ТЕМАТИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ОСНОВНЫХ СТАТЕЙ СЛОВАРЯ 16 страница



реализма социально-психологического (критического реализма), он кладет в основу худож. изображения человека не принцип его социально-психологиче­ской типичности, а его жизцеориенти-рующую «идею», духовно-мировоззрен­ческую ориентацию, являющуюся про-.дуктом его духовного самоопределения. Наиболее развернуто эстетические воз­зрения Д. выражены (помимо указан­ной работы) в статьях: «Предисловие к публикации: «Три рассказа Эдгара По» (1861), «Ответ «Русскому вестни­ку» (1861), «Выставка в Академии ху­дожеств за 1860—61 год» (1861). «Рас­сказы Н. В. Успенского» (1861), «Пре­дисловие к публикации перевода романа В. Гюго «Собор Парижской Богомате­ри» (1862), а также в речи о Пушкине (1880) и в «Дневнике писателя» (1873— 81). ДРАМА (греч. drama — действие).— 1. Один из осн. родов худож. лит-ры (наряду с лирикой и эпосом), охватыва­ющий произв., обычно предназначенные для исполнения на сцене; подразделя­ется на жанровые разновидности: тра­гедию, комедию, драму в узком смысле, мелодраму, фарс. Текст драматических произв. состоит из диалогов и моноло­гов персонажей, воплощающих те или иные человеческие характеры, проявля­ющиеся в поступках и речах. Сущность Д. состоит в раскрытии противоречий действительности, получающих вопло­щение в конфликтах, определяющих развитие действия произв., и во внут­ренних противоречиях, свойственных личности персонажей. Сюжеты, формы и стили Д. на протяжении истории куль­туры менялись. Изначально предметом изображения служили мифы, в к-рых был обобщен духовный опыт человече­ства (Д. Востока, Древн. Греции, рели­гиозная Д. европ. средневековья). Пере­лом в Д. наступил с обращением к ре­альной истории, государственным и бы­товым конфликтам (Д. Возрождения, драматургия Шекспира, Лопе де Вега, Корнеля, Расина и др.); сюжеты Д. ста­ли отражать события и характеры вели­чественные и героические. В XVIII в. под влиянием эстетики Просвещения в качестве героев Д. выступают уже пред- ставители поднимающегося буржуаз­ного класса (Дидро, Лессинг). Реализ­му просветительской Д. романтики пер­вой половины XIX в. противопоставляют легендарные и исторические сюжеты, необыкновенных героев, накал страстей. На рубеже XIX—XX вв. символизм воз­рождает в Д. мифологические сюжеты, а натурализм обращается к самым тем­ным сторонам повседневной жизни. Д. в социалистическом иск-ве, стре­мясь к всестороннему охвату действи­тельности, следует традициям реализма предшествующего периода, нередко до­полняя реализм революционной роман­тикой. 2. Разновидность пьес, в к-рых конфликт не получает трагической, смертельной развязки, но действие не приобретает и чисто комического харак­тера. Этот промежуточный между тра­гедией и комедией жанр Д. получил особенное распространение во второй половине XIX и в XX в. Ярким примером такой разновидности пьес является драматургия А. П. Чехова. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЭСТЕТИКА рус. эстетическая мысль XI—XVI вв. Д. э. имела два гл. источника: матери-ально-худОж. культуру восточных сла­вян и византийскую эстетику, проникав­шую на Русь с конца Х в., нередко в юж­нославянской редакции («Шестоднев» Иоанна Экзарха Болгарского и др.). В истории Д. э. можно выделить три осн. периода: домонгольский и время татаро-монгольского нашествия (XI — первая половина XIV в.); период консо­лидации национальных сил (конец XIV—XV в.); период единого рус. централизованного государства (конец XV—XVI в.). Для первого периода ха­рактерно активное освоение византий­ского худож.