ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 18 страница
ИДЕАЛ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ (фр. ideal, от греч. idea — идея, первообраз) — вид эстетического отношения, являющийся образом должной и желаемой эстетической ценности. И.~э.— выс-ший критерий эстетической оценки, к-рая предполагает сознательное йОТИ неосознанное сопоставление 'тех или иных явлений с И э Сам же И. э.—"" это такой вид эстетического отношения, к-рый находится как бы между эстетическим вкусом (Вкус эстетический), с одной стороны, и эстетическими взглядами — с др. Уже эстетический вкус представляет собой известное обобщение эстетического опыта, но это обобщение во мн. субъективно. Кант называл «идеал красоты» высшим образцом, прообразом вкуса. И. э.—бом^тл^оо-кое, более объективное обобщение эстетической практики человека^ общественных классов и даже, в определенном смысле, целых эпох (папр-.-, Итэ. челове- 4 Эстетика ка Древн. Греции, эпохи Возрождения). В отличие от эстетических взглядов, выражаемых в абстрактных понятиях, И. э. «не порывает» с конкретно-чувственной формой своего выражения, без к-рой нельзя запечатлеть образ должной красоты. В классовом об-ве И. э. не может не носить классовый характер. Поэтому понятия «И. красоты», или «И. э.», и «красота И » заключают в себе разный смысл. «И. красоты» — специфический вид И., к-рый сам может быть прекрасным, а может быть даже отвратительным, как, напр., фашистский И. общественной жизни, преподносившийся его сторонниками как И. э. (что предполагало эстетизацию явлений, связанных с «новым порядком»: военные парады, эффектные манифестации, факельные шествия и т. п.). Красота самого И. э. в конечном счете определяется истинностью отражения подлинно прекрасного. И. э. обретает достоинство красоты, выражая красоту человеческой души и величие народного духа, творяяего этот И. и утверждающего его в труде и борьбе. Эстетическая ценность И. э. выражает его общечеловеческий характер..0 том^каким.И^э^^у-ководствуется человек,- -можно .-судии) по-его. о.тлошЈди_ю_ к_мд.ру_до-.Ё1"о дея_ тельности _и_-ловсдс1111Ю. Но выразить И. э. в цолной мере, «материализовать» его и тем самым сделать доступным восприятию любого др. человека можно только посредством иск-ва, отражающего действительность сквозь призму И. э. В иск-ве И. э. художника воплощается в образах положительных персонажей (Прометей в трагедии Эсхила, Пьер Безухов в «Войне и мире» Толстого, образы рабочего и колхозницы в скульптуре В. И. Мухиной и т. д.). Кроме того, И. э. выражается самой структурой худож. произв., всем его образным строем, в т. ч. и через отрицательные образы-персонажи, т. к. только пронизанные светом И. э. они обнаруживают свою безобразность, низменность, комизм. И. э. связан с такими видами И., как нравственный и социально-политический, но отнюдь не как их внешняя форма. И. э. вбирает в себя эстетический аспект представлений о со- Идеализация Идейность в искусстве вершенном об-ве, человеке и его поведении. Так, И. коммунизма, предполагающий общественные отношения равенства, сотрудничества и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей, гармоническое отношение природы и об-ва, высокую нравственность в общественных и личных отношениях, всесторонне и гармонически развитую личность, является также и И. э. ИДЕАЛИЗАЦИЯ (фр. idealization от фр. ideal—идеал).— 1) Метод ху-дож. обобщения, предельно акцентирующий в чувственно-образной форме как позитивные ценности, так и негативные стороны действительности; в творческой практике иногда переплетается с типизацией, но чаще сводится к возвышению позитивного объекта, одухотворению его, представлению эстетически значимым, вплоть до возведения к образцу, идеалу посредством придания ему совершенного облика (Совершенство). В иск-ве, по словам Чернышевского, «бывает идеализация в хорошую и дурную сторону, или, просто говоря, преувеличение». Иными словами, И. может совершаться не только в сторону положительного, но и в обратном направлении, когда, напр., пошлость идеализируется в сторону ужасного или смешного. Плеханов отмечал присущую романтизму