в. в связи с проблемой судеб куль- туры. В кн. Хейзинги «Человек Играю­щий. О происхождении культуры в иг­ре» (1938) последняя выступает как своеобразный критерий оценки различ­ных культурных явлений, в т. ч. иск-ва, к-рое родственно игре по своей природе. В то же время в романе Г. Гессе «Игра в бисер» (1943) ставится под сомнение правомерность превращения высших духовных ценностей в игру, пусть даже самую духовную и прекрасную. Игра — ведущая деятельность ребенка и основа его последующего развития, ибо в игре он обретает азы опыта для жизни в об-ве и развивает те физические и ду­ховные силы и способности, к-рые ему необходимы для будущей деятельности. В детской игре ее сущность выражена в наибольшей степени. «В игре ребенок создает мнимую ситуацию» (Выгот­ский), развивает свое творческое вооб­ражение. Ребенок одновременно и верит и не верит в реальность игрового дейст­вия, к-рое он совершает непринужденно, получая бескорыстное удовольствие от самого игрового процесса. Игра — это также школа общения. По мере взрос-ления детей ролевая игра переходит в условную игру с правилами, а затем в др. виды деятельности — в спорт, в «де­ловые игры», в иск-во. Переходя в др. виды деятельности, игра передает им игровое начало. Внутренняя связь меж­ду игрой и иск-вом существует уже по­тому, что сама игра представляет собой эстетическое явление. Не случайно при­общение ребенка к иск-ву осущест­вляется через игру. С игрой связано возникновение изобразительной, лите­ратурной, музыкальной, драматической деятельности детей. Своеобразие дет­ского худож. творчества в том, что это игра — иск-во, движение к иск-ву через игру. Отлича-ясь от игры, иск-во по при­роде своей обладает игровым началом, отражает мир, в т. ч. и мир игры — игры детей, народные игры, игровой элемент обрядов, праздников, карнавалов, спор­та (Эстетика спорта), цирка и т. п. В иск-ве игровое начало проявляется в перевоплощаемости, присущей всем видам худож. творчества, особенно игре актера и музыканта. В самой структуре худож. произв., как в игре, диалектически совмещаются такие про­тивоположности, как действительное и вымышленное, условное и безусловное, творческая свобода и ограничивающие ее правила — «язык искусства». Чувст­во юмора роднит с игрой то, что оно обнаруживает несерьезность дейст­вительно существующего, высмеивает мнимость реального и реальность мнимого. Ирония поступает так же, при этом как бы «притворяясь» серьезностью, играя в нее. В про­цессе эстетического переживания воз­никают сложнейшее движение и пере­ливы между различными духовными способностями человека, своего рода «игра», вызывающая бескорыстное нас­лаждение. Само худож. творчество мо­жет быть предметом игры (стихотвор­ные игры, сценические шарады и т. п.). Иск-во-игра может явить пример фор­мализма, если игра становится само­ценной, но может иметь значение худож. эксперимента. Однако иск-во не должно превращаться в игру. Оно отнюдь не сводимо к игре, оно есть результат тру­да, «дьявольски серьезное дело, интен-сивнейшее напряжение», как писал Маркс о творчестве композитора. Све­дение иск-ва к игре может быть одним из путей его субъективизации. Вместе с тем, не будучи игрой по своей специ­фической сущности, иск-во, несомненно, имеет игровой аспект, и обусловливаю­щий психологическую подготовку к творческой деятельности (эвристиче­ская функция иск-ва), и дающий раз­рядку психической напряженности, и являющийся средством развлечения, отдыха, источником эстетического и ху­дож. наслаждения. Игровой аспект иск-ва, вызывая эстетическое удовольствие игрой духовных сил человека в самом процессе эстетического восприятия, со­действует формированию гармонически развитой личности.

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!