-эстетического наследия на основе восточнославянского мировос­приятия. В «Слове о полку Игореве», «Повести временных лет», в произв. Илариона, Кирилла Туровского, игуме­на Даниила и др. книжников отражены представления древн. русичей о красоте (природной, духовной, художествен­ной), об иск-ве, возвышенном, героиче­ском. Особым почитанием на Руси в этот период окружены книги как гл. но­сители духовных ценностей. И все др. Дюфрен явления, относящиеся к духовной сфере, воспринимались прежде всего эстетиче­ски, как несущие духовное наслаждение и обозначались как прекрасные. Д'ля Д. э. этого периода характерны: особое внимание к чувственно воспринимаемым реализациям духовной красоты; наде­ление прекрасного осязательной пред­метностью (вещностью), конкретно­стью; тяготение к реализму и материа­листичности; осмысление красоты как выражения истинного и сущностного; особая чуткость к красоте искусной дея­тельности; повышенная эмоциональ­ность и мажорность; осмысление света в качестве важной модификации пре­красного. В архитектуре, живописи, прикладных иск-вах ценится величие, красочность, светоносность, яркость, драгоценность. Храм воспринимается как огромное роскошное произв. юве­лирного иск-ва. На смену сакральному (священному) восприятию природы восточными славянами приходит пони­мание ее как прекрасного произв. вер­ховного художника (бога). В ней усмат­ривается прекрасный порядок— «строй», радующий душу. В качестве осн. характеристик природной красоты выступают величина, высота, округ­лость, «искусная сделанность», выде-ленность в пространстве. К середине XIV в. в эстетическом сознании видное место занимает нравственная красота; в лит-ре складываются идеальные обра­зы народного героя (князя, ведущего русичей на захватчиков) и духовного пастыря. Первый образ строится на единстве внешней красоты, мужества и нравственного совершенства; у второго преобладает нравственно-духовная кра­сота, к-рая ценится в человеке не мень­ше мужества и отваги. Для эстетики второго периода характерно усмотрение в творческом акте единства мудрости, иск-ва и красоты — осознание софийно-ети (мудрости) творчества, иск-ва. Выс­шего совершенства и полноты выраже­ния этот принцип достигает в иск-ве Андрея Рублева, сумевшего с помощью худож. средств живописи выразить высочайшие духовные ценности своего времени в их общечеловеческой значи­мости. В его живописных образах наи- более полно воплотилась древнерус. фи­лософия гуманности, мудрости и красо­ты. Епифаний Премудрый и др. книж­ники разрабатывают в этот период тео­рию словесного иск-ва, одновременно реализуя ее на практике. Усиливается эстетическое начало в иск-ве слова (стиль «плетения словес»). Особая ак­тивизация эстетической мысли харак­терна для третьего периода. На рубеже XV—XVI вв. Нил Сорский разрабаты­вает рус. вариант эстетики аскетизма, а внимание Иосифа Волоцкого привле­чено к осмыслению литургической (куль­товой) эстетики; он же излагает, опи­раясь на идеи византийской эстетики, теорию иконы и сюжетно-иконографи­ческую программу для живописцев. В XVI в. в развитие эстетической теории вносят свой вклад Максим Грек, Вас-сиан Патрикеев, Зиновий Отенский, ста­рец Артемий, Андрей Курбский и др. Эстетическая сфера, и прежде всего лит-ра и иск-во, активно переплетаются в этот период с социально-политической и идеологической борьбой. Слово писа­теля осознается как важное оружие в борьбе за социальную справедливость («правду»). Труд художника расцени­вается как высоконравственный и особо почитаемый. На теоретическом уровне каноничность (Канон) и традициона­лизм осознаются в качестве важнейших принципов иск-ва, а худож. практика идет по пути активного отказа от них. Разворачивается полемика по поводу аллегорических и символических (Алле­гория, Символ) изображений, в резуль­тате к-рой концепция символизма Псев­до-Дионисия Ареопагита осмысливает­ся в качестве теоретического фундамен та живописи. Ряд принципов Д. э. фор­мулируется теоретиками иск-ва (в обла­сти живописи, риторики, музыки) уже в XVII в., когда своеобразие древнерус. иск-ва выявилось особенно рельефно при сравнении с западноевроп. иск-вом Ренессанса (Возрождения эстетика) и Барокко, нашедшем признание в России того времени. ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859— 1952) — амер. философ и психолог, один из гл. представителей философии и эстетики прагматизма. В основе эсте- тической концепции Д.— понятие опы­та, сливающего субъективный мир чело­века и объективную реальность в одно целое. Д. выделяет три гл. вида опыта — познавательный, моральный и эстетиче­ский. Последний понимается как про­цесс и результат достижения гармонии между организмом и средой, индивидом и миром. Эстетическое начало может возникнуть, по Д., в любом жизненном процессе в кульминационный момент интеграции всех жизненных сил чело­веческого организма и выражается в иррационально переживаемых челове­ком чувствах ценности своих душевных состояний. Эстетическое как наиболее яркое и сильное чувствование субъекта оказывается высшей ценностью, снима­ющей в себе познание и нравственность. Но при этом прекрасное, отождествляе­мое с внутренними переживаниями субъекта, лишается к.