И. отрицания буржуазного образа жизни. В народном искусстве И. может носить как пародийно-игровой, так и лубочно-идиллический характер. Во всех случаях И. в большей мере ориентируется на норму-образец, чем на познавательно-аналитический подход к действительности, присущий типизации. Если в типизирующем иск-ве идеал — это «отношения, в которые ставит друг к другу автор созданные им типы, сообразно с мыслию, которую он хочет развить своим произведением» (Белинский), то в иск-ве идеализирующем воплощением идеала чаще становятся образы-характеры, раздумья и чувства художника или народного коллектива, выраженные в открытых лирических, публицистических фрагментах. И., с одной стороны, свойственна «этикетным» формам культуры, связанным с обычаями, ритуалами, где творческий про- цесс подчинен канону. С др. стороны, будучи результатом активизации сознания в сторону желаемых форм жизни и ценностей, И. раскрывает потенциальные возможности человека в предчувствии или на гребне социальных перемен, когда иск-во ориентируется не столько на то, что есть в действительности, сколько на то, что и как должно быть в ней. И. свойственна иск-ву любой культуры, на первоначальных этапах ее развития, фольклору, мн. восточным, африканским, латиноамер. худож. явлениям, античной классике, иск-ву западноев-роп. и рус. средневековья, классицизму, романтическим направлениям. К И. тяготеют архитектура, декоративное иск-во, классический балет, лирика. монументально-мемориальная скульптура, хотя последняя не исключает типизации, что свойственно совр. тенденциям ее развития. 2) Намеренное или непроизвольное игнорирование художником теневых и драматических сторон жизни, ее фальшивое приукрашивание, «лакировка» в произв. иск-ва. Подобная И. выводит произв. из сферы худож. ценностей. ИДЕЙНОСТЬ в искусстве (от греч. idea — идея, первообраз, идеал) — определенность общественно-политической позиции художника, сознательная приверженность конкретной идее или системе идей, ценностных ориентаций, идеалов, выражение авторского отношения к изображаемому в худож. произв., тенденциозность, мировоззренческая направленность последнего. И.— важный критерий социальной значимости произв. иск-ва. Выступая в качестве обобщенного суждения о явлениях действительности, программы как самого худож. произв., так и его воспитательного воздействия, она предполагает глубокую убежденность художника в правоте и ценности тех или иных идей, представлений. Маркс выделял такие идеи, «которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть,— это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (т. 1, с. 118). Понятие «И. в и.» разрабатывалось уже в философско-эстетической мысли прошлого, особенно в революционно-демократической эстетике (Белинский, Чернышевский), но как категориальная концепция получило осмысление и методологическое обоснование в марксистской эстетике, в учении о социальной детерминированности иск-ва, его классовости (Классовое и общечеловеческое в искусстве), партийности, о мировоззрении и методе художника, единстве содержания . и формы худож. произв. И.— неотъемлемый атрибут иск-ва. Подлинный художник не может творить, если в его сознании не выстроилась определенная картина мира. Его творчество не может не выразить того или иного отношения к. основам природного и социального бытия, к предназначению человека. Эта сторона его деятельности и отражается в И. создаваемых им произв. Еще Плеханов писал: «...не может быть. художествен-' ного произведения, лишенного идейного содержания. Даже те произведения, ав--торы которых дорожат только формой и не заботятся о содержании, все-таки так или иначе выражают известную идею». Иск-во, говорил Горький, это всегда борьба «за» или «против», т. к. художник всегда что-то утверждает и что-то отрицает. Характеризуя содер-. жательную сторону произв. иск-ва, И. тесно слита с художественностью: она проявляется не столько в декларациях и заявлениях, сколько в конкретно-чувственной форме, в образной системе того или иного вида искусства. Можно сказать, что И. в и. выступает как систе-мообразующий фактор целостной содержательно-формальной структуры худож. произв., цементирующий все его слои. Она предстает здесь как выражение идей философских, политических, этических, религиозных и т. д., получивших эстетическую трансформацию. Проявление И. в худож. произв. многообразно: через тематику и конфликты, обобщение определенных сторон действительности, через образы героев, авторское отношение, его симпатии и антипатии. Она может выражаться в прямой, публицистической форме («Стихи советском паспорте» Маяковского), через отрицание негативного, отживающего, уходящего с позиций передового эстетического идеала (сатирические жанры), через воплощение положительного героя (Павел Корчагин в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского, Василий Губанов в фильме «Коммунист» Ю. Я. Райзмана и др.), через постановку острой, совр. проблемы (фильмы «Чучело» Р. А. Быкова, «Тема» Г. А. Панфилова и др.). Передовые художники и представители эстетической мысли всегда выступали за высокое общественное назначение и прогрессивную идейную направленность иск-ва.. Но И. может предстать в иск-ве и как отстаивание реакционных идей, поддер-!живающих отжившее, уходящее, отмирающее, и как выражение идеи общественного индифферентизма, проявление «безнадежно отрицательного», по характеристике Плеханова, отношения к окружающей социальной среде. Многочисленные разновидности' формализма и модернизма связаны с отрицанием роли И. в и., провозглашают принципы «деидеологизации». Однако в совр. буржуазном иск-ве позиция консерватизма, по существу, является не чем иным, как возвратом к идеологизи-рованности. В прогрессивном иск-ве И. проявляется в верности и. глубине худож. постижения действительности, в оценке, ведущих тенденций общественного развития, соотношении направленности произв. с целями и задачами трудящихся масс. В марксистско-ленинской эстетике последовательно проводится идущая от Ленина мысль об И. как выражении идеалов и интересов рабочего класса и его авангарда — коммунистической партии. Понимаемая так И. сочетает в себе гносеологический и аксиологический подходы к реальной действительности, является фактором воспитания у человека прогрессивного мировоззрения, активной жизненной позиции. Поэтому на всех этапах развития советской худож. культуры КПСС уделяла и уделяет огромное внимание идейной направленности лит-ры и иск-ва. Коммунистическая И.— неотъемлемая черта социалистического иск-ва, И зоб разительно-выразительные средства Идея художественная генерализующий признак, пронизывающий осмысление сложного, противоречивого социально-исторического процесса. Она — не идеологическая или теоретическая добавка к про-изв., не привнесенное качество, а столь же органично присущая ему черта, как партийность и народность. Ее следует рассматривать как эстетическую категорию. Глубокая И. влияет на характер отношения человека к действительности, пробуждает у него эстетическое чувство, способствует его гармоническому развитию, самосовершенствованию. Худож. творчество только тогда может стать социально значимым, когда общественные проблемы рождают у художника желание и стремление подняться в творчестве на уровень больших вопросов современности. «Только литература — идейная, художественная, народная,— подчеркивалось на XXVII съезде КПСС,— воспитывает людей честных, сильных духом, способных взять на себя ношу своего времени». ИДЕЯ художественная (от греч. idea — представление) — воплощенная в произв. иск-ва эстетически обобщенная авторская мысль, отражающая определенную концепцию мира и человека (Концепция художественная). И. составляет ценностно-идеологический аспект худож. произв. и является наряду с темой и пафосом одним из элементов худож. содержания (Содержание и форма в искусстве). В И. х. отражаются существенные закономерности действительности, осмысленные, оцененные и просветленные эстетическим идеалом художника. В отличие от И. научной И. х.— не отвлеченная мысль, а живое и конкретное осуществление смысла в худож. образе: «...