-л. критерия про­верки. В такой трактовке эстетического совмещаются два характерных для прагматизма момента: биологизирую-щее, субъективно-идеалистическое (близкое эмпириокритицизму) понима­ние опыта и иррационализм. В теории худож. деятельности Д. иск-во рассмат­ривается прежде всего как форма вы­ражения и язык. Иррационализм ска­зался здесь в выдвижении близкого ин­туитивизму Бергсона и Кроче положе­ния о видении как интуитивном проник­новении в сущность вещей в процессе творчества, а эмпиризм — в попытке придать эстетике форму науки, изуча­ющей структурные отношения, комму­никативные возможности и социальные функции произв. иск-ва. Эти идеи Д., подхваченные его последователями, со­ставили основу совр. амер. позитивист­ской эстетики, именуемой натуралисти­ческой, или контекстуалистской (Кон-текстуалистская эстетика). Отношение Д. к совр. буржуазному иск-ву двойст­венно. Он выступал против крайней формы модернизма — абстракциониз­ма. В то же время теория Д. легко мо­жет быть приспособлена для обоснова­ния правомерности таких форм беспред­метного иск-ва, как «живопись дейст­вия», кинетическое искусство, хэппенинг ч т. п. Во всех них четко выражен прин- цип конструирования зрительных струк­тур, «развивающихся» в пространстве и времени, что и является, по Д., сущ­ностью худож. деятельности. Практи­цизм и индивидуализм, присущие фило­софии прагматизма в целом, отразились и на проблемах эстетического воспита­ния, к-рое Д. рассматривает чисто ути­литарно, сводя его к созданию практи­ческих навыков и умению делать удоб­ные вещи. Отсутствие социального под­хода к эстетическим проблемам, недо­оценка общественной роли иск-ва как средства познания действительности и формирования человеческой личности характерны для прагматистской эстети­ки Д., к-рая изложена в соч.: «Демокра­тия и воспитание» (1916), «Психология и педагогика мышления» (1919), «Вве­дение в философию воспитания» (1921), «Опыт, природа и искусство» (1925), «Индивидуальность и опыт» (1925), «Индивидуализм, старый и новый» (1929). «Искусство как опыт» (1934). ДЮФРЕН (Dufrenne) Микель (р. 1910) — фр. философ-феноменолог, директор журнала «Ревью д'эстетик». Осн. идея эстетики Д.— утверждение эстетического восприятия как уникаль­ного контакта человека с творческими силами природы. В процессе такого кон­такта природа раскрывается как «рож­дающая человека», что составляет цель ее собственного развития. Материаль­ные элементы природы теряют при этом утилитарное или познавательное значе­ние: их восприятие дает человеку чувст­во исконной связи с миром, радость уко­рененности в нем. Иск-во, по Д.,— един­ственная деятельность, хранящая для человека подобный контакт с природой, основанный на переживании связей с миром, а не их постижении (логос). «Эстетическое восприятие», «эмоция», «поэтическое (художественное)» дол­гое время выступали как осн. поня­тия эстетики Д., а иск-во рассматрива­лось им как спасение человека от «от­чуждающей» его способности цивилиза­ции. Объект критики Д.— логос, про­низывающий буржуазную цивилиза­цию, ряд философсклх теорий (напр., лингвистическую философию, структу­рализм) и худож. стилей (Оп-арт, Кон- Дюфрен цептуальное искусство). В логоцентриз-ме необоснованно обвиняет Д. и марк­систских исследователей, к-рые среди мн. функций иск-ва признают и такую, как познание мира. Кризис буржуазной культуры конца 60-х гг. побудил Д. к по­иску новой эстетики, в к-рой «эстетик возьмется за дело как социолог». Но и здесь он обращается к все той же «спасительной» миссии иск-ва и эстети­ческой эмоции. На его поиске сказалось влияние философии франкфуртской школы (Адорно, Г. Маркузе), левоанар-хических настроений. Новая, политизи-рованная, по Д., эстетика должна вы­явить в иск-ве игровые, эмоциональ­ные, взрывные начала, от к-рых «затре­щат существующие структуры власти». Осознавая разрыв между буржуазным иск-вом и массовым зрителем, Д. счита­ет важной задачей эстетики помочь иск-ву выйти в «повседневность» (быт, празднества), к-рая со своей стороны через эмоциональное обогащение дол­жна помочь человеку освободиться от «гнета структур власти». Поиск Д. со­циально-преобразующей силы в иск-ве носит не только утопический, но и охра­нительный характер, ибо исключает не­обходимость революционных социаль­но-экономических изменений для под­линного освобождения человека. Осн. работы Д. по проблемам эстетики: «Фе­номенология эстетического опыта» (1953), «Поэтическое» (1963), «Эстети­ка и философия» (в 3 т., 1967—81). Ж ЖАН ПОЛЬ (Jean Paul) (наст. имя — Иоганн Пауль Фридрих Рихтер, Richter) (1763—1825) — нем. писатель. Его творчество занимает особое место между различными направлениями нем. лит-ры начала XIX в., своеобразно со­единяя нем. культурную традицию, ухо­дящую в прошлое (XVII—XVIII вв.), с новыми тенденциями иск-ва (сочетание просветительских идей с сентиментализ­мом). Особенность произв. Ж. П.— традиционное единство поэзии и теоре­тической (философско-эстетической ) мысли, основанное на принципе остро­умия. Восходящее к эпохе барокко, ост­роумие определяет и логическое комби­нирование вещей, понятий, и игру с ни­ми, и деятельность поэтической фанта­зии. В романах «Зибенкез» (1796—97), «Титан» (1800—03) и др. наглядно представлены разнообразные формы разворачивания эстетики остроумия. В центре осн. теоретического произв. Ж. П.— «Приготовительная школа эс­тетики» (1804) —учение о способах воспроизведения действительности (идеальный тип творчества преодоле­вает крайности поэтического материа­лизма и нигилизма), а также об остро­умии и о комическом (юморе, иронии. сатире). Своими теоретическими рабо­тами и худож. творчеством способство­вал формированию эстетики романтиз­ма и реализма. ЖАНР в искусстве (фр. genre — род, вид) — подразделение каждого вида искусства, обусловленное многообра­зием конкретных возможностей худож. освоения действительности. В истории теоретического осмысления этих воз­можностей предлагались различные принципы жанрового деления — тема- тические, структурные, функциональ­ные; системный анализ иск-ва приводит к заключению, что существует несколь­ко плоскостей жанровой дифференциа­ции, каждая из к-рых отвечает к.-л. грани сложного строения и функциони­рования худож. произв. С этой т. зр. в лит-ре Ж. являются: и роман, повесть, поэма, стихотворение; и исторический роман, приключенческий роман, психо­логический роман; и трагедия, комедия, мелодрама, водевиль; и ода, эпитафия, эпиграмма, памфлет. Соответственно многообразны жанровые членения в др. видах иск-ва, а каждый Ж. распадается на несколько поджанров. В результате одно и то же произв. иск-ва можно от­нести к нескольким жанровым группам (скажем, скульптура «Медный всадник» Э. М. Фальконе — это памятник, это конный памятник, это портрет, это исто­рический портрет, это аллегорическая скульптура). Жанровое деление иск-ва по-разному истолковывалось и оценива­лось в истории худож. культуры. В эсте­тике классицизма, напр., оно выступало как строгая иерархическая система, где каждый Ж. оценивался как «высокий» или «низкий» (скажем, трагедия—коме­дия, мифологическая картина—бытовая картина, опера-сериа и опера-буффа) и осуждалось к.-л. смешение Ж. Эсте­тика романтизма отвергла иерархиче­скую концепцию Ж., обосновывая право художника сталкивать разные жанро­вые структуры в одном произв., играть на контрастах трагического и комиче­ского, высокого и пошлого. Эстетика реализма воспринимала Ж. во всем бо­гатстве возможностей правдивого отра­жения многообразных жизненных про­явлений и их оценки соответственно Живопись объективному достоинству каждого. Не случайно в иск-ве критического реа­лизма XIX в. активно разрабатывались такие Ж., как роман и повесть, бытовая драма на сцене и бытовая картина в живописи и т. д., к-рые позволяли вос­производить совр. социальную реаль­ность и произносить над ней суровый «приговор» (Чернышевский). Эстетика социалистического иск-ва утвержда­ет необходимость использования всех сложившихся в прошлом и новых, воз­никающих жанровых структур, без к.