искусство доводит до сознания истину в виде чувственного образа...» (Гегель). И. х. передается всей целостностью произв. иск-ва, единством всех его элементов и уровней. Отсюда невозможность исчерпывающего, адекватного ее перевода на язык научных понятий, критических суждений, а также воссоздание ее без «смыслового остатка» в др. видах искусства (напр., интерпретация литературных произв. в музыкальном театре, кино, балете, иллюстрации и т.п.). В практике аналитического осмысления произв. иск-ва И. х. условно выделяется как гл. его мысль, как социальный, философский, нравственный и т. д. его смысл (напр., утверждение созидательной силы добра и красоты при видимом их бессилии в романе Достоевского «Идиот»; разобла-•чение самодержавно-бюрократической системы в «Деле» и «Смерти Тарелки-на» А. В. Сухово-Кобылина; утверждение исторической оправданности и высокого нравственного статуса социалистической революции в «Двенадцати» Блока и «Белой гвардии» М. А. Булгакова и т. п.). Такое выделение позволяет использовать И. х. в качестве критерия оценки общественной значимости произв. иск-ва. Но при этом И. упрощается, схематизируется, утрачивает свой худож.-индивидуальный характер и многозначность. И. х. не существует как вполне сложившаяся, «готовая» мысль, к-рая в процессе творчества лишь воплощается в материале, обретает конкретно-чувственные формы: она формируется по мере создания произв. Социально значимые идеи, бытующие в общественном сознании, являются предпосылкой И. х., но в худож. замысле они утрачивают отвлеченность, претворяются в первообраз, несущий в себе как бы свернутое содержание произв. (напр., «вишневый сад» и «чайка» у А. П. Чехова, «обрыв» у И. А. Гончарова, «пиковая дама» у Пушкина и т. п.). Хотя первообраз отличается неопределенностью. он становится регулятивным принципом, определяющим процесс воплощения замысла. Процесс формирования и развития первообраза отражен в многочисленных свидетельствах художников (напр., «Дневник писателя» Достоевского, «Чайка» А. П. Чехова, «Театральный роман» М. А. Булгакова и др.). С завершением произв. иск-ва процесс формирования И. х. не заканчивается, а находит продолжение в акте худож. восприятия. Стремление к открытому и активному утверждению в иск-ве политических, социально-нравственных, религиозных и т. п. убеждений автора приводит к созданию т. наз. тенденциозных произв. Тенденциоз- ность не противоречит природе иск-ва, но тенденция, по мысли Энгельса, не должна навязываться читателю, слушателю, зрителю, а «должна сама по себе вытекать из обстановки и действия, ее не следует особо подчеркивать...» (т. 36, с. 333). В определенном смысле И. х. обладает способностью к саморазвитию, к-рое заключается в возможности расхождения между мировоззренческими установками автора и поэтическим смыслом его произв. Примером может служить творчество О. Бальзака, И. С. Тургенева, Толстого и др. Так или иначе связанная с авторским мировоззрением, И. х. не только зависит от него, но и способна оказывать воздействие на систему взглядов художника, т. к. процесс создания худож. образа является одновременно и процессом познания действительности, процессом поисков истины. ИДИЛЛИЧЕСКОЕ (от греч. eidyl-lion — картинка, песенка) — идеализированные представления о совершенстве, гармонии, полноте жизни простых, «естественных» людей, их непосредственных связях с природой, утверждаемых в качестве абсолютной ценности. Воплощение И. в иск-ве связано с жанром идиллии, к-рый складывается в творчестве древнегреч. поэта Феокрита (конец IV — первая половина III в. до н. э.), восходит к фольклорным пастушеским песням — буколикам. Ведущими мотивами античной идиллии являются простая, тихая жизнь, любовные переживания и т. д. В эпоху эллинизма широкое распространение получает идиллический пейзаж: пасущиеся стада, прохладные ручьи, цветы, луга, птицы и пр. Позднее в европ. эстетике классические атрибуты идиллии (возвышенная любовь, простота, естественность чувств, близость к природе, цельность человеческой натуры) были переосмыслены в качестве существенных основ человеческого бытия и приобрели мировоззренческий, философский характер. Идиллический мир противопоставлялся суетной, лишенной целостности и гармонии действительности, в к-рой люди разобщены, эгоистичны и замкнуты. Интерес к идиллии возобновляется в иск-ве XVIII в., что связано с развитием сентиментализма с его культом чувств, простоты и сердечности «естественного» человека. На рубеже XVIII—XIX вв. возникает тема разрушения идиллического мира под воздействием чуждого, враждебного ему мира капиталистических отношений. И. может выражать тоску по утраченному состоянию, по прошлому, к-рое оценивается как идеальное; выступать образом желаемого будущего или критерием критической оценки настоящего, его неприятия {Русса, А. Ватто, Карамзин, Р. Шатобриан, И. А. Гончаров и т. д.). Освоение и анализ реальных противоречий заменяется в И. конструированием несуществующих и неосуществимых отношений. Именно игнорирование «огромнейших событий, совершающихся в глубоко взволнованном мире», и лежит в основе гегелевского неприятия идиллии и И. в иск-ве. Гегель подчеркивал фальшь и искусственность идиллического мира, в к-ром гл. роль играют «пастор, шлафрок и кофейник». Однако в самой проти-вопоставленности И. и реального миров содержится момент худож.-эстетического открытия существенных сторон жизни человека, его отношений с др. людьми и природой, проявляется человеческая потребность в добросердечных чувствах вопреки сложному, противоречивому, нередко антигуманному миру действительности. Таково, напр., И. раскрытие темы «любовь и война» в «Альпийской балладе» В. Быкова, худож. осмысление этой темы нек-рыми др. советскими писателями, в т. ч. Э. Казакевичем, В. Астафьевым. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА—система ис торически сложившихся, особых в каждом виде иск-ва, материальных средств и приемов создания худож. образа (Язык искусства). Напр., в живописи это линия, цвет, пластическая форма, пространственно-композиционные отношения; в музыке — ладовые (Лад) и метро-ритмические (Ритм) отношения звуков, гармония, фактура, инструментовка и т. д. В своей конкретной совокупности и взаимосвязи И.-в. с. образуют худож. форму произв. иск-ва, во- Изобразительное искусство Изящное прощающую его содержание (Содержание и форма в 'искусстве). В качестве элементов худож. формы И.-в. с. имеют техническо-конструктивное, композиционно-структурное значение и вместе с тем являются носителями образного смысла. Богатство и образная сила И.-в. с. один из показателей художественности произв. иск-ва. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО — группа видов худож. творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произв. И. и. имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К И. и. относятся: живопись, скульптура, графика, монументальное искусство и в значительной мере декоративно-прикладное искусство, часто обращающееся к изобразительной форме, к-рая, однако, не является для него обязательной. Способность И. и. воссоздавать в наглядно узнаваемом виде все многообразие зримого мира определяет его широкие худож.-познавательные возможности, непосредственную убедительность его произв. Реальность воспроизводится в И, и. соответственно осо-'бенностям разных его видов в таких и благодаря таким объективным свойствам, как материальная форма предметов и пространственная среда, как объем, цвет, свет, фактура предмета и т. д. И. и. способно не только фиксировать прямое зрительное восприятие явлений мира, но и передавать их движение, развитие во времени и пространстве. Специфическими возможностями в этой области обладает живопись, произв. к-рой — картина представляет собой самостоятельно существующий худож. мир, с чрезвычайной полнотой воссоздающий свойства реальности. И. и. способно проникать во внутреннюю суть явлений, воспринятых в их зримом облике, раскрывать их взаимосвязь,'оценивать смысл и значение, т. е. воссоздавать не только чувственный облик реальности, но и ее духовную сущность, включая внутренний мир человека, духовное освоение им природы, воплощение социальных, политических, философских, этических идей. В силу этого И. и. играет важную роль в духовной жизни об-
Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 94; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!