-л. их иерархического соотнесения, по­скольку оно ориентировано на худож. воссоздание всей полноты человеческой жизни, совр., прошлой и будущей,— природы, мира вещей, практических деяний человека и его внутренней духовной жизни. Конкретное соотнесе­ние Ж. в социалистическом иск-ве отра­жает изменения содержания социаль­ной жизни и интересов людей (различ­ной была, напр., жанровая структура советского иск-ва в годы гражданской войны и в период нэпа, во время Вели­кой Отечественной войны и в мирной послевоенной жизни), выдвигая на пе­редний план то один, то др. Ж. в и. ЖИВОПИСЬ — вид изобразительно­го искусства, специфика к-рого заклю­чается в представлении при помощи красок, нанесенных на к.-л. твердую поверхность (основа), образов действи­тельности, получающих в зависимости от назначения произв., господствующе­го худож. стиля, времени и индивиду­альности мастера-исполнителя опреде­ленную худож. интерпретацию. Исполь­зуя цвет, рисунок, композицию, выра­зительность наложения мазков (факту­ру), Ж. дает возможность наглядно воспроизводить колористическое богат- ство действительности, ее пространст-венность и материальность, воплотив широкие представления о жизни приро­ды, людей и социальных процессах. Образы Ж. могут передавать плоскост­ность и глубинность пространства (пер­спектива), ставить акценты на постоян­ном или изменяющемся характере бы­тия, показывать живую стихию жизни и иллюстрировать отвлеченные идеи (аллегория, символ). Совокупность ма­териалов Ж. (Материал искусства) и техники их использования определяется выбором красящих пигментов и связую­щих их веществ (масло, клей, воск и др.). Отсюда и появились такие разно­видности Ж., как масляная Ж., темпе­ра, Ж. по штукатурке (фреска), энка­устика и т. п. Различные способы техни­ки, худож. приемы и формы живописно­го повествования, исторически пополня­ясь и изменяясь, позволяли Ж. всегда, со времени ее появления в наскальных росписях палеолита, обладать широки­ми эстетическими возможностями отра­жения и истолкования реальности, вы­полнять важные общественные функ­ции. Благодаря обилию жанров (исто­рический, бытовой пейзаж, портрет, на­тюрморт) и видов (монументально-де­коративная, декорационная, станковая Ж. или картина, иконопись, панорама и диарама) Ж. находит применение в разных сферах социально-культурной жизни, способствует решению идеоло­гических и познавательных задач, явля­ется высокоразвитой формой творчества и труда. Оказывая глубокое эмоцио­нальное воздействие на зрителя, Ж. не­посредственно участвует в формирова­нии мировоззрения, высокой духовной культуры людей, в их эстетическом вос­питании. ЗАКОНЫ ЭСТЕТИКИ—гуществен-ные связи эстетической деятельности, творческого процесса, рождающего про­изв. иск-ва, а также 3. собственно ху­дож. деятельности, социального бытия, функционирования, восприятия и раз­вития иск-ва, развертывания мирового худож. процесса. Наиболее общими 3. э. являются метазаконы эстетической деятельности (Деятельность эстетиче­ская). Они характеризуют сущность процесса эстетического освоения мира и сводятся к следующему: 1) В эстети­ческом как обобщающей категории эс­тетики отражен процесс деятельности общественного человека, включающего явления мира в сферу своей практики и ставящего их в определенные ценност­ные отношения к человечеству. 2) Эсте­тическая деятельность: а) осуществля­ется в соответствии с внутренней мерой осваиваемого предмета и эстетическими идеалами человека; б) нацелена на соз­дание непреходящих общечеловеческих ценностей; в) имеет антиотчуждающий социальный эффект, поскольку резуль­тат творчества есть сфера свободы твор­ца и потребителя эстетического продук­та. Высшая форма эстетического освое­ния действительности — искусство, где действуют помимо метазаконов и специ­фические 3. э. К ним относятся 3. ху­дож. творчества, социального бытия иск-ва, его восприятия и худож. процес­са. 3. ~худож. творчества раскрывают существенные и необходимые связи творческой «генетики», «антропологии» и гносеологии иск-ва. А именно: творче­ство осуществляется худож. одаренной личностью или коллективом на основе определенного худож. метода; протека­ет в форме образного мышления, в про-

Дата добавления: 2019-03-09; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!